Статьи

На что обращать внимание при составлении договора с разработчиками

На что обращать внимание при составлении договора с разработчиками

Современные тенденции диктуют изменения в структуре корпоративной собственности. Наиболее успешные и богатые компании сейчас строят свой бизнес, опираясь на нематериальные активы – интеллектуальную собственность, разработки технологии. Именно поэтому в жестоком мире конкуренции за специалистов важно правильно выстраивать взаимоотношения с теми, кто непосредственно создает капитализацию компаний. Разбираемся в нюансах составления договоров вместе с Александром Лаврентьевым, CEO компании по защите авторских прав «Антипиратские Технологии».

Виды взаимоотношений между работниками и работодателями в сфере IT

Рынок труда в IT достаточно разнообразный и специфичный. Характер многих работ позволяет выполнять их без физического присутствия команды в одном месте. Кроме того, большинство стартапов рождается именно в этой сфере, а там свои нюансы. Например, команды разработчиков могут быть не только удаленными, но и интернациональными.

В целом же, взаимоотношения между российской компанией и российскими разработчиками бывают двух видов:

1)    Трудовые взаимоотношения. Здесь заключается трудовой договор, все взаимодействие строится на нормах Трудового кодекса РФ с жесткими рамками по охране труда, количеству дней отпуска, срокам выплаты заработной платы и т.д.

2)    Гражданско-правовые отношения. Здесь нормы трудового права не действуют, стороны сами определяют взаимные права и обязанности, оговаривают результат работы, сроки и иные важные моменты, опираясь на требования Гражданского кодекса РФ.

В обоих случаях взаимодействия могут осуществляться в удаленном формате. Трудовой кодекс РФ позволяет заключать так называемый договор о дистанционной работе, это же возможно и при выстраивании подрядных отношений по нормам Гражданского кодекса РФ. Имеется в виду вариант, когда сотрудник выполняет работу, находясь не в месте присутствия работодателя или заказчика.

Таким образом, первая и главная задача – выбрать один из двух вариантов привлечения разработчика для выполнения задач бизнеса. Здесь нужно исходить из следующего.

Если сотрудник нужен для выполнения постоянно возникающих разных задач, у которых нет конкретного результата и сроков (например, разработчик, который поддерживает в работоспособном состоянии систему – банковские разработчики и программисты, сотрудники платежных систем, сервисов онлайн услуг и т.д.), то в этом случае подходит больше заключение трудового договора.

Если же задача стоит в виде выполнения конкретного объема работы с понятным результатом (например, разработка мобильного приложения, или функционала игры, или конкретного сервиса), то в данном случае работодателю будет более интересен гражданско-правовой договор, в котором будет определен конкретный результат в соответствии с ТЗ, сроки и конкретная сумма оплаты.

Нужно обязательно иметь в виду, что российское законодательство запрещает скрывать трудовые отношения за договором подряда. Иными словами, если контролирующие органы выявят, что фактически между сторонами длительные отношения, при которых происходят регулярные выплаты в одинаковом размере, работник выполняет работу, определенную его квалификацией, но при этом нет конкретного результата за единицу времени, он подчиняется правилам внутреннего распорядка компании, но при этом заключен договор подряда, то такой работодатель может быть привлечен к ответственности.

Итак, при выборе вида договора обращаем внимание на характер отношений, задачи, которые ставятся перед работником и которые нужно решить бизнесу. Если оформляем трудовой договор, то обязательно подписываем его в письменном виде, условия не должны ухудшать положения работника по сравнению с установленными в Трудовом кодексе РФ.

Если заключается договор о дистанционной работе, то текущие разъяснения контролирующих органов в области трудового права говорят о том, что работник в этом случае должен находиться на территории РФ, поскольку за ее пределами работодатель не в состоянии обеспечить охрану труда, да и в целом нормы трудового права России действуют только в рамках страны. Поэтому заключение трудового договора при дистанционном характере работ рекомендуется только при нахождении разработчика в России.

Как заключить гражданско-правовой договор с разработчиком

Гражданско-правовой договор не регулируется трудовым законодательством, условия стороны прописывают самостоятельно, но, тем не менее, существуют определенные правила. Обращаем внимание на следующие моменты.

  1. В каком статусе находится разработчик. Если это физическое лицо без статуса ИП или самозанятого, то нужно иметь в виду, что в данном случае заказчик работы выступает налоговым агентом и должен удерживать с выплат в пользу подрядчика НДФЛ и страховые взносы. Если взаимоотношения строятся с самозанятым или ИП, то в этом случае налоговые обязательства ложатся на работника.
  2. Важно четко определить будущий результат работы. Пожалуй, самым важным при таком характере отношений даже не столько сам договор, сколько техническое задание к нему. Особенно это имеет значение при IT разработках, когда в ходе выполнения работ могут поменяться условия, возникнуть новые обстоятельства, новые задачи или измениться иные параметры. Наличие конкретного результата – это особенность подрядных отношений в отличие от трудовых, но и в интересах заказчика – максимально четко поставить задачу перед разработчиком. Поскольку оплачивается в данном случае именно результат, чтобы не было споров, разногласий при приемке работы, лучше внимательно отнестись заранее к техническому заданию. В зависимости от ситуации, в договоре может быть предусмотрена возможность его изменения или пересмотра, разбивка работ на этапы и т.д. Чем подробнее будет указан процесс работы, контроля и приемки работ, тем лучше для заказчика.

Это также важно для снижения рисков претензий со стороны налоговых органов. Денежные транзакции должны быть прозрачны и понятны, за какую именно работу они произведены.

  1. Для заказчика (да и для разработчика тоже) важным моментом является описание процесса приемки работы. IT разработки имеют свою специфику, поэтому при приемке у заказчика могут возникать требования о доработках, наладке, уточнении и т.д. Важно прописать в договоре, сколько раз заказчик имеет право требовать от разработчика внесения поправок в результат работы, сколько времени отведено заказчику на проверку работоспособности результата. Если эти моменты проигнорировать, у заказчика есть риск получить не тот результат, на который он рассчитывал, а у разработчика – получить кучу дополнительной работы, от которой он вряд ли будет в восторге. Поэтому важен раздел в договоре о приемке работы – в какие сроки, каким документом оформляется передача (это может быть акт приема-передачи, акт предоставления доступа к ресурсу с кодом и т.д.), сколько раз разработчик обязан доработать результат по требованию заказчика и т.д.
  2. В IT разработке важным моментом может быть ресурс, на котором пишет код разработчик, и с помощью каких сервисов взаимодействует команда между собой и с заказчиком. Поэтому в тех случаях, когда эти моменты имеют принципиальное значение, их стоит прописать в договоре.

Разумеется, существенными условиями договора подряда на разработку для сторон могут являться сроки (в договоре допускается прописать поэтапную приемку работы), стоимость работ. При указании стоимости нужно иметь в виду, что все расчеты на территории РФ производятся в рублях. Хотя стоимость можно «привязать» к валюте или к иным условным единицам. Но фактическую оплату производить в рублях, если обе стороны договора являются резидентами РФ.

А что с интеллектуальной собственностью?

Как мы уже упоминали, разработки могут являться весьма ценным капиталом компании, а порой и вообще основой всего бизнеса. Привлекая разработчиков, надо помнить, что в сфере IT есть множество объектов, которые охраняются в качестве интеллектуальной собственности. Тот, кто в итоге становится обладателем этой интеллектуальной собственности – крайне важный момент договорных отношений.

К интеллектуальной собственности в сфере IT относятся, например: коды, программные комплексы, базы данных, мобильные приложения, платежные системы, алгоритмы, нейросети, игры, доменные имена и т.д. Защищаются также логотипы, дизайн и наполнение сайтов, персонажи игр, анимация, аудио и видео. Если подобные объекты создает разработчик на заказ, то это не означает, что при оплате его работы права на созданные результаты переходят к компании.

Есть некие правила. Если между разработчиком и компанией заключается трудовой договор, то по нормам трудового права РФ все, что создано в рамках трудовых, служебных обязанностей разработчика, становится собственностью работодателя. По умолчанию происходит так. Однако закон дает право на маневр – стороны могут предусмотреть иные условия. То есть в договоре может быть указано, что автором и правообладателем результата разработки становится сотрудник, несмотря на трудовые отношения. Это тоже важный момент, который нужно не забыть при заключении договора.

Если взаимоотношения выстраиваются на основе договора подряда, то здесь просто необходимо учесть этот момент, поскольку по умолчанию в данном случае автором и правообладателем становится именно разработчик. Если заказчику важно получить результат разработки в свою собственность, то это нужно указать прямо в договоре. Лучше в отдельном разделе документа. Важно сформулировать четко и однозначно, что в момент приема-передачи результата выполненных работ от разработчика к заказчику переходят все исключительные права на результаты разработки. Именно весь объем прав. Только тогда у заказчика не будет рисков предъявления претензий о незаконном использовании в дальнейшем разработок.

Объекты интеллектуальной собственности в сфере IT могут охраняться как патентным правом, так и авторским правом. Именно в рамках авторского права действует правило, что права на созданный результат творческого (умственного) труда охраняются с момента создания его автором. Разработчик в данном случае обладает авторскими правами на результат работы несмотря на то, что создает его по заказу и за деньги заказчика. Момент и факт перехода этих прав к заказчику от разработчика – один из самых важных, пожалуй, моментов договора.

А что с защитой информации?

Еще один крайне чувствительный момент договора и взаимоотношений в целом между компанией и разработчиком – сохранение информации в тайне. IT разработки могут иметь огромный коммерческий потенциал, причем зачастую именно за счет их сохранности в тайне. Целые государства соревнуются между собой в решении технологических задач, где продвижение к цели идет за счет именно разработчиков. Поэтому в договоре, если эти моменты важны заказчику, нужно не забыть их отразить.

В международном праве и праве ряда стран есть отдельный договор о неразглашении конфиденциальной информации – NDA. В российском праве такого понятия нет.

В то же время, в российском законодательстве закреплено определение “конфиденциальность информации”. В соответствии с ФЗ № 149, это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование – не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Закон устанавливает дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за разглашение конфиденциальной информации. Так, в случае разглашения контрагентом конфиденциальной информации другая сторона вправе обратиться в суд с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Однако обязательным условием для удовлетворения судом иска о возмещении убытков является принятие лицом, обратившимся за защитой своих прав, мер по соблюдению конфиденциальности информации.

В случае трудовых отношений с разработчиком охранять можно коммерческую тайну, обязав сотрудника подчиняться внутренним документам компании о работе с конфиденциальной информацией. Важно, чтобы сотрудник здесь был ознакомлен с перечнем, что относится к тайне, а также со всеми сопутствующими документами по охране.

В случае гражданско-правовых отношений заказчик не может подчинить такого работника своим внутренним документам, поэтому есть два варианта:

- прописать условия по неразглашению информации непосредственно в договоре;

- заключить отдельный договор по аналогии с иностранным NDA, где прописать конкретно права и обязанности сторон, конкретные условия, которые разработчик обязан будет соблюдать, конкретную ответственность, какую он понесет в случае нарушения взятых на себя обязательств и каким образом ее взыскивать при уклонении от добровольного решения конфликта. Получается, что практическая реализация отдана на откуп самих сторон договора. И от того, как это будет прописано в договоре, зависит и результат охраны информации.

При фиксации в договоре правил охраны информации, нужно обратить внимание на четкие формулировки – что конкретно охраняется, какие действия запрещены или, наоборот, допустимы, какое наказание последует и т.д.

Заключение договора с разработчиком с верно прописанными условиями, важными именно для конкретной ситуации – грамотный шаг при выстраивании взаимоотношений. Формальный подход в этом вопросе чреват рисками потери интеллектуальной собственности, времени, финансов.

26.03.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.05.2024 - 02:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация