Статьи

Эффективный мерчандайзинг в разных форматах магазинов

Эффективный мерчандайзинг в разных форматах магазинов

Все очевидней становится глобальная перестройка рынка ритейла. Сложившаяся в стране экономическая ситуация заставляет игроков находить новые решения. Крупные сети поглощают мелкие и укрепляют свои позиции в разных регионах страны. Передел и переформатирование рынка, скорее всего, продолжится, и продуктовый ритейл будет развиваться, несмотря на экономическую нестабильность и ограничения. Учитывая изменения покупательского поведения, меняются и форматы магазинов, но мерчандайзинг по-прежнему остается востребованным, только подстраивается уже под конкретные запросы ритейлеров. О том, какие магазины продуктового ритейла имеют тенденцию к развитию, и как выстроить рациональную схему мерчандайзинга в новых форматах, рассказывают эксперты агентства мерчандайзинга Планограмма.

Гигантизм выходит из моды

Основные форматы магазинов: гипер и – супермаркет, дискаунтер, хардискаунтер и магазин у дома. Почти все крупные сети стараются сократить свои торговые площади, чтобы уменьшить затраты на их содержание. Некоторые гиганты уже не первый год уменьшают свои продуктовые гипермаркеты доформата городских гипермаркетов, площадь которых не превышает 10 тыс. квадратных метров.

Заметным трендом последних 2-3х лет стало открытие мини-магазинов, которые должны забрать всю нишу «перекуса». Самыми выгодными локациями для таких магазинчиков становятся центральные улицы с большим трафиком и даже подземные переходы в городах. Такое размещение дает постоянный приток покупателей: жителей близлежащих домов, офисных работников и людей, находящихся в этих локациях по каким-то своим делам.

Формат мини-магазинчиков актуален и для жилых комплексов, жителям которых удобно купить продукты «здесь и сейчас», а не посвящать походу в гипермаркет выходной день. Маленькие магазины хороши еще тем, что могут дополнять корзину покупателей готовой едой, выпечкой и кофе, который можно взять с собой. Такая гибридная торговля оказывается достаточно прибыльной для владельцев, и привлекательной для потребителей, которые тратят на покупки минимум времени.

Формирование ассортимента мини-магазина

Естественно, что открытию мини-магазина предшествует изучение целевой группы покупателей – люди среднего достатка или те, кто может потратить без «угрызений совести» достаточно большую сумму за одно посещение. В процессе исследования может оказаться, что клиентами такого магазинчика будут только пенсионеры. В зависимости от класса потенциальных покупателей будет формироваться и ассортимент.

Известный факт, что хорошо зарабатывающие люди не имеют времени на ведение домашнего хозяйства. Появление магазинчика с большим выбором салатов, мясных полуфабрикатов и замороженных продуктов хорошего качества не останется без внимания этой категории покупателей. Более того, они станут постоянными покупателями, потому что предлагаемая продукция укладывается в их стиль и ритм жизни.

Для малообеспеченных пенсионеров мини-магазин с набором недорогих, но всегда свежих продуктов тоже станет заменой супермаркета, который, к тому же, может находиться далеко от дома и до него нужно еще добраться.

Такой разный мерчандайзинг

Еще несколько лет назад отличительной особенностью гипермаркета было наличие стационарных мерчандайзеров. При том трафике, который был в таких торговых точках раньше, это был разумный подход. В изменяющихся реалиях, при открытии большого количества мини-магазинов, естественно, часть потребителей уйдет туда. Супермаркеты и гипермаркеты уже готовы к этому и изменяют тактику мерчандайзинга. Сегодня мерчандайзер может делать 2-3 визита и только для отдельных категорий продуктов. Визиты могут увеличиваться, например, по популярным товарным позициям, таким как пиво и алкоголь. Без мерчандайзеров не обойтись и в дни пиковых нагрузок. Как правило, это пятница-суббота, понедельник-вторник. Такие периоды вычисляются опытным путем и магазин точно знает, когда ему нужен мерчандайзер. Таким образом, не привлекая персонал, когда в нем нет особой необходимости, торговая точка экономит средства, которые можно направить на что-то другое.

Может сложиться ошибочное мнение, что мини-магазин может успешно работать и без мерчандайзинга. Но именно в силу усеченной ассортиментной матрицы товар в маленьком магазинчике быстро «вымывается». А самое главное – там нет складских запасов, из которых можно было бы пополнять полку. Поэтому в мини-магазинах по некоторым группам товаров визиты мерчандайзера требуются в ежедневном режиме, или хотя бы 3 раза в неделю.

В мини-магазине недопустима ситуация, когда в наличии есть 3 вида, к примеру, гречневой крупы, но выставлены только два. Если мерчандайзера нет, а выкладкой занимаются не особо заботящиеся о продажах продавцы, то они могут «размазать»два вида, заняв площадь, отведенную третьему. Впечатление наполненности полки, конечно, создастся, но часть-то гречки не продается. В мини-магазине, где каждый квадратный сантиметр рассчитан на получение прибыли, такое допускать нельзя. Мерчандайзер, в отличие от продавца, заинтересован в продажах своего заказчика, поэтому будет следить за тем, чтобы его полка всегда была заполнена. Более того, в оговоренную долю своей полки, он не пустит никого. И если он должен выложить три вида гречки, именно столько на его полке и будет.

Опытный мерчандайзер и в маленьком магазине, будет отслеживать состояние полки конкурента и обязательно использует даже временную пустоту, чтобы заполнить ее свои товаром. Это не будет «черным» мерчандайзингом, а только временным использованием чужой пощади. Один из способов держать полку заполненной, – сделать выкладку и при возможности создать запасник там, где есть возможность – сверху, по бокам, снизу. Получается, что «фишки», которыми мерчандайзеры пользуются в гипермаркетах и супермаркетах, можно применять и в маленьких магазинах.

Изменяются форматы магазинов продуктового ритейла, но маркетинг и его важная часть мерчандайзинг, по-прежнему, будут востребованы. Никто еще не отменил подбор товаров, выкладку, снабжение рекламными материалами. И пока есть торговля продуктами вообще, будет востребован и мерчандайзинг.

09.03.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.06.2024 - 15:16
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация