Статьи

Как повышение акцизов сказалось на продажах сигарет и алкоголя

Как повышение акцизов сказалось на продажах сигарет и алкоголя

Ставка акцизов на алкоголь и сигареты выросла, легальное производство снизилось, но россияне не стали меньше ни пить, ни курить

По данным Росстата, количество курильщиков за два года не изменилось: и в 2011 г., до принятия антитабачного закона, и в 2013 г. систематически употребляли табачные изделия 24% россиян. «Два года — слишком маленький срок, чтобы эти показатели изменились», — заявила начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина (цитата по «Интерфаксу»). Но Минэкономразвития считает именно вступление в силу антитабачного закона причиной снижения производства сигарет (за девять месяцев 2013 г. — на 5,4%), хотя и не объясняет, как закон сказался на рынке.

Табачники уверены, что снижение легального производства связано с ростом нелегального — на фоне значительного увеличения акцизов. Бурный рост акцизов на сигареты начался в 2007 г. — на 20-25% в год. В 2007 г. ставка для 1000 сигарет составляла 100 руб. + 5% расчетной стоимости (исчисляется исходя из максимальной розничной цены), но не менее 115 руб. В этом году акциз на сигареты вырос на 40% — до 550 руб. + 8%, но не менее 730 руб. за 1000 штук.

Повышение акцизов и, как следствие, цен в этом году приведет к сокращению легального табачного рынка на 7-8%, прогнозирует директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. Такой же прогноз и у JTI. Наиболее существенными причинами снижения директор по коммуникациям JTI в России Анатолий Верещагин называет слабость российской экономики и появление на рынке нелегальной продукции из-за дисбаланса акцизов и цен в странах Таможенного союза.

В следующем году цены поднимутся довольно существенно: минимальный акциз на сигареты с 2014 г. вырастет на 42,5%, из-за резкого повышения налоговой нагрузки и роста других издержек производители поднимут цены примерно на 9 руб. за пачку, продолжает Лютый. Средняя цена пачки увеличится на 21% до 52 руб., на налоги придется больше половины (29 руб. — акциз и НДС); доходы потребителей вырастут всего на 3,3%, приводит Лютый прогноз Минэкономразвития.

Средний курильщик готов тратить на сигареты не больше 8% ежедневного располагаемого дохода, в 2012 г. россиянин тратил на сигареты в среднем 5%, а беднейшие слои — 7%, подсчитали аналитики Международного налогового и инвестиционного центра (ITIC, среди ее спонсоров — несколько десятков крупнейших международных компаний, работающих в России, в том числе JTI, PMI и BAT).

Сейчас средний курильщик тратит на сигареты 5,3% дохода, а для семей с низким доходом это уже 8,8%, на территориях, граничащих с Белоруссией, — 8%, говорит Лютый. С повышением акцизов и ростом цен доля нелегальных сигарет продолжит рост и вскоре Россия может столкнуться с проблемами, характерными для Европы, где в тень ушел существенный процент рынка, предупреждает он.

По данным совместного исследовании «TNS Россия» и «БАТ Россия», доля нелегальных сигарет в России за год увеличилась в 3 раза и составила около 0,9% рынка (весь рынок оценивается, исходя из данных ФНС, примерно в 340 млрд штук). Трехкратный рост обусловлен как распространением сигарет из Белоруссии и Казахстана, так и появлением контрафакта, указано в исследовании: 0,7% приходится на продукцию, не предназначенную для продажи в России (год назад было 0,3%), 0,2% — контрафактная продукция, которая ранее не присутствовала в России.

Угроза роста нелегального рынка табачной продукции в России, в том числе присутствие контрафакта, становится все более реальной, подтверждает директор по коммуникациям и связям с общественностью «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг» Ирина Жукова: «Органы МВД России с июня по октябрь изъяли более 50 млн единиц контрафактных сигарет и ликвидировали три нелегальных предприятия».

Схожая ситуация и с алкоголем: акцизы на крепкие спиртные напитки с 1 января 2013 г. выросли на треть — до 400 руб. за литр этилового спирта.

Участники рынка и эксперты полагают, что одновременно с ростом акцизов вырос и объем нелегально произведенной водки.

По данным Росстата, в 2012 г. было произведено 107 млн декалитров водки и ликероводочной продукции. В январе — ноябре 2013 г. их выпуск был на 13,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это связано не с сокращением потребления, а с довольно сильным (на 30% от нормы) перепроизводством в конце прошлого года, накануне существенного повышения акциза и минимальных цен на бутылку водки (со 120 руб. до 170 руб.), уверяет руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Само же потребление спиртного из-за увеличения цен не снизилось, а лишь изменило структуру. Дробиз полагает, что в 2013 г. из-за акцизной и ценовой политики завершилось социальное расслоение потребителей. Из 153 млн декалитров потребленного в 2012 г. крепкого алкоголя только 90 млн дал пришлось на легальные напитки (в 2013 г. примерно столько же). Еще 63 млн дал — это нелегальные (в этом году эта цифра составит 45-47 млн дал), а 80 млн дал — суррогаты (самогон, спиртосодержащие составы, аптечные настойки и проч., в этом году, по его оценке, их будет выпито 90-92 млн дал). Сейчас падение рынка легального алкоголя, связанное с повышением акцизов, остановилось, говорил в октябре предправления «Синергии» Александр Мечетин. Зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский, говоря о доле теневого сектора, называет цифру в 80%. Вице-президент «Русского стандарта» Игорь Косарев оценивает его в 60%, рост за последние полтора года, по его мнению, составил около 15%.

На 2014 г. акцизную ставку на алкоголь тоже индексировали: она составит 500 руб. за литр спирта. Вырастут и цены: до 1 августа 2014 г. пол-литровую бутылку водки можно будет купить в рознице за 199 руб. (сейчас — за 170 руб.)., с 1 августа — за 220 руб. Таким образом, сначала рост составит 17%, потом розничная цена подрастет еще на 10,5%. Цена от производителя будет начинаться со 154 руб. (до 1 августа) за 0,5 л и со 171 руб. (после 1 августа). Оптовые цены составят минимум 162 руб. и 179 руб. соответственно.

В середине октября поток дешевого табака и алкоголя от партнеров по Таможенному союзу встревожил премьер-министра Дмитрия Медведева. Он поручил министерствам финансов, экономического развития, сельского хозяйства, здравоохранения и Росалкогольрегулированию проработать вопрос о замораживании или снижении ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию начиная с 2015 г. Но министерства выступили против, ссылаясь на то, что доходы от табачных и алкогольных акцизов уже заложены в бюджет. «Если мы заморозим рост акцизов на алкоголь и табак, то бюджет не получит примерно 100 млрд руб.», — сказал «Ведомостям» министр финансов Антон Силуанов. Министр признает, что в приграничных со странами Таможенного союза районах растет продажа нелегальной продукции, но называет это вопросом борьбы с нелегальной продукцией.

«Рейды мы проводили и проводим и действительно фиксируем вызванный повышением акцизов рост производства контрафакта», — сообщил сотрудник центрального аппарата МВД.

В пресс-центре МВД оперативно предоставить статистику не смогли.

Как пьют и курят в России

Юлия Грибцова, Мария Кунле, Алексей Никольский, Vedomosti.ru
Advertology.Ru

26.12.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

06.12.2025 - 07:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация