Статьи

Как повышение акцизов сказалось на продажах сигарет и алкоголя

Как повышение акцизов сказалось на продажах сигарет и алкоголя

Ставка акцизов на алкоголь и сигареты выросла, легальное производство снизилось, но россияне не стали меньше ни пить, ни курить

По данным Росстата, количество курильщиков за два года не изменилось: и в 2011 г., до принятия антитабачного закона, и в 2013 г. систематически употребляли табачные изделия 24% россиян. «Два года — слишком маленький срок, чтобы эти показатели изменились», — заявила начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина (цитата по «Интерфаксу»). Но Минэкономразвития считает именно вступление в силу антитабачного закона причиной снижения производства сигарет (за девять месяцев 2013 г. — на 5,4%), хотя и не объясняет, как закон сказался на рынке.

Табачники уверены, что снижение легального производства связано с ростом нелегального — на фоне значительного увеличения акцизов. Бурный рост акцизов на сигареты начался в 2007 г. — на 20-25% в год. В 2007 г. ставка для 1000 сигарет составляла 100 руб. + 5% расчетной стоимости (исчисляется исходя из максимальной розничной цены), но не менее 115 руб. В этом году акциз на сигареты вырос на 40% — до 550 руб. + 8%, но не менее 730 руб. за 1000 штук.

Повышение акцизов и, как следствие, цен в этом году приведет к сокращению легального табачного рынка на 7-8%, прогнозирует директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. Такой же прогноз и у JTI. Наиболее существенными причинами снижения директор по коммуникациям JTI в России Анатолий Верещагин называет слабость российской экономики и появление на рынке нелегальной продукции из-за дисбаланса акцизов и цен в странах Таможенного союза.

В следующем году цены поднимутся довольно существенно: минимальный акциз на сигареты с 2014 г. вырастет на 42,5%, из-за резкого повышения налоговой нагрузки и роста других издержек производители поднимут цены примерно на 9 руб. за пачку, продолжает Лютый. Средняя цена пачки увеличится на 21% до 52 руб., на налоги придется больше половины (29 руб. — акциз и НДС); доходы потребителей вырастут всего на 3,3%, приводит Лютый прогноз Минэкономразвития.

Средний курильщик готов тратить на сигареты не больше 8% ежедневного располагаемого дохода, в 2012 г. россиянин тратил на сигареты в среднем 5%, а беднейшие слои — 7%, подсчитали аналитики Международного налогового и инвестиционного центра (ITIC, среди ее спонсоров — несколько десятков крупнейших международных компаний, работающих в России, в том числе JTI, PMI и BAT).

Сейчас средний курильщик тратит на сигареты 5,3% дохода, а для семей с низким доходом это уже 8,8%, на территориях, граничащих с Белоруссией, — 8%, говорит Лютый. С повышением акцизов и ростом цен доля нелегальных сигарет продолжит рост и вскоре Россия может столкнуться с проблемами, характерными для Европы, где в тень ушел существенный процент рынка, предупреждает он.

По данным совместного исследовании «TNS Россия» и «БАТ Россия», доля нелегальных сигарет в России за год увеличилась в 3 раза и составила около 0,9% рынка (весь рынок оценивается, исходя из данных ФНС, примерно в 340 млрд штук). Трехкратный рост обусловлен как распространением сигарет из Белоруссии и Казахстана, так и появлением контрафакта, указано в исследовании: 0,7% приходится на продукцию, не предназначенную для продажи в России (год назад было 0,3%), 0,2% — контрафактная продукция, которая ранее не присутствовала в России.

Угроза роста нелегального рынка табачной продукции в России, в том числе присутствие контрафакта, становится все более реальной, подтверждает директор по коммуникациям и связям с общественностью «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг» Ирина Жукова: «Органы МВД России с июня по октябрь изъяли более 50 млн единиц контрафактных сигарет и ликвидировали три нелегальных предприятия».

Схожая ситуация и с алкоголем: акцизы на крепкие спиртные напитки с 1 января 2013 г. выросли на треть — до 400 руб. за литр этилового спирта.

Участники рынка и эксперты полагают, что одновременно с ростом акцизов вырос и объем нелегально произведенной водки.

По данным Росстата, в 2012 г. было произведено 107 млн декалитров водки и ликероводочной продукции. В январе — ноябре 2013 г. их выпуск был на 13,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это связано не с сокращением потребления, а с довольно сильным (на 30% от нормы) перепроизводством в конце прошлого года, накануне существенного повышения акциза и минимальных цен на бутылку водки (со 120 руб. до 170 руб.), уверяет руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Само же потребление спиртного из-за увеличения цен не снизилось, а лишь изменило структуру. Дробиз полагает, что в 2013 г. из-за акцизной и ценовой политики завершилось социальное расслоение потребителей. Из 153 млн декалитров потребленного в 2012 г. крепкого алкоголя только 90 млн дал пришлось на легальные напитки (в 2013 г. примерно столько же). Еще 63 млн дал — это нелегальные (в этом году эта цифра составит 45-47 млн дал), а 80 млн дал — суррогаты (самогон, спиртосодержащие составы, аптечные настойки и проч., в этом году, по его оценке, их будет выпито 90-92 млн дал). Сейчас падение рынка легального алкоголя, связанное с повышением акцизов, остановилось, говорил в октябре предправления «Синергии» Александр Мечетин. Зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский, говоря о доле теневого сектора, называет цифру в 80%. Вице-президент «Русского стандарта» Игорь Косарев оценивает его в 60%, рост за последние полтора года, по его мнению, составил около 15%.

На 2014 г. акцизную ставку на алкоголь тоже индексировали: она составит 500 руб. за литр спирта. Вырастут и цены: до 1 августа 2014 г. пол-литровую бутылку водки можно будет купить в рознице за 199 руб. (сейчас — за 170 руб.)., с 1 августа — за 220 руб. Таким образом, сначала рост составит 17%, потом розничная цена подрастет еще на 10,5%. Цена от производителя будет начинаться со 154 руб. (до 1 августа) за 0,5 л и со 171 руб. (после 1 августа). Оптовые цены составят минимум 162 руб. и 179 руб. соответственно.

В середине октября поток дешевого табака и алкоголя от партнеров по Таможенному союзу встревожил премьер-министра Дмитрия Медведева. Он поручил министерствам финансов, экономического развития, сельского хозяйства, здравоохранения и Росалкогольрегулированию проработать вопрос о замораживании или снижении ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию начиная с 2015 г. Но министерства выступили против, ссылаясь на то, что доходы от табачных и алкогольных акцизов уже заложены в бюджет. «Если мы заморозим рост акцизов на алкоголь и табак, то бюджет не получит примерно 100 млрд руб.», — сказал «Ведомостям» министр финансов Антон Силуанов. Министр признает, что в приграничных со странами Таможенного союза районах растет продажа нелегальной продукции, но называет это вопросом борьбы с нелегальной продукцией.

«Рейды мы проводили и проводим и действительно фиксируем вызванный повышением акцизов рост производства контрафакта», — сообщил сотрудник центрального аппарата МВД.

В пресс-центре МВД оперативно предоставить статистику не смогли.

Как пьют и курят в России

Юлия Грибцова, Мария Кунле, Алексей Никольский, Vedomosti.ru
Advertology.Ru

26.12.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.04.2024 - 03:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация