Есть мнение ...

Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге территорий

Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге территорий

Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.

Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений

Потребность в путешествиях не меняется, но уровень благополучия влияет на спрос

На каждое настроение, стадию жизненного цикла, вкус, образ жизни и кошелек найдутся свой способ путешествий и точка на карте. По результатам исследования Ipsos The Wellbeing of Nationalities в 2018-м году Россия оказалась в тройке стран, жители которых ниже всего оценивают собственное благосостояние: средняя оценка составила 5,14 из 10 возможных. Более низкие показатели среди изученных 27 стран оказались только у Турции и Южной Кореи. В самом верху списка — Саудовская Аравия (7,55), США (6,81) и Великобритания (6,35).

Сильнее всего на благополучие россиян влияют:

  • хорошее здоровье — 77%;
  • наличие достаточного количества денег, чтобы жить, как нравится, — 75%;
  • работа, которая приносит удовольствие, и карьера — 53%;
  • возможность путешествовать и видеть новые места — 39%.

В целом по миру путешествия также входят в топ-5 факторов, определяющих личное благополучие.

Тем не менее ситуация в экономике вносит свои коррективы. В России продолжается экономический кризис, и это сказывается на возможностях россиян. Так, отвечая на вопрос, как изменилась в их представлении экономическая ситуация за последние три месяца, 67% жителей городов с населением 100 тыс. человек и больше говорят, что стало хуже. Только 4% заметили улучшения. Говоря о своих ожиданиях о том, как изменится экономическая ситуация в ближайшие три месяца, 57% опрошенных ожидают ухудшения и лишь 6% рассчитывают на лучшее.

Это отражается на путешествиях, которые не являются предметом первой необходимости: туристические поездки — это первое, от чего отказываются россияне в неблагоприятных экономических условиях. Так, согласно исследованию «РосИндекс» в первом квартале 2019 года, 27% опрошенных сообщили, что были вынуждены отказаться от отдыха или путешествий, а 16% стали тратить на путешествия меньше.

С путешествиями конкурируют такие статьи расходов, как образование детей и лечение. Если по ним ожидаются существенные расходы, а семейный бюджет ограничен, россиянам приходится делать выбор.

Туризм интегрируется с последними потребительскими трендами

Туристический продукт легко адаптируется к существующим потребительским трендам и изменению ценностных запросов общества. В 2019 году мы в Ipsos выделили несколько направлений.

Здоровый потребитель. Потребитель стал внимательнее относиться к здоровью. Само представление о здоровье расширяется. Сейчас оно включает жизненный баланс, психическое здоровье и правильное питание. Современный ЗОЖ без давления и серьезных ограничений делает потребителя более расслабленным, вовлеченным и, как следствие, более восприимчивым к новым здоровым привычкам. Примеры туристических предложений: медицинский и оздоровительный туризм; туризм с целью участия в беговых марафонах, заплывах и других видах спортивных соревнований; йога-туры и ретриты.

Стареющий потребитель. Долгосрочный демографический тренд показывает, что доля людей старшего поколения будет расти на фоне общего сокращения численности населения. Сегодня люди живут дольше и активнее. Сегодня быть старым не значит, что нужно вести себя по-стариковски: 60 — это новые 40. Потребители старшего возраста хотят продолжать наслаждаться жизнью и обладают большой накопленной покупательной способностью. Примеры туристических предложений: туризм старшего возраста активно развивают проект «Заслуженный отдых» и российское отделение World Senior Travel Congress, а также проект «Московское долголетие».

Ответственный потребитель. Потребитель стал больше заботиться о своем благополучии и будущем. Люди руководствуются не только сохранением привычных шаблонов потребления, но и стремятся к сознательному использованию природных ресурсов. Благотворительность, доброжелательность и человечность — новые устремления современного потребителя. Примеры туристических предложений: экологический и волонтерский туризм. Первое направление включает в себя посещение природных территорий, относительно не подверженных воздействию человека. Второе предполагает, что люди за свой счет едут в другие регионы/страны, чтобы помочь экологическим или благотворительным проектам. Волонтеры участвуют в очистке водоемов от мусора, строительстве школ, обучении детей-сирот.

Технологичный потребитель. Применение технологических инноваций экономит время и деньги: сокращается необходимость личного присутствия, уменьшается число посредников, а оплата наличными уходит в прошлое благодаря развитию цифровой среды — прозрачности, скорости, автосохранения истории взаимодействия. Цифровые продукты и услуги p2p применяются все активнее. Примеры туристических сервисов: онлайн-сервисы и приложения для организации путешествий (поиск и бронирование билетов, путеводители, навигаторы и трекеры маршрутов), сервисы, позволяющие делиться впечатлениями онлайн и читать отзывы других путешественников.

На туристические продукты также влияют изменения ценностей и устремлений современного потребителя.

Эмоции. Люди больше заботятся о психоэмоциональном состоянии, выбирают то, что помогает оставаться на позитивной волне и получать удовольствие от жизни.
Примеры туристических продуктов: событийный туризм — посещение культурных и спортивных мероприятий, познавательные экскурсии, гастротуры, исторические реконструкции, этнодеревни.

Развитие и рост. Люди ищут позитивных перемен, чтобы быть лучшей версией себя и улучшить мир вокруг. Примеры туристических продуктов: туры личностного роста — возможность окунуться в новую среду, выйти из зоны комфорта, по-новому посмотреть на мир, туры для обучения новым навыкам, в том числе и ремеслам.
Спокойствие. Быстрые перемены и высокий темп жизни сделали новой роскошью возможность остановиться и отдохнуть от непрерывного бега. Примеры туристических продуктов: агротуризм, цифровые детоксы, йога-туры, ретриты.

Как правило, первыми эти тренды подхватывают не крупные туристические компании, а нишевые агентства, которые формируют узконаправленное предложение и обычно обслуживают небольшие туристические группы, а не массовые потоки. Такие сервисы зарабатывают на удовлетворении потребностей узких сегментов потребителей, выпадающих из поля зрения крупных туристических компаний.

Крупные операторы продают в первую очередь размещение и физический комфорт в соответствии с бюджетом клиента: отель, пляж, трансфер. В то же время небольшие стартапы выстраивают свои предложения вокруг впечатлений и опыта путешественника, комфорт размещения здесь чаще всего бывает вторичен.

Отдельно стоят технологические сервисы, позволившие путешественникам получить доступ к арендуемому посуточно жилью. Их работа вызывает широкие дискуссии о конфликте интересов местных жителей и местного бизнеса, с одной стороны, и туристов — с другой. Так, возможность сдачи квартир туристам посуточно снижает выбор жилья в долгосрочную аренду для местных жителей, а сокращение арендного предложения повышает цены. Проблемы с уплатой налогов теми, кто сдает апартаменты через онлайн-сервисы, порождают появление новых запретительных правил, ограничивающих или запрещающих такие частные услуги. Подобные законы действуют в ряде городов Европы, США и Японии.

Онлайн-сервисы делают более доступными популярные туристические направления, создавая перегрузки: многие города просто не справляются с возросшим количеством туристов. Одним из вариантов решения проблемы избыточного туризма, более мягким, чем жесткие регламенты, квоты и ограничения, является перенаправление туристических потоков. Это происходит за счет активизации менее известных точек притяжения и создания новых точек притяжения, в том числе с помощью таких инструментов, как событийный туризм и современное искусство.

У событийного туризма в России есть перспективы

Событийный туризм в России развивается достаточно активно: спортивные, культурные и тематические фестивали находят своих поклонников. Например, летом 2018 года в России прошел финал чемпионата мира по футболу. Ipsos провел глобальный опрос накануне этого события, когда респондентов в том числе спрашивали об отношении к России как к стране — хозяйке чемпионата мира по футболу. 73% опрошенных сказали, что Россия будет успешной хозяйкой игр, и эти ожидания полностью оправдались, 56% — что их мнение о России улучшилось.

Значимые туристические события международного уровня влияют и на позицию России в мировом рейтинге брендов стран. В 2018 году в рейтинге Ipsos-Anholt Nation Brands Index (NBI) Россия заняла 23-е место. Для сравнения, США — на шестом месте, Китай — на 24-м.

По измерению «Культура» все три страны достаточно близки: США занимают пятую строку, Россия — восьмую, Китай — девятую.

По измерению «Люди» США занимают 14-ю позицию, Россия — 33-ю, Китай — 36-ю.

По измерению «Туристическая привлекательность» разрыв между США и двумя другими странами еще больше: США — на шестом месте, Китай — на 20-м, Россия — на 22-м.

Хочется надеяться, что в рейтинге 2019 года Россия улучшит свои позиции по всем этим трем параметрам под влиянием прошедшего чемпионата мира по футболу, который оказался успешным и с точки зрения организации, и с точки зрения спортивной интриги. Динамичное и интригующее развитие событий на футбольных полях заставило вовлечься в происходящее даже тех, кто изначально был равнодушен к футболу.

Мила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos в России

30.09.2019

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

17.10.2019 - 16:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация