Школа рекламиста

​Снеки – альтернативная пища и основа альтернативного бизнеса

​Снеки – альтернативная пища и основа альтернативного бизнеса

Рынок снеков в России формировался и остается территорией бесконечных экспериментов, инноваций и точек роста для отечественных производителей. Более пятидесяти тысяч наименований продукции в 2022 году (согласно данным Ozon), что вдвое больше предыдущего года, свидетельствуют о фактическом рынке, растущем, невзирая на санкции, кризис и угрозы рецессии. Россия стала лидером среди европейских стран по темпам роста в снекинге (источник: ритейл-аудит NielsenIQ в крупнейших розничных сетях России).

Причины роста категории

Нелишним будет вспомнить и проанализировать, что именно остается основным драйвером для роста категории снеков. Зачем это людям? И зачем это производителям?

Наиболее активный рост категории отмечается последние три года. Пандемия внесла коррективы в образ жизни, привычки и мотивации людей. Домашнее потребление и развитие онлайн-торговли дали существенный толчок категории снеков. Если раньше среднестатистический россиянин совершал рутинный маршрут по магазину, приобретая привычный ему набор товаров, то, оказавшись один на один с интерфейсом маркетплейса или супермаркета, он столкнулся с выбором. Люди увидели новые продукты, начали пробовать непривычные для себя категории и сохранили эту привычку в своем рационе после отмены ограничений, связанных с ковидом.

Исторически снеки называют «перекусом на ходу», то есть, быстрым утолителем голода или зарядом энергии. Именно такие территории позиционирования были наиболее востребованы в прошлом. В последние 2-3 года ситуация потребления категории в корне изменилась. Пищевое поведение людей претерпело большие изменения, открыв новые горизонты для производителей. Сегодняшний снек — это не только альтернатива регулярному питанию, но важная часть рациона современного человека.

Данная ситуация фиксируется по всему миру и причин этому несколько. Все они хорошо известны маркетологам: необходимость заедать стресс, так называемое постыдное удовольствие (английский: guilty pleasure); поиск разнообразия; забота о питании детей и курс на здоровый образ жизни (пандемия наглядно продемонстрировала даже скептикам и гедонистам, что здоровье — это единственный значимый актив в жизни человека).

Каждый год компания Mondelez заказывает исследование State of Snacking. В рамках исследования опрашивают потребителей из 12 стран. Компания выявляет глобальные тренды в индустрии снеков, которые учитываются при разработке новых продуктов и формировании ассортиментного портфеля брендов компании, продукция которой представлена во всем мире. Эксперты утверждают, что, понимая потребительские мотивации, производители получат возможность сделать правильный для определенного момента в жизни человека продукт, произведенный должным образом. В упомянутом выше исследовании приводятся основные «находки» относительно категории, а именно:

  • Изменилось само понятие «снек». Так считает около 80 процентов респондентов исследования.
  • Больше, чем питание. Более 85% опрошенных по всему миру съедают как минимум один снек в течение дня исключительно для удовольствия.
  • Осознанное потребление. Решающее большинство потребителей хочет покупать снековую продукцию у компаний, которые декларируют ответственность по отношению к нашей планете.
  • Новый потребительский опыт. Люди хотят пробовать новое, и стимулируют их к этому социальные сети, в которых потребители рассказывают о новинках и делятся своими впечатлениями.

Таким образом, можно смело утверждать, что современный снек — это дополнительный стимул для улучшения физического и эмоционального здоровья человека.

Эксперты утверждают, что именно стремление к здоровью и эмоциональному комфорту — главные тренды и на рынке снекинга.

В результате мы наблюдаем стремительный рост конкуренции среди производителей, стремящихся удовлетворить потребительский запрос и получить максимальную прибыль.

Несмотря на то, что большинство продовольственных категорий в России испытывают сложности в связи со сложившейся геополитической ситуацией, снеки являются одной из немногих индустрий, показавших положительную динамику в 2022 году.

Производители закрывают потребности людей, выводя на рынок все больше и больше новых продуктов и осваивая новые направления.

Например, категория свежих овощей достаточно активно растет именно за счет освоения производителями новых ситуаций потребления и захода на территорию снеков или даже десертов.

Овощи ассоциируются у аудитории со здоровым образом жизни. Потребление продуктов из сегмента fresh – актуальный тренд, транслирующий идею заботы о себе и близких.

Рынок переполнен брендами, коммуникации которых строятся на атрибутах полезности и качества. Покупателей всё меньше интересует информация о продукте, покупки становятся спонтанными, и все больше внимания уделяется внешнему виду упаковки.

Приходит время формировать новые ценности, что и делают многие производители. Так, компания «Гринхаус» запустила в продажу линейку эксклюзивных сортов томатов, включая помидорки черри в удобном пластиковом стаканчике. Они позиционируются как здоровый снек, который не надо мыть перед едой и удобно взять с собой. А привлекательный нейминг и дизайн упаковки помогают создать wow-эффект у целевой аудитории, подчёркивая прекрасные внешние характеристики продукта: томаты черри спелые, яркие, сочные, вкусные.

Старая американская шутка гласит, что чипсы — это возможность продать одну картофелину по цене килограмма. Именно в этом дискурсе следует рассматривать готовность товаропроизводителей инвестировать в R&D, создавая новые и новые продукты с высокой добавочной стоимостью.

Еще недавно, особенно в России, существовало устойчивое мнение, что снеки являются закуской к пиву и других функций не имеют. Действительно, многие группы снеков исторически ориентированы на потребителей пива. Они эволюционируют вместе с развитием пивного рынка – чем больше ассортимент марок пенного напитка, тем разнообразнее закуски к ним. Это прежде всего рыба и морепродукты, а также различные, но особенно, рассольные сыры. Эволюция архи-снека, воблы, в многочисленные группы специально переработанных экзотических обитателей моря – прекрасная иллюстрация того, как снеки находят путь к желудку и сердцу потребителя. Спираль развития рыбных снеков прошла от отечественного сырья к импорту из стран Юго-Восточной Азии и обратно. Упаковка и фасовка продукции претерпели значительные улучшения в части красочности и доступности информации, брендирования, а также удобства транспортировки, хранения, использования и утилизации. Ну и ассортимент рыбных снеков сейчас достигает тысяч наименований.

Еще один традиционный представитель снеков – чипсы. И эта категория лидирует среди всех прочих групп, если не принимать во внимание... молочные снеки! Да, в структуре продаж около половины приходиться на продукцию из молока. Речь идет о сырах, йогуртах, творожках, десертах и прочем. Отдельные виды продукции в этой категории показывают устойчивый рост на протяжении последних лет.

По данным NielsenIQ за 2021 год, в структуре снекинга почти половина — 48,4% — приходится на молочную продукцию, 26,4% — на кондитерские изделия, 17% — на мучные кондитерские изделия, 8,2% — на соленые перекусы. 

Глобальное распределение долей наглядно показывает, что «любители воблы под пиво» не являются лидерами категории. Хотя сама категория очень широкая, в ней есть такие горячие позиции как попкорн, сухарики и семечки. Но среди несладких перекусов также очень много всевозможных новаций: мясные чипсы и соленые овощи, орехи и грибы.

Большинство новых продуктов создавалось на волне актуальных потребительских трендов, возглавляют которые курс на здоровый образ жизни, натуральность, но при этом изысканный вкус.

Отдельный акцент – брендинг снеков! Простыми словами, все мы замечали, что снековые полки в магазине по-особенному яркие и привлекательные. Причина тому не только красочная упаковка, а, в целом, очень качественный брендинг снековой продукции! Крупные запоминающиеся логотипы, выразительные названия брендов, красивые иллюстрации и фотографии, оригинальные шрифты, стильный дизайн и качественные материалы самой упаковки – всё это признаки того, что рынок снеков явно не застрял в прошлом. Вся продукция очень современная и привлекательная. И вот, что важно понимать: производители снеков тратят деньги на брендинг, как говорится, «не от хорошей жизни»!

Конкуренция на полке очень высока, потому что и сами цели заманчивы. Высокомаржинальные продукты, да при растущем спросе, да на волне трендов, да при частично освобождающихся от международных игроков полках – всё это сулит «огромные барыши»! Но тут есть нюанс: продукт должен быть качественным, а брендинг вдохновляющим!

Чего ждать от рынка снеков в ближайшем будущем? Каковы перспективы?

Прежде всего, массовый потребитель своими ожиданиями и готовностью пробовать формирует устойчивый спрос – и это абсолютная мечта любого производителя.

Ну а дальше каждый формирует стратегию под себя. Кто-то будет продолжать инвестировать в надежные растущие категории, во всевозможные орехи-семечки-сухарики. И это нормально, не каждому же из нас природа отсыпала полета фантазии? Подобный традиционный путь будет достойным, если производитель сумеет организовать весь процесс «от Китая до прилавка» так, чтобы все остались довольны! Потребители – качеством продукции, удобством упаковки и розничной ценой, а сам производитель – прибылью и своей сообразительностью.

Найдутся и те, кто изберет путь инноваций. В снекинге это более, чем возможно. И уж если снеки из насекомых, чеснока и водорослей стали реальностью, то сколько еще неизведанного впереди!

Но есть и общий совет для всех. Стать авторитетным экспертом в производстве снеков будет легче, если предлагаемый вами ассортимент будет шире! За это вам скажут спасибо и ритейлеры, и розничные покупатели! Потому что все мы в плену у еще одного глобального тренда – diversity (англ.). Нам всем так порой не хватает разнообразия!

Материал подготовлен брендинговым агентством Depot

11.07.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

  • Общая Теория Рекламы: «Примечания и Дополнения». (1280)
    Примечания и дополнения: «…». Цитата: «Школа – основа Победы»: Путин заявил о ключевой роли учителей в ...
  • Общая Теория Рекламы: «Дураки» и «Дороги». (303)
    Окончание поста: «зелёный Путь», темы: «Дураки» и «Дороги» Начало поста: «зелёный Путь», темы: «Дураки» и ...
  • Общая Теория Рекламы: «Фанаты и Жизнь». (417)
    Фанаты и Жизнь: «смею надеяться». Цитата:По данным ВСУ, в Черное море вышли два надводных корабля ВМФ ...
  • Общая Теория Рекламы: «Варвар» и «Еретик». (183)
    «Варвар» и «Еретик»: «…». Полное/частичное присвоение собранных для нужд СВО средств действительно можно ...
  • СВО. Брянская область. 31.05.2025.
    Цитата:Цитата: В Брянской области взорвали мост, когда под ним проходил пассажирский поезд Москва — Климово. ...
  • *
    Цитата:Цитата: "M*A*S*H" star Loretta Swit dies at 87 Источник видео. Цитата: M*A*S*H actor Loretta ...
  • Как BMW покорила Голливуд (7)
    Я решила записаться на тест-драйв китайских автомобилей. И после этого омода стало моей главной целью. Все ...
  • Какой подарок, такое и отношение (3)
    Вообще дарёному коню в зубы не смотрят. Мне вот лично всё равно, что подарят. А сам я люблю дарить необычные ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования друзьям, соратникам, поклонникам ... ...
  • *
    Цитата: Источник иллюстрации. Искренние соболезнования родственникам, друзьям, поклонникам ... ...

на правах рекламы

03.06.2025 - 12:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация