Статьи

Решилась судьба Центрального дома художника: на улице никто не останется

Решилась судьба Центрального дома художника: на улице никто не останется

Создается Международная ассоциация союзов художников.

В распоряжение «МК» попало решение Арбитражного суда Москвы от 20 марта (скоро опубликуют на сайте суда), который постановил истребовать из незаконного владения имущество Ассоциации общественных объединений «Международная конфедерация союзов художников» (МКСХ) и передать его в собственность Российской Федерации. Решение можно расценивать как финал затяжной истории вокруг Центрального дома художника (часть здания принадлежала Ассоциации) и передачи его Третьяковской галерее. МКСХ же не исчезает бесследно, а перерождается во вновь создаваемую Международную ассоциацию союзов художников, планы и полномочия которой пока не определены. 

Еще не сняты вопросы: что будет с масштабными проектами ЦДХ (антикварные салоны, книжный фестиваль «Non/fiction», «АрхМосква», ярмарки искусства и др.); с художниками, для которых ЦДХ был единственной площадкой, где можно показать свои работы; с галереями, которые квартируют здесь не один год и частенько выставляют вещи музейного уровня.

Наш источник сообщает, что судьба этих вопросов на верхнем уровне уже предрешена. Расклад, по его мнению, будет такой: Третьяковке передают все здание, она в свою очередь отдаст часть площадей под нужды современных художников и зародившиеся в этих стенах знаковые фестивали; нынешнее руководство ЦДХ переведет масштабные проекты (антикварный салон, ярмарки искусства…) в Манеж; галереи, у которых до конца года продлена аренда с ЦДХ, переедут, возможно, в Гостиный двор.

За комментарием мы обратились к директору ЦДХ Василию Бычкову.

— Василий Владимирович, кабинет ваш опустел. Съезжаете?

— Тут стояла стильная мебель 1960-х годов, которую я купил в свое время в Париже. Решил заранее ее вывезти во избежание каких-либо конфликтов.

— Все-таки перебираетесь куда-то?

— Попросят рано или поздно. Планируем перевести куда-нибудь наши крупные проекты. Но окончательное решение зависит от властей.

— Что будет с проектами, галереями, организациями, которые все еще обитают в ЦДХ?

— Суд решил передать государству бывшее имущество, принадлежавшее Международной конфедерации союзов художников, которая сейчас находится в процессе ликвидации как юридическое лицо на основании решения Верховного Суда РФ. То есть сначала оно перейдет Росимуществу, насколько я понимаю, а потом уже какой-нибудь из культурных институций. Скорее всего, это будет Третьяковка. Хотя вряд ли ГТГ интересно все имущество, о котором идет речь (помимо здания ЦДХ конфедерации принадлежат издательство «Галарт», Дом творчества «Сенеж», «Подольск — АРТ Центр», выпускавший когда-то материалы для художников, несколько нежилых помещений в Москве, около 50 тысяч произведений искусства. — К.К.), — например, коллекция живописи у МКСХ, надо честно сказать, неровная, далеко не все — музейного уровня.

Что касается будущего ЦДХ, то мы, его сотрудники и партнеры, ориентируемся на мнение сотрудников Министерства культуры, членов ликвидационной комиссии и руководства Третьяковской галереи. Они говорят, что все заинтересованы придумать конструкцию сосуществования музея и культурной институции под названием ЦДХ. Хотят придумать модель, учитывающую интересы ныне живущих художников и посетителей, которые привыкли ежегодно посещать большие выставочные проекты ЦДХ.

— А интересы галерей, которые обитают здесь не один год?

— Их тоже желательно учесть, но по этому поводу есть особое мнение всех тех, кого я перечислил. Существование здесь галерей всевозможных сервисных организаций (художественных магазинов, мастерских…) пока не представляется им возможным. Хотя в предложенной мной конструкции есть пункт по сдаче в аренду им помещений. Ведь это приносит серьезный бюджет, а надо понимать, что содержание одной только этой части здания в год обходится более чем в 200 млн руб. Но здание станет госимуществом, сдача в аренду которого проблематична. Да и вообще как бы возникает концептуальный конфликт сосуществования музея с элементами художественного рынка. Многие относится к этому негативно.

— Но существует и другая точка зрения…

— Да. ЦДХ — это оплот художественного рынка, если хотите. Во всем его многообразии. 260 персональных и групповых выставок художников, 20 крупных проектов в разных областях культуры, 195 концертов, более 900 тысяч посетителей в год. Причем все это делается без копейки государственных денег, прошу заметить. Я бы на их месте, на месте тех, кто принимает решения, оставил бы такую успешно работающую машину в культуре — рядом с великолепным музеем XXI века. Ведь это ткань жизни и основа музеев будущего. Можно не соглашаться с моей конструкцией. Да и подобных моделей вроде бы не существует в мире. Зато открывается поле для экспериментов. Ближайший аналог ЦДХ — парижский Центр Помпиду. Если говорить о его пространстве, структуре, то во многом создатели ЦДХ как будто смотрели именно на этот комплекс. Там не проходят ярмарки и другие фестивали, которыми мы занимаемся, но функционирует большое количество разных элементов: кинотеатр, библиотека, концерты, выставки ныне живущих художников, дизайнеров, архитекторов, огромный дизайнерский магазин, книжный… Помпиду — гигантская машина, которая прежде всего является культурным центром, но и генерирует художественный рынок, как мне кажется.

Нынешние залы ЦДХ.

— Считаете, что Третьяковка может вступить в диалог, а то и в сотрудничество с ныне живущими художниками, не все из которых — уровня галереи?

– Это компетенция Союза художников: разговор об интересах ныне живущих художников ведется ими. Выставка для художника — часть его работы, часть художественного процесса. Это касается как именитых художников, так и неизвестных. Есть авторы второго ряда, третьего, десятого. Но без них не будет первого ряда. Так же — с театрами: в Москве их 89, но не все же уровня Большого и Вахтанговского. То же самое и здесь: надо показывать художников не только уровня Таира Салахова, Олега Кулика и Тони Крега. Но не опускаясь при этом до уровня трэша и попсы.

— Некоторые говорят, что для них есть Академия художеств с ее выставочными залами.

— Академия показывает в первую очередь академиков и совсем заслуженных. ЦДХ же — это демократичная площадка. Заявку сюда могут подать любые художники, и уже я с выставочной комиссией отбираю их, не спрашивая у мастера, академик он или нет. Хотя мы в первую очередь представляем площади для членов Союза художников, потому что это наша основная обязанность: ЦДХ был образован Международной конфедерацией союзов художников стран СНГ. Им помогать мы должны в первую очередь. Представляем широкий спектр художников, за что нас ругали и ругают. Когда я пришел сюда директором, у меня был порыв резко поднять уровень контента, но это оказалось невозможно по разным экономическим причинам. Со временем я осознал, что наша миссия — дать возможность презентации самым разным художникам.

— А что с галереями? Здесь их КПД с точки зрения продаж — низкий. Может быть, им пора куда-то перебраться и начать самостоятельную жизнь, которая, возможно, окажется более эффективной?

— Они и сейчас живут самостоятельно. Разбредаться по разным углам для галерей — катастрофа. На нашем художественном рынке дела достаточно плохи, в отличие от мирового — в связи с разными экономическими и геополитическими проблемами. Все это отразилось на художественном рынке. Существование галерейного бизнеса во многом зависит не только от постоянных связей с покупателями и художниками, но и от трафика посетителей. Почему именно здесь, в ЦДХ, самый большой галерейный центр в стране? Тут не медом помазано. А потому что здесь трафик, целевые посетители постоянно идут. Общеизвестный эффект «алмазной улицы», где в одном месте сконцентрированы ювелирные магазины. Все рядом друг с другом в борьбе за лучшее. Концентрация всего в одном месте удобна и галеристам, и посетителям-покупателям. У нас здесь 48 галерей, из них почти 20 — антикварных, причем одни из лучших в стране, мы специально их приглашали. В периоды салонов это становится еще более удобным. Например, вы приходите на антикварный салон, где все этажи заняты 250 антикварными галереями, — заодно для сравнения заглядываете к местным.

Третьяковская галерея после реконструкции, по проекту Рема Колхаса. Фото: предоставлено пресс-службой ГТГ

— Так вы здесь планируете досидеть до 2020-го — до начала реконструкции?

— С разрешения ликвидационной комиссии я подписал все договоры с выставками и галеристами на год.

— А если вам не позволят здесь остаться, что будете делать?

— У нас есть и план В, и план С. Но площадок в центре Москвы, соизмеримых с ЦДХ, не так много — это Центральный Манеж и Гостиный двор. Мы думаем о них. Про галереи сказать ничего не могу — не я же ими заправляю.

— Разве не вы решаете, кому из галерей и за какие деньги сдавать выставочные площади?

— Да, я — как директор ЦДХ, но это не мой бизнес. Галереи заинтересованы в таком кластере, поэтому они делегируют нам функцию по поиску для них одного большого галерейного пространства. Мы смотрим на Гостиный двор. Но дадут ли нам его под это дело?..

— Допустим, вы переезжаете частично в Гостиный, частично — в Манеж, но тогда сбиваются ориентиры. Эти площадки воспринимаются многими как выставочные — то есть куда можно прийти и в первую очередь посмотреть, а вы хотите делать там проекты, в рамках которых искусство продается. Интересы продавцов и посетителей могут не совпадать…

Третьяковская галерея после реконструкции, по проекту Рема Колхаса. Фото: предоставлено пресс-службой ГТГ

— Это было единственной претензией участников ярмарки искусств RAAF, которую мы только что сделали в Манеже. В целом она прошла очень успешно. Но получилось так. По социальной политике департамента входной билет для пенсионеров — 100 рублей, а это вполне подъемная цена. Из-за сдвижки сроков проведения ярмарки мы попали на третье воскресенье месяца, а оно для посетителей Манежа — бесплатное. Тысячи людей не понимали, куда пришли. Не знали, что это ярмарка и что все эти Айвазовские, Шишкины, Шагалы продаются. Они спрашивали: что это, как это, просили провести экскурсии… При такой посещаемости — по нескольку тысяч в день — одному галеристу просвещать людей тяжело.

— Некоторые галеристы просят повысить стоимость билета сразу до тысячи, чтобы отсеять неплатежеспособных...

— Но если галеристы, которые требуют повысить стоимость билета, хотят выставляться на главной выставочной площадке страны, надо смириться и сказать себе: если мы хотим быть здесь, а не в «Крокус Сити» на МКАДе, то кроме коммерческой задачи надо взять на себя социальную функцию. И многие это делали.

— Ярмарка заявлена как международная, но международная составляющая была едва заметной. Чем вы это объясняете?

— Пять иностранных галерей не приехали из-за переноса даты проведения. Мы относимся к этому с пониманием: сейчас сложная политическая пора. Возвращаем этим галереям деньги. У одной американской галереи вещи застряли на нашей таможне, но не по вине наших таможенников, а потому что брокеры неправильно заполнили документы. Еще многие отказались от участия, так как доставка в Россию дорогих произведений обходится недешево. Мы далеко, у нас холодно, температурный режим, страховка — все требует огромных средств. А еще ярмарка выпала на неудачное время: между двумя крупнейшими европейскими выставками — TEFAF и BRAFA. Но Манеж был свободен только в эти дни. Надеемся, в следующем году эти факторы снимутся и минимизируются.

Третьяковская галерея после реконструкции, по проекту Рема Колхаса. Фото: предоставлено пресс-службой ГТГ

— Вы постарались систематизировать ярмарку, но некоторые стенды все равно были похожи на развалы.

— Согласен, в этом и наша вина есть. Уже во время монтажа мы получили отказы от нескольких галерей — освободившиеся площади надо было чем-то заполнить. Как мы можем при таких условиях сделать ярмарку уровня TEFAF? У нас другие возможности, но даже при них давайте постараемся избегать шпалерной развески и не вешать малозначительные вещи. Хотя большинство галеристов выложились на 100% и общий уровень показали высокий. Многие вещи вообще достали из запасников впервые.

— При этом заявили, что они заведомо не продаются…

— Думаю, все продается — смотря какие деньги предлагают. Допускаю, некоторые вещи могут быть служить для поднятия имиджа.

— То есть следующая ярмарка планируется в Манеже, а антикварный салон — в ЦДХ?

— Пока так. Парадоксальным образом выставочный сезон в ЦДХ, несмотря на все перипетии, намечается сильный. Так, в апреле откроется выставка «Снова вместе», продолжающая традиции СХ СССР и МКСХ, под эгидой вновь создаваемой Международной ассоциации союзов художников. Там представят работы членов большинства союзов художников стран бывших республик СССР. Открытие года — выставка Бэнкси. Буквально перед вашим приходом подписал об этом контракт. Проект будет грандиозным — куски стен даже привезут! Параллельно с этим откроем выставку «Русский кинетизм». Представим роскошные коллекции на Форуме коллекционеров. Потом — «Дизайн NEXT» с 25 персональными выставками молодых дизайнеров, «АрхМосква», Неделя дизайна, большой антикварный салон, «Non/fiction» и многое другое.

— Только что Третьяковка представила архитектурный проект ЦДХ после реконструкции. Как вы оцениваете его?

— Архитектор, автор проекта Рем Колхос — прекрасен. Он бережно относится к советскому модернизму. Он приезжал ко мне в ЦДХ, мы ходили с ним по дому, и он не переставал восхищаться этим зданием. Думаю, он сделает все на высочайшем уровне. Ему повезло сотрудничать с Третьяковской галереей, потому что и Зельфира Трегулова, и ее замы понимают, как должно быть. Никаким «архитектурным чудовищем» это точно не закончится.

— Обидно будет покидать это место?

— Не обидно. Потому что много удалось сделать при, в общем-то, микроскопических возможностях.

02.04.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Новая навигация в метро не может не вызвать желания немного ее...Новая навигация в метро не может не вызвать желания немного ее...
Московская подземка сделала все, чтобы мы ориентировались в метро по-новому, но теперь слово взяли ее пассажиры.
Как феминизм меняет рекламу традиционно "мужских" брендов и...Как феминизм меняет рекламу традиционно "мужских" брендов и...
Мужчина, танцующий на каблуках. Принимающий ванну со свечами. Поющий колыбельную дочери. Женщина, рассекающая на мотоцикле. Дегустирующая виски. Бреющая голову. Реклама «мужских» брендов сильно изменилась со времен ковбоя Мальборо — разбираемся, к чему это привело.
Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный...
Конспект материала The Wall Street Journal о том, как Amazon отнимает долю рекламного бизнеса у технологических и телевизионных гигантов.
Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...Запрет на ответственное информирование оборачивается свободным...
На фармацевтическом рынке раскручивается новый виток борьбы за рекламу. Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел весенний законопроект о тотальном запрете рекламы лекарств по телевидению и радио и вынес отрицательный вердикт. О том, как решение скажется на участниках фармацевтического рынка, о новых методах продвижения рецептурных средств и о принципах регулирования рекламной активности фармкомпаний в XXI веке рассуждает Директор по корпоративным коммуникациям и внешним связям ООО «Натива» Анжелика Хандукян.
Гороскоп как самоRPГороскоп как самоRP
АО НПФ «Сафмар», изучил клиентскую базу застрахованных лиц – более 2 млн своих клиентов – по датам рождения и вывел ряд закономерностей о том, как они копят на пенсию в зависимости от знака зодиака, под которым родились. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

21.01.2019 - 18:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация