Есть мнение ...

Все благополучатели выиграют и заживут

Все благополучатели выиграют и заживут

Чем грозит ЦДХ смена собственника.

В середине июля по иску Минюста Верховный суд РФ ликвидировал ассоциацию общественных объединений «Международная конфедерация союзов художников». В собственности у конфедерации находилась та часть московского Центрального дома художника, где много лет подряд проводились книжная ярмарка Non/fiction, Антикварный салон, выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва», ярмарка современного искусства «Арт-Москва» и множество других мероприятий. Международная конфедерация союзов художников обжаловала решение суда; заседание, на котором будет рассмотрена апелляция, состоится 12 октября. «Лента.ру» побеседовала с директором Центрального дома художника Василием Бычковым о том, как живет ЦДХ сейчас и что будет с проектами, если возможный новый собственник решит перепрофилировать здание.

«Лента.ру»: До недавнего времени у ЦДХ было два собственника: Третьяковская галерея и Международная конфедерация союзов художников. В каком соотношении им принадлежит здание?

Бычков: Да, действительно, у здания, расположенного по адресу Крымский вал, 10, всегда было два собственника. Решение об объединении под одной крышей двух разных по функционалу институций принималось еще во времена Хрущева. Третьяковская галерея в итоге получила две трети здания, и является государственной собственностью. Одна треть — ЦДХ, собственность общественной организации, которая называется Международная конфедерации союзов художников.

В Международную конфедерацию входят союзы художников, которые существовали еще в советское время, а именно — Союз художников России (самый многочисленный — в него тысяч 20 входит), Московский союз художников (примерно 6 000), Ленинградской союз художников (ЛОСХ) — в советские времена в крупных городах были свои союзы художников. Все остальные объединялись в Российский союз художников. И были союзы художников союзных республик.

Когда в 1991 году СССР перестал существовать, был ликвидирован Союз художников СССР, и все существующие тогда союзы художников приняли коллегиальное решение, что они создают Международную конфедерацию союзов художников, и ту собственность, которая находится на территории России, передают конфедерации.

Кроме ЦДХ — это что?

Подольский завод художественных материалов. Дом творчества «Сенеж». Центр подготовки выставок в Медведково — комплекс, который раньше готовил выставки Союза художников. И коллекция Союза художников СССР — она тоже была передана как единый имущественный комплекс в собственность конфедерации.

И если конфедерация перестанет существовать, все это перейдет новому владельцу или владельцам?

Очевидно, что бенефициаром этого процесса станет государство — в лице той или иной институции. Может быть, здесь есть и какие-то другие интересы. Мне это доподлинно не известно. Ясно то, что все благополучатели выиграют и «заживут». Будут ли потери и какие для десятков тысяч авторов и миллионов посетителей — время покажет.

Вы директор ООО ВО «ЦДХ». В каких отношениях вы с собственником?

У ЦДХ есть ежегодный договор с конфедерацией на аренду здания. Аренда не очень маленькая, но и не катастрофическая. У ЦДХ три основные функции: выставочная, галерейная (она возникла только в 1990-е годы) и концертная.

О выставках. В прошлом сезоне мы провели сами и приняли на своей площадке 234 групповые и персональные выставки художников и 23 крупных проекта: Non/fiction, Биеннале дизайна, Форум коллекционеров, «Арх Москву», юбилейную выставку МОСХа, Салон ЦДХ (его сама конфедерация делала), огромную выставку из коллекции (800 полотен) и так далее.

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

В ЦДХ работают 48 галерей антиквариата и современного искусства. Можно без преувеличения сказать, что это самый крупный галерейный центр в стране. Еще здесь 20 сервисных организаций — багетные мастерские, прекрасный магазин материалов для художников «Красный карандаш», компания «Экспопарк», которая делает выставки, «Экспопроект», которая выставки строит, и так далее. На территории ЦДХ нет ни одного непрофильного учреждения. Когда я сюда пришел, здесь еще кое-что из непрофильного оставалось: два банка, например. Со временем удалось от них избавиться.

Ну, и концертная деятельность: около 200 концертов мы провели в прошлом году. Самых разных — от топовых до кассовых, если так можно сказать.

Посещаемость ЦДХ — около миллиона человек в год.

Со сменой владельца может ли он быть перепрофилирован?

Если новый владелец сочтет, что это все не нужно, то выставки, галереи и концерты, я так понимаю, вынуждены будут куда-то переехать.

Когда ярмарка Non/fiction в конце прошлого года получила премию «Большая книга», мы с вами говорили о том, что феномен гения места играет не последнюю роль в репутации того или иного культурного мероприятия. Насколько тяжело будет перевести все ключевые календарные события ЦДХ на другие площадки, если возникнет такая необходимость?

Казалось бы, есть много площадок. Хотя на самом деле их не так много. Соизмеримого размера и местоположения три: ЦДХ, Манеж и Гостиный двор. И процедура переезда болезненная, потому что действительно в выставочном деле есть понятие лояльности места.

Все наши проекты были придуманы и сформатированы под ЦДХ. Например, Антикварный салон — на нем продаются вещи разного уровня. Высокого качества старое искусство — это второй этаж. Винтаж, предметы декоративно-прикладного искусства — это третий этаж. Соединить все это на одном этаже проблематично. Будет странно выглядеть, если галерея, которая выставляет Родена, Пименова или Бакста, будет соседствовать с галереей, которая продает старинные предметы быта. А разделение по этажам всем комфортно. Делать две разные выставки — экономика не выдерживает. Мы стараемся держать низкие цены по сравнению с тем, что за рубежом происходит, где аренда по 500-1000 долларов за квадратный метр.

Антикварный салон в ЦДХ

Антикварный салон в ЦДХ. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Если решение суда все же вступит в силу, то есть варианты развития событий. Комплекс садится на госбюджет или на содержание какого-нибудь мецената, что практически одно и то же. 200 миллионов в год стоит содержание ЦДХ, плюс немаленькие деньги на производство контента. Для самого ЦДХ это серьезно, а для государства, наверное, нет. Или тот, кто принимает решения, решит, что в каком-то формате ЦДХ продолжит свое существование. Замминистра культуры Владимир Аристархов, например, в одном интервью сказал, что Министерство сделает все, чтобы российские авторы продолжали выставляться на площадке.

ЦДХ — в последнее время такой немного «Титаник»: никогда не понятно, на какой айсберг он напорется в следующий раз. Что с реконструкцией?

На этот вопрос я могу отвечать только в модальности «насколько я знаю». Проект реконструкции заказан бюро Рема Колхаса, ценителя советского модернизма. Конфедерация подписала соглашение о том, что все согласны с разработкой проекта. По плану в начале 2020-х годов должна начаться реконструкция.

Для чего изначально строился ЦДХ?

Из архивов и личных бесед я знаю, что рассматривали этот комплекс как музейно-выставочный и что архитекторы Сукоян и Шевердяев краем глаза смотрели на Центр Жоржа Помпиду, который открылся в 1975 году. ЦДХ открылся в 1979 году, и это был наш ответ Керзону. Есть постоянная экспозиция в Третьяковской галерее, а есть выставочные залы, где современные художники и разные выставочные проекты, — как в Помпиду. Причем выставки самые разные, не только в области изобразительного искусства, но и архитектуры, и литературы, и дизайна, и фотографии.

Что бы вы советовали новым владельцам ЦДХ, если такие случатся, держать в голове?

Если есть деньги — бюджетные или собственные, можно выстроить любую культурную политику. Провести выставку Джеффа Кунса, Андреаса Гурски, или — как мы, например, — Олега Кулика или Тони Крэгга, когда у ЦДХ были деньги в хорошие времена. Или как это было в советские времена: Союз художников СССР выделял средства, делалась выставка, и потом все уходили в отпуск на три месяца. Но если продолжать существовать в той модели, которую мы имеем сейчас (которая «есть не просит» и деньги приносит — 1 миллиард 285 миллионов налогов заплатил комплекс ЦДХ за последние 10 лет), то тут три плоскости: экономическая, содержательная и, если хотите, политически-идеологическая.

Во всех плоскостях важно, что спектр деятельности у ЦДХ широкий. Невозможно существовать, делая только художественные выставки. И мы работаем по всему фронту культуры. И на такие выставки, как Антикварный салон, «Арх Москву», Non/fiction и другие, ставка аренды намного выше, чем на художественные. Мы проводим и принимаем Биеннале дизайна, «Золотую пчелу», Форум коллекционеров и еще 15-20 таких проектов в год, где ЦДХ зарабатывает на аренде, на билетах и т.д. И еще, например, проводим выставку «Первозданная Россия»: 500 фотографий о России, 100 российских фотографов и 120 тысяч посетителей — рекорд посещаемости за всю историю ЦДХ. За этот счет мы и имеем возможность сдавать художникам площади по низкой стоимости. Эта модель была придумана моими предшественниками здесь, и я ее в течение 20 лет поддерживаю.

«Арх Москва» в ЦДХ

«Арх Москва» в ЦДХ. Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

И еще галереи. Вот МКСХ ставят в вину, что сдача помещений в аренду никакого отношения к искусству не имеет. Галереи не имеют отношения к искусству? И художественный сервис? Нет, все это неотъемлемая часть художественного процесса и художественного рынка.

Да, если хотите, ЦДХ — оплот художественного рынка. Механизм его функционирования, инструмент поддержания. Причем, по-моему, чуть ли не единственный такого масштаба. Или есть другие примеры? Или это не нужно, и мы переходим полностью к существованию культуры на деньги государства и немногочисленных меценатов?

В любом случае, я считаю, ЦДХ — успешная модель крупного небюджетного учреждения культуры, и эта структура работает как часы уже многие годы.

Это была экономика. Теперь про контент. Если у вас нет много денег, и вы не можете себе позволить делать то, что хотите, то уровень контента вы вынуждены расширять. Тем более что по уставу ЦДХ положено предоставлять залы членам Союзов художников. Да, этот уровень не всегда высок. Но, как я говорил, у меня условие: профессиональное образование, членство в Союзе художников — выставляйтесь. И это правильное условие, потому что художников просто не будет, если им негде будет выставляться. Надо быть демократичными: в какое-то время здесь выставляется Эрвин Вурм, а в какое-то время — начинающие художники.

В идеологическом плане тоже должен быть широкий спектр: не переходя границы экстремального в области культуры, но и не опускаясь до одиозных вещей — не будем называть фамилии. Дело не в том, что за нарушение границ меня куда-то вызовут, а в том, что площадку нужно беречь. Радикальные эксперименты в области культуры — это очень важная функция, но это удел частных инициатив, галерей, культурных институций. Я не могу рисковать — ЦДХ мне не принадлежит. И уверен, что это отвечает любой цивилизованной государственной политике в области культуры — как в России, так и в мире.

31.08.2017

на печать


Комментарии

Галина
16.09.2017 18:49 | сообщение #1
 

Ну, и такое бывает

марик
12.04.2018 11:24 | сообщение #2
 

Ну да

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.03.2024 - 11:04
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация