Статьи

Итоги развития печатной медиаотрасли России в 2015 году

Итоги развития печатной медиаотрасли России в 2015 году

В Ассоциации распространителей печатной продукции проанализировали ситуацию в медийной печатной отрасли, основные процессы, произошедшие на рынке прессы в 2015 году.

В настоящее время российская отрасль печатных СМИ и книг представляет собой современную социально-значимую структуру, играющую важную роль в жизни государства и общества. В стране работает порядка 8 тысяч издательств (в том числе 15 международных), четыре национальных дистрибутора, восемь федеральных оптовиков и примерно 100 региональных, а также 550 розничных распространителей прессы. Всего в регионах РФ осуществляют реализацию печатной продукцией 41 тысяча объектов розничной торговли. 

Проблемы и сложности, серьёзно затормозившие нормальное развитие страны в 2015 году и, ставшие характерной чертой ушедшего в историю года, не обошли стороной и индустрию создания и распространения печатной продукции, показатели которой, следуя наметившимся ранее тенденциям, продолжали падать. 

Более того, движение по наклонной вниз ускорилось на фоне углубляющегося экономического кризиса, снижения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку, сохраняющихся административных барьеров. Свою лепту в ухудшение состояния медийной отрасли внесли также изменения в отечественном законодательстве, подрывающие экономическую стабильность предприятий и идущие в разрез с интересами  потребителей. 

Во многом в результате перечисленных факторов объём розничных продаж периодической печати в 2015 году достиг величины 46,4 млрд. рублей, что на 2,3% меньше показателя 2014 года, суммарный тираж снизился до 1,36 млрд. экземпляров (минус 15%). Продажи по подписки остановились на отметке 18,4 млрд. рублей (минус 6%), подписной тираж – 0,51 млрд. экземпляров (минус 16%). В стоимостном выражении рынок распространения сократился на 3,3%. Рынок рекламы в 2015 году по отношению к аналогичному периоду прошлого года в российской печатной прессе сократился на 32%, наружной рекламе - на 25%, телевидение и радио - на 19%. 

Среди причин, вызвавших сокращение розничных продаж периодики, не последнее место занимает уменьшение количества специализированных киосков и павильонов прессы по мотивам экономического и административного свойства. Киоски отодвигаются из зон высокого трафика во дворы, что приводит к снижению продаж импульсного товара – прессы.  За 2015 год количество киосков в России сократилось на 3% и приблизилось к отметке в 27,9 тысяч (с учётом Республики Крым). Таким образом, на конец 2015 года один специализированный объект с прессой приходится на     5 241 жителя страны, что полностью противоречит рекомендациям приказа Минкомсвязи РФ от 31.07.2013 г. № 197 и серьёзно ограничивает возможности доступа населения к каналам приобретения информации

Правда такая картина наблюдается не везде, о чём свидетельствует подготовленные АРПП два документа - рейтинг территорий по уровню обеспеченности киосками прессы и рейтинг губернаторов по отношению к печатным СМИ. На общем фоне низких показателей доступа граждан к киоскам и павильонам прессы имеются регионы страны, добившиеся в этом вопросе хороших результатов. В первую десятку вошли Калининградская и Челябинская области, Республика Марий Эл, Пермский Край, Владимирская, Московская, Иркутская, Липецкая, Воронежская и Тульская области. Возглавляют рейтинг губернаторов - глава администрации Липецкой области Королёв О.П., губернатор Воронежской области Гордеев А.В., губернатор Челябинской области Дубровский Б.А. 

Итоги развития печатной медиаотрасли России в 2015 году.

Ещё хуже, чем в области реализации прессы дело обстоит с книгораспространением. За два года в России закрылось более 1000 книжных магазинов. В результате по всей стране их осталось не более 1500 - на 143 млн. населения, то есть примерно 1 магазин на 100 000 человек. Сегодня во многих городах и районных центрах, не говоря о селе, книжных магазинов просто не существует.

Принятые в последние годы законодательные акты крайне негативно отозвались на бюджетах издателей и распространителей периодики. 

Применение закона, ограничивающего участие иностранного капитала в российских СМИ, привело в 2015 году по сравнению с предыдущим годом к снижению общего объёма розничных продаж на 0,04 млн. экземпляров (минус 2%), или потерям на рынке в размере 2,8 млрд. рублей (минус 6%). Международные издательские дома существенно сократили запуск коллекционных изданий (патворков) и оптимизировали свои издательские портфели, закрыв порядка 10 изданий. Покинули российский рынок 5 изданий ИД Burda, по 2 издания ИД Bauer Media и Sanoma Independent Media, 1 издание ИД Индепендент спорт.

При этом пострадала не только отрасль, но и рядовые покупатели, поскольку продукция международных издателей в России в подавляющем большинстве занимает ниши, ориентированные на  различные категории отдыха, размещение материалов развлекательного, образовательного и культурного характера, освещение вопросов, представляющих интерес для конкретных групп населения – мужчин, женщин, детей и т.д.   

В результате запрета рекламы в прессе любых видов алкогольной и табачной продукции издатели потеряли  15-20% рекламных доходов в зависимости от издания.

Запрет продажи в киосках формата «Печать» табачных изделий, ещё больше ухудшил экономику отрасли печатных СМИ, но не сократил потребление табака, а лишь вызвал уменьшение на 25-50 процентов продажи периодики, которая ранее обеспечивала внебюджетную поддержку развития рынка розничного распространения газет и журналов.

Очередное ослабление курса рубля в конце 2014 года и в  2015 году внесло значительные коррективы в бизнес-модели издателей и распространителей периодической печатной продукции. Выросли издательские затраты на приобретение и ввоз мелованной бумаги, качественного аналога, которой не производят в России, подорожала печать газет и журналов за границей. Общее подорожание прессы за 2015 год составило 14%.

В течение года АРПП совместно с другими профессиональными объединениями отрасли, медийной общественностью, при поддержке депутатского корпуса федерального и регионального уровней прилагали усилия по оздоровлению ситуации на рынке прессы.  В рамках этой работы вёлся диалог с властными структурами в целях выполнения поручения Президента РФ В.В. Путина органам исполнительной власти повысить доступность книжной и периодической печатной продукции для населения, содействовать деятельности индустрии печатных СМИ, развитию малого и среднего предпринимательства. Предпринимались активные шаги по продвижению в регионы разработанной Минпромторгом РФ «Стратегии развития торговой деятельности в РФ на 2015-2016 гг. и на период до 2020 г.» и рекомендаций по поддержке розничного распространения печатных изданий, изложенных в  приказе Минкомсвязи РФ от 31.07.2013 г. № 197.  

Как свидетельствует практика, данные обращения представителей рынка прессы не нашли должного понимания и поддержки на местах. Более того, на состоявшейся 21 сентября 2015 года  пресс-конференции, посвящённой выполнению поручений главы государства по письму главных редакторов ведущих федеральных изданий с просьбой о поддержке отрасли отмечалось, что  эти поручения так и не выполняются.

Закрытие значительного количества киосков прессы, существенное повышение цен на периодическую печатную продукцию и книги, резкое падение продаваемых в розницу и по подписке тиражей, финансовая нестабильность издателей и распространителей, административный произвол в отношении представителей малого  и среднего бизнеса, занятого в сфере производства и дистрибуции печатной продукции, серьёзно угрожают информационной безопасности России. Необходимо срочное принятие радикальных мер по защите отрасли, аналогичных тем, которые в последнее время осуществляются в целях повышению уровня обороноспособности страны.

Не отрицая указанного выше,  вместе с тем следует отметить, что определённые задачи по модернизации отрасли уже реализуются. Достаточно активно развиваются цифровые технологии в издательском и дистрибуторском деле, набирают силу интеграционные процессы в сфере печатных и электронных СМИ, вполне эффективно применяются интерактивные формы в интернете.

Для решения накопившихся в отрасли проблем необходимо, по мнению экспертов рынка, добиваться решения в 2016 году комплекса инициатив:

  • наделить Минкомсвязи России полномочиями по выработке государственной политики и координации исполнительной власти в сфере поддержки организаций, занимающихся распространением прессы;
  • вывести из ведения торговых департаментов во всех регионах РФ объекты по продаже прессы и книг. Перевести их в подчинение департаментам информации и СМИ;
  • построить в стране единую вертикаль по управлению информацией и СМИ без участия торговых департаментов; 
  • ввести патентную систему налогообложения в системе распространения прессы;
  • выделить субсидии  из федерального бюджета на развитие системы распространения прессы в России и на проведение мероприятий по популяризации чтения;
  • возобновить предоставление субсидий на подписку печатных СМИ;
  • оказать поддержку распространителей прессы в виде льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу;
  • осуществить либерализацию отечественного рынка рекламы: вернуть рекламу качественного алкоголя, табака, медицинских препаратов в печатные СМИ.  

29.12.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...Влияние коронавируса на рынок интерактивной рекламы - результаты...
Реагируя на стремительное изменение ситуации на рынке Исследовательский Центр АКАР/РАМУ/IAB Russia провел опрос 23-26 марта 2020 года среди компаний-членов IAB Russia на предмет их отношения к кризису, вызванному вирусом COVID-19, предпринимаемым мерам и оценки ближайшего будущего.
Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...Исследование: Российские топ-менеджеры против гендерного квотирования...
Согласно опросу консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме. Все из‑за сходства...
Спортивный бренд Puma обвинили в нацизме из‑за схожести одной из моделей кроссовок с Гитлером. Об этом пишет Esquire.
#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года#5x20: Пять маркетинговых и коммуникационных трендов 2020 года
Прогноз тенденций от коммуникационного агентства Grayling. Какие маркетинговые и коммуникационные тренды определят 2020 год? Международная команда стратегов, консультантов и креативных специалистов PR-агентства Grayling определила пять ключевых трендов, которые окажут влияние на коммуникационную деятельность брендов и компаний в этом году.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Артем Маслов, управляющий партнер брендингового агентства Clёver Branding, поделился своим опытом вывода новых продуктов. В устоявшихся категориях правила игры, как и визуальные коды, понятны. Как должен выглядеть бренд на полке, если речь идет, например, об оливках в мягкой упаковке, позиционирующихся как вкусный и полезный снек? Неопределенность – это всегда риск, но в то же время и возможности. В компании Bonduelle рискнули и вывели на рынок линейку оливок Bonduelle, которые можно взять с собой на работу или вечеринку. Дизайн упаковки разработало Clёver Branding. Несмотря на скептические отзывы, новый продукт обосновался не только на полках магазинов, но и активно продается в торговых автоматах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

31.05.2020 - 22:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация