Статьи

Итоги развития франчайзинга в России в 2015 году: тенденции, риски, перспективы

Итоги развития франчайзинга в России в 2015 году: тенденции, риски, перспективы

В 2015 году, по подсчетам Российской ассоциации франчайзинга, количественный прирост франчайзинговых точек составил 15%, что при значительном потенциале развития франчайзинга в стране позволяет оптимистично оценивать перспективы рынка. При этом крупные игроки рынка франчайзинга отмечают, что кризис влияет на деятельность всех компаний. Эксперты из разных сегментов бизнеса поделились своими решениями по развитию франчайзинговых сетей в меняющихся экономических условиях.

10 декабря 2015 года в «РИА Новости» состоялась пресс-конференция «Итоги развития франчайзинга в России в 2015 году: тенденции, риски, перспективы», где выступили представители ведущих отраслей российского франчайзинга.

Конференцию открыл исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко:

«Количественный рост рынка франчайзинга в 2015 году составил 15%, тогда как в 2014 году он показал 25% рост. Несмотря на это, продолжают появляться новые концепции. Мы анализировали рынки азиатских стран, Мексики и Бразилии, которые не один раз переживали кризис в конце ХХ века, и видели их успешный опыт. Мы ставим себе ориентир – 400 тысяч франчайзинговых компаний малого бизнеса, которые может вместить наш рынок. А это – от 4 до 5 млн рабочих мест. Кроме того, рынок франчайзинга может составлять от 5 до 10% ВВП. Франчайзинг является основным каналом продвижения товаров за рубежом. Американцы оценивают, что 40% всех товаров оборачивается через франчайзинговые концепции, которые выполняют роль проводящих сетей. Сегодня в России порядка 1000 настоящих брендов. К 2020 году мы рассчитываем, что будет около 2500 концепций и 200 000 точек продаж».

Исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко, подводя итоги уходящего года, отметил, что для рынка франчайзинга этот год запомнился изменением рынка капитала в стране: «Если раньше франчайзи мог опираться на специальные банковские кредитные продукты, то в этом году все банки свернули реализацию этих программ, и предпринимателям приходится ориентироваться на внутренние ресурсы или средства частных инвесторов».

В 2015 году наблюдалось пополнение рынка труда белыми воротничками, которые способны управлять франчайзинговыми концепциями, а также активный выход компаний в социальные сети для продвижения франчайзинговых концепций. Кроме того, этот год ознаменован развитием франчайзинга в нетрадиционных для этого отраслях, таких, как агрофранчайзинг, строительство и производство стройматериалов, ветеринария, сфера благоустройства.

«Мы ожидаем в 2016 году переход нескольких госкорпораций на модель франчайзинга, а также выход наших брендов за пределы РФ. У российских игроков франчайзинга амбициозные планы развития на 2016 год, они готовятся к выходу на зарубежные рынки, а франчайзинг начинает активно продвигаться в интернете и социальных сетях»», – резюмировал Юрий Михайличенко.

Максим Муссель, директор по развитию ВЦИОМ, напомнил о позитивном влиянии сильных брендов не только на мотивацию к покупке потребителей, но и на франчайзи в отношениях с поставщиками и арендодателями.

Итоги развития франчайзинга в России в 2015 году: тенденции, риски, перспективы.

Представитель ресторанного бизнеса, директор по запуску и франчайзингу «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» Данила Лобачев рассказал о планах ресторанного холдинга и мерах по поддержке франчайзи:

«В кризисное время компания «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» сфокусировалась на цене и качестве блюд, работе с франчайзи и поставщиками. Холдингу удалось удержать фудкост на прежнем уровне, при этом средний чек увеличился всего на 3-5%. Кризис повлиял на деятельность всех компаний, и холдинг не является исключением. Мы стали более гибкими – сделали локальную настройку меню для каждого региона; увеличили количество встреч с франчайзи: обучали сотрудников партнеров и делились опытом работы успешных ресторанов; централизовали поставки – договорились с крупными поставщиками об эксклюзивных условиях для франчайзи, добившись 15% скидки на некоторые группы товаров; ужесточили контроль за качеством конечного продукта, усилили маркетинговую активность. Например, наши франчайзи приняли участие в 7 федеральных рекламных акциях. В 2015 году бренды холдинга не только расширили свое присутствие, но и вышли в новые города. Так в Мурманске и Орле впервые распахнули свои двери три сетевых заведения итальянской и восточной кухонь – «Сбарро» и «Восточный Базар». До конца года мы планируем открыть еще три заведения в Саратове и Оренбурге. В 2016 году в планах компании открыть по франчайзингу порядка 25 ресторанов, 5 из них уже находятся в стадии строительства.

Среди трендов 2015 года стоит отметить увеличение региональных брендов в отдельно стоящих зданиях; на фуд-кортах наблюдается закрытие локальных игроков и рост сетевого бизнеса, торговые центры сами занимаются поисками потенциальных франчайзи для крупнейших сетей, с последующим условием открытия в их ТРЦ популярных точек; появление новых франчайзи – бывших руководителей среднего звена, а также самих арендодателей. Также стоит отметить высокий интерес зарубежных партнеров к русской домашней кухне. Свою заинтересованность в отношении ресторанов «Ёлки-Палки» уже высказали Австрия, Словения, Египет, Китай и Япония. Мы ведем переговоры и изучаем возможности выхода в эти страны».

Высокий потенциал развития франчайзингового бизнеса видят и в лаборатории «Хеликс», представитель которой Дарья Горякина, директор департамента розничного бизнеса, также выступил на конференции:

«В 2015 году Лабораторная служба «Хеликс» открыла 80 розничных точек, что в два раза больше, чем в 2014 году. В 2016 году компанией планируется активное развитие направления франчайзинга и открытие более 110 розничных точек. Компания активно осваивает Уральский федеральный округ (Екатеринбург, Челябинск, Тюмень), Поволжье (Самара, Уфа), а также южные города (Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи), большое количество точек планируется к открытию и в столице, где у «Хеликс» расположен один из собственных лабораторных комплексов.

Несмотря на кризис, рынок частных медицинских услуг непрерывно растет. В 2015 году рост рынка лабораторной диагностики составил 23%. В 2015 году Лабораторная служба Хеликс открыла на территории РФ 80 розничных точек, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. В 2016 году планируется открытие 110 розничных точек. Более того, частная медицина – одна из немногих отраслей, которую в нынешнем году кризис коснулся в меньшей степени. При этом в большей степени нестабильная экономическая ситуация сказалась на закупочной деятельности игроков рынка лабораторной диагностики: из-за колебаний валют резко изменилась цена на импортные реагенты, расходные материалы, оборудование.

Текущая экономическая ситуация – безусловно, время возможностей для крупных игроков. Через некоторое время на рынке останутся только сильные компании, способные предоставить клиентам услуги высочайшего качества, современные онлайн и оффлайн-сервисы – и все это по приемлемым ценам».

 Итоги развития франчайзинга в России в 2015 году: тенденции, риски, перспективы.

Александр Шпетный, генеральный директор розничной сети "220 вольт", рассказал о том, как изменились франчайзинговые модели компании:

«Сейчас у нас 240 магазинов, из которых 75 собственных, остальные – франчайзинг. В 2015 году, и в рублях и в штуках приросла как наша собственная розничная сеть, так и франчайзинговая. Мы учли изменившийся портрет покупателя и переместили фокус от профессионалов на конечного потребителя. Мы расширили матрицу товаров, увеличили присутствие товаров импульсного спроса и расходных материалов, сменили концепт визуализации в магазинах, перешли от брендовой выкладки товаров к категорийной, изменили планограммы магазинов, уменьшив долю профессионального инструмента.

“220 Вольт” предоставили рынку новую модель магазина малого формата, позволяющую эффективно работать на площади в 40 кв. м, используя три канала продаж: розницу, интернет и оптовые продажи. В 2016 году мы добавляем в каждый магазин пункт выдачи заказов интернет-магазина. Мы готовы работать в самых разных форматах – от гипермаркетов площадью от 3000 кв. м до отделов в строительных магазинах площадью 6-7 кв. м. Мы открываем 15 магазинов в Белоруссии, в ближайших планах – запуск магазинов в Казахстане».

Тему взаимодействия компаний с франчайзи продолжила руководитель практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям компании "Качкин и партнеры" Екатерина Смирнова:

«Несмотря на распространенность франчайзинговой модели ведения бизнеса в России, далеко не все предприниматели в достаточной степени осведомлены о требованиях закона, обязательное соблюдение которых, требуется для построения своего бизнеса по модели франчайзинга. В частности, речь идет об обязательном предоставлении франчайзи прав на товарный знак при заключении договора, регистрации перехода прав по договору в Роспатенте, защите объектов интеллектуальной собственности, передаваемых по договору. Кроме того, прослеживающаяся в последнее время тенденция к созданию мультифранчайзинговых сетей выявляет острую необходимость в ограничении конкуренции между франчайзи (и связанных с ним лиц) и франчайзером. Положения закона прямо допускают включение в договор франчайзинга оговорок «о неконкуренции» в отношении обеих сторон. Что интересно, такие положения при определенных условиях могут продолжать действие и после прекращения франчайзинговых отношений».

Кирилл Кашин, президент компании Century 21, подчеркнул:

«Франшиза – это набор конкурентных преимуществ. А преимущества – это не результат, это процесс. Франчайзи, который в какой-то момент перестает пользоваться вашей франшизой, потому что вы его научили бизнесу – это не плохой франчайзи, это просто значит, что ваша франшиза больше ничего не дает. Нормальные франчайзеры по всему миру постоянно работают над созданием новшеств. Франчайзи остаются в тех сетях, в которых им находится выгодно. Вы должны быть выгодными».

Михаил Файнберг, руководитель пресс-службы "БаскинРоббинс", рассказал об особенностях регионального развития:

«В 2015 году сеть появилась в 2-х новых для нас республиках – Туркменистане и Беларуси. Открыты 30 новых кафе, при этом мы отмечаем тенденцию активного расширения сети в городах с населением менее 100 тысяч человек. Подобный тренд продиктован доверием местного потребителя к мировому бренду и сформированным ожиданием качественного продукта. Все это приводит к динамичному развитию сети кафе «БаскинРоббинс» на всей территории России и стран СНГ».

Выступления резюмировал Юрий Михайличенко, исполнительный директор РАФ: «У российских игроков франчайзинга амбициозные планы развития на 2016 год, они готовятся к выходу на зарубежные рынки, а франчайзинг начинает активно продвигаться в интернете и социальных сетях».

15.12.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.04.2024 - 12:05
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация