Новости

Правительство может разрешить продажу лекарств в магазинах

Правительство может разрешить продажу лекарств в магазинах

Правительство вернулось к идее разрешить продажу безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах. 

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам составить перечень безрецептурных лекарств для продажи в продовольственных магазинах. Об этом говорится в протоколе заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 17 июня (копия есть у «Ведомостей»). Минздраву, Минпромторгу, Минэкономразвития и Роспотребнадзору поручено «определить ограниченный перечень лекарственных средств и порядок их реализации в розничных продовольственных торговых сетях и представить в правительство».

Представитель секретариата Шувалова подтвердил, что такие поручения даны ведомствам. Работа продолжается, говорит он, Минздрав, Минпромторг и Минэкономразвития совместно анализируют перечень групп лекарственных средств, которые граждане могут использовать самостоятельно.

Идея разрешить продовольственным магазинам продавать некоторые лекарства обсуждается в правительстве с осени 2012 г. Список таких препаратов пытался составить Минпромторг: в него входили лекарства от алкоголизма, курения, геморроя, насморка, кашля, головной боли, жаропонижающие, антисептические, слабительные и гормональные препараты, средства для снижения веса, а также гематоген. Но против идеи продавать лекарства в непрофильной рознице тогда выступил Минздрав: он опасался, что в продаже станет больше некачественных и фальсифицированных лекарств, а цены неконтролируемо повысятся. В начале 2013 г. Минздрав согласился, чтобы ритейлеры могли продавать средства по уходу за больными, средства личной гигиены, детское питание и некоторые виды пищевых добавок, которые лишены компонентов лекарственных препаратов.

Тем временем ведомства продолжали дискуссию. Минэкономразвития неоднократно писало в Минздрав, что поддерживает продажу безрецептурных лекарств в продовольственных сетях, говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина. В последнем письме Минэкономразвития предложило внести в законодательство несколько изменений, в частности разрешить сетям продавать безрецептурные лекарства для снятия симптомов заболеваний, не требующие особых условий хранения, ввести упрощенную форму лицензии для торговли отдельными группами фармпрепаратов и установить для них особый порядок реализации.

Шувалов предлагает взять за основу прежний список Минпромторга, говорит один из участников совещания 17 июня — исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. Не совсем понятно, почему безрецептурные средства не могут продаваться в магазинах, тем более что де-факто они уже сейчас там продаются — например, в автомобильных аптечках, рассуждает Карпов. Тем не менее Минпромторг сейчас дорабатывает этот список, говорит представитель его пресс-службы. В него могут войти жаропонижающие, противопростудные, желудочно-кишечные, абсорбирующие безрецептурные препараты, средства наружного применения и приборы диагностики, витамины; их продажа возможна «при соблюдении всех правил, установленных для хранения и продажи лекарств, а также при наличии в торговом зале фармацевта». Это способствует конкуренции на фармацевтическом рынке и повысит доступность лекарств для покупателей, рассчитывают представители Минпромторга и Минэкономразвития.

Ведомства должны представить предложения в правительство к 17 июля, говорит представитель Минздрава. Вопрос об изменениях в список лекарств, ранее составленный Минпромторгом, сейчас прорабатывается, отметил он.

Если продовольственные сети добавят в ассортимент безрецептурные лекарства, это может дать им 1-2% дополнительных продаж, полагает Карпов. В первую очередь это удобство для покупателя — как следствие, увеличится их приток в магазины и повысится средний чек, говорит Владимир Русанов из X5 Retail Group (владеет в том числе сетями «Перекресток» и «Пятерочка»). «Опыт работы аптек в формате shop-in-shop в ряде наших магазинов тому прямое подтверждение», — утверждает он.

Пользуясь эффектом масштаба, торговые сети смогут закупать препараты на более выгодных условиях и устанавливать меньшую наценку, чем аптеки, полагает Карпов. Аптечные сети даже опасаются, что не смогут на равных конкурировать с торговыми сетями. «Конечно, ценовая политика и цепочка поставок розничных сетей строятся иначе, чем у аптек, в результате цены могут оказаться ниже, но для предварительной оценки слишком мало информации», — говорит Екатерина Куманина из группы «Дикси».

Аптеки действительно опасаются конкуренции со стороны продовольственных ритейлеров. По оценке исполнительного директора Аптечной гильдии Елены Неволиной, у аптеки средний уровень рентабельности по чистой прибыли — от 2,5% (если в ней преобладает лекарственный ассортимент) до 3-3,5% (если нелекарственный). Впрочем, у продовольственных ритейлеров этот показатель, как правило, не выше. У X5 Retail Group он составил в прошлом году 2,1%, у «Дикси» — 1,7%, у «О’кей» — 3,6%. Наибольшей маржа по чистой прибыли среди российских публичных ритейлеров была у «Магнита» — 6,14%.

Но надежды продовольственных сетей, что они смогут закупать и продавать большой аптечный ассортимент, Неволина считает утопическими: многие ходят в аптеки, чтобы заодно получить консультацию, а многие — просто по привычке. Вдобавок крупным ритейлерам придется конкурировать не только с аптеками, но и с небольшими магазинами, предупреждает эксперт.

Если ритейлеры получат часть аптечного ассортимента, то и без того низкая рентабельность аптек снизится, соглашается гендиректор аптечной группы А5 Андрей Гусев. Он против продажи лекарств вне аптек: ритейлеры, по его мнению, не смогут обеспечить сопоставимого качества обслуживания пациентов. У ритейлеров не возникнет проблем с контролем качества, а масштабы и широкая география сетей помогли бы решить проблему доступности лекарств, возражает Карпов из АКОРТ.

 

Наталья Ищенко, Мария Дранишникова, "Ведомости"
Advertology.Ru

27.06.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

27.12.2025 - 13:57
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация