Статьи

Ровесники демократии

Ровесники демократии

Не успела закончиться весенняя сессия Госдумы, как в публичном поле сразу начали обсуждаться задачи следующего парламентского сезона. И это неудивительно в свете ожидаемого рассмотрения многих знаковых законопроектов (не говоря уже о бюджете следующего года).

К тому же, пленарные заседания Госдумы начнутся уже через день после единого дня голосования, когда в восьми субъектах Федерации состоятся выборы высшего должностного лица, а в шестнадцати - законодательных собраний регионов. Пройдут и около семи тысяч выборов местного уровня.

Можно не сомневаться, что все думские партии озвучат свои политические оценки прошедших избирательных кампаний. А с парламентской трибуны - будут говорить не только об итогах голосования, но и о разного рода нарушениях и скандалах, без которых в такие периоды, к сожалению, не обходится.

В конечном итоге, такие баталии сводятся к одному - к вопросу о строгости соблюдения и эффективности избирательного законодательства. (Не исключено, что разные политические силы внесут предложения по его корректировке).

Статья Сергея Нарышкина будет опубликована в "Российской газете" от 6 сентября 2013 года

Еще один момент: в условиях упрощенной регистрации партий и прямых выборов глав регионов - мы наверняка получим и новую "информацию к размышлению" о правилах формирования следующих созывов Госдумы. Ведь законопроект о переходе к смешанной системе прошел первое чтение, а этой осенью - дискуссии по нему продолжатся.

Регулируя выборный процесс, законодатель обязан учитывать множество аспектов. В числе наиболее важных и острых тем (как это уже не раз было) останутся и вопросы ведения агитации. Она все больше перемещается в интернет. И это, кстати - один из векторов трансформации всего современного медийного пространства.

Не замечать столь принципиальные изменения государство не вправе. Предложение рассматривать инициативы, набравшие 100 тысяч подписей - лишь один из примеров реакции на современные запросы общества. Есть и другие примеры, ставшие уже нашей правовой реальностью. В частности - связанные с ограждением детей от опасной для них информации. Или, к примеру - борьба с пиратским контентом в сети. В июне был принят закон, защитивший права создателей фильмов, а теперь готовятся соответствующие меры в интересах других творческих деятелей.

В летние месяцы не раз звучали и предложения повысить правовую защищенность СМИ. А именно - через усиление ответственности за преступления против журналистов, по сути, приравняв уровень их уголовно-правовой защиты к сотрудникам правоохранительных органов. Кроме того, предлагалось включить журналистов в перечень так называемых спецсубъектов, в отношении которых уголовное преследование ведётся в особом порядке. Думаю, что целесообразность столь существенных нововведений - нуждается в серьезном анализе.

Наконец, еще один активно обсуждаемый вопрос - это правовой статус информационных интернет-ресурсов (в том числе, блогов), которые по своей популярности уже начинают "наступать на пятки" традиционным СМИ.

При всей направленности подобных предложений на дополнительную защиту СМИ и журналистов, считаю, что главным здесь должна оставаться незыблемость конституционных гарантий свободы слова и свободы массовой информации. И парламент должен твердо стоять на страже именно этих - конституционных гарантий. А в обсуждении соответствующих инициатив особую роль должно играть мнение самих журналистов. Это - сфера их профессиональных интересов, и они заинтересованы не только в расширении собственных возможностей, но и в честной конкуренции на медиа-рынке.

Закон о СМИ, принятый ещё в 1991 году, действует до сих пор. За два десятка лет в него вносилось немало изменений, но базовые подходы оставались неприкосновенными. Даже в самые трудные, кризисные периоды было четкое понимание, что свобода слова и СМИ - это безусловные ценности, без которых цивилизованное развитие просто невозможно. Кстати, напомню, что в этом смысле закон о СМИ отчасти предвосхитил "букву" и "дух" Конституции 1993 года, став фундаментальным актом для реализации свободы слова и массовой информации.

Напомню также, что ст. 29 Конституции, гарантируя свободу мысли и слова, прямо запрещает цензуру и принуждение кого-либо к выражению своих мнений или отказу от них. Причем ответственность за принуждение журналиста к распространению какой-либо информации (или, наоборот, к отказу от распространения) - уже установлена не где-нибудь, а в Уголовном кодексе (ст. 144).

Одновременно наш Основной Закон в статьях 24 и 29 не допускает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Да, свобода слова - не абсолютна и имеет свои ограничения, вытекающие из многовековой юридической и политической практики. Но любые рамки здесь - должны быть разумными и достаточными. Имею в виду не только требования закона, но и корпоративную этику самого журналистского сообщества. Если угодно - культуру использования свободы слова.

Конечной же целью и такого саморегулирования, и правового "вмешательства" государства в жизнь медиа-индустрии тоже - должна быть подлинная независимость СМИ и журналиста. Причем, она не сводится к одной лишь юридической или политической свободе. Это - гораздо более широкая категория. Можно сказать - часть "общественного договора", основанного, во-первых, на реальной потребности в такой свободе и, во-вторых, на традициях и навыках ее использования. Не говоря уже о независимости СМИ и журналистов в экономическом плане.

Надо признать: здесь мы пока довольно уязвимы, что особенно видно во время избирательных кампаний. Предстоит еще многое сделать, чтобы Россия задавала тон в открытости информационного пространства, а конкурентоспособность на нашем медиа-рынке - определяли бы не готовность публиковать все, что хочется учредителям или "заказчикам", а только профессионализм, качество и беспристрастность.

Безусловно и другое: в условиях политического многообразия в редакционной политике (как и в позиции самого журналиста) проявляются разные политические предпочтения. Такова, замечу, и мировая практика. Но это лишь подтверждает ценность независимого журналистского труда, свободы мировоззрения и взглядов, а также - их публичного предъявления. Это особенно важно сегодня, когда все более широкими становятся общественные дискуссии по ключевым для страны проблемам. А общероссийские СМИ, к примеру, получили право инициировать проверку деклараций о доходах в отношении лиц, замещающих госдолжности. Подчеркну - это крайне серьезное полномочие, налагающее как на СМИ, так и на контролирующие органы большую ответственность перед обществом.

Здесь я хотел бы заметить, что по своей природе представительная власть и СМИ довольно близки - ведь через них проявляется вся палитра общественных интересов (да и риски - тоже похожи). Не говоря уже о том, что вся история становления парламентских институтов была тесно связана с утверждением свободы слова. Что касается России, то наш демократический парламент и независимые СМИ - практически ровесники.

Думаю, что в рамках празднования 20-летия Конституции и Федерального Собрания отдельного внимания должна быть удостоена наша парламентская журналистика. Ведь это - юбилей и для парламентских пулов, работа которых и в центре, и на местах обладает немалой спецификой. Журналистам, работающим в стенах Федерального Собрания и региональных заксобраний - надо хорошо разбираться и в юриспруденции, и в экономике, и в политологии, и во многих других вопросах. Со своей стороны, предложу расширить в этой части и думский План юбилейных мероприятий.

Хотел бы затронуть еще одну, на мой взгляд - важную, тему. Печально, когда между ветвями публичной власти и "властью четвертой" возникают противоречия и вспыхивают эмоциональные конфликты. Известно, что это периодически случается и, надо сказать - не делает чести ни одной из сторон. Между тем, и власть, и журналистское сообщество должны одинаково ценить и ответственно пользоваться свободой слова, не разменивая ее на текущую политическую конъюнктуру.

Убежден и в том, что в эпоху открытого, информационного общества позиции и парламентской демократии, и журналистики лишь крепнут. Правда, некоторые видят в развитии интернета альтернативу как институтам представительной власти, так и традиционным СМИ. Мол, новые коммуникации делают бесперспективным и то, и другое. Однако, ход событий показывает, что это - заблуждение.

Именно профессиональные, уже состоявшиеся СМИ служат источниками информации, которой можно доверять. А парламенты во все времена - были и должны оставаться центральной площадкой для дискуссий.

Растущее же сейчас внимание к правотворчеству, в свою очередь, ведёт к усилению социальной роли СМИ, освещающих парламентскую работу. Депутаты всегда открыты для такого взаимодействия. И можно лишь приветствовать, если информации о законодательном процессе, о его этапах и участниках - станет больше. Если она будет объективной, полной, максимально доступной и интересной всё большему числу людей. И здесь вновь свобода слова - одна из наших главных конституционных гарантий и инструментов.

"Российская газета" - www.rg.ru
Advertology.Ru

05.09.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.03.2025 - 01:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация