Статьи

По пунктам: истории пяти популярных шрифтов

По пунктам: истории пяти популярных шрифтов

Популярные экранные шрифты для неподготовленного человека очень похожи. Если взять первые три буквы латинского алфавита в разных исполнениях, то очевидные отличия будут заметны только в шрифте Roboto.

Тем не менее у этих шрифтов принципиально разная история. Одни отсылают нас ко временам, когда на специальных типографских производствах — словолитнях — отливали металлические буквы; другие появились совсем недавно и ещё не успели окончательно сформироваться.

Предыстория

Пятидесятые годы прошлого века, мир оправляется от последствий войны. В моде — модернизм, набиравший обороты с начала века. Он зародился как реакция на обилие деталей, излишнюю декоративность искусства того времени.

Война придала ему особую ценность: в послевоенные годы людям было не до роскоши и богатства оформления. В архитектуре и интерьерах на первое место вышли функциональность, простота геометрии и минимализм.

Такая конструкция ножек встречалась даже в архитектуре, пара примеров есть и в Москве

Здания возводились нарочито правильными, прямоугольными. Угловатость стала эстетичной и подчеркивалась дешёвыми материалами: бетоном и стеклом. Иногда это выглядело угрюмо, но чаще архитекторы компенсировали это яркими цветами и светлым пространством.

Примеры ранних зданий модернизма

Под это описание подходят и тренды графического дизайна того времени. Элементы на плакатах, обложках журналов и виниловых пластинок перестали располагать симметрично и вписали их в геометрическую сетку.

Рекомендации вёрстки от Яна Чихольда, идеолога нового стиля. Сейчас они имеют принципиальное значение в веб-дизайне

Изменились и подходы к типографике. На смену декоративным шрифтам с множеством деталей пришли строгие и безэмоциональные. В них буквы состоят только из основных элементов, выполненных в одной толщине.

Модернизм в графическом дизайне

Веяния моды пришлись по душе рекламщикам: шрифты без декоративных деталей быстрее доносят информацию до покупателя. Так консервативный и строгий стиль добрался до упаковок товаров и рекламных плакатов.

Рынком правит шрифт Akzidenz-Grotesk берлинской словолитни Berthold. Как и все шрифты того времени, он выпускался в виде металлических наборов букв. На рынке он появился ещё в 1896 году и со временем стал шрифтовым бестселлером. Десятки конкурентов попытались выпустить свой аналог, но им не удалось даже приблизиться к популярности оригинала.

Упаковки товаров компании Geigy, выпускавшей бытовую химию и фармацевтику. Везде используется Akzidenz-Grotesk

Именно Akzidenz-Grotesk изменил пользовательский взгляд на шрифты. Его нейтральность и простота обогатили правообладателей и задали направление, в котором появились сегодняшние экранные шрифты.

Helvetica

Эдуард Хоффман, директор одного швейцарского шрифтолитейного завода, в ответ на давление Akzidenz-Grotesk был вынужден разрабатывать свой аналог. В 1956 году вместе с сотрудником завода Максом Мидингером, как ни странно, менеджером по продажам, они приступили к разработке Neue Haas Grotesk — нового гротеска словолитни Haas.

Записная книжка Хоффмана. «RRR», «Hamburger» — идёт проверка наиболее сложных букв и сочетаний Helvetica

Отличительными особенностями нового шрифта стали большая высота строчных букв, горизонтальные срезы и узкий межбуквенный интервал.

Отличительные особенности Helvetica

Специалист отдела продаж посчитал, что название «Neue Haas Grotesk» слабовато для международного распространения, и переименовал шрифт в Helvetia, «Швейцарию» на латыни.

Новое название вызвало споры, поскольку уже использовалось в названиях страховой компании и фабрики швейных машин, поэтому создатели дали шрифту новое имя — Helvetica, «швейцарская».

В 1961 году шрифт выпустили под новым именем, но окончательно оно закрепилось только через некоторое время.

Шрифт быстро разошёлся и, наравне с Akzidenz-Grotesk, стал одним из центральных элементов моды. Компания-владелец Helvetica связывает это со своей успешной маркетинговой политикой. Среди немецких покупателей шрифта: Lufthansa, Bayer, Deutsche Bahn, BMW. Модернизм определил облик стеклянных небоскрёбов, а Helvetica отвоевала свою часть корпоративного рынка.

Постепенная смена подхода к шрифтам в рекламе

Дизайнеры не до конца справились с обрушившейся на Helvetica популярностью. Начертания для шрифта — жирные, тонкие, курсивы, — выпускались наспех и не всегда гармонировали между собой.

Helvetica Neue

К восьмидесятым шрифтолитейное производство потеряло свою актуальность — его вытеснила технология фотонабора. Ограничения в отливке металлических шрифтов больше не сковывали дизайнеров.

Фотонаборная машинка — принтер, печатающий не на бумаге, а на светочувствительной плёнке. На иллюстрации диск от неё

Вместе с приходом новой технологии компания, владеющая Helvetica, решает выпустить на рынок более сбалансированную гарнитуру — набор разных начертаний одного шрифта. Для этого они вносят небольшие изменения в оригинальную Helvetica и рисуют ещё семь вариантов её исполнения: от ультратонкого до сверхжирного. К каждому из них — ещё несколько опций: наклон, сужение, расширение.

Так появилась Helvetica Neue, связующее звено между Helvetica и компьютерной эпохой. В неё вошла 51 версия исполнения шрифта.

Вся Helvetica Neue

В обычном начертании изменения коснулись тонких моментов: дизайнеры скорректировали ширину и распознаваемость некоторых символов в тексте, переработали знаки препинания.

Сравнение символов Helvetica и Helvetica Neue в обычном начертании

У первых мониторов компьютерной эпохи было крайне низкое разрешение. Для чтения с них лучше всего подошли монотонные шрифты без тонких элементов. В 1984 году Helvetica Neue появляется в компьютерах Macintosh и со временем становится одним из основных шрифтов Apple.

San Francisco

Компания Apple не раскрывает причины создания собственного шрифта. Предположительно, стоимость лицензирования Helvetica на гигантскую корпорацию оказалась слишком высока, и выгоднее было самим разработать похожее решение.

На презентации шрифта назвали следующую причину: линейка продуктов Apple включает разноформатные устройства и понадобился шрифт, который хорошо смотрится на каждом. Так или иначе, San Francisco стилистически вдохновлён своим предшественником.

Впервые пользователи увидели шрифт San Francisco с выходом Apple Watch — там он использовался в качестве системного. Благодаря своим свойствам, San Francisco на маленьком экране смотрится разборчивее, чем Helvetica Neue.

Сравнение Helvetica и San Francisco с уменьшением кегля. Фраза про лису и собаку содержит все буквы латиницы — на ней удобно проверять шрифт

Затем San Francisco вытеснил Helvetica из остальных продуктов Apple. Компания стала использовать разные версии шрифта для экранов часов и для остальных устройств. У них одинаковое расстояние между буквами, но в версии для часов буквы компактнее по ширине, поэтому лучше распознаются на небольшом экране.

Разница San Francisco и SF Compact: второй используется только в часах

Человек по-разному воспринимает заголовки и основной текст, и решение от дизайнеров Apple под это подстраивается. Когда шрифт понимает, что его используют в заголовке, меняется форма букв и расстояние между ними. Это работает в операционных системах от Apple, в других случаях магии не происходит, и шрифты переключаются вручную.

Arial

В начале восьмидесятых Adobe выпускает PostScript — язык описания страниц. Это язык разметки, благодаря которому текстовые документы отображаются на экране и корректно печатаются. Adobe включили Helvetica в список четырёх базовых шрифтов и оставили код закрытым — за лицензию нужно было заплатить.

Несколько компаний «клонируют» PostScript и для экономии на лицензиях используют шрифты, похожие на оригинальные.

Шрифт Arial полностью повторяет пропорции Helvetica — размер букв идентичен, а плотность шрифта очень похожа. В дизайнерской среде эти шрифты часто сравнивают, но стилистически Arial имеет сходство с ещё одним шрифтом — Monotype Grotesque.

Сравнение Arial с Monotype Grotesque и Helvetica

Arial появился в одном из аналогов PostScript и, благодаря повтору пропорций Helvetica, текст не менялся — сохранялась длина строк и его внешний вид.

Microsoft отказывается лицензировать популярные шрифты и в 1992 году включает именно Arial в список стандартных шрифтов Windows. В этот момент шрифт уходит от своего старого названия — Sonoran Sans Serif. Популярность Arial сопутствовала распространению операционной системы.

Roboto

В операционной системе Android долгое время использовался шрифт Droid, разработанный в молодой американской студии. В 2010 году её поглощает шрифтовой гигант Monotype и, по всей видимости, меняет условия лицензии. Уже на следующий год Google презентует собственный шрифт, позволяющий больше её не оплачивать.

За основу была взята стилистика Akzidenz-Grotesk и его последователей, но дизайнеры шрифта активно с ней экспериментируют. Их идея — сделать шрифт «дружелюбнее». Элементы некоторых букв вдохновлены другим шрифтовым направлением и получаются более «рукописными» и открытыми.

Кристиан Робертсон, автор шрифта Roboto: "Меня всегда бесило, что Helvetica и её подобия заканчивают концевой элемент на букве «g». Это просто неуклюже. Ручкой так не пишут, концевые элементы не задираются вверх (разве что на буквах «s» и «a»)."

Концевой элемент на «g» в Roboto срезается раньше, чем у его вдохновителей, это делает букву более открытой

Дизайнерская публицистика не оценила такое сочетание и назвала Roboto четырёхголовым «франкеншрифтом». Эксперты обратили внимание на плохую гармонию нескольких стилей.

В дальнейшем шрифт претерпел ещё несколько редакций, стал ещё «дружелюбнее». Это выражается, например, в округлении некоторых букв и знаках препинания.

Шрифт становится «добрее»

Эти шрифты хорошо смотрятся на экране, но не менее важно и то, как они выглядят на бумаге. Их могут использовать не только дизайнеры, но и люди других профессий — в документах, презентациях, графиках. Печать подобных материалов может показаться неэкономичным занятием, но у инженеров Canon есть решение.

В принтерах серии PIXMA G нет привычных картриджей, вместо них — система непрерывной подачи чернил. Краска для печати поступает из специальных ёмкостей, и перезаправлять их придётся гораздо реже, чем в случае с моделями, где надо менять картриджи. По расходам на печать это один из самых экономичных вариантов.

Более того, у чернил различается состав — черные, пигментные, подойдут для печати текстов, а цветные, водорастворимые — для фотографий и любых других цветных изображений. На стартовом комплекте чернил принтер напечатает 7 тысяч цветных документов и до 12 тысяч чёрно-белых.

13.09.2018

на печать


Комментарии

kinobosnet
16.09.2018 3:23 | сообщение #1
 

Ну да Эти шрифты хорошо смотрятся на экране

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.10.2024 - 20:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация