Статьи

Как зарабатывает Дед Мороз: сколько стоит новогодний маркетинг

Как зарабатывает Дед Мороз: сколько стоит новогодний маркетинг60% родителей хотят, чтобы их ребенок как можно дольше верил в то, что Дед Мороз — настоящий. Как устроены резиденции новогодних волшебников в мире и в России, выясняет Forbes Life.

Бесконечный Новый год

Новогодний маркетинг — продвижение на рынке, уникальном по масштабу, но имеющем ярко выраженную сезонность. Подобное определение было актуально лет 10-15 назад. Тогда из ярких кейсов, иллюстрирующих прибыльность новогодней тематики, лидировал «газированный» кейс. Забрендировав Новый год более 80 лет назад, «Кока-Кола» навсегда избавилась от проблемы сезонного спада продаж.

Сегодня новогодний маркетинг толкуют расширительно. Сегодня  Christmas Creep — рождественская лихорадка — начинается задолго до Дня благодарения (последний четверг ноября). Сильное влияние неценовых факторов, спонтанное потребление и эмоциональный консьюмеризм — на этом теперь можно зарабатывать круглый год, опираясь на накопленный опыт. Санта приветствует детей в торговых центрах начиная с 1890 года.

Сантаномика зиждется на лучшем, что есть в нас, — желании дарить, возведенном в обязанность. Профессор Йельского университета Джоэл Вордфогель в начале 1990-х доказал, что рождественский подарок содержит в среднем 16% чистых издержек. Отказаться от потребления праздничных товаров практически невозможно — диджитал обеспечил простоту и удобство поиска и приобретения подарков. Amazon давно предлагает сгенерировать рождественский wish list и распространять его среди знакомых и друзей.

Россияне ненамного отстают по части потребления от Европы и США. Согласно 20-му ежегодному международному исследованию потребитель­ских расходов «Новый год и Рождество — 2017» компании Deloitte, год от года растет число россиян, начинающих новогодний шопинг в ноябре и даже раньше (22%).

Можно прогнозировать, что в наступающем году россияне не будут решительно ограничивать себя в новогодних тратах. Мы впервые за три последних года с оптимизмом смотрим в будущее — лишь половина видит приметы рецессии экономики, остальные ее отрицают. Более 20% ожидают повышения своей потребительской способности в новом году в связи с ростом личных доходов. Неудивительно, что средний бюджет на новогодние праздники вырос на 4% по сравнению с прошлым годом и составит 17 600 рублей. Из них большая часть планируется на подарки (44%) и праздничный стол (45%), 11% — на развлечения.

Примечательно, что на втором месте после денежных подарков у россиян стабильно фигурируют путешествия (41%).

Сопоставив этот факт с тем, что на детях экономить у нас не принято (по данным COMCON, на фоне слабой или отрицательной динамики в сегментах взрослого непродовольственного ретейла в уходящем году детский ретейл показал стабильный рост), вопросом «Куда поехать, чтобы показать ребенку настоящего Деда Мороза?» зададутся многие соотечественники.

Сказочный актив

Примерный вход на рынок активити-парков составляет 300 млн рублей – столько, по оценкам экспертов, нужно для постройки развлекательного центра площадью 10 000 кв. м. Новогодняя конкуренция в регионах невелика, порог входа на сказочный рынок ниже, чем на рынок парков развлечений в мегамоллах. Терем с инфраструктурой вроде гостевого дома, волшебной почты, интерактива с участием артистов плюс точечный круглогодичный промоушен и работа с туроператорами может потребовать сравнительно небольших инвестиций — от 100 млн рублей. Впрочем, практика показывает, что резиденция новогоднего волшебника способна неплохо стартовать и даже генерировать доход. Причем эксперименты с новогодним волшебством могут позволить себе даже муниципалитеты. Это особенность маркетинга впечатлений: быстрота выхода на самоокупаемость во многом зависит от искренности сервиса. «Верю – не верю» работает здесь гораздо лучше, чем трендовые AR/VR: согласно исследованию «Дети Mail.Ru», более 60% российских родителей хотят, чтобы их ребенок как можно дольше верил в то, что Дед Мороз — настоящий, и готовы за это платить. «Взлетают» проекты тех, кто заинтересован в долгоиграющем маркетинге территории. Чаще всего это турбизнес, якорное предприятие региона, муниципальные активисты. Распространен формат частного или частно-государственного партнерства.

Локальный герой

Иностранные снежные деды (как их ни назови) со времен «кокализации» Санта-Клауса в 1930-х походят друг на друга до неразличимости. Борясь с издержками глобализации, дальновидные игроки рынка начинают демонстрировать национальную специфику «санты» конкретного региона, делая новогодний туризм частью этнографического. Клиширование Санты работы Хэддона Сандблома, рисовавшего рекламные имиджи «Кока-Колы» осталось в прошлом. Напротив, старательно поддерживаются или генерируются черты, дифференцирующие продукт в глазах целевой аудитории. Например, норвежский дед никому не уступит традицию чудо-ели, под которой малыши оставляют свои пустышки.

Правильно избранная персонификация праздника с полноценно сопутствующей мифологизацией способна стать брендом, «продающим» город, регион идаже страну.

На поле антропоморфного маркетинга персонаж, четко привязанный к главному празднику года, имеет мощное конкурентное преимущество перед прочими вариантами, особенно в свете того, что условный Дед Мороз при правильном подходе способен генерировать доход круглый год. Ни рождественский эльф, ни новогодние гномы из «пещеры Эха», ни олени во главе с Рудольфом (кстати, тоже изобретенным одним из американских ретейлеров в борьбе за потребителя) не имеют такой силы, как одомашненный вариант Святого Николая. Следуя той же логике, ни Берендей, локализованный в Переславле-Залесском, ни даже костромская Снегурочка не сравнятся по силе бренда с главным символом года. Резиденция новогоднего деда — вот где маркетинговые усилия дадут выраженный эффект.

О маркетинговом потенциале рождественского волшебника, образ которого был бы привязан к территории, впервые задумались в США. Опомнившись, позже столбить место обитания Деда Мороза стали страны Северной Европы, но факт остается фактом: прообраз всех тематических парков, «Северный полюс» открылся в городке Лейк-Плэсид штата Нью-Йорк в 1949 году. Не претендуя на родину волшебника, за 6 лет до появления первого «Диснейленда» там стартовала «Мастерская Санта-Клауса». Спустя несколько лет появился ее филиал в штате Колорадо. Практически сразу эти проторезиденции (благополучно существующие до сих пор – устойчивости бизнеса можно только позавидовать) стали работать три сезона в году, делая перерыв только весной.

Долгое время конкуренция была довольно вялой. Однако на старте третьего тысячелетия в нешуточной борьбе за право называться официальным местом жительства Санта-Клауса схлестнулись страны Северной Европы, США и Канада. Соревнование за сказку, сулившую реальные прибыли, пошло всерьез.

В Канаде, не основывавшей резиденции, но претендующей на кусок санта-туризма, парад санта-клаусов в Торонто проводится с 1913 года. С 1970-х за волшебником был закреплен «говорящий» почтовый адрес H0H 0H0, согласно легенде обозначающий его местожительство на канадской части Северного полюса.

Ввиду усиления международной конкуренции Канада приступила к решительным действиям. В 2008 году министр по делам гражданства, иммиграции и мультикультурализма даровал Санта-Клаусу официальный статус гражданина Канады. Решение имело даже политическую подоплеку, совпав по времени с инициативой расширить суверенитет Канады над экстерриториальным Северным полюсом.

США достаточно долго удерживали за собой монополию на локализацию Санта-Клауса. Официальной резиденцией американского Санты по сей день остается город North Pole штата Аляска – сравнительно молодой урбанистический конструкт 1953 года выпуска. Существовавший там долгое время как местная инициатива «Дом Санта-Клауса» стал активно привлекать туристов только последнее десятилетие, оценив потенциал сантаномики. Сейчас вся городская топоминика заточена под свиту Санты — в честь оленей тут называют улицы. Прием туристов ведется круглогодично — город позиционируется как единственное место, где каждый день отмечают Рождество.

В попытках де-юре застолбить за собой родину Санта-Клауса преуспели датчане.  Основанный в 1989 году дом Санты в Гренландии несколько раз менял дислокацию и собственников. Многие письма детишек оставались без ответов, и это вызвало ряд скандалов. В конце концов дом с гигантским почтовым ящиком обосновался в столице гренландской автономии городе Нуук. На 40-м международном конгрессе санта-клаусов летом 2013 года он был признан официальной резиденцией волшебника. С недавнего времени тезис был усилен — датчане начали строить полноценную резиденцию Санты в Раннерсе. Характерно, что землю инвесторам под постройку безвозмездно выделил муниципалитет. Однако бороться гренландскому Санте с соперниками по рынку тяжело не только потому, что время, в общем, упущено, но и в связи с логистикой. В Нуук летают самолеты и периодически даже ходят суда, но путь неблизкий и на перекладных занимает от четырех до десяти часов.

Странно было бы представить санта-гонку без Швеции — страны, славящейся масштабными завоеваниями международных рынков национальными компаниями вроде Икеа. Правда, вступила она в соревнование только в 1984 году. Согласно разработанной легенде, возвращаясь в свое лапландское жилище, Юльтомтен (шведский Санта) был так потрясен «шведской Швейцарией» — живописными окрестностями Моры, что остался здесь и основал «Томтеленд». В 300 км от Стокгольма решили брать не только качеством, но и количеством: резиденцию Дедушки Томтена дополняет Королевство троллей, которых насчитывается целая сотня, снежный человек Дасти и много других монетизируемых чудес. Томтеленд — пример удачного соединения санта-туризма с промышленным. Из резиденции туристы отправляются на фабрику, где производят деревянных далекарлийских лошадок, шведского сувенира № 1.

Не претендуя на соперничество мировых санта-тяжеловесов, горнолыжный курорт Савален в 330 км от Осло обрел неоспоримое позиционирование на внутреннем  конкурентном рынке (в Норвегии масса таких курортов), обзаведясь резиденцией Юлениссена. Пожалуй, это самый языческий Санта — он ведет свое происхождение не от св. Николая, а от скандинавского духа. Тем не менее его достаточно быстро причесали под мировой стандарт и правильно продумали дистрибуцию. Основной поток туристов в резиденцию идет из Японии и США, где сильна норвежская диаспора.

Оживились даже в Турции. Администрация турецкого премьера несколько лет назад сделала официальное заявление, что родиной архиепископа Мир Ликийских являются анатолийские городки Патара (где родился святой Николай) и Демре (экс-Мира).

Однако прочно приземлить на свою территорию волшебника удалось не в результате юридических постановлений или более внушительных действий (с авиабазы командования воздушно-космической обороны США «Петерсон» в штате Колорадо более 60 лет отслуживают передвижение саней в рамках проекта «NORAD следит за Сантой»), а благодаря долгосрочной маркетинговой стратегии развития территории в качестве родины волшебника. 

Финские сани летят быстрее всех

Гонку выиграла Финляндия. Победу ей обеспечила связка с Сантой на уровне национального брендинга, поддержанная событийным туризмом в Рованиеми. Начиная со второй половины XX века в результате последовательных усилий Лапландия получила признание как место самой главной новогодней резиденции Санта-Клауса.

Сейчас мало кто помнит, что выбор пал на Рованиеми потому, что здесь были слабо выражены лютеранские традиции. Местное население оказалось проще подружить с мыслью об активном промоушене христианского святого (лютеранство отрицает культ святых). Пришлось повозиться и с идентичностью. Санта появился варягом. Хорошо знали и любили здесь «рождественского козла» Йоулупукки. Гора Корватунтури, «Ушастая сопка» на границе с Россией, была признана Финской радиовещательной компанией официальным местом жительства Йоулупукки в 1927 году.

В 1950 году на родину сказочного волшебника в Рованиеми, разбомбленный в годы войны, нанесла визит Элеонора Рузвельт. Именно приезд первой леди США положил начало сантаномике региона. Ради высокой гостьи в 200 км от сопки и в 7 км от Рованиеми была возведена хижина волшебника. В 1960-х она обросла многими аттракционами и стала называться «Деревней Санта-Клауса».

В 1984 году решением ООН «Землей Деда Мороза» официально объявили Лапландию.

Брендирование территории как родины Санта-Клауса, осуществлявшееся с 1980-х годов, было продолжено в рамках работы по созданию национального бренда Финляндии, старт которой был дан в 2008 году. Главной задачей брендинга было провозглашено создание новых возможностей для местного бизнеса, и здесь адаптированный под международного Санта-Клауса локальный Йоулупукки оказался как нельзя кстати.

В 1984 году деревня была  была усилена «Санта-парком». Стало ясно, что и для взрослых нужны развлечения более масштабные, чем пересечение условной линии Северного полярного круга. В двух километрах от деревни под землей, в цепочке убежищ, изначально предназначенных для гражданской обороны, разместили например, пряничную кухню миссиc Клаус, а рядом недавно появилась игровая площадка Angry Birds.

В 2013 году Рованиеми был зарегистрирован ЕС в качестве «Официального родного города Санта-Клауса», что стало основой маркетингового позиционирования города. Памятуя о скандальном опыте Гренландии, в Рованиеми написание ответов на приходящие от детей письма поставлено на поток и строго контролируется. Помимо волонтеров, работающих волшебными гномами, есть регулярное допфинансирование из министерства торговли. Это гарантирует, что ни одно письмо (в сезон их прибывает до 30 000 в день) не останется без ответа. Оправданные ожидания порождают долгосрочную лояльность, и в Финляндии не жалеют на это средств.

Хотя без форс-мажоров, как в каждом динамично развивающемся бизнесе, не обходится: например, в 2015 году, когда резко упал поток туристов из России, резиденция Йоулупукки в Рованиеми сменила владельцев. Теперь ею управляет туркомпания Lapland Safaris Group. Работы много: на внимание туристов претендует не только финский «козел», но и сразу несколько «сант». При всей силе бренда волшебника он слабо защищен юридически, поэтому клиширования неизбежны.

Cегодня финский cанта-кластер служит существенной статьей государственного дохода: в сезон в Рованиеми летают чартеры. Деревня принимает около 70 000 туристов. Согласно отчетам Visit Finland (по неслучайному стечению обстоятельств даже национальный сервис турстатистики финны назвали «Рудольфом»), сегодня на Лапландию приходится 23% всех туристических ночевок в Финляндии, число которых в 2016 году достигло 20, 3 млн. В 2016 году 7,7 млн иностранных туристов оставили в Финляндии €2,5 млрд, а доходы от туризма составляют уверенные 2,5% национального ВВП.  Сейчас в Рованиеми делают ставку на китайского туриста, которого намерены получить благодаря агентству онлайн-бронирования Alitrip.

Не допустить появления серьезного международного конкурента, который бы поколебал важный сегмент туристического бизнеса страны, — задача The Santa Claus Foundation. В уставе организации ее цель сформулирована четко: «продвижение Финляндии в качестве истинного дома Санта-Клауса. В начале декабря 2017 года финны внесли Санта-Клауса в национальный список нематериального наследия с тем, чтобы в 2018-м лоббировать его включение в общемировой список ЮНЕСКО.

Сильный бренд не боится тиражирования. Создание в 2010 году тематического Санта-парка в самом северном китайском городе Мохэ было поддержано финским бизнесом — им предоставлялась возможность реализовывать фирменную сувенирную продукцию. Соинвесторами запуска в Чэнду копии резиденции в Рованиеми (включающей «Финскую улицу» с товарами из Финляндии) являются в том числе финский производитель оборудования для детских площадок и компания-владелец резиденции. 

Дед Мороз и все-все-все

Из всех российских дедов лидирует великоустюгский Дед Мороз. Согласно данным коммуникационного агентства АГТ и аналитического агентства «Смыслография», исследовавших частоту упоминаний новогодних персонажей в сми, за Дедом всея Руси другие следуют со значительным отрывом. В топ-5 популярных персонажей по посещаемости резиденций вошли татарский Кыш Бабай, карельский Паккайне, удмуртский Тол Бабай и бурятский Сагаан Убгэн.

Все перечисленные деды с разной степенью успеха промышляют туризмом, густо замешанным на событийной составляющей. Властитель холода Чысхаан выстраивает концепт праздника «Полюс холода»: благодаря хитроумному суббрендированию великоустюгского проекта именно якутский старец, самый суровый из всех новогодних персонажей, передает символ холода Деду Морозу в рамках проекта «Зима начинается в Якутии». Отсюда уже несколько лет стартует новогоднее турне Деда Мороза и официально принимает эстафету очередная новогодняя столица России. В 2018 году ей стал Ханты-Мансийск, кстати, не имеющей своего этнического деда, но уже несколько лет подряд приглашающий гостей в Резиденцию Елки.

Бурятский «Белый старец» привлекает туристов в Улан-Удэ возможностью продлить праздник и встретить Новый год по восточному календарю на Байкале.

Всего в России насчитывается более 15 вариантов Деда Мороза и практически каждый cтарается противопоставить национальную идентичность натиску санта-клаусов. Мировая мода на этнику этому благоприятствует.

Кто-то из дедов усиливает свой образ, собирая его по технологии краудфандинга с вовлечением главных потребителей — детей. Так появился Дедушка Ямал из ненецких легенд. Есть чувашский Хел Мучи в этноэкологическом центре под Чебоксарами.

Несмотря на разнообразие имен и фасонов шуб, радости и печали у российских дедов схожи. Они упорно стремятся быть востребованными круглый год. Достигается эта цель по-разному. Например, карельский Талви Укко «сидит» на крупнейшем в России питомнике хаски, к которому не зарастает и летом народная тропа. Другие обрастают сонмом субперсонажей. У одного только Кыш Бабая помимо дочки Кар Казы в помощниках ходят Шайтан, местный Змей Горыныч Аджаха, леший Шурале и еще десяток персонажей. 

Внешне деды живут дружно и признают пользу конкурентных коллабораций. Круглый год они путешествуют друг к другу, периодически устраивая большой сбор вроде «Олонецких игр Дедов Морозов». 

Однако первые войны за право быть «самой-самой» резиденцией уже идут — как и конкуренция между разными вариантами одного и того же деда. Ахиллесова пята бренда Санта-Клауса — юридическая беззащитность могучего волшебника — характерна и для российских дедов морозов.

Резиденция деда

Мировой опыт не оставляет сомнений, что нужно брендировать точку на географической карте практически с нуля. Обычно это достигается связкой загородной резиденции волшебника с его же официальным представительством в ближайшем городе. Развитие получает прежде всего «якорный» город, но вотчина сама по себе тоже может обрасти приличной инфраструктурой, функционирующей круглый год.

В России порядка полусотни резиденций, включая поп-апы в городах, работающие в декабре-январе. Согласно экспертным оценкам, радиус критичной удаленности резиденции от регионального центра составляет около 50 км, и большинство российских образцов соответствуют этому критерию. Лесную вотчину главного Деда Мороза от городской резиденции в Великом Устюге отделяет 12 км. Татарский Кыш Бабай, резиденция которого находится в 60 км от Казани, недавно для популяризации проекта обзавелся городской резиденцией в этнодеревне Туган Авалым в центре столицы Татарстана.

Локации новогоднего волшебника чаще всего возникают на базе городского музея как филиал туристско-информационного центра. В отличие от устоявшихся западных практик, в России в плане управления резиденциями — пространство экспериментов: могут работать по схеме ГЧП, поддерживаться силами муниципалитета или быть частным проектом.

Процесс создания резиденции обычно инициирует местный турбизнес или ответственная за развитие туризма структура муниципальной или региональной власти. Кстати, великоустюгский проект не исключение: он возник в поддержку заполняемости турбазы – непрофильного актива владельца Новаторского лесоперерабатывающего комплекса Владимира Кадомкина.

Резиденции начинают как сезонные проекты и постепенно расширяют время своей работы. Для перехода в круглогодичный поддерживающий режим объект должен закрепиться в сознании как туристическая достопримечательность — на это уходит 3-5 лет. Например, «Купеческий двор» Паккайне сегодня — это круглогодичная достопримечательность Олонца, возникшая из части экспозиции национального музея карелов-ливиков.

По всей России резиденции сталкиваются с похожими проблемами. Во-первых, дело в некотором единообразии продукта. Практически везде гостям предложат терем-каток-ватрушки-почту Деда Мороза и еще пару очевидных забав. Поэтому резиденции обслуживают прежде всего свой регион, не замахиваясь на федеральный масштаб. Если везде одинаково — какой смысл платить больше?

Второй причиной сложной судьбы сказочных резиденций в России является стоимость внутренних авиаперелетов. Например, с учетом авиаперелета только большой фанат ямальского Деда Мороза отправится в поселок Горнокнязевск под Салехардом, где в природно-этнографическом комплексе можно будет встретиться с Ямал Ири.

Есть и проблемы с защитой интеллектуальной собственностью. Созданная в 2009 году в деревне Яна Кырлай Республики Татарстан резиденция Кыш Бабая  одной из первых испытала на себе трудности, с которым сталкивается молодой бренд. Невзирая на то, что товарный знак «Резиденция «Кыш Бабай и Кар Кызы» зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Федеральной службы по интеллектуальной собственности и формально до 2021 года защищен законодательно, опыт Кыш Бабая республиканского значения вдохновил и других энтузиастов. Так, главного национального татарского сказочного героя «приземлили» также в Свердловской области, где в поселке Новая Ельня при конно-туристической базе для татарской диаспоры создана еще одна резиденция волшебника.  Есть аналогичные планы на Кыш Бабая и у Башкирии. 

Рука Москвы

Не всем повезло обрести на старте такого инвестора, каким в свое время стала мэрия Москвы для Великого Устюга. В первые десять лет с момента открытия вотчины в 2000 году инвестиции составили порядка трех млрд рублей, причем большая часть средств была бюджетной. Затем, с уходом Лужкова, вотчина была постепенно была переведена на самообеспечение. Юридически это выразилось в перераспределении держателей акций АО «Дед Мороз»: ранее контрольный пакет принадлежал бизнесмену-вдохновителю вотчины и правительству Москвы; сейчас 58% акций принадлежит региону, остальное за небольшим исключением —муниципалитету. Необходимость самостоятельного изыскания средств способствовала развитию продукта: резиденция перешла на круглогодичный режим работы, появились дополнительные опции вроде Дома моды Деда Мороза и Тропы сказок.

Дела у резиденции хороши. По данным на конец 2017 года, второй по упоминаемости в российских соцсетях резиденцией деда является вологодская вотчина (ее опережает только резиденция деда в московских Кузьминках). Примечательно, что здесь же, на Вологодчине, люди сильнее всего ждут прихода Нового года, здесь самый высокий в России «Индекс ожидания Деда Мороза» (частное от деления количества упоминаний волшебниками авторами из региона на количество последних). Деда Мороза здесь ждут так же, как цветочники – 8 марта: сезон потихоньку расширяется и захватывает осень (день рождения деда придумали праздновать 18 ноября), но пока летом он действительно низкий по сравнению с зимней страдой.

В 2018 году по заказу Вологодской области для Деда Мороза начнут строить новый терем. Жизнь обязывает: пропускной способности существующего терема (6,5 тыс. человек в сутки) в сезон не хватает. Правда, изначально планировавшиеся для вложения 350 млн руб. усохли в итоге до 5,9 млн.

Сегодня Великий Устюг посещают около 300 000 человек в год. Стоимость входного билета в самый высокий сезон каникул — 1400 для взрослых и 1200 для детей.

Инвестиции в резиденцию другого зимнего деда, Кыш Бабая, cоставили 7,2 млн рублей ежегодно, работая два месяца в году, резиденция в Татарстане принимает более 6 000 туристов, каждый из которых в среднем оставляет в ней 2000 рублей.  В настоящий момент инвесторам предлагается вложиться в расширение резиденции, базирующейся на территории местного музея, 62 млн со сроком окупаемости проекта в 3 года. 

Пример успешного частно-муниципальное партнерства — удмуртский Тол Бабай, резиденция которого находится в Шарканском районе республики. При помощи муниципалитета дед в фиолетовой шубе и коробом вместо мешка за плечами совместно с внучкой Лымы Ныл развил недюжинную активность. Начав в 2003 году с клуба деревни Титово, спустя десять лет дед с резиденцией переместился в районный центр того же Шарканского района республики. На переезд его подвиг рост турпотока: от полутора тысяч «зимних» гостей в сезон 2009/10 года до 25 000 на рубеже 2016/17. Основной туристический поток обеспечивают жители Удмуртии, но благодаря последовательной работе с туроператорами подключаются Пермский край, Татарстан, Самарская и Кировская области.

Стартовав с минимальными инвестициями, проект практически сразу начал генерировать самостоятельный доход. Средний чек составляет 900 руб. По данным МАУ «КТЦ «Усадьба Тол Бабая», за девять месяцев 2017 года доход составил около 5 700 000 рублей, из которых инвестиции местного бюджета составили чуть более 1 млн.

Как удалось сделать проект прибыльным?  Усадьба работает круглогодично, дополнительные активности (одной встречей со сказочным дедом сыт не будешь) равномерно распределены по сезонам. Это обеспечивает также заполняемость небольшой собственной гостиницы. Зимой здесь резвятся на тюбинговой трассе, катаются на снегоходах и квадроциклах. Есть даже программа для молодоженов со сказочной регистрацией брака. В «Школе волшебства» хитро сплетают модную поттериану с удмуртскими обрядами, а медовая пасека исправно принимает начинающих бортников. Разумеется, круглый год бойко торгует широкой линейкой сувениров МБУК Шарканский Дом ремесел. А тон высоким туристическим достижениям задает праздник «Сказочные герои на родине Тол Бабая», который устраивают уже шесть лет подряд, и посмотреть его приезжает более 50 000 человек. 

Пример развития резиденций в России убеждает: рынок еще далек от заполнения. Инвестиционную привлекательность имеют самобытные проекты, которые стартуют не с чистого листа, а опираются на уже существующие возможности региона по приему туристов. Правильный менеджмент и активное промо способны придать территории, решившейся на резиденцию, новое туристическое качество. Работа предстоит долгая, но сказочно интересная.

Наталия Белякова, Forbes

09.01.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Эффективность рекламы: что продает и что произойдетЭффективность рекламы: что продает и что произойдет
За многие годы существования рекламы как индустрии, у рекламщиков сложился ряд убеждений, которые считаются истинными и принимаются, по умолчанию, при разработке кампаний. Некоторые из этих убеждений существуют давно, а некоторые, совсем “молодые”, рождаются с появлением и развитием новых форматов и технологий. Но сегодня всё так быстро меняется, что и они могут уже очень скоро потерять свою актуальность. И это, кстати, также еще одно новое убеждение. Попробуем разобраться в истинности расхожих рекламных установок и в том, как они работают в коммуникации.
Сдуло шлюпку, как скорлупкуСдуло шлюпку, как скорлупку
Пресс-служба спасателей Ставрополья три года пишет заголовки в рифму.
Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.
Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...
Принято считать, что запуск программы лояльности — долгий и затратный процесс. Для крупного бизнеса это действительно так: нужно закупить сканеры, изготовить пластиковые карты, установить программное обеспечение на сервера, обучить кассиров, системных администраторов и аналитиков.
Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...
Госдума может рассмотреть возможностьзапрета для сервисов контекстной рекламы и агрегаторов новостей отслеживать пользовательские запросы в интернете. С таким предложением выступил зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

23.09.2018 - 08:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация