Статьи

Топ-50 самых влиятельных фигур в российском искусстве 2017 года

Топ-50 самых влиятельных фигур в российском искусстве 2017 года

«Артгид» представляет ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в современном искусстве.

1. Зельфира Трегулова

(9-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Государственной Третьяковской галереи. В этом году галерея провела ребрендинг, переименовав Государственную Третьяковскую галерею на Крымском Валу в Новую Третьяковку, приняв новый фирменный стиль и логотип, и стала брендом (Роспатент признал галерею общеизвестным в РФ товарным знаком). Изменения коснулись и территории вокруг исторического здания галереи в Лаврушинском переулке, где был открыт для пешеходов внутренний двор. Также была запущена программа «Друзья Третьяковки», цикл виртуальных экскурсий во «ВКонтакте» и мультимедийный проект «Музеи по соседству». Среди главных выставок ГТГ в этом году: «Некто 1917», «Эль Лисицкий / El Lissitzky», «Оттепель», «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения», отдельным событием стало появление в экспозиции Новой Третьяковки отреставрированного орнитоптера-махолета «Летатлин» Владимира Татлина, который поступил в галерею на временное хранение из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ. А еще в этом году Третьяковка получила в дар работы Дмитрия Жилинского, Эрика Булатова, Гелия Коржева и Андрея Кузькина и подписала соглашение о создании филиала галереи во Владивостоке. Помимо этого Новая Третьяковка приняла у себя основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства «Заоблачные леса» (куратор Юко Хасэгава). Но новостью года, которая, вероятно, и сделала Зельфиру Трегулову самым влиятельным человеком в русском искусстве, стало недавнее известие о том, что здание на Крымском Валу, которое Третьяковская галерея делит с ЦДХ, будет полностью передано галерее. 

2. Марина Лошак

(8-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В этом году выступила автором идеи выставки «Грузинский авангард: 1900–1930-е» в ГМИИ им. А.С. Пушкина (2016–2017) и куратором суперпроекта «Сокровища Нукуса» (сокуратор Анна Чудецкая), а также стала сокуратором проекта ГМИИ в рамках Венецианской биеннале «Человек как птица. Образы путешествий» (совместно с Ольгой Шишко). Также в 2017 году музей организовал такие крупные выставки, как «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)», «Хаим Сутин. Ретроспектива», «Октябрь» Цай Гоцяна и другие. Истекающий в конце 2017 года контракт с Мариной Девовной в декабре был продлен министерством культуры.

3. Антон Белов

(2-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Музея современного искусства «Гараж». С 10 марта по 14 мая в музее прошло главное, вероятно, событие года — Первая триеннале современного искусства, объединившая художников со всей России, также музей продолжил развивать уникальную инклюзивную программу для людей с инвалидностью, включающую курс подготовки глухих экскурсоводов и издание словаря терминов современного искусства на жестовом языке. В 2017 году был объявлен старт грантовой программы для молодых художников «Искусство и технологии» и продолжен грантовый проект «ГАРАЖ.txt», адресованный исследователям, пишущим на русском языке о современном искусстве и культуре, прошло множество концертов, лекций, дискуссий и кинопоказов. Осенью в музее открылся первый в России масштабный проект японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Среди других выставочных проектов музея стоит отметить выставки Рэймонда Петтибона «Облако ложного прочтения», Уго Рондиноне «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги», проекты «Холин и Сапгир. На правах рукописи», «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», «По направлению к источнику», «Музыка на костях» и «Худпром Конго: живопись для народа». В рамках программы Garage Atrium Commissions была реализована масштабная инсталляция Ирины Кориной «Хвост виляет кометой» (также музей поддержал участие Кориной в главном проекте 57-й Венецианской биеннале современного искусства и помог Полине Канис с выставкой в мюнхенском Доме искусства). Летом в екатеринбургском Ельцин-центре была показана выставка «Гаража» «Единомышленники», также музей принял участие в выставке «Астана ЭКСПО-2017». В Бруклинском музее был показан подготовленный музеем масштабный выставочно-исследовательский проект «“Свидетельства”: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго». И, наконец, в декабре «Гараж» объявил о запуске онлайн-платформы Russian Art Archive Network (RAAN, Сеть архивов российского искусства) — каталога документов российского современного искусства. 

4. Роман Абрамович и Дарья Жукова

(1-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Основатели Музея современного искусства «Гараж». В сентябре Дарья Жукова и Роман Абрамович вошли в топ-200 самых влиятельных коллекционеров мира по версии ARTnews. Созданный Жуковой фонд «Айрис» продолжает проект «Новая Голландия: культурная урбанизация» в Санкт-Петербурге: в июле открылась «Бутылка» — третье по счету отреставрированное историческое здание на острове Новая Голландия. Что касается главного российского проекта — Музея «Гараж», — то в этом году он порадовал зрителей масштабным проектами японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», выставкой Рэймонда Петтибона и Первой триеннале современного искусства, объединившей художников со всей России. Подготовленный кураторами музея выставочно-исследовательский проект «“Свидетельства”: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго» с успехом прошел в Бруклинском музее. 

5. Михаил Пиотровский

(7-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Государственного Эрмитажа в этом году был переизбран на пост президента Союза музеев России (кандидатуру Пиотровского единогласно поддержали представители 86 музеев). Михаил Борисович в начале года вступил в очередной диалог с РПЦ, предложив церкви отозвать ходатайство о передаче ей Исаакиевского собора, подписал меморандум о совместых проектах в целях защиты культурных ценностей с ЮНЕСКО, вместе с актером Константином Хабенским принял участие в съемках VR-фильма об Эрмитаже и подписал трехстороннее соглашение о намерении создать культурно-познавательный центр «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге. Сам Эрмитаж по итогам года вошел в топ-25 самых популярных у туристов музеев мира по версии сервиса для путешественников TripAdvisor, дополнился экспозицией «Музея российской гвардии» в залах Главного штаба и расцветился алым в рамках юбилейно-революционного проекта «Штурм Зимнего». Впрочем, в этом году крупнейший музей России и его директор переживали и неприятные моменты: летом компания «Мехстройтранс», являющаяся подрядчиком строительства фондохранилища Государственного Эрмитажа, подала иск к музею в арбитражный суд (иску предшествовали обыски в строительных службах музея и изъятие документов сотрудниками ФСБ). 

6. Ольга Свиблова

(3-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор московского Мультимедиа Арт Музея. В этом году музей представил около 30 выставок в Москве, в том числе выставки Константина Бранкузи, Сары Мун, Игоря Мухина, Робера Лепажа, также музей активно осваивал регионы, показав выставки «Отоваренная мечта» в Нижнем Новгороде, Улан-Удэ и Иркутске, а проект «Россия. 1917 год» в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Калининграде и Норильске и др.

7. Леонид Михельсон

(6-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Бизнесмен, совладелец компаний «Новатэк» и «Сибур», самый богатый россиянин в глобальном рейтинге миллиардеров Forbes, коллекционер, основатель фонда V-A-C. 2017 год стал переломным годом для фонда — в феврале широкая публика смогла впервые попасть в пространство ГЭС-2, где развернулся междисциплинарный проект «Геометрия настоящего» (после его закрытия началась масштабная реконструкция здания по проекту звездного архитектора Ренцо Пьяно). В мае V-A-C открыл свою постоянную площадку в Венеции — палаццо Дзаттере (Palazzo delle Zattere), где была показана организованная совместно с Чикагским институтом искусств выставка «пространство сила конструкция». В Москве фонд организовал проект «V-A-C Live: Тино Сегал» в Новой Третьяковке и Музее архитектуры имени А.В. Щусева, а также запустил экспериментальную программу «Карт-бланш» (совместно с Московским музеем современного искусства), в рамках которой были показаны проекты «Опыты нечеловеческого гостеприимства», «Московские дневники» и др. Также фонд продолжил сотрудничество с лондонской галереей Whitechapel и антверпенским музеем современного искусства M KHA. 

8. Алиса Прудникова

(10-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Глава дирекции по региональному развитию РОСИЗО, комиссар Уральской биеннале, которая в этом году прошел в четвертый раз. В этом году в главном здании ГЦСИ на Зоологической улице открылся зал для выставок региональных филиалов, где были показаны подготовленная волжским филиалом центра выставка «Жизнь живых» и проект «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала». Осенью в Екатеринбурге в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина прошел форум «Искусство как предприятие», гостями которого стали главный хранитель искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии Ксавье Декто, профессор культурной экономики Городского университета Лондона Энди Прэтт, урбанист Барбара Холуб и другие специалисты по культурному проектированию, управлению и экономике.

9. Виктор Мизиано

(4-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Куратор, критик, главный редактор «Художественного журнала». В этом году открылась третья часть его проекта «Удел человеческий» («СЕССИЯ III. ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ. Травма, память, забвение, знание. Выставка “Дом с привидениями”») в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в Москве. 

10. Василий Церетели

(5-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА), в котором в этом году были показаны выставки «Модернизм без манифеста: собрание Романа Бабичева», ретроспектива Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору» и группировки ЗИП «Остановка «ДК ЗИП», «Александр Косолапов. Ленин и кока-кола», «НАИВ...НО» (совместно с Музеем русского лубка и наивного искусства), выставка студии «Непокоренные» — «Проспект Непокоренных» и другие. Также в этом году в музее открылся Образовательный центр, в который было переоборудовано здание в Ермолаевском переулке. Также Московский музей современного искусства совместно фондом V-A-C запустил новую экспериментальную программу «Карт-бланш» и продолжил развивать междисциплинарные практики в рамках стратегического партнерства ММОМА и Международного фестиваля-школы TERRITORIЯ. В начале осени в столице Колымы открылся фестиваль современного искусства «Территория. Магадан», в рамках которой музей показал ретроспективную выставку Василия Шухаева (1887–1973) и помог местным музейщикам атрибутировать мэтру несколько графических работ. 

11. Тереза Мавика

(11-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор фонда V-A-C. 2017 год стал переломным годом для фонда — в феврале широкая публика смогла впервые попасть в пространство ГЭС-2, где развернулся междисциплинарный проект «Геометрия настоящего» (после его закрытия началась масштабная реконструкция здания по проекту звездного архитектора Ренцо Пьяно). В мае V-A-C открыл свою постоянную площадку в Венеции — палаццо Дзаттере (Palazzo delle Zattere), где была показана организованная совместно с Чикагским институтом искусств исследовательская выставка «пространство сила конструкция». В Москве фонд организовал проект «V-A-C Live: Тино Сегал» в Новой Третьяковке и Музее архитектуры имени А.В. Щусева, а также запустил экспериментальную программу «Карт-бланш» (совместно с Московским музеем современного искусства), в рамках которой были показаны проекты «Опыты нечеловеческого гостеприимства», «Московские дневники» и др. Также фонд продолжил сотрудничество с лондонской галереей Whitechapel и антверпенским музеем соверменного искусства M KHA. Весной 2017 было объявлено об изменениях в командном составе фонда — в сентябре пост художественного директора V-A-C занял бывший художественный директор музея Тейт Ливерпуль Франческо Манакорда. 

12. Екатерина Иноземцева

(29-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Куратор Музея современного искусства «Гараж» и член экспертного совета грантовой программы «Искусство и технологии» музея. В 2017 году Иноземцева выступила куратором выставки японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» и сокуратором Первой триеннале российского современного искусства.

13. Анна Гор

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала.) Директор отметившего в этом году свое двадцатилетие Волго-Вятского филиала музейно-выставочного объединения «ГЦСИ-РОСИЗО». Среди крупных выставок, прошедших в этом году на главной площадке филиала — нижегородском Арсенале — можно назвать проект «Свежий слой», посвященный отношениям нижегородского стрит-арта с народными традициями и декоративно-прикладным искусством Нижегородского региона, «Отоваренная мечта» — экскурс в историю советского дефицита и исследование взаимоотношений дефицита и рекламы и «Простые чувства». Подготовленная Волго-Вятским филиалом выставка «Жизнь живых» с успехом прошла в залах московского ГЦСИ на Зоологической улице. 

14. Борис Гройс

(16-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Философ, куратор, один из теоретиков московского концептуализма. В этом году стал сокуратором (совместно с Антоном Видокле и Арсением Жиляевым) выставки «Искусство без смерти: Русский космизм» (Art Without Death: Russian Cosmism) в Доме Культур Мира HKW в Берлине. Также в 2017 году издательство «Ад Маргинем Пресс» и Музей современного искусства «Гараж» выпустили сборник ранних статей Гройса (1976–1990).

15. Семён Михайловский

(43-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, комиссар павильона России на биеннале в Венеции. В мае 2017 года в рамках 57-й Венецианской биеннале современного искусства в Русском павильоне в садах Джардини открылся названный в честь знаменитого атласа XVI века Theatrum Orbis Terrarum российский проект, соединивший работы Гриши Брускина, Саши Пироговой и группы Recycle. В ноябре в интервью газете «КоммерсантЪ» Михайловский рассказал, что планирует показать на 16-й архитектурной биеннале в Венеции в 2018 году проект под названием «Свободное пространство», главным партнером которого станут ОАО «Российские железные дороги», а также упомянул, что главным партнером Русского павильона на 58-й Венецианской биеннале современного искусства в 2019 году станет Государственный Эрмитаж.

16. Валентин Дьяконов

(24-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Куратор исследовательского отдела Музея современного искусства «Гараж». В этом году выступил сокуратором таких выставочных проектов, как «Простые чувства» в Нижегородском Арсенале, «На маяк» в Пермском музее современного искусства PERMM и «Модернизм без манифеста» в Московском музее современного искусства. Собственный кураторский проект Дьяконова «Смех в зале» был показан в самарской галерее «Виктория». В Музее современного искусства «Гараж» Дьяконов выступил сокуратором выставки «Худпром Конго: народная живопись», дополнив ее «чукотским павильоном». 

17. Ирина Прохорова

(44-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Сооснователь фонда Михаила Прохорова, деятельность которого направлена на интеграцию российской культуры в общемировое культурное пространство, и глава издательского дома «Новое литературное обозрение», где в этом году вышли монографии Мишеля Пастуро «Зеленый. История цвета», Ирины Шевеленко «Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России», Виктора Мартиновича «Родина. Марк Шагал в Витебске» и Алека Эпштейна «Забытые герои Монпарнаса: Художественный мир русско-еврейского Парижа, его спасители и хранители», а также было издано важнейшее для историков и теоретиков искусства двухтомное издание «Искусство как язык — языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов». Также издательство выпустило книги Дмитрия Александровича Пригова «Монстры. Чудовищное/Трансцендентное» и Павла Пепперштейна «Предатель ада».

18. Владимир Потанин

(14-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Бизнесмен, учредитель Благотворительного фонда В. Потанина, реализующего масштабные программы в сфере образования и культуры, среди которых направленная на поддержку высшего образования в России стипендиальная программа, гранты музеям в программе «Меняющийся музей в меняющемся мире», конкурс региональной культурной журналистики «Искусный глагол», программа «Музейный гид», индивидуальные или групповые стажировки сотрудников российских и зарубежных музеев «Музейный десант» и пополнение целевых капиталов организаций-победителей (как правило, региональных музеев и университетов) программы Фонда по развитию целевых капиталов. В рамках программы «Первая публикация» в этом году был издан шикарный альбом «Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края», также фонд поддержал выставку «Строгановы-коллекционеры» в Пермской государственной художественной галерее, выступил партнером Томского государственного университета в проведении III форума академического фандрайзинга и международного форума «Искусство как предприятие» в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге. В июне 2017 года Владимир Потанин лично передал в дар Государственной Третьяковской галерее работу Эрика Булатова «Картина и зрители».

19. Маргарита Пушкина

(15-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Учредитель ярмарки современного искусства Cosmoscow, в этом году прошедшей в пятый раз и принесшей, по уверению организаторов, галеристам и художникам около €1,16 млн. Также фонд Cosmoscow передал в дар Третьяковской галерее три работы Андрея Кузькина и объявил о том, что победителем совместной грантовой программы ярмарки и компании Ruinart Art Patronat стал художник Алексей Мартинс. 

20. Дмитрий Озерков

(23-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Куратор, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21», попечитель Calvert 22. В 2017 году Озерков стал куратором выставочных проектов «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову» и «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920–1930-х годов». В феврале 2017 года Озерков выступил на международной конференции «ЗИЛАРТ. Искусство и машина» с докладом «Музей как машина по производству сложных смыслов», а чуть позже снялся в клипе группы «Ленинград» «Это чисто Питер». 

21. Владимир Овчаренко

(17-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Владелец галереи «Риджина», учредитель первого российского аукциона современного искусства VLADEY. В 2017 году аукцион провел торги восемь раз.

22. Анатолий Осмоловский

(20-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Художник, куратор, основатель Института современного искусства и теории «База», который занимается образованием молодых художников. В качестве куратора Осмоловский в этом году показал в Петербурге выставку «Ура… Скульптура!» и собирается открыть 26 декабря в пространстве аукционного дома Vladey на «Винзаводе» коллективную выставку «Против всех 2018» — проект, апеллирующий к инициативе Осмоловского (вернее, проекту внеправительственной контрольной комиссии и журнала «Радек») 1999 года. Анатолий Осмоловский стал первым в истории рейтинга «Артгида» человеком, вошедшим одновременно в топ-50 влиятельных культуртрегеров и топ-20 художников.

23. Алексей Новосёлов

(25-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Заместитель директора Московского музея современного искусства (ММОМА) по экспозиционной и выставочной работе, член экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства и жюри международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. В этом году в ММОМА прошли выставки «Модернизм без манифеста: собрание Романа Бабичева», «Александр Косолапов. Ленин и кока-кола», «НАИВ...НО» (совместно с Музеем русского лубка и наивного искусства), «Проспект Непокоренных», ретроспективы Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору» и группировки ЗИП «Остановка «ДК ЗИП». В этом году в музее открылся Образовательный центр, в который было переоборудовано здание в Ермолаевском переулке. Также Московский музей современного искусства совместно с фондом V-A-C запустил новую экспериментальную программу «Карт-бланш» и продолжил развивать междисциплинарные практики в рамках стратегического партнерства ММОМА и Международного фестиваля-школы TERRITORIЯ. В начале осени в столице Колымы открылся фестиваль современного искусства «Территория. Магадан», в рамках которой музей показал ретроспективную выставку Василия Шухавева (1887 — 1973) и помог местным музейщикам атрибутировать мэтру несколько графических работ.

24. Екатерина и Владимир Семенихины

(31-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Меценаты, коллекционеры, основатели фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». В этом году фонд представил выставки группы «Синий суп» «ХХI», Дмитрия Грецкого и Евгении Кац Living Space, Марчелло Ло Джудиче «Эдем. Далекие планеты» и третью часть проекта куратора Виктора Мизиано «Удел человеческий» («СЕССИЯ III. ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ. Травма, память, забвение, знание. Выставка “Дом с привидениями”»), организаторами которого стали ГЦСИ в составе ГМВЦ «РОСИЗО», Московский музей современного искусства, Еврейский музей и центр толерантности. 

25. Софья Троценко

(36-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Директор Центра современного искусства «ВИНЗАВОД», который в этом году отпраздновал свое десятилетие, декан факультета дизайна Института общественных наук (ИОН) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Юбилейный год центр отметил проектом «Прощание с вечной молодостью» — программой из 12 выставок представителей нового поколения в современном российском искусстве, среди которых Егор Кошелев, Миша Most, Дмитрий Венков, Владимир Логутов, группы Urban Fauna Lab и Recycle, Евгений Гранильщиков, группировка ЗИП и др. В декабре «Винзавод» разослал релиз, в котором объявил о решении в будущем сосредоточится не на выставочной деятельности, а на программе New Names («Новые имена») и образовательных проектах. В ближайшем будущем центр представит три новые программы: ежегодный конкурс для кураторов «Винзавод VISION», финалисты которого получат финансовую поддержку и возможность реализовать проект на одной из площадок «Винзавода»; нацеленную на воспитание новой генерации российской арт-критики и преодоление разрыва между искусством и обществом «Лабораторию художественной критики» и проект «Винзавод Open», который должен объединить лучшие российские образовательные инициативы в области искусства. Фотопроект Best of Russia завершит свою работу юбилейной выставкой. Из неприятного — в мае на «Винзаводе» прошел обыск в связи с делом «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова. 

26. Иосиф Бакштейн

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Куратор, почетный комиссар основанной им в нулевых Московской биеннале современного искусства. В 2016 году Бакштейн заявил, что покидает пост комиссара биеннале, потому что видит необходимость сосредоточиться на созданном им Институте проблем современного искусства. В 2017 году Бакштейн стал лауреатом премии Montblanc de la Culture за вклад в развитие культуры и искусства и открыл в Московском музее современного искусства выставку «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн» (куратор Евгения Гершкович), на которой было представлено его обширное собрание. 

27. Екатерина Кибовская

(21-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Комиссар Московской международной биеннале молодого искусства. В этом году биеннале объявила куратора грядущей VI биеннале — итальянку Лукрецию Калабро Висконти. Кибовская возглавляет одно из структурных подразделений РОСИЗО — дирекцию по специальным проектам, которая в этом году была сосредоточена на презапуске Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Премия сменила логотип и фирменный стиль (над ними работал дизайнер Андрей Шелютто) и пересмотрела конкурсные номинации, среди которых теперь «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Новая генерация», «Образовательный проект» и «Региональный проект» (размер премии в каждой номинации составляет 500 тыс. рублей). Также оргкомитет премии совместно с фондом «U-Art: Ты и искусство» (основатели Тамаз и Ивета Манашеровы) учредил номинацию «Книга года: теория и история современного искусства» (размер премии в этой номинации составил 300 тыс. рублей). 

28. Елена Селина

(13-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Соосновательница XL Галереи и XL Projects. В этом году в пространстве галереи на «Винзаводе» были показаны персональные выставки Юлии Заставы, Ильи Долгова, Владислава Мамышева-Монро, Екатерины Муромцевой, Игоря Мухина, Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой и групповой проект «Между волком и собакой». Также в 2017 году Селина выступила куратором больших музейных проектов группировки ЗИП «Остановка "ДК ЗИП"» в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке, Александры Дементьевой «10 инсталляций» в Московском музее современного искусства на Петровке и ретроспективы группы «Синий суп» «ХХI» в фонде «ЕКАТЕРИНА». 

29. Ольга Шишко

(22-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Заведующая отделом кино и медиаискусства Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, куратор, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». В 2017 году ГМИИ им. Пушкина впервые принял участие в параллельной программе Венецианской биеннале современного искусства, представив выставку «Человек как птица. Образы путешествий» (куратор Ольга Шишко и Марина Лошак).

30. Николай Палажченко

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Арт-менеджер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, VIP Representative Russia & CIS Countries ярмарки Art Basel. В этом году выступил в качестве автора идеи и куратора юбилейного проекта «Винзавода» «Прощание с вечной молодостью» — программы из 12 выставок представителей нового поколения в современном российском искусстве, среди которых Егор Кошелев, Миша Most, Дмитрий Венков, Владимир Логутов, группы Urban Fauna Lab и Recycle, Евгений Гранильщиков, группировка ЗИП и др. 

31. Александр Боровский

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, который в этом году подготовил выставки Эдварда Беккермана «Рай», проект «Видеоискусство в Мраморном дворце (звук, танец, перформанс)» и др. Также в этом году Александр Давидович частенько бывал в Москве: в рамках образовательной программы Московской международной биеннале современного искусства прочитал лекцию на тему: «Канон в советском искусстве: форма, идеология, сознание», заседал на круглом столе в рамках выставки «Модернизм без манифеста». В конце года выступил на дискуссии «Музей и общество. Границы свободы» в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, но самое главное — получил премию Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» за работу «Как-то раз Зевксис с Паррасием… Современное искусство: практические наблюдения».

32. Катя Бочавар

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала.) Куратор муниципальных галерей «ГРАУНД Песчаная» и «ГРАУНД Ходынка».В «ГРАУНД Ходынка» прошла групповая выставка-инсталляция пермских художников «Монологи», организованная совместно с композитором Владимиром Ранневым, а в октябре на базе галерей был создан Художественный междисциплинарный антитеатр. Выступления Бочавар прошли в рамках лаборатории Per Forma и на дискуссии «Музей меняет город» в институте «Стрелка».

33. Шалва Бреус

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Коллекционер, основатель BREUS Foundation и премии Кандинского, в этом году фонд начал издавать серию книг под названием «Новые классики». Уже вышли монографии, посвященные творчеству Виктора Пивоварова, Бориса Орлова, Эрика Булатова и Михаила Рогинского. Также в конце года Шалва Бреус приподнял завесу тайны, закрывающую уже несколько лет проект его частного музея, который планировалось открыть в здании столичного кинотеатра «Ударник». Если коротко — музея в «Ударнике» не будет, последним событием фонда в пространствах шедевра Бориса Иофана стала церемония вручения очередной премии Кандинского. 

34. Дмитрий Волков

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Коллекционер, основатель фонда SDV Arts & Science Foundation, патрон Музея современного искусства «Гараж» и партнер стипендиальной программы музея (грант «Искусство и технологии»). В этом году и организовал резиденцию для молодых художников, работающих в области science art, возглавил попечительский совет фонда «Культурная столица Поволжья». Также Фонд Волкова выступил официальным партнёром главной российской премии в области современного искусства «Инновация». В августе 2017 года Дмитрий Волков представил на фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок в США совместный с Андреем Бартеневым проект Aliens? – Yes!.

35. Марат Гельман

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Экс-политтехнолог и экс-галерист живет и работает в Черногории, но по-прежнему активно выступает в сети с заявлениями по поводу текущих художественных событий в России. В этом году стал одним из кураторов выставки Art Riot: Post-Soviet Actionism в лондонской галерее Саатчи и объявил о запуске рабочей версии онлайн-проекта WhatWhere, работающего по принципу агрегатора и освещающего культурную жизнь в больших и малых городах.

36. Дмитрий Ханкин

(26-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Галерист, совладелец галереи «Триумф», в которой в этом году были показаны проекты Александра Бродского, CrocodilePOWER и Шандора Саса, Дмитрия Булныгина, Антонины Баевер и Арнольда Вебера, Антона Морокова, Александра Морозова, Uno Moralez и многих других художников. При поддержке галерее прошла ретроспектива Алексея Беляева-Гинтовта «X» в Московском музее современного искусства, выставки группы Recylce в ГМИИ им. А.С. Пушкина и на «Винзаводе» и состоялись многие другие художественные события. «Триумф» поддержал и павильон России на 57-й Венецианской биеннале современного искусства — групповой проект Theatrum Orbis Terrarum, соединивший работы Гриши Брускина, Саши Пироговой и группы Recycle.

37. Симон Мраз

(34-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Австрийского культурного форума, куратор. В этом году в качестве идеолога и куратора подготовил выставку международной команды художников в Биробиджане и основной проект «мир и мiръ» Красноярской музейной биеннале.

38. Сергей Перов

(В сводном рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал, в топ-50 по мнению журналистов занял 32-е место) Директор музейно-выставочного объединения «ГЦСИ-РОСИЗО». В этом году в ГЦСИ открылся зал для постоянных выставок региональных филиалов в главном здании на Зоологической улице, а на ВДНХ заработал Павильон книги. Двумя самыми масштабными проектами объединения стали выставка «Прощай, оружие» в Калининграде и IV Уральская индустриальная биеннале под кураторством Жоана Рибаса. Была реформирована Государственная премия в области современного искусства «Инновация», управляемая ГЦСИ-РОСИЗО. Также Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» стал одним из организаторов выставки «Строители нового мира. Коминтерн. 1918−1924» в московском Манеже, представил в Самарском художественном областном музее выставку «Семейные ценности» и коллективную выставку молодых российских художников «Современный взгляд через призму эпох» на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи. В медиацентре открывшегося в сентябре этого года парка «Зарядье» «РОСИЗО» совместно с природно-ландшафтным парком «Зарядье» и Русским географическим обществом представил выставку «Русская Арктика». Неоднозначным событием этого года для «РОСИЗО» стала организованная центром выставка «Актуальная Россия: игра в классиков», открывшаяся в начале декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. 

39. Саша Обухова

(35-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Архивист, основатель архива и фонда «Художественные проекты», куратор научного отдела Музея современного искусства «Гараж». В этом году Обухова выступила сокуратором Первой триеннале российского современного искусства, инициировала и продолжила развивать проект «Открытые системы», посвященный самоорганизациям. В декабре музей объявил о запуске онлайн-платформы Russian Art Archive Network (RAAN, Сеть архивов российского искусства) — каталога документов российского современного искусства.

40. Роман Бабичев

(Дебютант рейтинга «Артгида».) Коллекционер. Собрание Бабичева легло в основу двухчастного выставочного проекта «Модернизм без манифеста» в Московском музее современного искусства (кураторская группа: Роман Бабичев, Надя Плунгян, Александра Селиванова, Валентин Дьяконов, Ольга Давыдова, Мария Силина) — первой состоявшейся попытки ревизии и пересмотра советского искусства. К выставке приурочен выход пятитомного каталога собрания Бабичева.

41. Владимир Смирнов и Константин Сорокин

(18-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Меценаты, коллекционеры, владельцы фонда собственного имени, который занимается поддержкой и продвижением молодых российских художников. В этом году в рамках 7-й Московской биеннале современного искусства фонд представил групповую выставку «Оргия вещей» (кураторы Владимир Логутов и Илья Саморуков, среди участников Антон Бунденко, Иван Горшков, Пётр Кирюша, Денис Кошкарёв, Кирилл Макаров, Роман Минаев и др.). При поддержке фонда прошла выставка студентов Института современного искусства и теории «База» «Об искусстве можно только мечтать», а также персональная выставка Ильи Гришаева «Ее лозунг дальше» в Воронежском центре современного искусства и др.

42. Наиля Аллахвердиева

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала.) Арт-директор Пермского музея современного искусства PERMM. В этом году музей, сменивший в конце года директора (им стала экс-директор предметно-языковой школы «Дуплекс» Вера Никольская), показал выставки Саши Фроловой PARADIZARIUM, Дмитрия Булныгина «Ничто не совершенно», Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной «Низкая облачность», экспериментальную групповую выставку «Запахи. Звуки. Заводы» по итогам путешествия российских художников по заводам Перми и Пермской области, созданную детьми выставку «Пермское доброе» и др. 

43. Зураб Церетели

(48-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Президент Российской академии художеств. Стал автором памятника поэтессе Марине Цветаевой, который установят в Москве в 2018 году. В декабре 2017 года в городе Апатиты появился памятник поэту Александру Сергеевичу Пушкину, подаренный городу телеведущим Андреем Малаховым. Автором монумента выступил Зураб Константинович. 

44. Ирина Антонова

(45-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Отметившая в этом году на рабочем месте свой 95-й день рождения, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в этом году выступила в качества автора идеи и проекта «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» в ГМИИ. В эфире авторской программы Владимира Познера на Первом канале Ирина Александровна вновь затронула больную тему возрождения в Москве Музея нового западного искусства. 

45. Сергей Хачатуров

(33-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Арт-критик, теоретик, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В этом году Хачатуров выступил куратором проекта «Готика Просвещения» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева и в фонде IN ARTIBUS, а также выставки-триллера «Призрак – рыЦАРЬ», которая была посвящена «русскому Гамлету» императору Павлу I в Музее-заповеднике «Царицыно». 

46. Алина Сапрыкина

(47-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Руководитель музейного объединения «Музей Москвы», который объединяет Провиантские склады, Музей археологии Москвы, Старый Английский двор, Музей истории Лефортово, Усадьбу Влахернское-Кузьминки. В этом году музей обзавелся еще одной площадкой — 8 декабря 2017 года в Столешниковом переулке состоялось открытие Центра Гиляровского. Из выставок музея стоит выделить такие проекты, как «Московская оттепель. 1953–1968», «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человека», «Оформляя город», «Старая квартира», а также конференцию «Музей как место встречи прошлого и будущего города», которая прошла в Провиантских складах в начале декабря. К открытию парка «Зарядье» музей подготовил специальную экскурсионную программу «Путешествие по Зарядью» — первых посетителей парка встречали олимпийская чемпионка Татьяна Навка, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, главный археолог Москвы Леонид Кондрашев.

47. Алиса Савицкая

(В сводном рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала, в топ-50 по мнению журналистов заняла 50-е место.) Начальник отдела выставок Волго-Вятского филиала ГЦСИ-РОСИЗО. В этом году совместно с художником Артемом Филатовым показала в залах московского ГЦСИ подготовленную для нижегородского Арсенала выставку «Жизнь живых», посвященную взаимоотношениям искусства и города, включающую в себя работы Александра Родченко, Штефана Балкенхола, Михаила Рогинского и молодых российских художников. В Нижнем показала «Простые чувства» — заключительную часть проекта «Жизнь живых» (Савицкая возглавила кураторскую группу в составе Анастасии Полозовой, Валентина Дьяконова и Алексея Корси). Также в этом году Алиса Савицкая стала одним из победителей конкурса Музея современного искусства «Гараж» «ГАРАЖ.txt» на лучшее исследование о современном искусстве и культуре на русском языке. Грантом было отмечено исследование «Краткая история нижегородского уличного искусства» (совместно с художником Артемом Филатовым).

48. Андрей Сарабьянов

(В сводном рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал, в топ-50 по мнению журналистов занял 42-е место.) Искусствовед, эксперт и издатель, исследователь искусства русского авангарда, один из создателей Энциклопедии русского авангарда (печатные издания и интернет-портал), куратор Центра авангарда в Еврейском музее и центре толерантности. В этом году провел в ЕМиЦТ вторую выставку двухчастного проекта «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Также в начале 2017 года было объявлено, что Еврейский музей и центр толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда, Государственным институтом искусствознания и рядом московских вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РГГУ, МГХПА им. С.Г. Строганова) запускает научную программу, включающую в себя изучение авангардного искусства студентами и магистрантами, поддержку молодых ученых, организацию научных событий и профессиональных дискуссий по актуальным темам, публикацию научных сборников и монографий, международные научные обмены, участие в международных и российских грантовых программах. 

49. Инна Баженова

(19-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Владелица международного издательского дома The Art Newspaper, коллекционер и основатель фонда IN ARTIBUS. В феврале этого года в Лондоне при поддержке фонда прошла конференция «Искусство, рожденное в Революцию. Русское искусство 1917–1932 годов», в апреле на площадке IN ARTIBUS на Пречистенской набережной зрителям была представлена одна из частей двухчастного выставочного проекта «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова» (кураторы Татьяна Дудина, Зоя Золотницкая, Анна Корндорф и Сергей Хачатуров), а в мае проведена конференция «Василий Баженов и греко-готический вкус» и круглый стол «Русское готическое» в Оперном доме Музея-заповедника «Царицино». Но главное событие произошло осенью, когда IN ARTIBUS в сотрудничестве с РГАЛИ представил наследие выдающихся русских авангардистов из знаменитого собрания писателя и историка Николая Харджиева (кураторы Екатерина Бобринская и Анна Корндорф) и выпустил первый из трех запланированных томов документов из архива Николая Харджиева. 

50. Аркадий Ипполитов

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Искусствовед, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Куратор выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Государственной Третьяковской галерее (2016–2017) и выставки «Люди должны быть разными» в Музее-заповеднике «Царицыно», где работы студентов центра творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» были представлены рядом с картинами художников-наивистов из собрания музея-заповедника.

Зачем мы это делали

В 2004 году мы (тогда многие из нынешней команды «Артгида» работали в редакции журнала «Артхроника») впервые решили подвести итоги года в форме рейтинга, но рейтинга не самих событий в мире искусства, а людей, благодаря которым эти события произошли. В 2009 году в «Артхронике» сменился главный редактор, а вскоре после этого издание покинуло большинство сотрудников прежней редакции, воссоединившись потом для создания журнала и сайта «Артгид» и его раздела «Процесс», посвященного аналитике текущего художественного процесса. Летом 2013 года журнал «Артхроника», ежегодно публиковавший «Топ-50», перестал издаваться, и мы решили продолжить некогда придуманный нами проект уже на сайте «Артгида» и в этом году составляем ежегодный рейтинг уже в пятый раз. Рейтинг никогда не являлся для нас ярмаркой тщеславия — скорее это попытка анализа художественных событий года.

Как мы это делали

В 2013 году, когда мы делали рейтинг «Артгида» в первый раз, мы пригласили войти в жюри рейтинга только журналистов и арт-критиков. Именно их первейшей обязанностью являются описание и интерпретация художественных событий и культурной политики, они первыми высказывают мнение о том или ином проекте или событии и тем самым формируют мнение читателей и будущих исследователей. В 2014 году мы впервые сформировали три профессиональных жюри, в первое из которых вошли журналисты, во второе — культуртрегеры (в 2014 году это были главы и сотрудники ведущих музеев и арт-центров страны, в 2015-м — коллекционеры), а в третье — художники. В 2016 году мы попытались отойти от москвацентризма и пригласили в жюри кураторов и культуртрегеров, которые работают в регионах, охватив тем самым географию современного искусства от Владивостока до Ростова-на-Дону и от Санкт-Петербурга до Красноярска. В этом году в наше единое жюри также вошли журналисты и арт-критики, кураторы, коллекционеры, музейные сотрудники, художники из разных городов.

Мы предложили нашим экспертам два списка для голосования — в одном были представлены кураторы, сотрудники музеев, чиновники, галеристы, издатели, арт-менеджеры и другие, в другом — активно работавшие в этом году художники. К необходимости такого разделения нас привел опыт работы над подобными рейтингами: в их предыдущих редакциях художники крайне редко попадали на верхние позиции, что кажется нам не совсем адекватным отражением ситуации — ведь искусство невозможно без художников, следовательно, именно они в первую очередь являются самыми влиятельными фигурами в художественном мире. В списке топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2017 года вы практически не найдете имен арт-критиков и журналистов (за исключением тех, кто в этом году кроме критической и журналистской деятельности занимался чем-то еще, например, делал выставки), так как их влиятельность нам и без того очевидна.

Голосование происходило следующим образом: мы попросили наших экспертов поставить в длинном листе номинантов напротив каждой фамилии баллы от 1 до 10 в зависимости от степени влияния номинанта на художественный процесс в 2017 году (10 баллов — очень сильно повлиял, 1 балл — не повлиял никак). Как голосовать за самого себя — каждый член жюри решал на свое усмотрение. Далее баллы, полученные каждым кандидатом, суммировались, и первые 50 персон (среди арт-деятелей) или 20 (среди художников), получившие наибольшее количество баллов, попали в финальный список. 

Наши эксперты

  • Артем Филатов - художник, куратор. Живет и работает в Нижнем Новгороде
  • Леонид Тишков - художник. Живет и работает в Москве
  • Галина Тимченко - генеральный директор и учредитель новостного проекта Meduza. Живет и работает в Риге
  • Анна Пьянкова - директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Живет и работает в Екатеринбурге
  • Сергей Попов - историк искусства, основатель галереи pop/off/art. Живет и работает в Москве
  • Николай Палажченко - арт-менеджер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, VIP Representative Russia & CIS Countries ярмарки Art Basel. Живет и работает в Москве
  • Снежана Кръстева - куратор Музея современного искусства «Гараж», сокуратор Первой триеннале российского современного искусства. Живет и работает в Москве
  • Мария Кравцова - шеф-редактор портала «Артгид». Живет и работает в Москве
  • Полина Канис - художник. Живет и работает в Москве
  • Антон Долин - главный редактор журнала «Искусство кино». Живет и работает в Москве
  • Александра Данилова - куратор, заместитель заведующего Галереей искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Живет и работает в Москве
  • Павел Герасименко - арт-критик. Живет и работает в Санкт-Петербурге
  • Дмитрий Волков - коллекционер, основатель фонда SDV Arts & Science Foundation, председатель попечительского совета фонда ГЦСИ «Арсенал». Живет и работает в Москве
  • Наиля Аллахвердиева - арт-директор Пермского музея современного искусства PERMMМ. Живет и работает в Перми
  • Ярослав Алешин - руководитель Музея Вадима Сидура. Живет и работает в Москве

 

Артгид

27.12.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Реформа "Фейсбука" – катаклизм для нескольких отраслейРеформа "Фейсбука" – катаклизм для нескольких отраслей
«Фейсбук» объявил о радикальной смене приоритетов в ленте выдачи. Новость уже вызвала панику, но пока только в узких кругах экспертов. Для многих участников и даже для некоторых отраслей перемены окажутся катастрофическими.
DataArt дает технологический прогноз на 2018 годDataArt дает технологический прогноз на 2018 год
DataArt делится прогнозом о том, какие технологии повлияют на бизнес и пользователей в 2018 году, значительно изменив ключевые индустрии.
Чат-боты и сторителлинг: что ждет PR в 2018 году?Чат-боты и сторителлинг: что ждет PR в 2018 году?
Вряд ли кого-то можно удивить заявлением, что интернет и digital-технологии развиваются молниеносными темпами. Однако сегодня это важно, как никогда прежде, так как они стали определять работу специалистов в самых разных сферах, в том числе и в PR.
Где на самом деле начинается путешествие?Где на самом деле начинается путешествие?
Ретаргетинг в турбизнесе.
Сколько нужно каналов коммуникации на fashion-рынке, чтобы охватить...Сколько нужно каналов коммуникации на fashion-рынке, чтобы охватить...
PR-агентство Идеи&Решения провело опрос женщин на тему, каким образом они узнают о новинках в области Fashion&Beauty. Результаты показали, что потребители используют множество каналов коммуникации, среди которых отсутствует явный лидер: offline и online СМИ, сарафанное радио, социальные сети, рассылки, TV/YouTube, в магазинах или мобильных приложениях.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (2)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 
Московское метро - Подземный Памятник архитектурыМосковское метро - Подземный Памятник архитектуры
Открывается выставка "Московское метро - Подземный Памятник архитектуры". Поход за креативом и вдохновением. Возможность посмотреть как выглядели проекты метро. Реализованные или нет экспонаты выставки интересны дизайнерам.
Художественные сокровища РоссииХудожественные сокровища России (1)
Открылась выставка «Художественные сокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Как всякая новая выставка работа получилась спорная. Новая площадка, попытка нового экспонирования, известные и не известные работы русских мастеров. Стоит пойти и составить собственное мнение.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

18.01.2018 - 22:12
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация