Статьи

Топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве 2017 года

Топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве 2017 года

Художники, которые активнее всего работали в этом году и запомнились зрителям и критикам, — кто они? Ответ — в рейтинге «Артгида».

1. Группировка ЗИП

(6-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Группировке ЗИП (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий Субботин, Степан Субботин) из Краснодара понадобилась всего два года, чтобы взобраться на самый верх топа «Артгида». В этом году в Московском музее современного искусства состоялась их грандиозная выставка «Остановка "ДК ЗИП"», через несколько месяцев победившая в номинации «Проект года» 11-й премии Кандинского. Кроме этого ЗИПы стали одними их самых заметных участников Первой триеннале современного российского искусства музея «Гараж», попрощались с молодостью на «Винзаводе», водрузив посередине пьяцетты центра монумент под названием «Равновесие с небольшой погрешностью» (в народе он получил название «Прометей»), а также поучаствовали в основном проекте 4-й Уральской индустриальной биеннале — проекте Жоана Рибаса «Новая грамотность». Также в этом году группировка провела Фестиваль «Может!» сразу в двух городах — Владикавказе и Дербенте — и продолжила движуху в родном Краснодаре. 

2. Таус Махачева

(12-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Одна из самых успешных и востребованных российских молодых художниц в этом году приняла участие в главном проекте 57-й Венецианской биеннале — выставке куратора Кристин Масель Viva Arte Viva. Параллельно Махачева показала новую перформансивную работу в рамках проекта V-A-C «пространство сила конструкция» — инагурационной выставки новой постоянной площадке фонда в Венеции — палаццо Дзаттере (Palazzo delle Zattere). Кроме этого художница приняла участие в Первой триеннале российского современного искусства музея «Гараж», в основном проекте 4-й Уральской индустриальной биеннале и выставке The Border в Дортмунде, открыла персональную выставку Second World, Third Attempt в шанхайской галерее Leo Xu Projects, а также как педагог и куратор сделала с десятью студентами ГИТИСа проект «С Дагестаном в голове» во Владикавказе (в рамках XI Международного художественного симпозиума «Аланика»). В декабре 2017 года в Московском музее современного искусства на Петровке открылась ретроспектива художницы «Облако, зацепившееся за гору». Среди планов на следующий год — участие в основном проекте Ливерпульской биеннале, которая пройдет с 14 июля по 28 октября 2018 года.

3. Ирина Корина

(2-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Cамый молодой классик русского современного искусства в этом году посвятила себя монументальным проектам вроде главной выставки 57-й Венецианской биеннале Viva Arte Viva куратора Кристин Масель. Еще одну новую инсталляцию Корина создала для проекта фонда V-A-C «пространство сила конструкция», которая параллельно с биеннале открылась на новой площадке фонда в Венеции — палаццо Дзаттере (Palazzo delle Zattere). Еще одна (надувная) инсталляция была создана художницей для проекта The Return of Memory, который прошел в крупнейшей некоммерческой выставочной институции Манчестера HOMEmcr. Повезло и москвичам, которые стали свидетелями еще одной масштабной работы художницы «Хвост виляет кометой», созданной специально для атриума Музея современного искусства «Гараж» в рамках программы Garage Atrium Commissions. Станковые работы Кориной можно было увидеть в XL Галерее в проекте «Между волком и собакой».

4. Группа Recycle

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовали.) Андрей Блохин и Георгий Кузнецов в этом году представляли Россиию на 57-й Венецианской биеннале, показав в российском павильоне в рамках проекта Theatrum Orbis Terrarum новую инсталляцию с дополненной реальностью Blocked Content. Также «рисайклы» (как их нежно именуют в арт-сообществе) провели выставку в залах слепков ГМИИ им. А.С. Пушкина и показали новый проект Template of Life в рамках юбилейного цикла выставок «Прощание с вечной молодостью» на «Винзаводе». 

5. Гриша Брускин

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Гриша Брускин стал одним из четырех художников, представлявших Россию на 57-й Венецианской биеннале. Более того, его инсталляция «Смена декораций» стала смысловым центром группового проекта Theatrum Orbis Terrarum в павильоне России. Увенчанная гигантским двуглавым орлом, скульптурная композиция из фигурок-монстров была посвящена историческим путям России после революции. 

6. Группа AES+F

(В сводном рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовали, в топ-50 по мнению журналистов группа заняла 19-е место) В этом году группа пополнила свое CV участием в выставках в Валенсии, Шанхае, Бургридене Канберре, Риме, биеннале Bad Rothenfelde в Бад-Ротенфельде, знаменитый «Исламский проект» группы был также представлен в лондонской галерее Саатчи на выставке Art Riot: Post-Soviet Actionism. Участники инклюзивной выставки «Прямое воздействие» в Государственной галерее на Солянке.

7. Эрик Булатов

(11-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Весной галерея Тейт установила на террасе скульптуру Булатова «Вперед», а летом Владимир Потанин лично подарил работу художника «Картина и зрители» Государственной Третьяковской галерее. В декабре в издательстве BREUS в рамках серии «Новые классики» вышла в свет монография историка искусства Сергея Попова «Эрик Булатов: картина после живописи».

8. Илья и Эмилия Кабаковы

(8-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) 18 октября 2017 года классики современного искусства открыли впечатляющую ретроспективу Not Everyone Will Be Taken Into the Future («В будущее возьмут не всех») в лондонской Тейт Модерн, а чуть раньше (в сентябре) и в Музее Хиршхорна в Вашингтоне открылся еще один проект творческой четы под названием The Utopian Projects. В ближайших планах Эрмитаж, где в 2018 году пройдет «громадная», по словам директора музея Михаила Пиотровского, выставка художников. 

9. Павел Пепперштейн

(10-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) В этом году Павел Пепперштейн принял участие в Первой триеннале российского современного искусства музея «Гараж», а также выпустил две новые книги — «Эпоха аттракционов» в издательстве Artguide Editions (в рамках издательской программы Музея современного искусства «Гараж») и «Предатель ада» в НЛО. 

10. Саша Пирогова

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала.) Представила Россию на 57-й Венецианской биеннале современного искусства, показав в русском павильоне в рамках групповой выставки Theatrum Orbis Terrarum новую видеоработу Inner Physics. В конце декабря стала лауреатом 11-й премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» за проект MONO, видеоперформанс, созданный специально для выставки «Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Также в этом году Пирогова приняла участие в основном проекте 4-й Уральской индустриальной биеннале — проекте Жоана Рибаса «Новая грамотность».

11. Творческий коллектив «Куда бегут собаки»

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовали.) Екатеринбургская арт-группа «Куда бегут собаки» в минувшем году была представлена сразу в нескольких крупных проектах: участвовала в 7-й Московской биеннале современного искусства, где раскрыла суть панического страха перед будущим, сварила трансцендентный борщ в рамках Красноярской музейной биеннале и превратила Конституцию РФ в испаряющийся на глазах у зрителей текст на Уральской индустриальной биеннале. Кроме того, группа участвовала в Первой триеннале российского современного искусства Музея «Гараж» и победила в программе коллекционирования молодого российского искусства Present Continuous фонда V-A-C.

12. Виктор Пивоваров

(5-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года). В 2017 году в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и Artguide Editions были переизданы книги Пивоварова «Холин и Сапгир ликующие» и «Серые тетради». Виктор Пивоваров также получил премию «Инновация» в номинации «За вклад в развитие современного искусства России» (внеконкурсная номинация).

13. Петр Павленский

(4-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года) В январе 2017 года, после того как против Павленского было возбуждено уголовное дело по обвинению в «насильственных действиях сексуального характера», художник вместе с женой и детьми покинул Россию, получив политическое убежище во Франции. В октябре 2017 года Петр Павленский поджег здание Банка Франции, говоря о «всемирном пожаре революций». После акции был задержан французской полицией. Сейчас акционист находится в одиночной камере тюрьмы Флери-Мерожи в пригороде Парижа. В ноябре Павленский стал одни из героев выставки Art Riot: Post-Soviet Actionism («Арт-восстание. Постсоветский акционизм», кураторы коллекционер Игорь Цуканов, арт-менеджер Марат Гельман, критик и искусствовед Андрей Ковалев) в лондонской Saatchi Gallery.

14. Александр Бродский

(7-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года) Архитектор и художник, ведущий преподаватель в школе МАРШ в этом году представил персональную выставку «Красная дорожка» в московской галерее «Триумф», выступил (совместно с Юрием Григоряном) куратором книги «Капля», посвященной архитектору Александре Павловой, принял участие в выставке «Простые вещи» в нижегородском Арсенале, представил новую инсталляцию «Чайка-ласточка» — «потайную» комнату в новом московском ресторане «ПроливProliv» на Никитском бульваре, а осенью соорудил в Лондоне на Блумсбери-сквер павильон-инсталляцию «101-й километр», где посетители могли познакомиться с историей неподцензурной литературы советских лет. Бюро «Александр Бродский» работает над реконструкцией усадьбы Вяземских — Долгоруковых, где расположится галерея старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

15. «Коллективные действия»

(в рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовали). Создатель «Коллективных действий» и гуру Андрей Монастырский стал одной из главных фигур Первой трианнале современного искусства и проекта «По направлению к источнику» в музее «Гараж», а фотодокументация перформансов и артефакты «Коллективных действий» выставлялись в Музее Москвы в рамках выставки «В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна».

16. Анатолий Осмоловский

(18-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года). Основатель и идеолог института «База». Принял участие в Первой триеннале современного российского искусства Музея современного искусства «Гараж», но наиболее активно Осмоловский проявлял себя в фейсбуке, продолжая многолетний спор с галеристом Маратом Гельманом. В декабре 2017 году открыл выставку «Против всех» в пространстве аукциона Vladey, которая стала одновременно оммажем знаменитой акции группы «Радек» 1999 года и политическим высказыванием по поводу грядущих президентских выборов 2018 года.

17. Валерий Кошляков

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствует). После масштабной прошлогодней выставки в московском Музее импрессионизма похожий проект художник представил в рамках параллельной программы Венецианской биеннале — выставка «Мы строим утопию» прошла во дворце Ка' Фоскари.

18. Тимофей Радя

(13-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года). Один из самых известных уличных художников в 2017 году разместил на крыше Уральского приборостроительного завода в Екатеринбурге, основной площадке 4-й Уральской биеннале, надпись «Кто мы, откуда, куда мы идем?».

19. Леонид Тишков

(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствует). В 2017 году Тишков стал лауреатом премии «Инновация-2017» в номинации «Художник года» с выставкой «Взгляни на дом свой» (выставочный зал «Арсенал» Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе «РОСИЗО», Нижний Новгород), а также представил сольный проект в Музее Москвы (инсталляция «Сто лет неодиночества») и новые работы в рамках основного проекта Красноярской музейной биеннале «мир и mir» и выставки «Формы Будущего» в московской Крокин_галерее.

20. Арсений Жиляев

(3-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года). В этом году стал сокуратором (совместно с Антоном Видокле и Борисом Гройсом) выставки «Искусство без смерти: Русский космизм» (Art Without Death: Russian Cosmism) в Доме Культур Мира HKW в Берлине, а в конце 2017 года открыл выставку «Возвращение» в рамках проекта ЦСИ «ВИНЗАВОД» «Прощание с вечной молодостью».

Зачем мы это делали

В 2004 году мы (тогда многие из нынешней команды «Артгида» работали в редакции журнала «Артхроника») впервые решили подвести итоги года в форме рейтинга, но рейтинга не самих событий в мире искусства, а людей, благодаря которым эти события произошли. В 2009 году в «Артхронике» сменился главный редактор, а вскоре после этого издание покинуло большинство сотрудников прежней редакции, воссоединившись потом для создания журнала и сайта «Артгид» и его раздела «Процесс», посвященного аналитике текущего художественного процесса. Летом 2013 года журнал «Артхроника», ежегодно публиковавший «Топ-50», перестал издаваться, и мы решили продолжить некогда придуманный нами проект уже на сайте «Артгида» и в этом году составляем ежегодный рейтинг уже в пятый раз. Рейтинг никогда не являлся для нас ярмаркой тщеславия — скорее это попытка анализа художественных событий года.

Как мы это делали

В 2013 году, когда мы делали рейтинг «Артгида» в первый раз, мы пригласили войти в жюри рейтинга только журналистов и арт-критиков. Именно их первейшей обязанностью являются описание и интерпретация художественных событий и культурной политики, они первыми высказывают мнение о том или ином проекте или событии и тем самым формируют мнение читателей и будущих исследователей. В 2014 году мы впервые сформировали три профессиональных жюри, в первое из которых вошли журналисты, во второе — культуртрегеры (в 2014 году это были главы и сотрудники ведущих музеев и арт-центров страны, в 2015-м — коллекционеры), а в третье — художники. В 2016 году мы попытались отойти от москвацентризма и пригласили в жюри кураторов и культуртрегеров, которые работают в регионах, охватив тем самым географию современного искусства от Владивостока до Ростова-на-Дону и от Санкт-Петербурга до Красноярска. В этом году в наше единое жюри также вошли журналисты и арт-критики, кураторы, коллекционеры, музейные сотрудники, художники из разных городов.

Мы предложили нашим экспертам два списка для голосования — в одном были представлены кураторы, сотрудники музеев, чиновники, галеристы, издатели, арт-менеджеры и другие, в другом — активно работавшие в этом году художники. К необходимости такого разделения нас привел опыт работы над подобными рейтингами: в их предыдущих редакциях художники крайне редко попадали на верхние позиции, что кажется нам не совсем адекватным отражением ситуации — ведь искусство невозможно без художников, следовательно, именно они в первую очередь являются самыми влиятельными фигурами в художественном мире. В списке топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2017 года вы практически не найдете имен арт-критиков и журналистов (за исключением тех, кто в этом году кроме критической и журналистской деятельности занимался чем-то еще, например, делал выставки), так как их влиятельность нам и без того очевидна.

Голосование происходило следующим образом: мы попросили наших экспертов поставить в длинном листе номинантов напротив каждой фамилии баллы от 1 до 10 в зависимости от степени влияния номинанта на художественный процесс в 2017 году (10 баллов — очень сильно повлиял, 1 балл — не повлиял никак). Как голосовать за самого себя — каждый член жюри решал на свое усмотрение. Далее баллы, полученные каждым кандидатом, суммировались, и первые 50 персон (среди арт-деятелей) или 20 (среди художников), получившие наибольшее количество баллов, попали в финальный список. 

Наши эксперты

  • Артем Филатов - художник, куратор. Живет и работает в Нижнем Новгороде
  • Леонид Тишков - художник. Живет и работает в Москве
  • Галина Тимченко - генеральный директор и учредитель новостного проекта Meduza. Живет и работает в Риге
  • Анна Пьянкова - директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Живет и работает в Екатеринбурге
  • Сергей Попов - историк искусства, основатель галереи pop/off/art. Живет и работает в Москве
  • Николай Палажченко - арт-менеджер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, VIP Representative Russia & CIS Countries ярмарки Art Basel. Живет и работает в Москве
  • Снежана Кръстева - куратор Музея современного искусства «Гараж», сокуратор Первой триеннале российского современного искусства. Живет и работает в Москве
  • Мария Кравцова - шеф-редактор портала «Артгид». Живет и работает в Москве
  • Полина Канис - художник. Живет и работает в Москве
  • Антон Долин - главный редактор журнала «Искусство кино». Живет и работает в Москве
  • Александра Данилова - куратор, заместитель заведующего Галереей искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Живет и работает в Москве
  • Павел Герасименко - арт-критик. Живет и работает в Санкт-Петербурге
  • Дмитрий Волков - коллекционер, основатель фонда SDV Arts & Science Foundation, председатель попечительского совета фонда ГЦСИ «Арсенал». Живет и работает в Москве
  • Наиля Аллахвердиева - арт-директор Пермского музея современного искусства PERMMМ. Живет и работает в Перми
  • Ярослав Алешин - руководитель Музея Вадима Сидура. Живет и работает в Москве
Артгид

27.12.2017

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.02.2025 - 02:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация