Новости

Арендаторы давят рублем

Арендаторы давят рублем

Рынок коммерческой недвижимости, зависевший много лет от доллара, скоро может кардинально измениться. Арендаторы требуют от девелоперов номинировать договоры в рублях. Собственники, согласившись на новые условия, столкнутся с нехваткой ликвидности, но диктовать свои условия арендаторам уже не могут. До конца текущего года только на рынке офисной недвижимости доля пустующих площадей достигнет 20%.

Только с августа доллар по отношению к рублю подорожал на 24%, а с начала 2014 года — на 30%. Это вынудило компании, выплачивающие за аренду офисов в Москве доллары, потребовать от девелоперов перезаключить договоры и номинировать их в рублях. Пока это незначительная доля, констатирует директор департамента аренды KR Properties (владеет бизнес-центрами «Красная роза», «Даниловская мануфактура») Дмитрий Тарасов. «Около 10% наших арендаторов просят перезаключить действующие контракты, номинировав ставки в рублях»,— отмечает он. Предложения о пересмотре договоров поступают и О1 Properties (владеет бизнес-центрами «Белая площадь», Vivaldi Plaza). «Новые арендаторы в 100% случаев настаивают на рублевых договорах»,— подтверждает партнер Sminex Александр Лагутов.

Аналогично ситуация развивается и в сегменте торговой недвижимости. Коммерческий директор компании «Торговый квартал менеджмент» (управляет пятью торгцентрами) Роман Гусейнов говорит, что более половины арендаторов обратилось за пересмотром условий договоров. «Иногда,— добавляет он,— мы соглашаемся перейти на рублевые договоры, иногда снижаем номинированные в долларах ставки, в отдельных случаях привязываем платежи к проценту с оборота арендатора».

Но не всегда обязательно переводить ставки в рубли, отмечает управляющий Центральным детским магазином на Лубянке (принадлежит «Галс-девелопмент») Мария Шулутко. «Достаточно на время установить валютный коридор и, когда ситуация стабилизируется, вернуться к расчетам по курсу ЦБ на день платежа»,— поясняет она.

В офисном сегменте арендаторы не так лояльны, так как на рынке высокая конкуренция: объектов много и у арендаторов есть выбор, отмечает господин Лагутов. Поэтому, добавляет он, многие собственники соглашаются на рублевые контракты. По прогнозам Knight Frank, в Москве доля вакантных офисных площадей по итогам 2014 года может достичь 20%. Во втором квартале, по данным JLL, пустовало 14,8% столичных бизнес-центров.

Требования арендаторов перейти на рублевые договоры могут стать серьезной проблемой для девелоперов. До 2014 года многие девелоперы старались брать кредиты в валюте, и переход на рублевые договоры может привести к разрыву ликвидности, отмечает руководитель департамента рынков капитала Colliers International Станислав Бибик. Сейчас, добавляет заместитель главы отдела рынков капитала группы Accent Андрей Малков, ситуация изменилась: кредиты в долларах в госбанках получить невозможно, но обслуживать новые займы в рублях также накладно. «В небольших банках ставки в долларах всегда были выше на 1,5%, сейчас выросли еще на 1,5–2% — до 9–10% годовых»,— поясняет он.

Если в обозримом будущем подорожание доллара не прекратится, то переход на рублевые контракты станет массовым явлением — это кардинально изменит рынок коммерческой недвижимости. По оценкам господина Малкова, сейчас 90% качественных объектов сдаются по валютным договорам. «В 2008 году при тех же обстоятельствах, что сложились сейчас, многие компании соглашались фиксировать ставки в рублях»,— вспоминает председатель правления О1 Properties Дмитрий Минц. Когда ситуация нормализовалась, это негативно сказалось на бизнесе таких девелоперов. «В долгосрочной перспективе фиксация ставки в рублях разрушает инвестиционную стоимость объектов»,— убежден бизнесмен.

По словам аналитика Sberbank CIB Юлии Гордеевой, переход на рублевые ставки неизбежен. Во время кризиса 2008 года на взаиморасчеты в рублях перешли девелоперы жилья, ставки аренды в офисах класса В тоже были переведены в рубли. «Долларовая стоимость аренды была удобна для иностранных компаний из-за более низкой долларовой инфляции по сравнению с рублевой. Но доходность коммерческой недвижимости завязана на рублевую экономику, поэтому валюту в договорах рано или поздно придется все равно менять»,— заключает эксперт.

Екатерина Геращенко, Халиль Аминов (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

19.11.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

18.04.2024 - 21:22
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация