Новости

Арендаторы давят рублем

Арендаторы давят рублем

Рынок коммерческой недвижимости, зависевший много лет от доллара, скоро может кардинально измениться. Арендаторы требуют от девелоперов номинировать договоры в рублях. Собственники, согласившись на новые условия, столкнутся с нехваткой ликвидности, но диктовать свои условия арендаторам уже не могут. До конца текущего года только на рынке офисной недвижимости доля пустующих площадей достигнет 20%.

Только с августа доллар по отношению к рублю подорожал на 24%, а с начала 2014 года — на 30%. Это вынудило компании, выплачивающие за аренду офисов в Москве доллары, потребовать от девелоперов перезаключить договоры и номинировать их в рублях. Пока это незначительная доля, констатирует директор департамента аренды KR Properties (владеет бизнес-центрами «Красная роза», «Даниловская мануфактура») Дмитрий Тарасов. «Около 10% наших арендаторов просят перезаключить действующие контракты, номинировав ставки в рублях»,— отмечает он. Предложения о пересмотре договоров поступают и О1 Properties (владеет бизнес-центрами «Белая площадь», Vivaldi Plaza). «Новые арендаторы в 100% случаев настаивают на рублевых договорах»,— подтверждает партнер Sminex Александр Лагутов.

Аналогично ситуация развивается и в сегменте торговой недвижимости. Коммерческий директор компании «Торговый квартал менеджмент» (управляет пятью торгцентрами) Роман Гусейнов говорит, что более половины арендаторов обратилось за пересмотром условий договоров. «Иногда,— добавляет он,— мы соглашаемся перейти на рублевые договоры, иногда снижаем номинированные в долларах ставки, в отдельных случаях привязываем платежи к проценту с оборота арендатора».

Но не всегда обязательно переводить ставки в рубли, отмечает управляющий Центральным детским магазином на Лубянке (принадлежит «Галс-девелопмент») Мария Шулутко. «Достаточно на время установить валютный коридор и, когда ситуация стабилизируется, вернуться к расчетам по курсу ЦБ на день платежа»,— поясняет она.

В офисном сегменте арендаторы не так лояльны, так как на рынке высокая конкуренция: объектов много и у арендаторов есть выбор, отмечает господин Лагутов. Поэтому, добавляет он, многие собственники соглашаются на рублевые контракты. По прогнозам Knight Frank, в Москве доля вакантных офисных площадей по итогам 2014 года может достичь 20%. Во втором квартале, по данным JLL, пустовало 14,8% столичных бизнес-центров.

Требования арендаторов перейти на рублевые договоры могут стать серьезной проблемой для девелоперов. До 2014 года многие девелоперы старались брать кредиты в валюте, и переход на рублевые договоры может привести к разрыву ликвидности, отмечает руководитель департамента рынков капитала Colliers International Станислав Бибик. Сейчас, добавляет заместитель главы отдела рынков капитала группы Accent Андрей Малков, ситуация изменилась: кредиты в долларах в госбанках получить невозможно, но обслуживать новые займы в рублях также накладно. «В небольших банках ставки в долларах всегда были выше на 1,5%, сейчас выросли еще на 1,5–2% — до 9–10% годовых»,— поясняет он.

Если в обозримом будущем подорожание доллара не прекратится, то переход на рублевые контракты станет массовым явлением — это кардинально изменит рынок коммерческой недвижимости. По оценкам господина Малкова, сейчас 90% качественных объектов сдаются по валютным договорам. «В 2008 году при тех же обстоятельствах, что сложились сейчас, многие компании соглашались фиксировать ставки в рублях»,— вспоминает председатель правления О1 Properties Дмитрий Минц. Когда ситуация нормализовалась, это негативно сказалось на бизнесе таких девелоперов. «В долгосрочной перспективе фиксация ставки в рублях разрушает инвестиционную стоимость объектов»,— убежден бизнесмен.

По словам аналитика Sberbank CIB Юлии Гордеевой, переход на рублевые ставки неизбежен. Во время кризиса 2008 года на взаиморасчеты в рублях перешли девелоперы жилья, ставки аренды в офисах класса В тоже были переведены в рубли. «Долларовая стоимость аренды была удобна для иностранных компаний из-за более низкой долларовой инфляции по сравнению с рублевой. Но доходность коммерческой недвижимости завязана на рублевую экономику, поэтому валюту в договорах рано или поздно придется все равно менять»,— заключает эксперт.

Екатерина Геращенко, Халиль Аминов (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

19.11.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

15.10.2019 - 04:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация