Новости

Банкиры пытаются спастись от Роспотребнадзора

Банкиры пытаются спастись от Роспотребнадзора

Штраф за нарушение прав потребителей вырастет в 25 раз. За прошлый год суды рассмотрели 370 тыс. дел по нарушению прав потребителей, две трети из них — по финансовым услугам.

Банковское сообщество настаивает на том, чтобы Госдума не повышала максимальный штраф за нарушение прав потребителей до 1 млн рублей. Компромиссом идею банкиров тоже не назовешь — 50 тыс. рублей. Штраф в 1 млн рублей вводит законопроект, рекомендованный к принятию Госдумой комитетом по конституционному законодательству и гражданскому строительству. Сейчас штраф ограничивается суммой в десятки раз ниже: до 20 тыс. рублей за обман потребителя и до 40 тыс. за ненадлежащее оказание услуги.

По мнению банкиров, в случае принятия законопроекта штрафы Роспотребнадзора окажутся непосильными для небольших банков, микрофинансовых компаний, а также нефинансовых организаций, особенно представителей малого бизнеса. Об этом говорится в заключении Национального совета финансового рынка (НСФР) на законопроект, направленном в правовое управление президента, Банк России, Минэкономразвития России, ТПП РФ и «Деловую Россию» (есть у «Известий»).

Законопроект внесла в Госдуму группа единороссов (включая Владимира Гутенева и Ирину Яровую) еще 19 ноября 2012 года. Он не был рассмотрен на пленарных заседаниях, его постоянно переносили — до тех пор пока 3 июля 2014 года президент Владимир Путин не дал поручение ускорить рассмотрение законопроекта. 11 сентября 2014 года законопроект был одобрен комитетом по конституционному законодательству и гражданскому строительству, а 15 сентября — повторно внесен в Думу. Согласно опубликованному поручению Путина в адрес правительства, нужно «обеспечить принятие» законопроекта №173930-6 до 1 ноября 2014 года.

По законопроекту банки и любые иные организации могут быть оштрафованы на сумму в диапазоне 100–300 тыс. рублей «за сознательно совершаемые действия по обману потребителя — введение в заблуждение относительно свойств услуги, а также включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя». В случае повторного нарушения штраф увеличивается до 0,5–1 млн рублей, также возможно приостановление деятельности компании-нарушителя на 1 месяц. Если потребителю оказана услуга ненадлежащего качества, компания-нарушитель по законопроекту может быть оштрафована на 100–300 тыс. рублей, в случае повторного нарушения — на 300–500 тыс. рублей. Платежи по таким штрафам идут в бюджет.

По мнению законодателей, действующий размер штрафов (10–20 тыс. рублей в первом случае и 30–40 тыс. рублей во втором) является неоправданно низким — предпринимателю зачастую экономически более выгодно его оплатить, даже неоднократно, нежели затратить время и средства на устранение нарушения.

— В данной ситуации теряется смысл административного наказания, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Его незначительность не способствует профилактике и предупреждению правонарушений, практически сводит на нет меры госконтроля и не стимулирует предпринимателей к ведению добросовестной деятельности. Количество выявленных нарушений прав потребителей за последние 5 лет практически не изменилось (около 250 тыс.).

НСФР подготовил заключение на законопроект, в котором обратил внимание на то, что действующие формулировки «включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя», а также «некачественное предоставление услуг» являются крайне неопределенными, тогда как «нарушениями прав потребителей» квалифицируются самые разнообразные условия договоров физлиц с банками. Это создает недопустимую правовую неопределенность в деятельности банков, особенно многофилиальных.

— Штрафы до 1 млн рублей являются крайне существенными для предприятий малого бизнеса, а приостановление деятельности на месяц фактически означают, что попавший под такую санкцию банк фактически будет выведен с рынка и уже вряд ли сможет вернуться,— сказал «Известиям» председатель НСФР Андрей Емелин. — Сейчас банки штрафуются на более мелкие суммы за гораздо более существенные нарушения. Причем законопроект никак не связывает размер штрафа с причинением реального ущерба потребителю, а взыскиваемый штраф уплачивается не в пользу потребителя, а в бюджет. Поэтому увеличением таких штрафов повышения защищенности потребителей получить в принципе невозможно. Единственным результатом от принятия подобных предложений станет рост коррупции в контрольных органах.

Кроме верхней планки штрафа в 50 тыс. рублей НСФР предлагает градацию штрафов в зависимости от тяжести нарушения.

— Предпринимателям невыгодно быть честными при ничтожно низких штрафах, — говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — За прошлый год суды рассмотрели 370 тыс. дел по нарушению прав потребителей, две трети из них — по финансовым услугам. В течение последних 5–7 лет мы ежегодно устанавливаем, что 82-83% граждан сталкивались с некачественными услугами — на каждого россиянина приходится по 3,5 таких инцидента за 12 месяцев. Да, потребители выигрывают 90% споров в судах, однако половина судебных решений не исполняется.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев сообщил «Известиям», что в настоящее время изучает внесенный депутатами законопроект и пока сомневается, является ли штраф 1 млн рублей чрезмерным.

— Часто банки могут и не предполагать, что некоторые положения их договоров могут нарушать права потребителей, — указывает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. — Это может уже в последствии устанавливаться решениями судов, поэтому для адекватной реализации закона необходимо, чтобы ревизоры ориентировались на судебную практику. Вообще, если и нужно усиливать ответственность банков, то логично это делать в части усиления ответственности за неисполнение предписаний об устранении нарушений.

Руководитель центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова считает, что увеличение суммы штрафа оправданно, если соответствующие полномочия перейдут от Роспотребнадзора к Центральному банку.

— Увеличение размера штрафных санкций приведет прежде всего к более внимательному подходу банков и иных кредитных организаций при формировании условий договоров с потребителями, а также на протяжении всего периода осуществления взаимодействия с ними, — говорит юрист компании «Яковлев и партнеры» Дарья Макарова. — Именно увеличенный размер штрафных санкций будет стимулировать банки и иные кредитные организации действовать добросовестно.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

24.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

08.12.2025 - 10:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация