Новости

Банкиры пытаются спастись от Роспотребнадзора

Банкиры пытаются спастись от Роспотребнадзора

Штраф за нарушение прав потребителей вырастет в 25 раз. За прошлый год суды рассмотрели 370 тыс. дел по нарушению прав потребителей, две трети из них — по финансовым услугам.

Банковское сообщество настаивает на том, чтобы Госдума не повышала максимальный штраф за нарушение прав потребителей до 1 млн рублей. Компромиссом идею банкиров тоже не назовешь — 50 тыс. рублей. Штраф в 1 млн рублей вводит законопроект, рекомендованный к принятию Госдумой комитетом по конституционному законодательству и гражданскому строительству. Сейчас штраф ограничивается суммой в десятки раз ниже: до 20 тыс. рублей за обман потребителя и до 40 тыс. за ненадлежащее оказание услуги.

По мнению банкиров, в случае принятия законопроекта штрафы Роспотребнадзора окажутся непосильными для небольших банков, микрофинансовых компаний, а также нефинансовых организаций, особенно представителей малого бизнеса. Об этом говорится в заключении Национального совета финансового рынка (НСФР) на законопроект, направленном в правовое управление президента, Банк России, Минэкономразвития России, ТПП РФ и «Деловую Россию» (есть у «Известий»).

Законопроект внесла в Госдуму группа единороссов (включая Владимира Гутенева и Ирину Яровую) еще 19 ноября 2012 года. Он не был рассмотрен на пленарных заседаниях, его постоянно переносили — до тех пор пока 3 июля 2014 года президент Владимир Путин не дал поручение ускорить рассмотрение законопроекта. 11 сентября 2014 года законопроект был одобрен комитетом по конституционному законодательству и гражданскому строительству, а 15 сентября — повторно внесен в Думу. Согласно опубликованному поручению Путина в адрес правительства, нужно «обеспечить принятие» законопроекта №173930-6 до 1 ноября 2014 года.

По законопроекту банки и любые иные организации могут быть оштрафованы на сумму в диапазоне 100–300 тыс. рублей «за сознательно совершаемые действия по обману потребителя — введение в заблуждение относительно свойств услуги, а также включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя». В случае повторного нарушения штраф увеличивается до 0,5–1 млн рублей, также возможно приостановление деятельности компании-нарушителя на 1 месяц. Если потребителю оказана услуга ненадлежащего качества, компания-нарушитель по законопроекту может быть оштрафована на 100–300 тыс. рублей, в случае повторного нарушения — на 300–500 тыс. рублей. Платежи по таким штрафам идут в бюджет.

По мнению законодателей, действующий размер штрафов (10–20 тыс. рублей в первом случае и 30–40 тыс. рублей во втором) является неоправданно низким — предпринимателю зачастую экономически более выгодно его оплатить, даже неоднократно, нежели затратить время и средства на устранение нарушения.

— В данной ситуации теряется смысл административного наказания, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Его незначительность не способствует профилактике и предупреждению правонарушений, практически сводит на нет меры госконтроля и не стимулирует предпринимателей к ведению добросовестной деятельности. Количество выявленных нарушений прав потребителей за последние 5 лет практически не изменилось (около 250 тыс.).

НСФР подготовил заключение на законопроект, в котором обратил внимание на то, что действующие формулировки «включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя», а также «некачественное предоставление услуг» являются крайне неопределенными, тогда как «нарушениями прав потребителей» квалифицируются самые разнообразные условия договоров физлиц с банками. Это создает недопустимую правовую неопределенность в деятельности банков, особенно многофилиальных.

— Штрафы до 1 млн рублей являются крайне существенными для предприятий малого бизнеса, а приостановление деятельности на месяц фактически означают, что попавший под такую санкцию банк фактически будет выведен с рынка и уже вряд ли сможет вернуться,— сказал «Известиям» председатель НСФР Андрей Емелин. — Сейчас банки штрафуются на более мелкие суммы за гораздо более существенные нарушения. Причем законопроект никак не связывает размер штрафа с причинением реального ущерба потребителю, а взыскиваемый штраф уплачивается не в пользу потребителя, а в бюджет. Поэтому увеличением таких штрафов повышения защищенности потребителей получить в принципе невозможно. Единственным результатом от принятия подобных предложений станет рост коррупции в контрольных органах.

Кроме верхней планки штрафа в 50 тыс. рублей НСФР предлагает градацию штрафов в зависимости от тяжести нарушения.

— Предпринимателям невыгодно быть честными при ничтожно низких штрафах, — говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — За прошлый год суды рассмотрели 370 тыс. дел по нарушению прав потребителей, две трети из них — по финансовым услугам. В течение последних 5–7 лет мы ежегодно устанавливаем, что 82-83% граждан сталкивались с некачественными услугами — на каждого россиянина приходится по 3,5 таких инцидента за 12 месяцев. Да, потребители выигрывают 90% споров в судах, однако половина судебных решений не исполняется.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев сообщил «Известиям», что в настоящее время изучает внесенный депутатами законопроект и пока сомневается, является ли штраф 1 млн рублей чрезмерным.

— Часто банки могут и не предполагать, что некоторые положения их договоров могут нарушать права потребителей, — указывает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. — Это может уже в последствии устанавливаться решениями судов, поэтому для адекватной реализации закона необходимо, чтобы ревизоры ориентировались на судебную практику. Вообще, если и нужно усиливать ответственность банков, то логично это делать в части усиления ответственности за неисполнение предписаний об устранении нарушений.

Руководитель центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова считает, что увеличение суммы штрафа оправданно, если соответствующие полномочия перейдут от Роспотребнадзора к Центральному банку.

— Увеличение размера штрафных санкций приведет прежде всего к более внимательному подходу банков и иных кредитных организаций при формировании условий договоров с потребителями, а также на протяжении всего периода осуществления взаимодействия с ними, — говорит юрист компании «Яковлев и партнеры» Дарья Макарова. — Именно увеличенный размер штрафных санкций будет стимулировать банки и иные кредитные организации действовать добросовестно.

Анастасия Алексеевских (Известия)

Advertology.Ru

24.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 15:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация