Статьи

Дрон среди ясного неба

Дрон среди ясного неба

Дроны—фотографы и видеооператоры, дроны—сыщики и курьеры. Игрушечные беспилотники рвутся в бизнес с настойчивостью новорожденных птенцов. Пока что на их пути законодательные препоны, но преодолеть их, похоже, удастся в ближайшие несколько лет.

По всему миру, и это почти не шутка, правоохранительные и судебные системы завалены делами дронов. В Америке несколько месяцев длилось разбирательство по делу фотографа Рафаэля Пиркера: в рекламной кампании Университета Виргинии он использовал съемки с квадрокоптера. В Ирландии ищут контрабандистов, которые пытались доставить дроном наркотики в одну из тюрем Дублина. Доставка, между прочим, прошла успешно: хотя беспилотник зацепился за провод и упал в тюремный двор, один из арестантов, находившийся во дворе на прогулке, выхватил упакованную в полиэтилен посылку и проглотил. После чего его посадили в одиночку — ждать, когда посылка выйдет естественным путем.

Дело о дроне—доставщике пиццы последние два месяца расследовала транспортная прокуратура Сыктывкара. Пицца, привязанная к дрону, прилетела к заказчику в парк, но один из наблюдателей, местный правозащитник Эрнест Мезак, вместо веселья по этому поводу почувствовал тревогу и написал заявление о возможном нарушении воздушного пространства. В прокуратуре и местном Госавианадзоре заинтересовались.

«Мы делаем все, чтобы доказать, что коптер только формально подпадает под определение беспилотного летательного аппарата, но на деле им не является по целому ряду характеристик — весу, размеру, радиочастоте управления,— рассказывает основатель компании “Додо-пицца” Федор Овчинников, который и решил внедрить в Сыктывкаре инновационный способ доставки пиццы.— А если он не является беспилотником, то и под действие Воздушного кодекса не подпадает, и никаких специальных разрешений на полет не требуется».

Транспортная прокуратура Сыктывкара дело закрыла, однако и разрешения на использование роботов-курьеров у «Додо-пиццы» до сих пор нет. А получить его Овчинникову очень хочется: несмотря на то что сборка и эксплуатация дронов очень дороги, маркетинговый эффект от их использования огромный. «Пицца с доставкой у нас стоит около 550 руб., при этом на дрона за одну доставку мы тратим 400 руб., что в два-три раза дороже обычных курьерских услуг,— рассказывает он.— Тем не менее, как только пицца “Додо” стала падать буквально с неба, заказывать стали только ее, причем не важно, доставляет ее дрон или человек».

Очевидно, маркетинговый эффект перекрыл бы и возможный ущерб, ведь «Додо» прославилась не только в Сыктывкаре: о первом в истории факте доставки товара дроном компания заявила на весь мир, и многие международные издания написали о печальных юридических последствиях этого события. Впрочем, одна из фастфуд-сетей Francesko’s Pizzeria взялась повторить подвиг и доставляет пиццу дронами, правда, на расстояние не более полутора километров.

«Представьте, как здорово, что впервые дрон принес пиццу не куда-нибудь в пригород Бостона, а в парк в Сыктывкаре,— радуется Овчинников.— Это настоящая техническая революция. Я уверен, что еще пара лет, и коптеры станут многократно дешевле и эффективнее курьерских услуг. Тогда легально, без боязни штрафов развивать услуги с использованием коптеров смогут десятки компаний».

«Вообще-то в нашей стране не прецедентное право, так что, даже если бы дело дошло до суда и его бы выиграла “Додо-пицца”, полеты дронов не стали бы законными,— предупреждает юрист компании Ask & Win Мария Ванина.— Скорее наоборот, возможность привлечения к ответственности за подобные, казалось бы безобидные, деяния — серьезный повод задуматься лицам, планирующим использовать коптеры в своей деятельности».

Бизнес вне закона

Согласно Воздушному кодексу России, владельцы беспилотных летательных аппаратов в обязательном порядке должны получать разрешение на полеты от местного подразделения Росавиации. Помимо разрешения требуется согласовать и подробный план полетов — точное время, продолжительность, маршруты. В противном случае — штрафы от 3 тыс. руб. для физических лиц до 500 тыс. руб. для лиц юридических. «И это просто за факт нахождения вашего коптера в воздухе,— отмечает Ванина.— А если представить, что дрон упал или в принципе причинил кому-то вред или увечья, то все, уголовная ответственность с куда более серьезным наказанием».

Так было всегда, однако вплоть до случая с «Додо-пиццей» никто об этом не задумывался. Впрочем, есть подозрения, что росту популярности дронов юридические условности не помешают. «Мы активно набираем предзаказы, у нас уже более 500 заявок на доставку различных грузов с помощью коптеров»,— рассказывает 27-летний Олег Понфиленок, полтора года назад основавший компанию CopterExpress. Компания тоже находится в Сыктывкаре, но обещает, что в ближайшее время в нескольких крупных городах России начнет доставлять грузы до 5 кг на расстояние несколько километров, и доставка займет не более часа. «Ситуация с “Додо-пиццей” нас, конечно, тревожит, собственно, ведь мы и сконструировали для них грузовой коптер, однако ничего смертельного для себя мы не видим»,— спокоен Понфиленок. По его словам, с начала лета юрист компании изучает правовое поле и полагает, что проблем с получением разрешения на полеты возникнуть не должно: «В конце концов, ведь в CША разрешили».

В этом году в Америке действительно было разрешено коммерческое использование дронов, и тоже после долгого судебного разбирательства. Речь идет о деле Рафаэля Пиркера. Более года назад Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) за рекламу Университета Виргинии с использованием квадрокоптера оштрафовало Пиркера на $10 тыс. Возмущенный фотограф подал на апелляцию и выиграл: судья вынес решение в пользу истца, освободив владельца дрона от ответственности. Сразу вслед за этим Национальный совет по безопасности на транспорте выпустил постановление, что никто не вправе применять санкции за коммерческое использование дронов, так как соответствующие запреты в законе отсутствуют. «Тем не менее это все равно не значит, что легальны все полеты. Над частной территорией по разрешению заказчика — пожалуйста. А так все равно нужно разрешение FAA. Вот его сейчас, например, старается получить компания Amazon, чтобы осуществлять доставку товаров с помощью дронов»,— объясняет Мария Ванина.

«У нас все равно нет пути назад,— честно признается Олег Панфиленок.— Мы довольно много денег вложили в проект — и своих, и инвесторов. Только модель для “Додо-пиццы” стоила нам 10 млн руб. И сейчас мы не можем позволить себе остановиться в работе. Как раз нужно ускоряться, набирать клиентскую базу, чтобы выйти на окупаемость и рентабельность. Конечно, сначала заказы будут очень дорогими, до 10 тыс. руб. за долгий вылет. Но в будущем мы надеемся снизить стоимость услуги до 500 руб.».

Опасность сверху

«Я уверен, что использование коптеров без спецразрешений незаконно. С технической стороны это довольно сложная штука, которая может запросто рухнуть, и кто-то пострадает»,— рассказывает 30-летний дизайнер Александр Пологов, только что получивший из Германии коптер за 56 тыс. руб. (Стоимость коптеров доходит до полумиллиона рублей.) Малейшая ошибка в управлении или составлении маршрута, попадание в зону действия радиовышки — и дрон выйдет из строя. «Лично я, конечно, справлюсь. Я научился. Возлагаю на дрон большие бизнес-надежды»,— уточняет Пологов. Его план — предлагать на Воробьевых горах эксклюзивную видеосъемку панорам, ориентировочная стоимость — 5–6 тыс. руб. Новоявленных бизнесменов, решивших заработать на коптерах, сотни, причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Ижевске, Ростове.

«Коптероводов уже не сотни, а тысячи,— говорит Сергей Семенов, координатор проекта Airpano, посвященного съемкам с воздуха самых красивых мест на планете.— Когда мы начинали в 2010 году, коптеров, способных поднять в воздух фото- и видеотехнику, попросту не было. Сейчас же можно купить какие-нибудь миниатюрные китайские DGI-коптеры с дешевыми мыльницами за 30 тыс. руб. и начать себе спокойно что-то снимать. Знаю как минимум 15 молодых московских фотографов, которые снимают свадьбы не только обычными фотоаппаратами, но и мини-коптерами. И несмотря на то, что услуга дороже (восьмичасовой съемочный день с перерывами на зарядку дрона обойдется в 25–40 тыс. руб.), она пользуется популярностью, никто на низкую рентабельность не жалуется».

По словам Семенова, использование дронов действительно небезопасно. «Прежде чем управлять коптером, нужно отработать несколько десятков часов на тренажере-симуляторе,— говорит он.— На это далеко не у всех есть силы и желание». И хотя даже самые дешевые китайские коптеры, по его словам, вполне надежные, это не гарантирует, что в неумелых руках они неожиданно не сломаются в воздухе и не полетят камнем вниз. А вес таких коптеров, между прочим, от килограмма и выше, есть аппараты, снимающие качественное видео, по 15–20 кг.

«Сами мы регулярно проводим тесты и программного обеспечения, и двигателя, и аккумуляторов,— объясняет Семенов.— За четыре года съемок никто не пострадал — ни автомобили, ни люди. Только наши собственные коптеры, которые мы иногда слишком экстремально используем». Команда Airpano не считает свой проект коммерческим и вкладывает в технику собственные средства. Впрочем, по словам Семенова, вложения по большей части окупаются: фотографии охотно покупают National Geographic, Der Spiegel, Daily Mail, Time, The Washington Post, Microsoft, Google, «Яндекс» и др.

Чистая выгода

«Мы моментально окупили свою технику и вышли на прибыль,— рассказывает Юлия Тимербаева, директор компании TVCopter.— Просто потому, что сразу настроились на коммерческую съемку. Начинали, конечно, с мелких заказов, делали с воздуха аэро- и видеосъемку для СМИ, строительных и промышленных компаний, музыкальных фестивалей. Но потом переключились на музыкальные клипы, а сейчас сосредоточились только на кино». «Елки-3», «Седьмая руна», «Параллельная жизнь» — в TVCopter считают, что благодаря аэросъемке сцен этих фильмов теперь у них нет отбоя от клиентов. «Наши услуги крайне востребованы как российскими, так и зарубежными кинокомпаниями»,— делится Тимербаева.

«Российский рынок коптеров растет очень быстро, заказов на аэрофотосъемку все больше, так что многие хотят не упустить хорошую возможность подзаработать,— говорит Павел Иванов, создатель проекта по сборке и сервисному обслуживанию коптеров.— Ну а мы, в свою очередь, удовлетворяем спрос на качественные модели дронов, потому что найти готовые решения для профессиональной фото- и видеотехники все еще крайне трудно». На сборку коптера у Павла уходит максимум два дня, на ремонт — порой всего пара часов. «Поднаторел, хотя начал заниматься этим в качестве хобби два года назад. Впрочем, это и сейчас хобби, просто я на нем зарабатываю,— рассуждает Павел.— Да и для всех коптероводов, мне кажется, это в первую очередь “фан”, а уже потом рентабельность».

Тем не менее, уверен он, коммерческий потенциал у дронов огромный. «Интерес к коптерам проявляют самые разные крупные частные компании, которым они нужны для охраны территорий, наблюдения за промышленным процессом, для доставки грузов,— говорит Иванов.— Кроме того, интересуются дронами и правительственные организации, и военные — для спасательных операций, слежки, доставки лекарств и многого другого».

У военных, конечно, есть и свои куда более сложные беспилотники, однако это уже совсем другой масштаб. В прошлом месяце корпорация «Ростехнологии» представила первый российский беспилотник на воздушной подушке «Чирок», способный подниматься в небо без взлетной полосы и приземляться на любую поверхность. «Чирок» предназначен для контроля пожарной ситуации и обстановки на дорогах, патрулирования территорий, а также для доставки бомб и ракет в места военных действий. Сам он весит около 400 кг и вес способен поднять почти такой же.

«Вот если бы мы такими в небе без разрешений рулили — это другое дело. А так мы просто стремимся внедрить в свой бизнес инновационные технологии, к чему нас, между прочим, власти всю дорогу и призывают,— основатель “Додо-пиццы”, несмотря на закрытие дела, все еще готовится защищать свои позиции в суде.— Так что очень надеюсь, что коммерческое использование дронов не запретят. Пусть, если нужно, регулируют, но с умом, не запрещая».

Анна Гольдберг, Дзерасса Гагулова 
Коммерсантъ-Деньги
Advertology.Ru

18.08.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.
Почему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днищеПочему русская адаптация рекламной кампании Reebok это ад и днище
В оригинальной версии рекламная кампания называется Be more human, то есть будь человечнее. Она не про пол, она про человека. И про равенство людей, гендер здесь вообще не важен.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

16.06.2019 - 17:29
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация