Новости

Рекламный рынок Санкт-Петербурга: итоги и прогнозы

Рекламный рынок Санкт-Петербурга: итоги и прогнозы

По оценке экспертов Северо-Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объём рынка ATL-рекламы в 2016 году в Петербурге составил 25,26 млрд рублей (с НДС). Этот год стал временем роста в отличие от 2015 года – плюс 15%.

Представительство АКАР на Северо-Западе провело ежегодный круглый стол на тему: «Рекламный рынок Петербурга: итоги и прогнозы». По многолетней традиции эксперты – представители крупнейших компаний, работающих на рекламном рынке города, – оценивали сегменты ATL-рекламы: ТВ, радио, прессу, наружную рекламу, рекламу на транспорте, в метрополитене, а также в интернете. Был также оценен рынок BTL (маркетинговых коммуникаций) и сувенирной продукции.

Больше всех вырос интернет: +28,6%. Таким образом объём рынка составил 12,3 млрд рублей. Стремительный рост отрасли эксперты пояснили тремя причинами. «Во-первых, из-за частичного перераспределения рекламных бюджетов в пользу интернета, во-вторых, в целом другие сегменты рекламного рынка показали рост в отличие от прошлого года и, в-третьих, рекламодатели, которые в 2015 году были сдержаны в рекламных тратах, в 2016-м стали активнее в продвижении», – уточнил Максим Виноградов, руководитель агентства RealWeb.

В этом году эксперты предложили отличную от прежней классификацию сегментов. В итоге услуги performance-marketing были оценены в 9 млрд (+25%), реклама в социальных сетях – 1,9 млрд (+41%), на информационных площадках (интернет-СМИ) – 0,8 млрд (0%), RTB и видео – 0,61 млрд (+120%).

Отрасли – лидеры рекламных бюджетов несколько лет остаются неизменными: недвижимость, авто, медицина, е-коммерс.

В 2017 году, как полагают эксперты, петербургский рынок сохранит темпы роста, то есть вырастет на 29 – 30% по отношению к 2016-му.

В лидерах по динамике роста оказалось радио – плюс 15% и 1,47 млрд рублей. Важным изменением за прошедший год эксперты назвали смену продавца рекламного инвентаря на станциях РМГ в Петербурге. Сегодня продажами занимается агентство «Т-роботс». В период этих изменений произошло перераспределение бюджетов в пользу «Европейской медиагруппы» и «Газпром-медиахолдинга».

Ключевые категории, принесшие основные рекламные бюджеты, – ритейл, недвижимость (чья доля выросла за последние несколько лет с 5% до 25% в общем объёме рекламных бюджетов на радио), интернет – за счёт сервисов «Яндекса», общественное питание – во многом за счёт компании «Два берега», входящей в топ-10 рекламодателей Петербурга. Существенную долю в 2016 году составила политическая реклама.

«Половина из этого объёма пришлась на радиостанции «Газпрома», – уточнил Михаил Попонов, директор петербургского филиала Mediascope.

Соотношение федеральных и локальных клиентов составило 50% на 50%, агентств и прямых рекламодателей – 60% на 40%.

Эксперты прогнозируют в 2017 году рост 7%.

На 13% увеличился объём рынка ТВ-рекламы и составил 4,5 млрд рублей. Как отмечают эксперты, в этой оценке учтены все телеканалы, включая нишевые, так как теперь и в Петербурге, и в стране в целом работает единственный продавец региональной телерекламы – «Регион медиа».

Стабильная ситуация сохранилась в соотношении рекламодателей, размещающих рекламу напрямую, и через агентства – 50% на 50%, а также в отношении бюджетов от локальных и федеральных рекламодателей – 30% на 70%. Наибольшие рекламные бюджеты пришлись на долю строительных компаний, продуктового ритейла, а также сетей, торгующих одеждой. Хоть в топ-рекламодателей на локальном рынке и вернулись медицинские услуги, однако надежд, которые на них возлагали рекламисты, не оправдали: их доля в общих доходах остаётся на уровне 5%.

«Прогноз на 2017 год оптимистичный – плюс 12 – 13%, так как уже по состоянию на февраль наблюдается дефицит инвентаря на осень», – отметила Наира Паповян, генеральный директор «Первый канал – Санкт-Петербург».

Небольшой рост продемонстрировала наружная реклама: плюс 3% и 3,7 млрд рублей.

Среди основных событий, повлиявших на отрасль, эксперты отметили введение ГОСТ в размещении наружной рекламы; так и не состоявшиеся в городе торги на размещение и, как следствие этого, усиление фактора нестабильности; а также выборы в Госдуму и Законодательное собрание Петербурга.

«С ноября 2016 года в городе начался демонтаж рекламных конструкций. Мы фиксируем сокращение числа рекламоносителей на 2% по состоянию на 1 января 2017 года. При этом на 2% увеличилась коммерческая загрузка оставшихся конструкций», – прокомментировала Вера Дементьева, генеральный директор представительства «Эспар-аналитик» на Северо-Западе.

Основные рекламодатели, включавшие наружную рекламу в свои бюджеты, представляют недвижимость и строительство (20% всего рынка), FMCG, сферу развлечений, услуги связи, авто.

По мнению экспертов, плюс 3% по итогам 2016 года – во многом заслуга бюджетов политической рекламы, которая как категория в 2016 году вошла в топ-6 активных сегментов. На долю агентств пришлось 70% размещений, на долю прямых рекламодателей – 30%. Соотношение федеральных и локальных клиентов – 60% и 40%.

Прогнозы на 2017 год: продолжающийся демонтаж сократит число носителей на 5 – 10%, на оставшихся повысится коммерческая загрузка, что не означает роста цен, так как останется сильным фактор нестабильности, если не будут проведены торги.

«Рекламодатели не планируют увеличивать свои бюджеты в Петербурге, – пояснила Вера Дементьева. – Особенность заключения сделок в отрасли в Петербурге – короткие продажи, когда компании принимают решение о размещении за 3 – 4 дня. А размещение может быть любое – и стандартное на месяц, и короткое – на две недели».

Эксперты осторожны в прогнозах, пока не проведены торги. Они говорят о 0% либо плюс 1 – 2% за счёт рекламы Кубка конфедераций и других крупных событий, готовящихся к проведению в Петербурге.

Только два сегмента ATL сохранили свои объёмы на уровне прошлого года – транзитная рекламы (340 млн рублей) и реклама в метрополитене (750 млн рублей). Лидеры размещения в рекламе на транспорте – строительные компании, медицина и финансовые услуги. Ожидания экспертов от 2017 года – сохранение существующих объёмов. Лидирующие позиции в размещении рекламы в метрополитене – сотовые операторы, компании строительного сектора и недвижимости, также показали рост доли интернет-ритейлеров и рекламы телеканалов. Фактором роста в 2017 году, по мнению Открытой ассоциации рекламных агентств и маркетинговых коммуникаций Петербургского метрополитена, может стать возвращение федеральных бюджетов в связи с открытием продаж в метро Москвы (до 15%), в отсутствие серьёзных потрясений – рост не более 5%.

Впервые за последние пару лет падение в сегменте прессы замедлилось: потери оцениваются в 12% и общая оценка рынка – 2,2 млрд рублей. Рынок продолжает концентрироваться вокруг крупных игроков.

«Если в прошлом году на топ-5 изданий («Метро», «Антенна Телесемь», «Деловой Петербург», «Собака.ру», «Панорама ТВ») приходилось 60% рекламного рынка, то в 2016 году – 80%», – заметил Андрей Волков, управляющий партнёр ГК «Гортис».

Сокращение сегмента происходит за счёт аутсайдеров. Распределение долей федеральных и локальных рекламодателей держится примерно на уровне прошлых лет – 40% на 60%. Соотношение прямых размещений и через агентства смещается в сторону первых, доля сделок через агентства сокращается, в некоторых случаях доходит до 15%.

В 2016 году наибольший доход газетам и журналам принесли товарные категории «недвижимость» и «медицина». Некоторое влияние на снижение темпов падения оказала политическая реклама в ходе выборов в Законодательное собрание города и Госдуму, однако, как отметили эксперты, незначительное.

В отношении прогнозов специалисты оптимистичны. Падение в январе 2017 года составило около 13% (годом ранее 16,1%) – эти данные позволяют прогнозировать ещё большее уменьшение темпов падения по итогам года. Эксперты уверены, что сегмент потеряет в 2017-м не более 10%.

Рынок BTL составил 2,26 млрд рублей и это на 13% больше, чем в 2015 году. По прогнозам рост ожидается на 12%. Эксперты надеются, что вернутся к докризисным показателям 2014 года.

Рынок сувенирной продукции был оценен в 5 млрд рублей при том, что годом ранее эксперты говорили об объёме 1,6 млрд. Как заметил Сергей Пикус, генеральный директор рекламной группы «Иллан», в 2015 году была дана «крайне заниженная оценка отрасли». «Переоценка произошла во многом из-за уточнения методики расчёта и вовлечения в оценку рынка множества игроков», – отметил эксперт. Прогноз на 2017 год – плюс 20%.

В целом, говоря о ситуации в 2017 году, эксперты отметили три основных фактора, которые влияют на характер прогнозов, будут они оптимистичными либо пессимистичными. Первый – общая экономическая ситуация. Второй – усиление или ослабление госрегулирования. Причём это касается не только рекламной сферы. Как показывает опыт последних лет, инициативы государства в отношении регулирования алкогольной отрасли, медицинской и фармацевтической деятельности так или иначе влияют на ситуацию на рекламном рынке. И третий фактор – события, которыми будет насыщен 2017 год. Речь о Кубке конфедераций, подготовке к чемпионату мира по футболу и президентским выборам.

01.03.2017

на печать


Комментарии

Александр
02.03.2017 11:47 | сообщение #1
 

Заметно по бутылкам, как выявляли прогнозы...)))

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

реклама

Есть мнение ...

Топовые инструменты интернет-маркетинга Топовые инструменты интернет-маркетинга
Специалисты агентства высоких откликов HICLICK пришли к выводу, что клиентов самих нужно защищать от рекламы. В последние годы бизнес бездумно стремится подключать популярные инструменты продвижения. Например, сейчас в моде реклама в Telegram, использование нейросетей, рилсы, реклама у блогеров, VK Почта, Tik Tok в странах СНГ, контекстная реклама. Это отпечаток непростых в экономическом плане лет: бизнес, опираясь на тренды, рассчитывает на мгновенный результат от продвижения. Однако руководитель отдела реализации проектов агентства Екатерина Иванова уверена: не стоит забывать про маст-хэв. В HICLICK составили список самых эффективных в 2023 инструментов интернет-маркетинга.
PR-тренды 2023PR-тренды 2023
На формирующиеся тренды этого года оказало влияние два макрофактора. С одной стороны — это развитие «старых» тенденций, фундамент которым был заложен еще в период пандемии. Условно назовем их «цифровыми». С другой — это новые явления, сформировавшиеся в результате СВО. Для рынка именно они оказались наиболее значимыми.
Реклама добивается влиянияРеклама добивается влияния
Призывы к срочной покупке, демонстрация превосходства товара и сленг. Как выяснили аналитики компании Calltouch, именно это больше всего раздражает россиян в рекламе. Впрочем, такие приемы все равно работают и клиенты совершают покупки, уверены опрошенные "Ъ FM" маркетологи.
Креативный класс сменяет интеллигенцию. Что дальше?Креативный класс сменяет интеллигенцию. Что дальше?
Социологи из Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики опубликовали исследование «российского креативного класса», которое назвали портретом в цифрах.
Как меняется рекламный бизнес в РоссииКак меняется рекламный бизнес в России
Глобальный тренд в рекламном бизнесе – отрасль начала активно меняться. Основные изменения касаются пересмотров кампаний в сторону увеличения их эффективности и новый подход к формированию контента. Весь прошлый год эксперты рынка дискутировали, станет ли фатальным для рекламных агентств отток западных рекламодателей. Ожидали, что для многих этот факт повлечет экономические ямы вплоть до банкротства. Но этого не случилось, агентства продолжают работать в новых условиях. На фоне затишья в отрасли в прошлом году, можно попробовать прогнозировать наращивание объемом в 2023. Рекламный рынок откликается на рынок общеэкономический, а в нем глобального провала не случилось. И хотя прогнозы дело неблагодарное, ждем активности на рекламном рынке.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

30.03.2023 - 17:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация