Статьи

Интернет-блокбастер

Интернет-блокбастер

Успешные «выходы» — большая редкость для российского интернет-бизнеса. Двум друзьям, основателям «Кинопоиска», удалось не только создать один из самых популярных в Рунете порталов, но и красиво продать его «Яндексу».

Все проблемы позади, все переговоры завершены — бизнес, на создание которого ушло десять лет жизни, продан, и на счет приходят колоссальные, просто невероятные деньги. Что дальше? «Ну что в моей жизни изменилось? Головной боли разве что прибавилось,— говорит основатель „Кинопоиска“ Виталий Таций.— Надо же с этими деньгами что-то делать».

Виталий совсем не похож на миллионера: простенький свитер, на встречу приехал на метро. Новый год провел в Финляндии с женой и двумя дочками. Никаких Ferrari в автопарке и домов на Рублевке.

Супруга его партнера Дмитрия Суханова говорит, что не заметила принципиальных изменений в жизни семьи, когда муж стал миллионером. «Ощущение такое, как будто отпуск затянулся»,— признается Суханов.

Суханов с Тацием могли бы позволить себе куда более роскошный образ жизни. Они владели по 30% самого популярного в России портала о кино «Кинопоиск», за который «Яндекс» заплатил $80 млн. В результате сделки каждый из партнеров выручил более $20 млн. Неплохой результат для бизнеса, появившегося как творческий эксперимент двух программистов.

Фанаты кино

В городе сталеваров Череповце, где родился Виталий Таций, было не так уж много вариантов досуга. Виталий с отцом предпочитали видеосалоны, где крутили американские боевики. Названия фильмов, имена режиссеров, актеров и свои впечатления Таций записывал в тетрадку. «Я не киноман, артхаус не понимаю — люблю „попсу“. Если открыть топ-250 „Кинопоиска“, то большинство фильмов там мне нравятся»,— говорит Виталий.

Увлечение кино осталось, когда Виталий переехал в Москву и поступил в Институт стали и сплавов (МИСиС) на факультет информатики и экономики — он всерьез планировал свою карьеру в «Северстали». Соседом по общежитию стал Дмитрий Суханов из подмосковного Сергиева Посада. Он тоже оказался фанатом кино. Приятели вместе изучали современные языки программирования и писали компьютерные игры. Дмитрий оказался более сильным программистом — он стал создавать софт для интернет-магазинов, а Виталий устроился контент-менеджером и верстальщиком в туристическую компанию «Куда.ру».

Сайт «Кинопоиск» партнеры начали организовывать в 2003 году, как только окончили вуз. Дмитрий хотел запустить «что-нибудь в интернете», а Виталий вспомнил о своем давнем увлечении. Сайт представлял собой цифровой аналог тетрадки Тация — это была база данных о фильмах: режиссер, актерский состав, краткое описание. Партнеры занимались проектом в свободное от основной работы время, им бескорыстно помогали друзья и знакомые.

Кино интересуются многие люди, и идея Тация и Суханова была далеко не оригинальной. В начале 2000-х появилось немало сайтов о кино: «Фильм.ру», «Кинокадр», «Киномания» и др. Например, портал «Фильм.ру» в ноябре 2003 года посетили почти 100 тыс. человек, «Кинопоиск» — 5 тыс.

Главная проблема в создании тематического портала — организовать поток информации от посетителей. Это замкнутый круг: пока сайт посещает мало людей, на нем мало информации, а если нет контента — нет и роста аудитории. Таций говорит, что уже на этапе запуска у него было описание нескольких тысяч фильмов. Конкуренты убеждены, что на старте основную информацию «Кинопоиск» взял из крупнейшей западной базы IMDb. Впрочем, саму IMDb создал программист Кол Нидхэм, объединив базы других любителей кино на одном портале. Затем базу наполняли все желающие.

«Кинопоиск» шел похожим путем. По словам Тация, у сайта достаточно быстро появились поклонники, которые стали заполнять его контентом и предлагать нововведения. Например, петербуржец Алексей Ширшиков завалил Тация письмами, где указывал на ошибки и предлагал апдейты. Виталию вскоре надоело вносить изменения самому, и он дал фанату кино доступ к редактуре сайта, а через некоторое время предложил работать на «Кинопоиск» за деньги. Сейчас Алексей отвечает за базу данных «Кинопоиска».

«Википедия» кино

База данных о фильмах есть на всех тематических киносайтах. Чтобы обойти конкурентов, «Кинопоиску» требовалось что-то еще. «Сайты, похожие на наш, обычно создавали киноманы, а мы были айтишниками. Изначально думали об удобстве пользователей, все время добавляли технические „фишки“»,— говорит Таций. Суханов написал и разместил на сайте простую систему добавления информации — пользователи смогли писать рецензии и общаться. По сути, «Кинопоиск» первым среди киносайтов целенаправленно начал создавать на портале социальную сеть, где можно обсуждать фильмы. Сейчас на сайте зарегистрированы более 3 млн человек — такого сообщества нет ни у кого из конкурентов.

Настоящей находкой стала система оценок фильмов. Пользователи ставили кинофильмам баллы, а портал строил на основе этих данных рейтинги. Со временем на рейтинги «Кинопоиска» стали ссылаться эксперты и журналисты. В 2013 году число оценок перевалило за 100 млн. Похожая система есть только у сайта «Афиша», но она менее популярна.

Пользователи не получают деньги за рецензии, «Кинопоиск» никогда не разыгрывал между ними призы. Тем не менее количество отзывов росло как снежный ком. «Людям нравится, когда их мнение учитывается и публикуется на сайте. Если их что-то интересует, они готовы писать об этом бесплатно, иначе не существовало бы, например, „Википедии“»,— говорит Таций.

«Википедия» живет на пожертвования пользователей. Но в России модель краудфандинга практически не работает. «Кинопоиск» быстро набирал популярность: спустя пару лет после запуска сайт посещали несколько сотен тысяч пользователей. Тем не менее сайт не приносил дохода: Суханов с Тацием не умели продавать рекламу и тратили на хостинг собственные деньги.

В 2005 году партнеры попытались организовать на портале интернет-магазин DVD-дисков с кинофильмами. На «Кинопоиск» сразу же обрушился вал заказов. Независимых курьерских служб в Москве тогда еще не было, так что диски развозили сами партнеры и их родственники. Таций до сих пор вспоминает, как привез первый заказ писателю и кинокритику Алексу Экслеру. Однако спустя несколько месяцев магазин закрыли. «Удивительное дело: бизнес пришлось закрыть из-за того, что у нас было слишком много заказов»,— говорит Таций. У партнеров не получалось оперативно создать курьерскую службу, их постоянно подводили поставщики. Тогда на сайте разместили витрину DVD интернет-магазина Ozon.ru: «Кинопоиск» получал небольшую часть маржи, а логистикой и продажами занимался партнер.

Изначально на сайте даже не было предусмотрено блоков, где можно было бы разместить рекламу. Когда знакомые рекламщики уверили Тация, что сайт может приносить не менее $20 тыс. в месяц, он не поверил: «Нам эта цифра казалась недостижимой. Это просто хобби, откуда такие деньги?». Тем не менее рекламщики свое обещание выполнили, Суханову пришлось срочно менять структуру сайта, чтобы было где разместить рекламные блоки.

«Кинопоиск» начал приносить первые деньги, но их всегда не хватало: нужно было покупать новые сервера. «Была постоянная проблема — как подготовить сайт к наплыву посетителей, который ежегодно случался в новогодние праздники»,— вспоминает Суханов. Таций ушел с основной работы и решил заниматься только сайтом.

Тотальные французы

Ежемесячная аудитория «Кинопоиска» к 2007 году превысила 1 млн пользователей. Сопоставимое число посетителей было и у конкурентов. Но «Кинопоиск» рос быстрее всех — аудитория ежегодно удваивалась. Это привлекало инвесторов. Таций уже вел переговоры о продаже доли с несколькими издательскими домами (Gameland, «Собака»), когда к нему обратился основатель фонда DST Юрий Мильнер. Он оказался самым щедрым инвестором: «просто порвал всех, не оставил нам шансов отказаться». За 40% «Кинопоиска» DST заплатил $1,2 млн.

Деньги DST пошли на аренду офиса и наем персонала — специалистов по продажам, программистов и журналистов. До первых инвестиций Дмитрий и Виталий работали вдвоем в удаленном режиме. Теперь на сайте появилась профессиональная редакция, которая писала новости и обзоры, делала интервью со звездами. Главного редактора Михаила Клочкова и нескольких авторов сманили из «Фильм.ру».

В офисе работала лишь небольшая часть команды. У Суханова к тому времени родились двое сыновей, он бывал в Москве в лучшем случае раз в неделю — управлял всей разработкой из Сергиева Посада. Алексей Ширшиков живет в Санкт-Петербурге — там же базируется его команда, обслуживающая базу данных. Разработчики мобильного приложения находятся в Киеве. Сейчас в компании работают около 40 человек. Большинство рабочих вопросов в «Кинопоиске» решали по ICQ и Skype. «Новые сотрудники спрашивали: когда же у нас будет совещание? Какое совещание — мы ненавидим митинги,— смеется Таций.— Когда что-то пишешь, четче формулируешь свои мысли».

В 2009 году DST продал свой пакет в «Кинопоиске» французской компании AlloCine, которая владеет сетью сайтов о кино по всему миру. Финансовые условия сделки не разглашаются, но, скорее всего, она была безденежной — AlloCine принадлежит фонду Tiger Global, который тогда же продал DST 15% Mail.ru.

Эта сделка была очень кстати для «Кинопоиска» — расходы росли быстрее доходов. «Французы оказались реально очень крутыми в плане продажи рекламы. Они указали на наши слабые места, рассказали, какие есть современные форматы»,— говорит Таций. Денег Мильнера оставалось буквально на два-три месяца, но благодаря советам французов «Кинопоиску» удалось увеличить продажи рекламы.

Например, портал ввел новую для российского рынка услугу — тотальное брендирование сайта. «Кинопоиск» начал продавать рекламу на странице целиком, когда «подложкой» для сайта становится рекламный модуль во весь экран. Этот формат плюс большой баннер в центральной части главной страницы сейчас приносят сайту 50% доходов. Основные рекламодатели — прокатчики новых фильмов. Несколько раз они пытались «покупать место» в рейтингах. «Один раз что-нибудь „подкрутишь“ — никто тебе больше никогда не будет доверять»,— уверен основатель «Кинопоиска».

Найдется все

В 2010 году «Кинопоиск» впервые получил прибыль — 29 млн руб. при выручке 69 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакс». С тех пор финансовые показатели стремительно росли. В 2012-м выручка составила уже 188,2 млн руб., а прибыль — 72,3 млн руб.

В октябре 2013 года, по данным comScore, ежемесячная аудитория «Кинопоиска» составляла 18,6 млн пользователей, в России сайт занимал 16-е место в списке самых популярных ресурсов. У «Фильм.ру» и других конкурентов показатели посещаемости ниже на порядок. Пару лет назад партнеры выпустили еще и мобильное приложение, которое быстро стало самым популярным в категории «кино».

«Последние три года предложения продать сайт поступали постоянно, но мы их отвергали: непонятно, зачем это нам — доходы и аудитория и так стабильно росли»,— говорит Таций. Понимание пришло в начале 2013 года. «Аудитория стала настолько большой, что было очевидно: стремительного роста уже не будет»,— рассказывает Таций. Например, на 2013 год планировался рост выручки всего около 10%. Выходом могла бы стать кардинальная смена стратегии, например запуск на портале онлайн-кинотеатра или создание системы продажи билетов в кинотеатрах. Но для столь кардинальных изменений у создателей «Кинопоиска» не было денег.

В это же самое время Tiger Global собрался продать AlloCine, а значит, и свою долю в «Кинопоиске». Таций с Сухановым решили присоединиться к сделке. Переговоры владельцев «Кинопоиска» с потенциальными покупателями стартовали в мае 2013-го, а закончились только в октябре. Таций с Сухановым отвергали большинство предложений. В итоге судьба компании решилась на закрытом аукционе, в котором участвовали несколько российских и западных интернет-компаний. Выиграл «Яндекс» — компания была готова заплатить Tiger Global и Тацию с Сухановым $80 млн. Это больше 13 годовых оборотов — другие компании с похожими активами обычно оцениваются в пять-восемь выручек.

«Мы давно планировали создать собственный сервис поиска и выбора фильмов, а приобретение „Кинопоиска“ дает нам возможность стартовать с лидирующих позиций. Ведь это гигантский массив информации, узнаваемый бренд, активное сообщество и сильная команда»,— говорит Дмитрий Степанов, руководитель направления медиасервисов «Яндекса». На базе портала компания собирается развивать рекомендательные сервисы, учитывающие интересы пользователей.

В «сильную команду» не входят Дмитрий с Виталием. «„Яндекс“, наверное, лучшая компания в Рунете. Мы рассматривали разные варианты сотрудничества, но пришли к тому, что „Яндекс“ продолжит развитие „Кинопоиска“ без нашего участия»,— говорит Таций. Сейчас партнеры лишь консультируют команду «Кинопоиска».

Виталию и Дмитрию по 34 года — рановато для пенсии. Создавать «Кинопоиск №2» партнеры не имеют права по условиям сделки. Но Таций убежден, что в Рунете еще много пустующих ниш: «Самое глупое, что я могу сейчас сделать,— спустить деньги на себя или инвестировать во что-то, в чем я ничего не понимаю. Готовлю почву для нового стартапа». Дмитрий Суханов признался, что уже пишет новую игру для мобильников. «Хобби у меня такое,— говорит Суханов.— Хотя, с другой стороны, „Кинопоиск“ тоже появился как хобби».

Николай Гришин, "Секрет фирмы" Advertology.Ru

03.03.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.12.2024 - 22:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация