Статьи

Интернет-блокбастер

Интернет-блокбастер

Успешные «выходы» — большая редкость для российского интернет-бизнеса. Двум друзьям, основателям «Кинопоиска», удалось не только создать один из самых популярных в Рунете порталов, но и красиво продать его «Яндексу».

Все проблемы позади, все переговоры завершены — бизнес, на создание которого ушло десять лет жизни, продан, и на счет приходят колоссальные, просто невероятные деньги. Что дальше? «Ну что в моей жизни изменилось? Головной боли разве что прибавилось,— говорит основатель „Кинопоиска“ Виталий Таций.— Надо же с этими деньгами что-то делать».

Виталий совсем не похож на миллионера: простенький свитер, на встречу приехал на метро. Новый год провел в Финляндии с женой и двумя дочками. Никаких Ferrari в автопарке и домов на Рублевке.

Супруга его партнера Дмитрия Суханова говорит, что не заметила принципиальных изменений в жизни семьи, когда муж стал миллионером. «Ощущение такое, как будто отпуск затянулся»,— признается Суханов.

Суханов с Тацием могли бы позволить себе куда более роскошный образ жизни. Они владели по 30% самого популярного в России портала о кино «Кинопоиск», за который «Яндекс» заплатил $80 млн. В результате сделки каждый из партнеров выручил более $20 млн. Неплохой результат для бизнеса, появившегося как творческий эксперимент двух программистов.

Фанаты кино

В городе сталеваров Череповце, где родился Виталий Таций, было не так уж много вариантов досуга. Виталий с отцом предпочитали видеосалоны, где крутили американские боевики. Названия фильмов, имена режиссеров, актеров и свои впечатления Таций записывал в тетрадку. «Я не киноман, артхаус не понимаю — люблю „попсу“. Если открыть топ-250 „Кинопоиска“, то большинство фильмов там мне нравятся»,— говорит Виталий.

Увлечение кино осталось, когда Виталий переехал в Москву и поступил в Институт стали и сплавов (МИСиС) на факультет информатики и экономики — он всерьез планировал свою карьеру в «Северстали». Соседом по общежитию стал Дмитрий Суханов из подмосковного Сергиева Посада. Он тоже оказался фанатом кино. Приятели вместе изучали современные языки программирования и писали компьютерные игры. Дмитрий оказался более сильным программистом — он стал создавать софт для интернет-магазинов, а Виталий устроился контент-менеджером и верстальщиком в туристическую компанию «Куда.ру».

Сайт «Кинопоиск» партнеры начали организовывать в 2003 году, как только окончили вуз. Дмитрий хотел запустить «что-нибудь в интернете», а Виталий вспомнил о своем давнем увлечении. Сайт представлял собой цифровой аналог тетрадки Тация — это была база данных о фильмах: режиссер, актерский состав, краткое описание. Партнеры занимались проектом в свободное от основной работы время, им бескорыстно помогали друзья и знакомые.

Кино интересуются многие люди, и идея Тация и Суханова была далеко не оригинальной. В начале 2000-х появилось немало сайтов о кино: «Фильм.ру», «Кинокадр», «Киномания» и др. Например, портал «Фильм.ру» в ноябре 2003 года посетили почти 100 тыс. человек, «Кинопоиск» — 5 тыс.

Главная проблема в создании тематического портала — организовать поток информации от посетителей. Это замкнутый круг: пока сайт посещает мало людей, на нем мало информации, а если нет контента — нет и роста аудитории. Таций говорит, что уже на этапе запуска у него было описание нескольких тысяч фильмов. Конкуренты убеждены, что на старте основную информацию «Кинопоиск» взял из крупнейшей западной базы IMDb. Впрочем, саму IMDb создал программист Кол Нидхэм, объединив базы других любителей кино на одном портале. Затем базу наполняли все желающие.

«Кинопоиск» шел похожим путем. По словам Тация, у сайта достаточно быстро появились поклонники, которые стали заполнять его контентом и предлагать нововведения. Например, петербуржец Алексей Ширшиков завалил Тация письмами, где указывал на ошибки и предлагал апдейты. Виталию вскоре надоело вносить изменения самому, и он дал фанату кино доступ к редактуре сайта, а через некоторое время предложил работать на «Кинопоиск» за деньги. Сейчас Алексей отвечает за базу данных «Кинопоиска».

«Википедия» кино

База данных о фильмах есть на всех тематических киносайтах. Чтобы обойти конкурентов, «Кинопоиску» требовалось что-то еще. «Сайты, похожие на наш, обычно создавали киноманы, а мы были айтишниками. Изначально думали об удобстве пользователей, все время добавляли технические „фишки“»,— говорит Таций. Суханов написал и разместил на сайте простую систему добавления информации — пользователи смогли писать рецензии и общаться. По сути, «Кинопоиск» первым среди киносайтов целенаправленно начал создавать на портале социальную сеть, где можно обсуждать фильмы. Сейчас на сайте зарегистрированы более 3 млн человек — такого сообщества нет ни у кого из конкурентов.

Настоящей находкой стала система оценок фильмов. Пользователи ставили кинофильмам баллы, а портал строил на основе этих данных рейтинги. Со временем на рейтинги «Кинопоиска» стали ссылаться эксперты и журналисты. В 2013 году число оценок перевалило за 100 млн. Похожая система есть только у сайта «Афиша», но она менее популярна.

Пользователи не получают деньги за рецензии, «Кинопоиск» никогда не разыгрывал между ними призы. Тем не менее количество отзывов росло как снежный ком. «Людям нравится, когда их мнение учитывается и публикуется на сайте. Если их что-то интересует, они готовы писать об этом бесплатно, иначе не существовало бы, например, „Википедии“»,— говорит Таций.

«Википедия» живет на пожертвования пользователей. Но в России модель краудфандинга практически не работает. «Кинопоиск» быстро набирал популярность: спустя пару лет после запуска сайт посещали несколько сотен тысяч пользователей. Тем не менее сайт не приносил дохода: Суханов с Тацием не умели продавать рекламу и тратили на хостинг собственные деньги.

В 2005 году партнеры попытались организовать на портале интернет-магазин DVD-дисков с кинофильмами. На «Кинопоиск» сразу же обрушился вал заказов. Независимых курьерских служб в Москве тогда еще не было, так что диски развозили сами партнеры и их родственники. Таций до сих пор вспоминает, как привез первый заказ писателю и кинокритику Алексу Экслеру. Однако спустя несколько месяцев магазин закрыли. «Удивительное дело: бизнес пришлось закрыть из-за того, что у нас было слишком много заказов»,— говорит Таций. У партнеров не получалось оперативно создать курьерскую службу, их постоянно подводили поставщики. Тогда на сайте разместили витрину DVD интернет-магазина Ozon.ru: «Кинопоиск» получал небольшую часть маржи, а логистикой и продажами занимался партнер.

Изначально на сайте даже не было предусмотрено блоков, где можно было бы разместить рекламу. Когда знакомые рекламщики уверили Тация, что сайт может приносить не менее $20 тыс. в месяц, он не поверил: «Нам эта цифра казалась недостижимой. Это просто хобби, откуда такие деньги?». Тем не менее рекламщики свое обещание выполнили, Суханову пришлось срочно менять структуру сайта, чтобы было где разместить рекламные блоки.

«Кинопоиск» начал приносить первые деньги, но их всегда не хватало: нужно было покупать новые сервера. «Была постоянная проблема — как подготовить сайт к наплыву посетителей, который ежегодно случался в новогодние праздники»,— вспоминает Суханов. Таций ушел с основной работы и решил заниматься только сайтом.

Тотальные французы

Ежемесячная аудитория «Кинопоиска» к 2007 году превысила 1 млн пользователей. Сопоставимое число посетителей было и у конкурентов. Но «Кинопоиск» рос быстрее всех — аудитория ежегодно удваивалась. Это привлекало инвесторов. Таций уже вел переговоры о продаже доли с несколькими издательскими домами (Gameland, «Собака»), когда к нему обратился основатель фонда DST Юрий Мильнер. Он оказался самым щедрым инвестором: «просто порвал всех, не оставил нам шансов отказаться». За 40% «Кинопоиска» DST заплатил $1,2 млн.

Деньги DST пошли на аренду офиса и наем персонала — специалистов по продажам, программистов и журналистов. До первых инвестиций Дмитрий и Виталий работали вдвоем в удаленном режиме. Теперь на сайте появилась профессиональная редакция, которая писала новости и обзоры, делала интервью со звездами. Главного редактора Михаила Клочкова и нескольких авторов сманили из «Фильм.ру».

В офисе работала лишь небольшая часть команды. У Суханова к тому времени родились двое сыновей, он бывал в Москве в лучшем случае раз в неделю — управлял всей разработкой из Сергиева Посада. Алексей Ширшиков живет в Санкт-Петербурге — там же базируется его команда, обслуживающая базу данных. Разработчики мобильного приложения находятся в Киеве. Сейчас в компании работают около 40 человек. Большинство рабочих вопросов в «Кинопоиске» решали по ICQ и Skype. «Новые сотрудники спрашивали: когда же у нас будет совещание? Какое совещание — мы ненавидим митинги,— смеется Таций.— Когда что-то пишешь, четче формулируешь свои мысли».

В 2009 году DST продал свой пакет в «Кинопоиске» французской компании AlloCine, которая владеет сетью сайтов о кино по всему миру. Финансовые условия сделки не разглашаются, но, скорее всего, она была безденежной — AlloCine принадлежит фонду Tiger Global, который тогда же продал DST 15% Mail.ru.

Эта сделка была очень кстати для «Кинопоиска» — расходы росли быстрее доходов. «Французы оказались реально очень крутыми в плане продажи рекламы. Они указали на наши слабые места, рассказали, какие есть современные форматы»,— говорит Таций. Денег Мильнера оставалось буквально на два-три месяца, но благодаря советам французов «Кинопоиску» удалось увеличить продажи рекламы.

Например, портал ввел новую для российского рынка услугу — тотальное брендирование сайта. «Кинопоиск» начал продавать рекламу на странице целиком, когда «подложкой» для сайта становится рекламный модуль во весь экран. Этот формат плюс большой баннер в центральной части главной страницы сейчас приносят сайту 50% доходов. Основные рекламодатели — прокатчики новых фильмов. Несколько раз они пытались «покупать место» в рейтингах. «Один раз что-нибудь „подкрутишь“ — никто тебе больше никогда не будет доверять»,— уверен основатель «Кинопоиска».

Найдется все

В 2010 году «Кинопоиск» впервые получил прибыль — 29 млн руб. при выручке 69 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакс». С тех пор финансовые показатели стремительно росли. В 2012-м выручка составила уже 188,2 млн руб., а прибыль — 72,3 млн руб.

В октябре 2013 года, по данным comScore, ежемесячная аудитория «Кинопоиска» составляла 18,6 млн пользователей, в России сайт занимал 16-е место в списке самых популярных ресурсов. У «Фильм.ру» и других конкурентов показатели посещаемости ниже на порядок. Пару лет назад партнеры выпустили еще и мобильное приложение, которое быстро стало самым популярным в категории «кино».

«Последние три года предложения продать сайт поступали постоянно, но мы их отвергали: непонятно, зачем это нам — доходы и аудитория и так стабильно росли»,— говорит Таций. Понимание пришло в начале 2013 года. «Аудитория стала настолько большой, что было очевидно: стремительного роста уже не будет»,— рассказывает Таций. Например, на 2013 год планировался рост выручки всего около 10%. Выходом могла бы стать кардинальная смена стратегии, например запуск на портале онлайн-кинотеатра или создание системы продажи билетов в кинотеатрах. Но для столь кардинальных изменений у создателей «Кинопоиска» не было денег.

В это же самое время Tiger Global собрался продать AlloCine, а значит, и свою долю в «Кинопоиске». Таций с Сухановым решили присоединиться к сделке. Переговоры владельцев «Кинопоиска» с потенциальными покупателями стартовали в мае 2013-го, а закончились только в октябре. Таций с Сухановым отвергали большинство предложений. В итоге судьба компании решилась на закрытом аукционе, в котором участвовали несколько российских и западных интернет-компаний. Выиграл «Яндекс» — компания была готова заплатить Tiger Global и Тацию с Сухановым $80 млн. Это больше 13 годовых оборотов — другие компании с похожими активами обычно оцениваются в пять-восемь выручек.

«Мы давно планировали создать собственный сервис поиска и выбора фильмов, а приобретение „Кинопоиска“ дает нам возможность стартовать с лидирующих позиций. Ведь это гигантский массив информации, узнаваемый бренд, активное сообщество и сильная команда»,— говорит Дмитрий Степанов, руководитель направления медиасервисов «Яндекса». На базе портала компания собирается развивать рекомендательные сервисы, учитывающие интересы пользователей.

В «сильную команду» не входят Дмитрий с Виталием. «„Яндекс“, наверное, лучшая компания в Рунете. Мы рассматривали разные варианты сотрудничества, но пришли к тому, что „Яндекс“ продолжит развитие „Кинопоиска“ без нашего участия»,— говорит Таций. Сейчас партнеры лишь консультируют команду «Кинопоиска».

Виталию и Дмитрию по 34 года — рановато для пенсии. Создавать «Кинопоиск №2» партнеры не имеют права по условиям сделки. Но Таций убежден, что в Рунете еще много пустующих ниш: «Самое глупое, что я могу сейчас сделать,— спустить деньги на себя или инвестировать во что-то, в чем я ничего не понимаю. Готовлю почву для нового стартапа». Дмитрий Суханов признался, что уже пишет новую игру для мобильников. «Хобби у меня такое,— говорит Суханов.— Хотя, с другой стороны, „Кинопоиск“ тоже появился как хобби».

Николай Гришин, "Секрет фирмы" Advertology.Ru

03.03.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Maer рассказал об отношении поколения Z к наружной рекламеMaer рассказал об отношении поколения Z к наружной рекламе
Медиахолдинг комментирует исследование Deloitte и объясняет, как DOOH становится самым лояльным форматом рекламы для молодого поколения.
Wildberries против поставщиков: как отреагировали СМИ и соцсетиWildberries против поставщиков: как отреагировали СМИ и соцсети
Новость о том, как Wildberries поссорился с поставщиками накануне распродаж 11.11, вызвала большой резонанс: 44,4 млн — охват в СМИ, 5 млн — аудитория в соцсетях, 30% сообщений — негативные.
Москвичи признали, что смартфоны пагубно влияют на социальные контакты...Москвичи признали, что смартфоны пагубно влияют на социальные контакты...
Бренд японских ресторанов«Тануки» провел социальный эксперимент, чтобы выяснить, как фаббинг* (привычка отвлекаться на гаджеты) влияет на поведение современных горожан и восприятие вкуса еды. В эксперименте, который проводился в ресторанах бренда, приняли участие более 1000 человек.
Grayling представляет пять коммуникационных трендов второй волныGrayling представляет пять коммуникационных трендов второй волны
Нет никаких сомнений в том, что мы запомним 2020 год. Люди, компании, бренды, государственные структуры и общество в целом – все мы подверглись небывалому испытанию, и уже понятно, что потрясения прошлой весны будут давать о себе знать и в 2021 году. Идея «кризис = возможности» давно превратилась в клише, но очевидно, что изменения в бизнесе, политике и социальной сфере окажут значительное влияние на коммуникации и отношения между компаниями и их целевыми аудиториями - во всех индустриях и сегментах. Grayling публикует второе исследование коммуникационных трендов с начала пандемии и представляет подборку тенденций, актуальных для отрасли в ближайшие месяцы.
"Забудем как страшный сон": как Сбербанк три года..."Забудем как страшный сон": как Сбербанк три года...
За те три года, пока в дизайнерских студиях ковался новый бренд Сбербанка, кресло главы департамента маркетинга и коммуникаций сменили четыре человека. Forbes восстановил историю процесса

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

04.12.2020 - 20:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация