Статьи

Как нейросеть работает мерчандайзером, помогая продавать на 3–7% больше: кейс поставщика вина

Как нейросеть работает мерчандайзером, помогая продавать на 3–7% больше: кейс поставщика вина

Ретейлеры в основном пока присматриваются к технологии распознавания товаров с помощью нейронных сетей (Shelf Recognition). На их фоне дистрибьюторы, которые недавно стали внедрять Shelf Recognition, уже кажутся опытными практиками. Александр Немцов, руководитель лаборатории ИИ компании «Первый Бит» рассказывает историю одного такого внедрения в мерчандайзинге.

Ситуация

Российский дистрибьютор поставляет вино в сорок тысяч торговых точек — от федеральных сетей до городских магазинов площадью 100 квадратных метров. У него множество конкурентов, претендующих на магазинные полки со своим каберне, мерло, совиньоном, ширазом и зинфанделем. Надо быть в курсе, как ведут себя конкуренты и как представлено собственное вино на полках, поэтому дистрибьютор содержит мерчандайзеров, торговых представителей, супервайзеров и маркетологов. Полевая нагрузка падает прежде всего на мерчандайзеров — ежедневно три сотни человек отправляются в магазины, чтобы собрать ценную информацию.

Проблема

По плану на каждого мерчандайзера приходится до 20 точек ежедневно, по факту — 12–15 визитов. Во время визита мерчандайзер делает аудит — фактически заполняет анкету, которая помогает рассчитать долю полки, проанализировать цены и акции конкурентов и принять маркетинговые решения.

Проблема в том, что информация собирается и отправляется вразнобой. Обычная практика: мерчандайзер заполняет бумажные анкеты, вечером сканирует/фотографирует их и высылает по почте в офис. Еще прикладывает фотографии из каждой точки, чтобы дать больше информации для анализа. На самом деле до фотографий руки редко доходят, их требуют, чтобы убедиться, что мерчандайзер был в магазине. Порой мерчандайзеры хитрят, они дома заполняют анкеты и высылают неактуальные фотографии, сделанные в прошлые визиты. Кто-то прибегает к читерству от лени, а кто-то потому, что не успевает выполнить план визитов.

Со стороны кажется, что работа идет в авральном режиме. Но никто ничего не успевает: мерчандайзеры — делать полноценный аудит, маркетологи — нормально анализировать. Больше 50% данных из магазинов некорректны, а решения, принятые на их основе, скорее вредят продажам, чем помогают. Ну и что с этим делать? — спрашивает дистрибьютор.

Решение

Есть идея автоматизировать часть работы — переложить её на машины. Это как минимум в разы дешевле, чем нанимать еще двести-триста сотрудников. Действовать будем в два этапа.

1. Наводим порядок в инструментах аудита. Вместо Excel, бумажных анкет, сканера, почты и WhatsApp — одно мобильное решение, состоящее из приложения и офисной части. Мерчандайзер в приложении заполняет электронную анкету, здесь же фотографирует полки с вином и отправляет для анализа при завершении визита.

Электронная анкета в приложении мерчандайзера

2. Интегрируем Grotem/Agent с нейросетью для ретейла. В нашем случае нейросеть — это система с компьютерным зрением, которой несколько месяцев показывали десятки тысяч изображений разных товаров, объясняя, как они называются, кто их произвел и прочее. Благодаря такой тренировке она отличает упаковку чипсов от кукурузных хлопьев, Pepsi от Coca-Cola. Понимает, что красный ценник означает продажу со скидкой, раз кругом белые или желтые ценники. Система умеет склеивать несколько фотографий так, чтобы получился один стеллаж, и определять долю каждого товара на полке (SKU).

Нейросеть нужно дополнительно обучить под задачи поставщика вина. В идеале система должна узнавать белое, красное, розовое, оранжевое, игристое, регион, сорт винограда, содержание сахара, алкоголя, год урожая, объем бутылки, импортера.

Самый важный показатель — точность распознавания изображений. Приемлемой считается точность 95%: если из 20 бутылок система не узнает одну, это нормально.

При распознавании полок нейросеть рисует вокруг бутылок рамки разных цветов. Для каждого SKU — свой цвет, который используется в отчете с диаграммами

В общем виде всё работает так:

  • мерчандайзер фотографирует полки с вином в рабочем приложении;
  • изображения попадают в облако системы;
  • нейросеть распознает и анализирует их;
  • результат анализа — отчет — видят в офисе.

Отчет нейросети в начале обучения — распознать получилось только 50,5% бутылок в магазине

Реализация

Приложение немного доработали под процессы компании и поставили на личные смартфоны мерчандайзеров. К нему привыкли через несколько дней. А вот с нейросетью пришлось поработать немного дольше запланированных трех «пилотных» месяцев. Почему так получилось:

1. Человеческий фактор. Некоторые мерчандайзеры упорно фотографировали себя на фоне стеллажей. Другие фотографировали отдельно ценники и бутылки, а потом — общий вид с разных ракурсов: прямо, слева, справа. Это, скажем мягко, не способствовало точности распознавания и автоматической склейки фотографий. Проблема решается настойчивым разъяснением: «Ребята, просто пришлите нормальные фронтальные фотографии всех полок с вином, без повторов».

2. Особенности магазинов.
 Акционное вино на палетах возле входа и узкие проходы между рядами, которые заставляют ребят фотографировать под углом — всё это тоже мешает распознать изображения на 100%. Нейросеть умеет выпрямлять боковые композиции, чтобы лучше их рассмотреть, но иногда этого недостаточно для приемлемой точности. Обычно с такими особенностями приходится смириться.

Так нейросеть выпрямляет изображения, снятые под углом (с перспективой)

3. Особенность товарной категории. Вино оказалось капризным товаром. Бывает, стоят три одинаковых бутылки с одинаковыми этикетками, но разными ценниками. Оказывается — разный год урожая, который указан на контрэтикетке. У некоторых производителей универсальные этикетки на все случаи жизни, и только где-то внизу очень-очень мелким шрифтом написано: «красное сухое» или «красное полусладкое». Еще производитель может до неузнаваемости изменить этикетку в честь Нового года, 23 Февраля или собственного юбилея. Если такое произойдет с упаковкой чипсов, нейросеть распознает как минимум бренд, а с вином всё сложнее. Проблема решается дополнительным обучением нейросети на подобных изображениях. Так она хотя бы сможет определить, «свой» это товар или «чужой» для точной оценки доли полки.

Результаты

За несколько месяцев сократилось время аудита торговых точек (по нашим оценкам, на 40–50%) — мерчандайзеры могут выполнять и перевыполнять план, не прибегая к хитростям. Да и хитрить с системой гораздо труднее, чем раньше.

Корректность данных из торговых точек напрямую зависит от точности распознавания нейросетью. Можно быть уверенным в 95% данных вместо 50%.

Отчеты автоматически формируются за минуты, есть возможность фильтровать данные по регионам, сетям, производителям, супервайзерам и так далее. Так появилось больше времени и цифр для адекватного позиционирования в сетях, своевременной корректировки выкладки (реалограммы).

Пока рано делать выводы о повышении выручки — надо хотя бы год поработать с системой, чтобы учесть сезонность. Судя по опыту других компаний, нейросеть в итоге помогает повысить продажи на 3–7%. Кто-то заявляет о 10%, но вероятно, это исключительный случай.

Кейс впервые опубликован на MarketMedia

23.01.2020

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Майя Арутюнян, директор проектов Brandson Branding Agency (Total identity group) остановилась на «Связи инновационных продуктов и упаковок». Прежде всего, по ее мнению, надо отказаться от броских заголовков и слова «инновационный». Выделить товар на полке может не только принципиально новое решение. Для успеха иногда достаточно четко определить свою целевую аудиторию. Проекты, выполненные агентством для нескольких компаний, это подтверждают.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Андрей Горнов, генеральный директор Getbrand и член Совета АБКР ответил на вопрос, что работает в брендинге: консервативный или инновационный подход, когда новые бренды создаются агентством совместно c менеджментом компании. «Компания должна выстраивать свой бренд, а не концентрироваться на операционной работе – это путь в никуда», - убежден Андрей Горнов. В выступлении есть несколько примеров, когда команда Getbrand вовлекала ключевых сотрудников компании в поиск перспективных направлений.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Анна Собянина, генеральный директор A.STUDIO, представила кейс из практики своего агентства, который показывает, как профессиональный подход к брендингу помогает вернуть свои позиции на рынке, несмотря на стагнацию потребительского спроса в России.
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Гарри Рутберг, директор по развитию и коммуникациям Depot branding agency, поделился своим мнением о предсказуемости – это потребительский тренд или добавленная ценность?
Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...Эмпатия, сознательное потребление, wellbeing: эксперты АБКР...
Секция «INNOVATION CORNER — ЗА ЧТО ГОТОВЫ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛИ В 2020» стала частью деловой программы выставки upakovka 2020. Эксперты Ассоциации брендинговых компаний России узнали о потребительских инсайтах и инновационных решениях в упаковке на примере успешно реализованных кейсов. Валерия Репина, креативный директор Repina branding, сосредоточилась на экосистемах нового типа.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

23.02.2020 - 13:40
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация