Новости

Подозрения быстрого развертывания

Подозрения быстрого развертывания

ЦБ продолжает бороться с сомнительными операциями банков, объем которых за последние три квартала уже снизился. Если раньше жестко каралось проведение сомнительных операций накопительным итогом за квартал, то теперь санкции банкам грозят даже за разовые сомнительные сделки.

О планах по дальнейшему ужесточению борьбы с сомнительными операциями в банках на XII Международном банковском форуме в Сочи сообщил зампред Банка России Михаил Сухов. «Мы сформировали систему индикаторов для мониторинга сомнительных операций не только на ежеквартальной, но и на оперативной основе»,— заявил он. По словам господина Сухова, эта система позволит оперативно реагировать даже на разовое проведение сомнительных операций в существенных масштабах.

Согласно письму ЦБ 172-Т, существенными и требующими оперативного надзорного реагирования считаются сомнительные операции в объемах от 3 млрд руб., но речь в нем идет об операциях за квартал. Таким образом, реакция регулятора на такие злоупотребления предполагается по окончании квартала. Теперь же речь идет о мгновенном реагировании.

ЦБ определяет сомнительные операции как имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей. Данные операции могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, уклонения от налогообложения, а также для финансирования различных противозаконных целей. Санкции предусмотрены за проведение всех сомнительных операций, но при нарушении границы существенности они особенно жесткие — оперативный запрет на вклады и отзыв лицензии.

Это не первое ужесточение борьбы с сомнительными операциями, которую Центробанк активизировал с приходом на пост председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной (в июне 2013 года). В сентябре прошлого года было издано письмо 172-Т, где давалось определение сомнительных операций и были установлены первоначальные ориентиры высокой вовлеченности банков в их проведение в 5% и 5 млрд руб. По оценкам ЦБ, за счет этих мер во втором полугодии 2013 года удалось сократить на треть объем обналичивания и более чем вдвое — объем вывода денег за рубеж (см. “Ъ” от 3 апреля). При этом число банков, в высокой степени вовлеченных в проведение таких операций, уменьшилось в 2,5 раза. В конце мая регулятор снизил планку сомнительности до 3 млрд руб. и 4% (см. “Ъ” от 29 мая).

Согласно приведенной вчера господином Суховым статистике, борьба с сомнительными операциями приносит свои плоды. «Объем сомнительных операций, по нашим наблюдениям, снизился с $5,8 млрд в третьем квартале 2013 года до $1,6 млрд во втором квартале этого года. Налицо положительная динамика и очищение банковского сектора»,— сообщил он. За тот же период Банк России отозвал 76 лицензий, из которых отзыв у 52 игроков был связан именно с применением 172-Т. При этом, по словам господина Сухова, 41 игрок самостоятельно принял надлежащие меры для исправления ситуации.

Очевидно, что новые ужесточения не последние. Цель регулятора — полностью искоренить сомнительные операции в банковском секторе. Впрочем, сроки ее реализации пока не обсуждаются. Логичным следующим шагом стало бы новое снижение планки существенной сомнительности. Однако комментировать, случится ли это и когда, в ЦБ вчера не стали.

Новость о переходе ЦБ на оперативный мониторинг банкиры восприняли очень эмоционально. «У них итак довольно размазанные критерии сомнительности, под них могут попасть буквально все операции. Получается какая-то патовая ситуация: исполнять — накажут, не исполнять — тоже накажут»,— жалуется представитель банка из четвертой сотни. На практике для банков это означает расширение штата людей, которые будут заниматься отписками в ЦБ, поскольку теперь, видимо, придется отвечать на его запросы чаще и в более сжатые сроки, продолжает банкир. «Неизбежное увеличение частоты запросов от ЦБ и частоты проверок усилит давление на банки, которые вместо того, чтобы усилить контроль за операциями, будут вынуждены отвлекать ресурсы на подготовку ответов,— подтверждает замруководителя НСФР, председатель экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ при Совете федерации Александр Наумов.— Кроме того, банкам придется нести дополнительные расходы, а в условиях финансового кризиса лишних средств сейчас у банков нет».

По признанию банкиров, ужесточение регулирования приводит к тому, что «отмывочным» банкам становится все накладнее реализовывать схемы обхода ограничений и доходность такого бизнеса падает. Но исчезнуть совсем он не может. «В принципе все эти шаги просто ведут к переделу теневого рынка — от мелких игроков к крупным банкам, лицензию у которых никто никогда не отзовет»,— рассуждает собеседник “Ъ”.

Светлана Дементьева, Елена Ковалева (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

05.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции
Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.07.2024 - 14:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация