Статьи

Строчная служба

Строчная служба

Купив за рекордные $19 млрд мобильный мессенджер WhatsApp, Facebook указал интернет-индустрии, где искать новую большую идею. На кону — миллиарды пользователей и крепкие позиции в их смартфонах.

Остановки транскалифорнийской электрички CalTrain нанизаны, словно бусины, на нитку мировой истории ИТ-индустрии. Вот Redwood City, здесь расположены офисы Oracle и Electronic Arts. Следующая остановка — Menlo Park, где находится главный офис Facebook с 6 тыс. сотрудников. Дальше — Palo Alto, здесь HP, Tesla Motors и исторический гараж, в котором Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард собрали свой первый частотный генератор для компании Disney. Через несколько остановок — Mountain View, его достопримечательность — Googleplex, главный офис компании Google. Здесь же, в Mountain View, расположен и офис пока еще тихой знаменитости — компании WhatsApp, самого дорого стартапа в мире. Его недавно за $19 млрд приобрел Facebook.

Покупка WhatsApp — вторая по масштабу сделка за всю историю венчурной индустрии. Больше — $20,5 млрд — заплатила лишь Lucent за Ascend Communications в 1999 году, на волне первого интернет-бума. В нашем же веке приобретение мобильного мессенджера, приложения из App Store, за сумму длиной 11 цифр — событие беспрецедентного масштаба. Сделка принесла основателям компании, бывшим сотрудникам Yahoo! Яну Куму и Брайну Эктону, $6,8 млрд и $3 млрд соответственно, введя их в клуб самых богатых людей мира. Единственный фонд, финансировавший стартап,— Sequoia Capital — получил $3,5 млрд за $58 млн инвестиций, 60-кратную прибыль за три года.

История WhatsApp — история рекордов. На момент покупки приложение с аскетичным интерфейсом и таким же функционалом (отправка современных аналогов SMS) обладало аудиторией 450 млн человек. Это хоть и меньше, чем у Facebook (чуть более 1 млрд), но величины сравнимые. Число пользователей прирастало со скоростью 1–2 млн человек в день, не собираясь замедляться. Не исключено, что такими темпами уже к середине 2014 года аудитории гигантской соцмедийной корпорации и приложения из App Store, который развивали 56 человек, сравнялись бы. WhatsApp рос быстрее любого другого соцмедийного проекта в мире — Facebook, Twitter, Gmail, YouTube.

Феномен WhatsApp можно отнести на особые таланты его основателей. Но WhatsApp не одинок. Добрый десяток аналогичных проектов по всему миру рапортуют об аудиториях в несколько сот миллионов пользователей, набранных всего за пару лет, и темпах прироста миллионы человек в день. Скромные отправители сообщений претендуют на то, чтобы стать новой большой идеей — как упаковать все, созданное интернет-компаниями для настольного веба, в крохотный экран мобильного устройства.

Мобильный фронт

«Мессенджеры станут главным интерфейсом смартфонов»,— говорит в интервью СФ директор по стратегии и маркетингу японского мобильного мессенджера LINE Джун Масуда (см. стр. 38). Вокруг LINE не так много медиашумихи, как вокруг WhatsApp. Проект, разработанный в недрах японского телекоммуникационного холдинга NHN Japan, лишь готовится к IPO, примеряя ценник $8 млрд.

По словам Масуды, причиной возникновения LINE стала катастрофа. Мощное землетрясение 11 марта 2011 года, затронувшее регион Тохоку и город Фукусиму, вывело из строя традиционные средства связи. «Голосовые звонки и SMS не работали, и мы несколько часов не могли связаться с родными и друзьями. В то же время мои коллеги, пользующиеся VoIP-сервисами, не испытывали проблем. Тогда мы решили разработать приложение — мессенджер, который позволил бы всегда оставаться на связи. Надежную линию связи даже для самой сложной ситуации»,— рассказывает Масуда.

На разработку LINE ушло всего три месяца. А уже через полтора года после старта его аудитория достигла отметки 100 млн человек. В феврале 2013 года сервис выделили в отдельный бизнес, учредив LINE Corporation. Компания вошла в созданный для развития интернет-проектов холдинг Naver Corp., который в числе прочего занялся развитием поискового портала и игровой платформы. Вскоре основатель Naver Ли Хай-Джин вошел в клуб миллиардеров: когда капитализация Naver Corp. превысила планку $22 млрд, его пакет акций перевалил за $1 млрд. Произошло это во многом благодаря взрывному росту аудитории LINE (340 млн пользователей на февраль 2014 года) и выручке $336 млн по результатам 2013 года.

Идея дистрибуции и монетизации LINE отличается от WhatsApp. LINE бесплатен, но помимо отправки сообщений предоставляет целый спектр дополнительных сервисов, таких как игры, фотоприложение, позволяющее редактировать картинки LINE Camera, купонный сервис LINE Card и стикеры, изобретение LINE,— картинки, выражающие эмоции. Отправка стикеров вместо текстовых сообщений быстро завоевала популярность и стала настоящим культурным явлением. 60% доходов LINE обеспечили именно побочные сервисы, например продажи внутри игр, 20% пришлись на продажу стикеров и официальные аккаунты спонсоров в мессенджере.

«LINE отлично показал, как монетизировать аудиторию мессенджеров. У этих приложений высокая доля возвращающейся аудитории — продавайте им»,— говорит Игорь Ермаков, руководитель направления Instant Messaging в Mail.ru Group. В его ведении находится легендарный ICQ — первопроходец рынка мессенджеров. Аудитория ICQ достигала 100 млн человек (2001 год), а оценка проекта — $400 млн. Сегодня аудитория ICQ чуть больше 10 млн человек — проект застрял на рынке десктопов. «В ближайшее время мы запускаем новые приложения под iOS и Android, обладающие всеми ключевыми особенностями мессенджеров нового поколения: привязка к телефонному номеру, стикеры, VoIP-телефония»,— говорит Ермаков.

ICQ будет непросто воевать за рынок. Помимо WhatsApp и LINE за рынок мессенджеров борется целая плеяда игроков. Так, аудитория WeChat, принадлежащего китайскому телекомхолдингу Tencent,— 270 млн активных пользователей. Часть из них он получил благодаря новации по продаже снеков в вендинговых машинах в пекинской подземке с оплатой через сервис. Аналитики Barclays оценили его в $30 млрд. В Корее LINE уступает первое место по количеству пользователей мессенджеру Kakao Talk, запущенному в 2010 году Kakao Corp. Выручка Kakao составила в прошлом году $200 млн, половина ее получена от игр. 300 млн зарегистрированных пользователей у Viber — мессенджера, разрабатываемого в Белоруссии и Израиле. В конце прошлого года его купил японский онлайн-ритейлер Rakuten за $900 млн, чтобы бороться за канал цифровой дистрибуции с конкурентами из Naver и Tencent.

Но внутривидовой конкуренцией дело не ограничивается. «Пока мы меньше, чем Google,— комментировал итоги 2013 года Ли Хай-Джин из Naver.— Однако мы уже побили компанию на местном рынке, и я верю, что мы способны сделать это и на глобальном». Ключевое слово здесь «пока». В это сложно поверить, но похоже, что крохотные мессенджеры способны в покорении аудитории зайти гораздо дальше, чем сегодняшние властители веба.

Главный экран

Масуда в размышлениях о причинах стремительного роста мессенджеров говорит о том, что суть телефона — коммуникация, поэтому чем больше соответствуют этой задаче сервисы «первого экрана» на мобильном устройстве, тем они успешнее. В этом смысле не фотоприложение, не игры и не многофункциональная социальная сеть должны быть фронт-эндом мобильника нового поколения. А то, с помощью чего пользователю удобнее и проще общаться,— мессенджер.

Живое подтверждение этой идеи — компания BlackBerry, аутсайдер глобального рынка смартфонов, занимающая на нем долю всего несколько процентов. Предустановленный в ее телефонах BlackBerry Messenger (BBM) оказался одной из главных причин удержания лидирующих позиций на рынках некоторых развивающихся стран — от Нигерии до Индонезии. В странах, где степень проникновения продукции компании высока, BlackBerry Messenger стал доминирующим коммуникационным сервисом. Критическая масса пользователей BBM мотивировала присоединяться к ней новых покупателей.

Идея завоевать главный экран смартфона своим коммуникационным сервисом приходит на ум не только отстающим. Весной прошлого года компания Марка Цукерберга представила «новую версию Facebook», как было заявлено в пресс-релизах. Ею стало приложение Facebook Home, позволяющее на ряде моделей смартфонов, работающих под ОС Android, заменить привычный главный экран подборкой коммуникационных приложений социальной сети, среди которых — лента статусов и мессенджер Facebook. Проект не «взлетел».

Неудачей закончилась и другая попытка Facebook выйти на рынок мессенджеров — сначала купить, а затем скопировать приложение SnapChat. Созданный 26-летним программистом Эваном Шпигелем сервис исповедовал необычную идею: переданные с его помощью сообщения — тексты, картинки — через некоторое время после просмотра исчезали со смартфона (см. СФ №4/2013). По разным оценкам, количество пользователей SnapChat к концу 2013 года достигло 50 млн человек (официальные данные компания не разглашает). При этом количество передаваемых через нее фотографий составило более 400 млн в день — больше, чем у Facebook (350 млн).

Цукерберг лично прибыл к Шпигелю с предложением о покупке сервиса, но тот отверг предложенные $3 млрд. В ответ Facebook всего за 12 дней создал свой аналог SnapChat — Poke, но, несмотря на всю поддержку соцсети с миллиардной аудиторией, проект не снискал успеха и вскоре исчез из топов магазинов приложений.

Билет в будущее

«Сетевой эффект»,— отвечает Ян Кум на просьбу СФ в двух словах сформулировать причины взрывного успеха мессенджеров-победителей. Благодаря такому эффекту набирают популярность лидеры, но этот эффект не дает закрепиться на рынке тому же Poke.

Еще один неприятный вывод из правила — в доступе к следующему поколению пользователей сегодняшним королям веба может быть отказано. Средний возраст пользователей SnapChat — 18 лет, Facebook — около 40 лет. «Подростки — стадные животные. Если мои друзья сидят в SnapChat, я тоже им пользуюсь. Мы любим все трендовое и новое, а Facebook — ни то ни другое»,— пишет в письме, обошедшем технопрессу, 13-летняя девочка, пользователь SnapChat. Ради этой девочки и ее друзей в списке контактов Facebook разрабатывает Poke, готов заплатить $3 млрд за SnapChat и платит $19 млрд за WhatsApp.

Сегодня мессенджеры нужны всем: телекоммуникационным компаниям, e-commerce-холдингам, производителям смартфонов, поисковикам и социальным сетям. Рынок охотится за мессенджерами, видя в них решение целого букета проблем. Мессенджеры претендуют на то, чтобы стать «точкой входа» для пользователей смартфонов, заменив в гаджете тяжеловесные многофункциональные соцсети. Мессенджерам легче стать ключевым приложением на рынках с медленным интернетом и маломощными дешевыми телефонами. Другими словами, на развивающихся рынках, динамичных и многолюдных. Можно использовать мессенджеры как канал доступа для старых и новых цифровых продуктов. Аудиторией мессенджеров можно подпитать замедляющийся рост. И конечно, войти в контакт с новым поколением пользователей. У этого поколения в руке мобильник, а в нем — стикеры LINE и «баблы» WhatsApp.

Константин Бочарский, "Секрет Фирмы"
Advertology.Ru

31.03.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 00:44
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация