Статьи

Семь "черных пятниц" на неделе

Семь "черных пятниц" на неделе

Как ритейл США приучил к распродажам потребителей во всем мире

Розничные продажи в США в ноябре выросли на 4,7% по сравнению с прошлым годом, превысив прогнозы экспертов. Во многом это произошло благодаря своевременному изменению тактики американских ритейлеров, которые, чутко реагируя на последние тенденции в потребительском поведении, смогли привлечь внимание покупателей, отойдя от привычной тактики основных распродаж только в «черную пятницу». В Европе же многие только начали осваивать американский опыт.

США против «черной пятницы»

В минувшую пятницу Министерство торговли США сообщило, что по итогам ноября розничные продажи непродовольственных товаров составили $349 млрд, что на 3,5% больше, чем в прошлом году. Общий объем розничных продаж составил $432 млрд и вырос на 4,7% по сравнению с 2012 годом. В министерстве говорят, что эта динамика показана во многом за счет хорошего старта распродаж, к которым в этом году ритейлеры подготовились особенно тщательно.

Традиционно в США распродажи начинаются в «черную пятницу» — день, следующий после Дня благодарения. Но в этом году рекордное количество сетей — Macy's, JCPenney, Best Buy, Kmart, Gap, American Eagle Outfitters, H&M и другие — начали распродажу на день раньше обычного. В итоге впервые значительная часть активности покупателей пришлась не на «черную пятницу», а маркетологам пришлось предложить термин «уикенд распродаж».

Как пояснила в своем отчете одна из крупнейших исследовательских компаний США ShopperTrak, революционность данного года в этом и заключается. «Отныне начало распродаж уже не является событием одного дня»,— сообщила она. По данным компании, розничные продажи в «черную пятницу» даже упали по сравнению с прошлым годом на 13,2%, а покупательский поток — на 11,4%. Но с учетом Дня благодарения розничные продажи за первый уикенд распродаж выросли на 2,3%, достигнув $12,3 млрд. По данным National Retail Federation (NRF), в этом году покупательский трафик в День благодарения вырос по сравнению с прошлым годом на 27%. По данным NRF, в этом году покупатель потратил в среднем $407, тогда как в прошлом году — $423. Но эта потеря в $16 на чек была компенсирована ростом числа покупателей. В «черный уикенд» покупки совершил 141 млн человек против 139 млн в прошлом году.

Интернет-шопинг как двигатель торговли

В этом году ритейлеры учли и нежелание многих потребителей вообще ходить по магазинам. Введенный американскими маркетологами термин «киберпонедельник» (первый понедельник после «черной пятницы») уже не является фигурой речи. Это давно устоявшийся термин, который учитывают в своей стратегии все ритейлеры. По данным ComScore, в этот киберпонедельник интернет-продажи выросли на 21%, до рекордных $2 млрд. Продажи только Amazon.com в киберпонедельник выросли на 46%, а eBay — на 32%.

По данным Visa, держатели карт этой компании в США потратили $7,8 млрд за пять праздничных дней начиная с 28 ноября, Дня благодарения, по 2 декабря, киберпонедельник, то есть на 30% больше, чем годом ранее. Киберпонедельник при этом стал самым прибыльным за последние пять лет: покупатели потратили на 28% больше, чем в 2012 году, а именно $2,6 млрд. WalMart также отмечает максимальные продажи именно 2 декабря и сообщает, что в целом за пять праздничных дней ее онлайн-продажи достигли пятилетнего максимума.

Наконец, выявилась окончательно и роль мобильных устройств при осуществлении покупок. По данным IBM, на мобильный трафик в киберпонедельник пришлось 32% всех посещений сайтов ритейлеров, что на 45% больше, чем в 2012 году. С мобильных устройств было сделано 17% всех онлайн-покупок в США. Объем оплат покупок на eBay через мобильные устройства, по данным PayPal, увеличился более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. «Это первый праздничный сезон, когда мобильный сегмент абсолютно точно оказывает влияние на розничные продажи в целом. От этого никуда не деться»,— считает аналитик JMP Securities Рон Джоузи.

«Черная пятница» идет по Европе

В Европе не празднуют День благодарения, «черной пятницы» как таковой там тоже нет. Впрочем, кое-где решили позаимствовать американский опыт. Ряд британских ритейлеров (Tesco, Dixons, Asda) устроили в последнюю пятницу ноября свою «черную пятницу», а в последующий за ней понедельник — свой киберпонедельник. И это дало очевидный результат. По словам представителя Dixons Retail Бена Лавета, «за этот уикенд, с 29 ноября по 2 декабря, сайты наших магазинов испытали настоящий наплыв покупателей — мы зафиксировали около 1 млн уникальных посетителей». Только в «черную пятницу» покупательский трафик в супермаркетах Tesco увеличился на 145% по сравнению с обычной пятницей. В киберпонедельник трафик на сайте сети Tesco вырос более чем вдвое по сравнению со средним для понедельника показателем. В годовом исчислении рост составил 79%. Привнести американский опыт в Европу решила и Apple: 29 ноября, когда в США наступила «черная пятница», компания предложила в своих европейских магазинах существенные скидки.

В Германии, по словам представителя Немецкого торгового союза Штефана Картеля, проведение распродаж по американской модели — в «черную пятницу» и киберпонедельник — не стало массовым явлением. Впрочем, с ним не согласен Кай Худетц, глава Кёльнского института по исследованиям в области торговли, который отмечает, что некоторые немецкие ритейлеры уже начинают заимствовать эту тактику (см. интервью). Ряд испанских ритейлеров решили провести свои «черную пятницу» и киберпонедельник, несмотря на то что традиционно распродажи в стране начинаются в январе. Масштабные распродажи провели сети El Corte Ingles, FNAC, Oysho и Zara. В киберпонедельник скидки на сайте Amazon Espana достигали 80%. Немецкая сеть MediaMarkt также решила привнести американскую традицию в Европу, проведя 50-процентные распродажи с 29 ноября по 2 декабря в своих магазинах в Испании, Швеции и Португалии.

Так же как и в США, ритейлеры в Европе в этом году особенно чутко прислушиваются к малейшим настроениям потребителей, уделяя внимание продажам через интернет и особенно через мобильные устройства. «Быстрый рост мобильной торговли в Европе должен стать для розничных сетей четким сигналом о том, что продуманная мобильная стратегия — это не роскошь, а важная часть будущего успеха»,— считает вице-президент Adobe по стратегическому маркетингу Марк Фиббс.

У нас

В России «черная пятница» прошла впервые 6 декабря. Но из-за большого наплыва посетителей на Blackfriday2013.ru сайт «лег» и организаторы решили продлить акцию до конца субботы. В российской «черной пятнице» приняли участие около 80 компаний, такие как Ozon, «Детский мир», «Белый ветер», «Эльдорадо», Wikimart, Lamoda, Otto и др. Были среди них и те, кто не подтверждал свое участие,— например, «Связной».

«Размещение нашего имени и логотипа в списке партнеров стало личной инициативой организаторов акции, проигнорировавших нашу просьбу снять логотип и не использовать наше имя, чтобы не дезинформировать покупателей,— объясняет представитель “Связного” Мария Заикина.— Мы не были на 100% уверены в работоспособности сайта акции (и наши опасения подтвердились). Мы также посчитали некорректным участвовать в акции, организаторы которой озвучили размер скидок “до 90%”. На рынке электроники наценка не позволяет ритейлеру делать скидки такого размера. А использовать схему, когда компания повышает цены, чтобы потом дать мнимые скидки, для нас неприемлемо». Поэтому «Связной» решил запустить точечную промоакцию, в рамках которой скидки на ограниченный ассортимент составляли около 10%.

Тем не менее опрошенные “Ъ” ритейлеры признали эксперимент успешным, отрапортовав о резком увеличении числа заказов, росте конверсии и посещаемости своих онлайн-магазинов (общий объем составил около 300 млн руб.). «Посещаемость Ozon.ru в этот день составила более 900 тыс. уникальных посетителей, оборот вырос в два раза, продажи в этот день были пиковые,— утверждает представитель гипермаркета Мария Назамутдинова.— Средний чек достиг 3 тыс. руб., тогда как обычно — чуть более 2 тыс. руб.». «Мы ожидали, что наши продажи в рамках этой акции по сравнению с обычными декабрьскими вырастут в три раза, а получилось — в пять. Конверсия увеличилась более чем в два раза»,— говорит гендиректор «Белого ветра» Данила Васкевич. По словам руководителя отдела развития электронной коммерции «Эльдорадо» Татьяны Нетребенко, по сравнению с первыми числами декабря рост продаж составил 72%: «Мы выставили на распродажу около 100 наименований товаров — от аксессуаров до крупной бытовой техники, скидки варьировались от 3% до 60%».

Впрочем, несмотря на это, многие пользователи остались недовольны, отмечая в соцсетях и блогах неоднократное несоответствие заявленных скидок на сайте Blackfriday2013.ru фактическим на ресурсах ритейлеров. «Такие кейсы, где участники хотят схитрить, всегда будут, нужно с ними бороться, это задача организаторов»,— говорит сооснователь Wikimart Максим Фалдин. По его мнению, нужно разделять пользователей и покупателей. «Всех покупателей устраивали скидки и условия. А пользователи — это блогеры-бездельники, которым всегда есть дело для чужих успехов»,— убежден господин Фалдин.

Свой день распродаж — киберпонедельник — 27 января устроит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), к которому присоединятся не только ее члены (список будет объявлен за неделю). В прошлом году ассоциация провела свой первый день распродаж. В нем приняли участие всего шесть компаний — Wikimart, Enter, «Белый ветер», «Десятое измерение», «М.Видео» и «Эльдорадо», а оборот составил 352 млн руб. По словам исполнительного директора АКИТ Виталия Жигулина, одно из ключевых правил киберпонедельника — цена дисконтного товара во время акции должна быть меньше исходной. «За день до акции и в течение недели после будет работать бесплатный call-центр для ответов на вопросы потребителей. Также мы рекомендовали всем участникам заранее позаботиться о готовности своих технических ресурсов к распродаже»,— добавляет он.

Наталья Бархатова, Роман Рожков, "Коммермант"
Advertology.Ru

16.12.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 11:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация