Новости

ВАС переслушает песни группы "Кармен"

ВАС переслушает песни группы "Кармен"

Высшему арбитражному суду предстоит разобраться в необычном вопросе: что такое пародия. Действующее законодательство, как выяснилось, не объясняет, каким способом и в каком объеме должно быть для этого переработано оригинальное произведение. Между тем исполнитель пародии освобождается от выплат правообладателю оригинала.

Во вторник президиум ВАС рассмотрит дело, касающееся определения такого жанра, как пародия. В декабре 2011 года на телеканале «Россия 1» вышел в эфир очередной выпуск развлекательной программы «Стиляги-шоу с Максимом Галкиным», производителем которой было ООО «МТФ Продакшн». Участники передачи — как правило, известные артисты — исполняли сценические номера на клипы, мюзиклы, спектакли. В тексте договора «МТФ Продакшн» с телеканалом не упоминалось, что создаваемые программы должны быть в жанре пародии или карикатуры. ООО «Первое музыкальное издательство», обладатель прав на песни группы «Кармен» — «Лондон», «Сан-Франциско», «Чао, бамбино»,— обратилось в суд за взысканием с производителя программы 600 тыс. руб. компенсации за нарушение исключительных прав и потребовало запретить использование этих песен в шоу.

Суды трех инстанций отказали истцу, сославшись на то, что ответчик, используя музыкальные произведения и видеоклипы «Кармен», создал пародию «с целью повторения уникальных черт исполнителя, рассчитанную на создание комического эффекта». А согласно ч. 3 ст. 1274 ГК, исполнение пародии допускается без согласия правообладателя на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения. Кассация отдельно отметила, что в ГК не определен объем, способ или форма переработки произведения для создания пародии на него.

Коллегия ВАС увидела основания для пересмотра дела, усомнившись в том, что исполнение песен «Кармен» в «Стиляги-шоу» действительно было пародией. «Недостаточно просто назвать произведение пародией для получения защиты от иска о нарушении исключительного права»,— подчеркнула тройка судей. По ее мнению, в пародии всегда должно быть что-то новое: выражение или смысл, изменения просто какой-то детали или персонажа явно недостаточно. Если в произведении слабый пародийный элемент, но большой объем заимствования, то оно не может считаться добросовестным. А в данном случае при исполнении песен группы «Кармен» не менялись ни музыка, ни слова.

Если пародия достигалась только за счет визуального эффекта (движения, схожие лица, костюм), тогда следует согласиться с позицией коллегии ВАС, считает партнер юридической фирмы Dentons Виктор Наумов. Специальный советник юридической фирмы Baker Botts Екатерина Тиллинг напоминает, что в западных странах обязательным критерием пародии является комедийный эффект, который предполагает сатиру, юмор. Если президиум поддержит мнение коллегии, для дальнейшего запуска подобных передач производители должны будут спрашивать согласие у правообладателей, полагает госпожа Тиллинг. Примечательно, что совладелицей «Первого музыкального издательства» является Лариса Синельщикова, бывшая подруга Константина Эрнста, гендиректора «Первого канала» — главного конкурента «России 1».

Вопросы о том, что считать пародией, уже возникали в судебной практике, но пока не доходили до президиума ВАС. В марте 2012 года коллегия ВАС отказалась передавать для пересмотра в порядке надзора дело о взыскании 950 тыс. руб. с ОАО «Первый канал» и ООО «Продюсерский центр “Среда”». Тогда спор возник из-за того, что в эфире развлекательной передачи «Большая разница» был показан пародийный фрагмент фильма «Обитаемый остров. Фильм 1» с измененным звуковым сопровождением и видеорядом, не соответствующим оригиналу. Правообладатель фильма посчитал, что без его согласия была осуществлена переработка произведения. Суды признали спорную пародию на фильм самостоятельным произведением, созданным на основе оригинального, но с изменениями и добавлениями, вызывающими комический эффект.

Евгения Крючкова, Павел Белавин, "Коммерсант"
Advertology.Ru

15.11.2013

на печать


Комментарии

Вера
13.03.2014 23:05 | сообщение #1
 

Давно пора запретить пародии. Запрещать у нас любят. И будут пародисты давать подпольные концерты. В нашей стране такое вполне возможно.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.04.2024 - 06:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация