Есть мнение ...

Украли голос: актриса озвучивания подала в суд на TikTok. Теперь она засудит соцсеть?

Украли голос: актриса озвучивания подала в суд на TikTok. Теперь она засудит соцсеть?

Юристы «Делькредере» Семён Демченко и Алла Битарова оценивают перспективы иска и объясняют, как защитить свои права на голос в России и в США.

Русалочка против TikTok

Актриса озвучивания Беверли Стэндинг подала в суд на TikTok. Стэндинг считает, что соцсеть украла её голос. Этот случай немного напоминает историю Русалочки. Разница в том, что, в отличие от актрисы, сказочная героиня рассталась со своим голосом добровольно.

Беверли много лет озвучивает рекламу. В 2018 году она записала 10 тысяч английских слов для Китайского института акустики — части Китайской академии наук. Эти записи должны были использовать для озвучки английских слов в программе-переводчике.

Но недавно актриса с удивлением обнаружила, что её голосом «заговорил» TikTok. Записи используются в функции преобразования текста в речь, которая появилась в соцсети в конце 2020 года. Эта опция стала популярной среди пользователей: теперь вместо того, чтобы самостоятельно озвучивать ролики, они могут просто добавить к видео текст, а приложение «прочитает» его голосом Беверли Стэндинг.

То есть приложение фактически может «заставить» её сказать всё что угодно. Это возмутило актрису. В начале мая 2021 года стало известно, что она обратилась в суд Нью-Йорка с иском против ByteDance, материнской компании TikTok, обвинив соцсеть в использовании её голоса без разрешения. Беверли Стэндинг предполагает, что TikTok «заговорил» так после того, как компания незаконно приобрела записи, сделанные для Китайского института акустики, и использовала их в функции синтеза речи.

Актриса хочет получить компенсацию и запретить TikTok использовать свой голос. Её представитель отметил, что максимальный возможный штраф составляет 150 тысяч долларов за каждый эпизод, но без доступа к записям TikTok трудно сказать, сколько раз был использован голос Стэндинг.

В иске подчёркивается, что голос актрисы озвучивает любой текст, в том числе оскорбительную и нецензурную лексику, а не только слова, которые она лично записала. Сказанное Стэндинг преобразовали в синтезированную речь, которой можно озвучить любое слово и предложение. Это негативно влияет на её деловую репутацию.

Произошедшее — не первый случай, когда техногигант не платит за голос. Сьюзан Беннетт, которая озвучивала Siri, признаётся, что ей заплатили только за исходные аудиозаписи, сделанные для Siri Inc. в 2005 году. Она ничего не получила, когда Siri приобрела компания Apple, а сама Сьюзан стала голосом iPhone. Однако, в отличие от Стэндинг, Беннетт так и не обратилась в суд.

Ключевым для будущего судебного разбирательства будет вопрос о том, может ли компания использовать записи, созданные актёром озвучивания, не заплатив за них, или они защищены авторским правом. Американское и российское регулирование в этой сфере отличаются друг от друга. Начнём с наших реалий — представим, что актриса обратилась в российский суд.

 

Права на голос. Российская версия

Для актёра озвучивания голос — основной источник заработка, а ролики, озвученные известными артистами, пользуются популярностью. Например, авиакомпания «Победа» «говорит» голосами комика Гарика Харламова и актёра Сергея Бурунова. Это должно поднимать пассажирам настроение во время полёта. Дмитрий Сыендук, голосом которого разговаривают персонажи «Рика и Морти», озвучил банковские операции в приложении «Рокетбанка». Заказы на рекламу принимает голос британского Шерлока в России — Александр Головчанский.

Список объектов авторских прав, согласно Гражданскому кодексу РФ, довольно обширен. Например, к ним относятся литературные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, живопись, скульптура, графика, объекты дизайна, графические рассказы и комиксы.

У произведения всего два признака:

  1. Оно должно быть результатом творчества.
  2. Его обязательно нужно выразить в объективной форме. Если речь о голосе, то его звучание необходимо зафиксировать с помощью технических средств. Именно поэтому авторское право не распространяется на идеи и концепции.

С учётом этих признаков запись голоса может считаться объектом авторского права. Но практики по этому вопросу немного. Например, в одном из своих определений Верховный суд косвенно признал, что запись голоса защищается авторским правом. Кандидат в народные депутаты Государственного собрания Республики Саха посчитал, что его конкурент в своём предвыборном ролике незаконно озвучил лозунги голосом актёра Владимира Этуша. Суд не оспорил наличие авторских прав на голос, хотя и отказал в иске: истец не смог доказать, что в роликах звучит голос именно Этуша.

Когда голос можно использовать без разрешения

В некоторых случаях закон позволяет свободно использовать запись голоса. Например, в личных, информационных, научных, учебных или культурных целях (в частности, это могут делать библиотеки и университеты).

Однако свободное использование объекта авторских прав ограничено законом. Оно точно не должно быть коммерческим. В случае с голосом Беверли Стэндинг TikTok очевидно преследовал коммерческие интересы.

Что делать, если у вас украли голос

Согласно российскому законодательству, у автора есть две главные категории прав: неимущественные и имущественные (их ещё называют исключительными).

Неимущественные — это прежде всего права считаться создателем произведения и требовать указания своего имени или псевдонима при любом его использовании. Или, наоборот, публиковать произведение анонимно. В эту категорию также входит право обнародовать произведение или отозвать его. Такие права неотчуждаемы, то есть автор не может никому их передать.

Имущественные (исключительные) права — это возможности использовать произведение. Никто, кроме автора, не может делать это без его согласия. Такое согласие прописывается в договоре.

Если авторские права на запись нарушены, то автор может обратиться в суд и потребовать:

  • признать своё авторство и указать своё имя;
  • запретить использование записи;
  • взыскать с нарушителя убытки (например, в размере недополученного дохода) или компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей.

Права на голос. Американская версия

В США голоса актёров озвучивания защищают без опоры на авторское право. В 1988 году певица и актриса Бетт Мидлер подала в суд на компанию Ford. Автопроизводитель в своей рекламе пародировал голос Мидлер без её разрешения. Суд пришёл к выводу, что голос не охраняется авторским правом, но всё равно встал на сторону актрисы, подчеркнув, что это важная часть личности, поэтому имитировать голос и использовать его без разрешения нельзя. Бетт Мидлер получила 400 тысяч долларов компенсации.

А в деле «Уэйтс против Frito-Lay Inc.» суд постановил, что радиореклама, имитирующая голос известного певца Тома Уэйтса, нарушает его права — опять же, не авторские, а «право контролировать использование элементов личности, воплощённых в голосе».

Таким образом, если Беверли Стэндинг докажет, что TikTok озвучил функцию именно её голосом, нарушив право актрисы контролировать такое использование, то суд, вероятно, удовлетворит иск.

Однако вполне возможно, что стороны придут к соглашению и суда не будет. TikTok уже поменял первоначальный голос в автоматическом озвучивании на новый. Не исключено, что это сделано по договорённости с актрисой.

МАРИЯ КОНДРАТЬЕВА, Обозреватель Skillbox Media

29.06.2021

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Ткань авангарда

Ткань авангарда
Ткань авангарда. Русский текстильный авангард 1920–1930-х годов — явление многогранное. Это сплав экспериментального абстракционизма, законов комбинаторики народного орнамента, функциональности русского конструктивизма и тенденций моды начала ХХ века. Мы предлагаем читателю взглянуть на одежду и ткани авангарда глазами художников-проектировщиков, представителей школы текстильного дизайна революционной эпохи, включая краткий, но яркий период агиттекстиля. Именно этот период подытожил многочисленные дискуссии о стилях, технологиях и роли художника-производственника в «перестройке быта». «Ткань Авангарда» — книга полностью посвященная дизайну текстиля начала XX века. Изданий такого объема и качества проработки материала посвященных теме авангарда в текстильном искусстве нет. Книга разделена на две части: научно-популярную и иллюстративную. Обширная коллекция научно атрибутированных образцов текстильного орнамента представляет ткани в натуральном масштабе 1:1. Многие из них читатель увидит впервые. Альбом такого объема ранее не публиковался.  «Русский текстильный авангард» находится в одном ряду с такими терминами, как «Архитектурный авангард», «Фотоавангард», «Театральный авангард». В каждой из этих областей энергия авангардизма нашла собственное, уникальное воплощение. Но если другие «авангарды» уже в какой-то мере описаны и изучены, то новаторство в области текстильного дизайна только начинает осознаваться. Особое место в книге отведено новой роли конструктивистского опыта дизайна тканей: это не обособленное явление, а один из важнейших стилеобразующих факторов развития искусства, от которого берет начало интернациональный стиль. Читатель легко обнаружит ведущую роль авангардистской геометрии не только в построении орнамента, но и в развитии всей системы выразительных средств искусства XX века. Книга представляет такие знаковые фигуры авангардизма, как Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Людмила Маяковская, Александра Экстер...  Именно они разрабатывали эскизы тканей для знаменитой Трёхгорки, «Красной розы» и Первой ситценабивной фабрики в Москве. Создавал эскизы для ткани супрематической орнаментировки и Казимир Малевич. Маяковская, Степанова и Попова преподавали во ВХУТЕМАСе, где впервые был открыт текстильный факультет. Эскизы и крой костюмов созданные Александрой Экстер для журнала «Красная нива» сейчас смотрятся очень актуально, и интересны не только с точки зрения истории костюма. В книге представлены эскизы и реконструкции костюмов, образцы тканей и аксессуаров.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

17.05.2025 - 20:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация