Есть мнение ...

Украли голос: актриса озвучивания подала в суд на TikTok. Теперь она засудит соцсеть?

Украли голос: актриса озвучивания подала в суд на TikTok. Теперь она засудит соцсеть?

Юристы «Делькредере» Семён Демченко и Алла Битарова оценивают перспективы иска и объясняют, как защитить свои права на голос в России и в США.

Русалочка против TikTok

Актриса озвучивания Беверли Стэндинг подала в суд на TikTok. Стэндинг считает, что соцсеть украла её голос. Этот случай немного напоминает историю Русалочки. Разница в том, что, в отличие от актрисы, сказочная героиня рассталась со своим голосом добровольно.

Беверли много лет озвучивает рекламу. В 2018 году она записала 10 тысяч английских слов для Китайского института акустики — части Китайской академии наук. Эти записи должны были использовать для озвучки английских слов в программе-переводчике.

Но недавно актриса с удивлением обнаружила, что её голосом «заговорил» TikTok. Записи используются в функции преобразования текста в речь, которая появилась в соцсети в конце 2020 года. Эта опция стала популярной среди пользователей: теперь вместо того, чтобы самостоятельно озвучивать ролики, они могут просто добавить к видео текст, а приложение «прочитает» его голосом Беверли Стэндинг.

То есть приложение фактически может «заставить» её сказать всё что угодно. Это возмутило актрису. В начале мая 2021 года стало известно, что она обратилась в суд Нью-Йорка с иском против ByteDance, материнской компании TikTok, обвинив соцсеть в использовании её голоса без разрешения. Беверли Стэндинг предполагает, что TikTok «заговорил» так после того, как компания незаконно приобрела записи, сделанные для Китайского института акустики, и использовала их в функции синтеза речи.

Актриса хочет получить компенсацию и запретить TikTok использовать свой голос. Её представитель отметил, что максимальный возможный штраф составляет 150 тысяч долларов за каждый эпизод, но без доступа к записям TikTok трудно сказать, сколько раз был использован голос Стэндинг.

В иске подчёркивается, что голос актрисы озвучивает любой текст, в том числе оскорбительную и нецензурную лексику, а не только слова, которые она лично записала. Сказанное Стэндинг преобразовали в синтезированную речь, которой можно озвучить любое слово и предложение. Это негативно влияет на её деловую репутацию.

Произошедшее — не первый случай, когда техногигант не платит за голос. Сьюзан Беннетт, которая озвучивала Siri, признаётся, что ей заплатили только за исходные аудиозаписи, сделанные для Siri Inc. в 2005 году. Она ничего не получила, когда Siri приобрела компания Apple, а сама Сьюзан стала голосом iPhone. Однако, в отличие от Стэндинг, Беннетт так и не обратилась в суд.

Ключевым для будущего судебного разбирательства будет вопрос о том, может ли компания использовать записи, созданные актёром озвучивания, не заплатив за них, или они защищены авторским правом. Американское и российское регулирование в этой сфере отличаются друг от друга. Начнём с наших реалий — представим, что актриса обратилась в российский суд.

 

Права на голос. Российская версия

Для актёра озвучивания голос — основной источник заработка, а ролики, озвученные известными артистами, пользуются популярностью. Например, авиакомпания «Победа» «говорит» голосами комика Гарика Харламова и актёра Сергея Бурунова. Это должно поднимать пассажирам настроение во время полёта. Дмитрий Сыендук, голосом которого разговаривают персонажи «Рика и Морти», озвучил банковские операции в приложении «Рокетбанка». Заказы на рекламу принимает голос британского Шерлока в России — Александр Головчанский.

Список объектов авторских прав, согласно Гражданскому кодексу РФ, довольно обширен. Например, к ним относятся литературные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, живопись, скульптура, графика, объекты дизайна, графические рассказы и комиксы.

У произведения всего два признака:

  1. Оно должно быть результатом творчества.
  2. Его обязательно нужно выразить в объективной форме. Если речь о голосе, то его звучание необходимо зафиксировать с помощью технических средств. Именно поэтому авторское право не распространяется на идеи и концепции.

С учётом этих признаков запись голоса может считаться объектом авторского права. Но практики по этому вопросу немного. Например, в одном из своих определений Верховный суд косвенно признал, что запись голоса защищается авторским правом. Кандидат в народные депутаты Государственного собрания Республики Саха посчитал, что его конкурент в своём предвыборном ролике незаконно озвучил лозунги голосом актёра Владимира Этуша. Суд не оспорил наличие авторских прав на голос, хотя и отказал в иске: истец не смог доказать, что в роликах звучит голос именно Этуша.

Когда голос можно использовать без разрешения

В некоторых случаях закон позволяет свободно использовать запись голоса. Например, в личных, информационных, научных, учебных или культурных целях (в частности, это могут делать библиотеки и университеты).

Однако свободное использование объекта авторских прав ограничено законом. Оно точно не должно быть коммерческим. В случае с голосом Беверли Стэндинг TikTok очевидно преследовал коммерческие интересы.

Что делать, если у вас украли голос

Согласно российскому законодательству, у автора есть две главные категории прав: неимущественные и имущественные (их ещё называют исключительными).

Неимущественные — это прежде всего права считаться создателем произведения и требовать указания своего имени или псевдонима при любом его использовании. Или, наоборот, публиковать произведение анонимно. В эту категорию также входит право обнародовать произведение или отозвать его. Такие права неотчуждаемы, то есть автор не может никому их передать.

Имущественные (исключительные) права — это возможности использовать произведение. Никто, кроме автора, не может делать это без его согласия. Такое согласие прописывается в договоре.

Если авторские права на запись нарушены, то автор может обратиться в суд и потребовать:

  • признать своё авторство и указать своё имя;
  • запретить использование записи;
  • взыскать с нарушителя убытки (например, в размере недополученного дохода) или компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей.

Права на голос. Американская версия

В США голоса актёров озвучивания защищают без опоры на авторское право. В 1988 году певица и актриса Бетт Мидлер подала в суд на компанию Ford. Автопроизводитель в своей рекламе пародировал голос Мидлер без её разрешения. Суд пришёл к выводу, что голос не охраняется авторским правом, но всё равно встал на сторону актрисы, подчеркнув, что это важная часть личности, поэтому имитировать голос и использовать его без разрешения нельзя. Бетт Мидлер получила 400 тысяч долларов компенсации.

А в деле «Уэйтс против Frito-Lay Inc.» суд постановил, что радиореклама, имитирующая голос известного певца Тома Уэйтса, нарушает его права — опять же, не авторские, а «право контролировать использование элементов личности, воплощённых в голосе».

Таким образом, если Беверли Стэндинг докажет, что TikTok озвучил функцию именно её голосом, нарушив право актрисы контролировать такое использование, то суд, вероятно, удовлетворит иск.

Однако вполне возможно, что стороны придут к соглашению и суда не будет. TikTok уже поменял первоначальный голос в автоматическом озвучивании на новый. Не исключено, что это сделано по договорённости с актрисой.

МАРИЯ КОНДРАТЬЕВА, Обозреватель Skillbox Media

29.06.2021

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Капричос. Гойя. Дали

Капричос. Гойя. Дали
Капричос. Гойя. Дали. Капричос. Гойя. Дали. Диалог великих испанцев. Книга посвящена двум сериям «Капричос», созданным Франсиско Гойей и Сальвадором Дали с разрывом почти в два столетия, но тесно связанным между собой. «Капричос» Гойи являются одним из самых известных в мире графических произведений. «Капричос» Дали, созданные как диалог с великим предшественником, также широко известны, но в России публикуются впервые. Впервые в одной книге можно увидеть все восемьдесят офортов Гойи и все восемьдесят офортов Дали. Впервые дан перевод авторских названий листов Дали. В книге сделан новый перевод подписей Гойи к офортам графической серии. Книгу открывают статьи, посвященные истории создания двух «Капричос» и рассказывающие о месте, которое они занимают в творчестве великих мастеров. Офорты сопровождаются комментариями раскрывающими обстоятельства создания или содержание отдельных листов Гойя и Дали. Выход издания приурочен к выставке «Капричос. Гойя и Дали» в ГМИИ им. А.С.Пушкина Изображения серии иллюстраций «Капричос» Сальвадора Дали из собрания Бориса Фридмана, экземпляр № 145 Перевод подписей к офортам: Н.Р. Малиновская, Т.И. Пигарёва Серия офортов «Капричос» – одна из вершин графического творчества Франсиско Гойи. Капричос –жанр, сложившийся в искусстве Западной Европы на рубеже XVI–XVII веков, предполагающий создание в изобразительном искусстве, музыке или поэзии серии капризов или фантазий, объединенных общей темой. Сложный замысел графической серии из 80 офортов требовал от Гойи подписей к работам. В книге сделан новый перевод на русский язык названий Гойи к офортам графической серии. Почти через 180 лет после публикации графической серии Франсиско Гойи, его соотечественник, сюрреалист Сальвадор Дали представил свое прочтение офортов, созданных Гойей. Дали ввёл в изображения Гойи дополнительных персонажей, детали и красочные элементы, комментируя произведения Гойи, вовлекая его героев в свою игру, а иногда вступая в диалог. Дали заменил названия всех изображений, данные Гойей, на собственные комментарии, которые не столько поясняют сюжеты, сколько задают еще одну линию их интерпретации. К загадкам Франсиско Гойи Сальвадор Дали добавил свои собственные. Книга в единственном (последний) экземпляре

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.06.2025 - 12:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация