Есть мнение ...

Украли голос: актриса озвучивания подала в суд на TikTok. Теперь она засудит соцсеть?

Украли голос: актриса озвучивания подала в суд на TikTok. Теперь она засудит соцсеть?

Юристы «Делькредере» Семён Демченко и Алла Битарова оценивают перспективы иска и объясняют, как защитить свои права на голос в России и в США.

Русалочка против TikTok

Актриса озвучивания Беверли Стэндинг подала в суд на TikTok. Стэндинг считает, что соцсеть украла её голос. Этот случай немного напоминает историю Русалочки. Разница в том, что, в отличие от актрисы, сказочная героиня рассталась со своим голосом добровольно.

Беверли много лет озвучивает рекламу. В 2018 году она записала 10 тысяч английских слов для Китайского института акустики — части Китайской академии наук. Эти записи должны были использовать для озвучки английских слов в программе-переводчике.

Но недавно актриса с удивлением обнаружила, что её голосом «заговорил» TikTok. Записи используются в функции преобразования текста в речь, которая появилась в соцсети в конце 2020 года. Эта опция стала популярной среди пользователей: теперь вместо того, чтобы самостоятельно озвучивать ролики, они могут просто добавить к видео текст, а приложение «прочитает» его голосом Беверли Стэндинг.

То есть приложение фактически может «заставить» её сказать всё что угодно. Это возмутило актрису. В начале мая 2021 года стало известно, что она обратилась в суд Нью-Йорка с иском против ByteDance, материнской компании TikTok, обвинив соцсеть в использовании её голоса без разрешения. Беверли Стэндинг предполагает, что TikTok «заговорил» так после того, как компания незаконно приобрела записи, сделанные для Китайского института акустики, и использовала их в функции синтеза речи.

Актриса хочет получить компенсацию и запретить TikTok использовать свой голос. Её представитель отметил, что максимальный возможный штраф составляет 150 тысяч долларов за каждый эпизод, но без доступа к записям TikTok трудно сказать, сколько раз был использован голос Стэндинг.

В иске подчёркивается, что голос актрисы озвучивает любой текст, в том числе оскорбительную и нецензурную лексику, а не только слова, которые она лично записала. Сказанное Стэндинг преобразовали в синтезированную речь, которой можно озвучить любое слово и предложение. Это негативно влияет на её деловую репутацию.

Произошедшее — не первый случай, когда техногигант не платит за голос. Сьюзан Беннетт, которая озвучивала Siri, признаётся, что ей заплатили только за исходные аудиозаписи, сделанные для Siri Inc. в 2005 году. Она ничего не получила, когда Siri приобрела компания Apple, а сама Сьюзан стала голосом iPhone. Однако, в отличие от Стэндинг, Беннетт так и не обратилась в суд.

Ключевым для будущего судебного разбирательства будет вопрос о том, может ли компания использовать записи, созданные актёром озвучивания, не заплатив за них, или они защищены авторским правом. Американское и российское регулирование в этой сфере отличаются друг от друга. Начнём с наших реалий — представим, что актриса обратилась в российский суд.

 

Права на голос. Российская версия

Для актёра озвучивания голос — основной источник заработка, а ролики, озвученные известными артистами, пользуются популярностью. Например, авиакомпания «Победа» «говорит» голосами комика Гарика Харламова и актёра Сергея Бурунова. Это должно поднимать пассажирам настроение во время полёта. Дмитрий Сыендук, голосом которого разговаривают персонажи «Рика и Морти», озвучил банковские операции в приложении «Рокетбанка». Заказы на рекламу принимает голос британского Шерлока в России — Александр Головчанский.

Список объектов авторских прав, согласно Гражданскому кодексу РФ, довольно обширен. Например, к ним относятся литературные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, живопись, скульптура, графика, объекты дизайна, графические рассказы и комиксы.

У произведения всего два признака:

  1. Оно должно быть результатом творчества.
  2. Его обязательно нужно выразить в объективной форме. Если речь о голосе, то его звучание необходимо зафиксировать с помощью технических средств. Именно поэтому авторское право не распространяется на идеи и концепции.

С учётом этих признаков запись голоса может считаться объектом авторского права. Но практики по этому вопросу немного. Например, в одном из своих определений Верховный суд косвенно признал, что запись голоса защищается авторским правом. Кандидат в народные депутаты Государственного собрания Республики Саха посчитал, что его конкурент в своём предвыборном ролике незаконно озвучил лозунги голосом актёра Владимира Этуша. Суд не оспорил наличие авторских прав на голос, хотя и отказал в иске: истец не смог доказать, что в роликах звучит голос именно Этуша.

Когда голос можно использовать без разрешения

В некоторых случаях закон позволяет свободно использовать запись голоса. Например, в личных, информационных, научных, учебных или культурных целях (в частности, это могут делать библиотеки и университеты).

Однако свободное использование объекта авторских прав ограничено законом. Оно точно не должно быть коммерческим. В случае с голосом Беверли Стэндинг TikTok очевидно преследовал коммерческие интересы.

Что делать, если у вас украли голос

Согласно российскому законодательству, у автора есть две главные категории прав: неимущественные и имущественные (их ещё называют исключительными).

Неимущественные — это прежде всего права считаться создателем произведения и требовать указания своего имени или псевдонима при любом его использовании. Или, наоборот, публиковать произведение анонимно. В эту категорию также входит право обнародовать произведение или отозвать его. Такие права неотчуждаемы, то есть автор не может никому их передать.

Имущественные (исключительные) права — это возможности использовать произведение. Никто, кроме автора, не может делать это без его согласия. Такое согласие прописывается в договоре.

Если авторские права на запись нарушены, то автор может обратиться в суд и потребовать:

  • признать своё авторство и указать своё имя;
  • запретить использование записи;
  • взыскать с нарушителя убытки (например, в размере недополученного дохода) или компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей.

Права на голос. Американская версия

В США голоса актёров озвучивания защищают без опоры на авторское право. В 1988 году певица и актриса Бетт Мидлер подала в суд на компанию Ford. Автопроизводитель в своей рекламе пародировал голос Мидлер без её разрешения. Суд пришёл к выводу, что голос не охраняется авторским правом, но всё равно встал на сторону актрисы, подчеркнув, что это важная часть личности, поэтому имитировать голос и использовать его без разрешения нельзя. Бетт Мидлер получила 400 тысяч долларов компенсации.

А в деле «Уэйтс против Frito-Lay Inc.» суд постановил, что радиореклама, имитирующая голос известного певца Тома Уэйтса, нарушает его права — опять же, не авторские, а «право контролировать использование элементов личности, воплощённых в голосе».

Таким образом, если Беверли Стэндинг докажет, что TikTok озвучил функцию именно её голосом, нарушив право актрисы контролировать такое использование, то суд, вероятно, удовлетворит иск.

Однако вполне возможно, что стороны придут к соглашению и суда не будет. TikTok уже поменял первоначальный голос в автоматическом озвучивании на новый. Не исключено, что это сделано по договорённости с актрисой.

МАРИЯ КОНДРАТЬЕВА, Обозреватель Skillbox Media

29.06.2021

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

In-Image Ads - нестандартный технологический инструмент в...In-Image Ads - нестандартный технологический инструмент в...
Баннерная слепота мешает эффективному продвижению компаний в digital. Современные пользователи научились игнорировать рекламный материал, поэтому бренду сложно преодолеть рекламный клаттер и выделиться среди себе подобных. Помочь справиться с этим может формат In-Image Ads — нативная реклама поверх изображений на сайтах, которой посвящен новый White Paper IAB Russia. Документ содержит основные сведения об In-Image Ads: обзор рынка, кейсы и анализ роли технологии компьютерного зрения в Brand Safety и Brand Suitability для формата. 
Мурманск - самый пиарщеский город России Мурманск - самый пиарщеский город России
Digital-агентство «Интериум» ко «Дню PR-специалиста» провело исследование в соцсетях и выяснило, в каком городе обитают самые активные пиарщики и где больше всех говорят об этой профессии. Исследование проводилось по региональным городам России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Лидером по упоминаниям PR-специалистов стал Мурманск.
Исследование Rambler&Co: Опрошенные россияне поделились мнением о том,...Исследование Rambler&Co: Опрошенные россияне поделились мнением о том,...
Согласно опросу, для большинства – это коммуникабельный специалист со стратегическим мышлением, который отвечает за имидж даже на заводах и получает около 100 тысяч рублей.
Вместо рекламы: россияне хотят видеть больше стрит-арта на улицах...Вместо рекламы: россияне хотят видеть больше стрит-арта на улицах...
Организаторы арт-проекта Ozon Ballon провели опрос* среди россиян и выяснили, как жители крупных городов относятся к современному искусству. Оказалось, что треть россиян готовы предложить заменить наружную рекламу на искусство
Исследование: средний и крупный бизнес открывает для себя доступное...Исследование: средний и крупный бизнес открывает для себя доступное...
За последние 10 лет интерес среднего бизнеса к современным технологиям онлайн PR-продвижения вырос почти вдвое, причем особой популярностью такие инструменты пользуются у предпринимателей из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Об этом свидетельствуют результаты исследования, которое провело первое в России онлайн PR-агентство PRonline по случаю своего 10-летнего юбилея.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

18.09.2021 - 23:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация