Школа рекламиста

Право на шрифт

Право на шрифт

Гаянэ Багдасарян, основательница и дизайнер студии Brownfox, написала в фейсбуке о принципах лицензирования своих шрифтов. В частности, там отмечалось: «Даже если вы передаёте заказчику всё в кривых, он тоже должен купить лицензию». Запись спровоцировала большое количество комментариев: выяснилось, что нормы авторского права в РФ пользователи шрифтов, дизайнеры и представители компаний-правообладателей трактуют по-разному. Но самое главное, оказалось, что вопросы регулирования оборота и охраны шрифтов как объектов авторского права воспринимаются пользователями поверхностно. В силу своего резонанса запись не была проигнорирована и дизайнерами, живущими за пределами России. Алексей Мурашко, типограф и юрист по образованию, попытался представить фактическое положение дел с лицензированием шрифтов и проанализировал лицензии ведущих студий.

Исторические предпосылки

8 февраля 2014 года в рамках мероприятий конференции «Серебро набора» состоялась не замеченная многими дискуссия «Лицензирование шрифтов», в которой приняли участие Эмиль Якупов, директор компании Paratype, и юристы, занимающиеся вопросами авторских прав. В ходе выступления Эмиль Якупов описал стратегию лицензионной политики Paratype и подход к вопросам охраны шрифта как объекта авторского права (запись к настоящему моменту не сохранилась). В силу того что в статье 1259 «Объекты авторских прав ГК РФ» шрифты напрямую среди объектов не упомянуты, усилия Paratype и юристов, представляющих её в судах, были направлены на признание рисунка знаков шрифта объектом авторского права силой судебных решений, то есть в правоприменительной практике. До этого шрифт охранялся в первую очередь как программное обеспечение, реже — как промышленный образец. Во-вторых, компания решила сконцентрироваться на выявлении случаев нелегального использования шрифта и преследовать не столько дизайнеров, сколько заказчиков, распространяющих (вводящих в оборот) носители, содержащие рисунок знаков шрифта. Некоторые детали долгосрочной стратегии правового сопровождения деятельности Paratype были раскрыты на семинаре, проведённом Эмилем Якуповым ещё в 2009 году.

Эмиль Якупов. Семинар по авторскому праву. ПараТайп, 2009.

Почему была выбрана такая стратегия

Добиться внесения соответствующих изменений в законодательство РФ, а тем более непосредственно в Гражданский кодекс усилиями одной компании затруднительно. В то время как даже несколько успешно проведённых арбитражных исков обеспечивают формирование судебной практики в области охраны шрифта, достаточной для того, чтобы в дальнейшем суды в схожих делах использовали тот же подход даже несмотря на то, что правовая система РФ не рассматривает судебный прецедент как источник правовой нормы. Стратегия принесла результаты: 8 сентября 2014 года Девятый арбитражный апелляционный суд РФ в деле Paratype против издательства «Яуза» вынес постановление, в котором, помимо прочего, отнёс шрифт к объектам авторского права — произведениям графики. А специализированная судебная инстанция РФ по интеллектуальному праву — СИП — в ходе кассационного рассмотрения того же дела 12 декабря 2014 года признала объектом авторского права не только шрифт в целом, но и отдельные знаки, его составляющие.

Чем объяснялась необходимость двойной охраны

Главным образом это нужно было для облегчения доказывания в делах о неправомерном обращении со шрифтами. Защита шрифтов как программного обеспечения подходит для борьбы с нелегальным распространением шрифтовых файлов на физических цифровых носителях (CD, DVD) или в интернете. В то время как охрана рисунка шрифта как авторского произведения позволяет гораздо эффективнее защищать интересы правообладателя в случае наличия результата контрафактного использования шрифта (в первую очередь, его воспроизведения на материальных носителях), даже если нарушитель не располагал цифровым файлом шрифта.

Привлечение к ответственности за использование шрифтов без лицензии, скажем, в дизайне печатной продукции или упаковки, позволяет применять к расчёту материальной компенсации подходы как при нелегальном использовании товарных знаков (например, кратная стоимость контрафактного товара), причём делать это экономически более эффективно, учитывая время и расходы на досудебное и судебное преследование нарушителей. Также правообладатели озабочены возможностью создания схожих или идентичных по рисунку шрифтов недобросовестными конкурентами. Рассмотрение шрифта как произведения графики и ПО, по их мнению, обеспечивает более надёжную охрану авторских прав и в таких случаях.

Какие важные изменения это спровоцировало

Реальная правоприменительная практика привела к тому, что РФ стала уникальной юрисдикцией, в которой любой цифровой шрифт полностью охраняется одновременно и как графическое произведение, и как программное обеспечение и где использование цифрового шрифта одними лицами может порождать правовые обязательства для его лицензирования и другими лицами, не устанавливавшими его на компьютер и непосредственно не использовавшими его для создания объектов дизайна (см. пояснение к лицензии Paratype и тексты П. Фаворова и А. Киселёвой.

Самым важным нововведением, послужившим поводом для данной публикации, стало изменение лицензионной политики ведущих производителей шрифтов в РФ.

В июне 2016 года, спустя полтора года после вынесения постановления СИП и на его основании, Paratype и Студия Артемия Лебедева представили новые лицензионные политики, наряду с другими изменениями вводившие прямой запрет третьим лицам на распространение (введение в оборот) носителей, содержащих изображение знаков их шрифтов, без приобретения отдельной лицензии (пункт 3.1.11 десктоп-лицензии Paratype и текст лицензии Студии Лебедева). В ноябре 2018 года аналогичное ограничение появилось в лицензии студии Brownfox (пункты 2.1 и 2.1.4). В силу того, что авторское право Беларуси и Украины основано на схожих принципах и шрифты напрямую в законе не упоминаются, правообладатели и юристы, имеющие опыт судебного преследования нарушений в области шрифта в России, могут использовать аналогичный подход при обращении в суды соседних стран, формируя там схожую судебную практику и, соответственно, регулирование.

Что именно изменилось для дизайнера и клиента

Ранее дизайнер мог создать оформление носителя, который затем производился в материальной форме, даже без передачи макетов заказчику (а точнее, лицу, которое вводит товары или услуги в оборот: издательство, производитель товаров в упаковке, служба доставки с оформленным фирменным транспортом), либо макет передавался заказчику в кривых, или в виде растрового изображения, или со шрифтом, встроенным в документ с запретом на редактирование (EPS, PDF, если это позволяла лицензия), без передачи файла шрифта.

Согласно новым условиям лицензий упомянутых правообладателей, заказчику стало необходимо также приобрести лицензию, даже если он не собирался устанавливать шрифт на свой компьютер.

Ранее лицензионные соглашения Paratype (с 2011 года) и Brownfox (с 2013 по 2015 год) уже включали запрет на использование шрифтов для создания логотипов без приобретения отдельной лицензии, однако такая практика нередка для словолитен разных стран мира и не является прямым следствием правового регулирования, а связана с экономическими интересами правообладателя. Эти изменения не касаются встраиваемых (!) веб-шрифтов и шрифтов для мобильных приложений, так как их использование и ранее требовало отдельной лицензии, но касаются цифровых носителей, содержащих изображение знаков шрифта упомянутых правообладателей (например, рекламных баннеров или картинок в социальных сетях).

Кого затрагивают эти изменения

В силу смещения акцентов в охране шрифтов и преследовании нарушителей основной группой, которую затрагивают перечисленные выше изменения, являются заказчики дизайн-услуг. Также на изменения необходимо обратить внимание лицам, чьи товары или услуги, содержащие изображение знаков шрифтов упомянутых правообладателей, вводятся ими в оборот за рубежом, но могут попадать для распространения на территорию РФ (например, книги, изданные на русском языке в Германии, но попадающие в оборот и в России). Также об этих изменениях необходимо знать дизайнерам, значительная часть которых не информирована, располагает устаревшими сведениями либо судит о лицензионной политике правообладателей по лицензиям западных производителей, где подобных ограничений нет. Нередко именно дизайнеры и агентства информируют клиентов об особенностях регулирования оборота и охраны шрифтов, поэтому так важно их проинформировать и помочь им соблюсти новые условия лицензий во избежание исков и выплат компенсаций.

Все ли шрифтовые производители России изменили свои лицензии таким образом

Решение о введении в лицензию ограничений каждый правообладатель принимает самостоятельно (это его право, а не обязанность). Ряд шрифтовых студий на момент публикации не имели в своих лицензиях ограничений, связанных с необходимостью приобретения для клиента отдельной лицензии, в случае, когда он не собирается использовать файл шрифта (в частности, Type.today, Contrast Foundry, TheTemporary State). Некоторые из них не планируют этого делать, ссылаясь на общепринятую международную практику. Известны случаи, когда базовая лицензия накладывает ограничения на сферу использования шрифта вне привязки к передаче результатов использования шрифта третьим лицам и права на введение в оборот носителей, содержащих его изображение (Letterhead).

Есть ли подобное регулирование и ограничения в других странах

Даже если законодательство других стран содержит возможности для охраны рисунка шрифта, объём охраны является весьма ограниченным, а большинство известных нам производителей, являющихся субъектами права этих государств, рассматривает цифровой шрифт как программное обеспечение. Это прямо фиксируется в текстах лицензионных соглашений и не накладывает на третьих лиц ограничений по введению объектов в оборот, аналогичных упомянутым выше. Более подробный анализ практики охраны и законодательного регулирования шрифтов в разных странах мира можно найти в материале Петра Фаворова.

Что делать при наличии расхождений в тексте лицензии одного правообладателя на разных языках или на разных платформах

В ходе анализа лицензионных соглашений выяснилось, что некоторые российские правообладатели имеют существенные расхождения в текстах лицензий на русскоми английском языках. В частности, в лицензии Paratype на английском языке отсутствуют отсылки к шрифту как произведению графики, он рассматривается лишь как программное обеспечение. Также документ не содержит указания о необходимости отдельной лицензии на введение в оборот материальных носителей, содержащих знаки шрифта, третьими лицами, в то же время запрещает передачу им макетов, содержащих шрифт в кривых. Лицензия Paratype на MyFonts отличается по тексту от предыдущих двух, но она ограничивает использование шрифта личным или внутренним бизнес-применением, что делает невозможным использование шрифтов для создания и передачи дизайна за пределами компании-лицензиата.

Схожая разница существует между русским и английским текстами лицензии Brownfox. Лицензия Студии Артемия Лебедева на сайте студии что на русском, что на английском языке обеспечивается конструктором, в котором вы можете выбрать необходимые виды использования и срок действия лицензии, а в пояснении к лицензии содержится ясное перечисление ограничений. При этом для шрифтов, которые Студия продаёт на платформе MyFonts, лицензионное соглашение а) бессрочное, б) не содержит деления на типы использования, в) описывает использование шрифта только в категориях программного обеспечения, устанавливаемого на компьютер. При этом содержит прямой запрет на использование шрифта способами, отличными от перечисленных в лицензии.

Причины таких расхождений связаны с разницей в аудитории и, чаще всего, юрисдикции покупателей лицензий.

В силу изменений в лицензионных политиках и акцентов в охране шрифтов упомянутых правообладателей нет оснований для уверенности, что российские пользователи шрифтов и их российские заказчики могут рассчитывать на облегченные лицензионные условия англоязычных лицензий, даже в случае их приобретения на соответствующих англоязычных ресурсах. Мнение самих правообладателей об этом на данный момент неизвестно. В случае любых сомнений необходимо связываться с правообладателем напрямую: игнорирование изменений в практике охраны шрифтов в РФ может привести к судебным искам и привлечению к различным видам гражданской ответственности.

Что такое «введение в оборот» и почему это понятие очень важно в контексте лицензий

Под введением в оборот понимаются разнообразные действия, связанные с производством, изданием, опубликованием, первичным распространением объектов, в том числе и авторских прав. В контексте рассматриваемых лицензионных ограничений упомянутых правообладателей это означает, что любому лицу, которое вводит в оборот носители, содержащие изображение знаков шрифта упомянутых правообладателей, необходима лицензия. Дизайнер может создать оформление книги по заказу издателя, соблюдая условия лицензии, передав макет в формате PDF с запретом на редактирование. Однако для того, чтобы издатель мог произвести и издать (распространить) эту книгу, ему необходимо разрешение правообладателя шрифта, даже если он не будет вносить в оформление изменений и устанавливать цифровой шрифт на своё оборудование. Более того, согласно определению Верховного суда РФ, в деле о контрафактной продукции под введением в оборот понимается и размещение изображений носителей в интернете, на сайтах интернет-магазинов или в рекламе, что распространяет ограничения не только на физические объекты, содержащие знаки шрифта, но и, в сущности, на любые электронные изображения, их содержащие и распространяемые публично.

Существует заблуждение, что под введением объекта в оборот может пониматься только коммерческая деятельность, однако это не так. В ситуации, когда заказ на дизайн с последующим его изданием и бесплатным распространением делает благотворительная или другая некоммерческая организация, коммерческого выгодоприобретателя нет, однако факт введения объекта в оборот (распространения) всё равно присутствует.

Как изменение условий лицензий может влиять на ранее приобретённые лицензии

Наиболее часто изменения условия лицензий связаны с их упрощением или с расширением прав пользователя, а также с введением новых типов лицензий, ранее не существовавших. Так, например, после появления технической возможности встраивания шрифтов в веб-страницы правообладатели не меняли свои лицензии из-за уже существовавшего в них запрета на конвертацию и модификацию шрифта (часто встречающееся ограничение) или ввели в своих лицензиях прямой запрет на встраивание. Со временем, когда технология была испытана и появились способы защиты встраиваемых шрифтов от копирования, правообладатели запустили отдельные веб-лицензии или даже расширили базовую лицензию, по умолчанию включив в неё определённое число загрузок веб-шрифта без дополнительной оплаты (Typotheque). В марте 2019 года базовую лицензию Typotheque редуцировали до десктоп-применения, одновременно снизив её стоимость. Все пользователи, лицензировавшие шрифты до этих изменений, могут пользоваться ими на прежних условиях.

Как правило, при приобретении архив с цифровым шрифтом содержит также и лицензионное соглашение, которое и является самым точным и актуальным. Значительный пересмотр условий лицензии в сторону её ужесточения приводит к появлению вопросов у легальных пользователей, лицензировавших шрифт ранее, особенно если лицензионное соглашение содержит возможность одностороннего изменения условий правообладателем (пункт 7.1 лицензионного соглашения Paratype). В настоящий момент неизвестно, как сам правообладатель интерпретирует изменение условий лицензии в отношении пользователей, приобретших шрифт до изменений лицензионной политики, и, самое главное, их прошлых и будущих клиентов. Неизвестно также, означает ли это, что пользователю необходимо постоянно мониторить статус лицензии на уже приобретённый шрифт, чтобы узнать о таких изменениях и предупредить о них своих прошлых или будущих клиентов.

Какие виды лицензий вообще существуют

В данном обзоре по умолчанию рассматривается русскоязычная базовая лицензия на цифровой шрифт, которая чаще всего называется десктоп. Второй по распространённости является лицензия для встраиваемых веб-шрифтов — веб. Далее следуют лицензии для электронных изданий, приложений (в том числе мобильных и игр), лицензии на титрование теле-, кино- и видеоматериалов, лицензии для использования шрифта в логотипах, если правообладатель запрещает такое использование в своей базовой лицензии. Свои особенности имеют лицензии арендных шрифтовых платформ (Fontstand, Rentafont), которые не стоит путать с платформами подписки (Adobe Fonts/ранее TypeKit, Monotype/SkyFonts). Существуют лицензии на шрифты, поставляемые с лицензионным программным обеспечением. Также существуют некоммерческие и открытые лицензии, самая распространенная из которых — OFL. Самый обширный пул лицензий и описаний к ним среди российских шрифтовых производителей — у компании Paratype, остальные во многих перечисленных случаях предлагают напрямую обращаться к ним за разъяснениями и условиями.

Как читать лицензию, чтобы её понять

Простого ответа на этот вопрос не существует. К сожалению, некоторые лицензионные соглашения являются сложными документами, написанными юридически выверенным языком. Как заметил представитель одной шрифтовой студии: «лицензия написана так, чтобы можно было подать иск». Особенно тяжело читать лицензии американских правообладателей, которые не имеют перевода на другой язык, и только опытный пользователь сможет понять всё написанное. Однако как минимум запреты и ограничения в них перечисляются довольно доходчиво, хоть и сложным языком. Российские правообладатели, как правило, имеют лицензию на русском языке и пояснения к ней.

Не стоит самостоятельно интерпретировать сложные положения лицензионных соглашений и стесняться задавать вопросы на интересующие темы, если чёткого и прямого ответа вы не нашли.

Некоторые рассматриваемые ниже западные площадки, лицензирующие шрифты разных поставщиков, содержат обширные справочники, отвечающие на частые вопросы пользователей. Ответы на вопросы пользователей об особенностях лицензий являются для производителей шрифтов вполне обычным делом, поэтому не стоит самостоятельно интерпретировать сложные положения лицензионных соглашений и стесняться задавать вопросы на интересующие темы, если чёткого и прямого ответа вы не нашли. Ответы на вопросы о лицензиях в чувствительных случаях стоит запрашивать и сохранять в письменном виде. Не существует универсального текста коммерческой лицензии на шрифт. В зависимости от истории, сложившейся в регионе практики, правового регулирования или бизнес-модели правообладателя любое лицензионное соглашение может иметь свои особенности, о которых вы не узнаете, не заглянув в его текст.

Что такое «встраивание шрифтового ПО в документы»

Изображение знаков шрифта может содержаться в электронном документе в нескольких видах: в виде растрового изображения, содержащего знаки шрифта; в виде векторных контуров знаков шрифта (кривых), а также в виде встроенного шрифта. У первых двух способов есть множество недостатков, главные из которых — значительное увеличение объёма файлов и невозможность копирования фрагментов текста. Встраивание шрифта в документ как ПО позволяет в небольшом объёме данных сохранить текст и его оформление, даже если на вашем компьютере соответствующий шрифт не установлен. Встраивание шрифта как ПО с сохранением возможности редактирования технически возможно в форматах MS Word и PDF. Большинство коммерческих лицензий правообладателей допускают встраивание шрифта как ПО только на условиях запрета редактирования (режим Print & Preview) в форматах PDF и EPS. Запрет на редактирование в PDF-файлах можно установить, например, при экспорте в PDF из InDesign.

Кто из российских правообладателей не разрешает использование макетов со шрифтами в кривых третьим лицам

Как правило, такое ограничение или вытекает из принципов лицензии, или фигурирует в лицензиях под формулировкой «встраивание масштабируемых знаков шрифтов» в противоположность воспроизведению в фиксированном размере в материальной или электронной форме (сантиметры или пиксели). В частности, такие ограничения содержатся в лицензиях Paratype, пункт 2.1.2 а; Студии Лебедева, исходя из сути лицензии; Brownfox, пункт 2.1.3; The Temporary State, пункт 2. Наличие этого ограничения также делает невозможным использование шрифтов этих правообладателей для создания векторных логотипов без приобретения отдельной лицензии (специально упомянуто в лицензиях Paratype, 3.1.4 и Brownfox, 2.2.1).

Что такое передача (смена лицензиата) или временная передача лицензии

Некоторые правообладатели допускают передачу лицензии от одного лицензиата другому (смену лицензиата) при выполнении нескольких условий. Так, в лицензии Paratype (пункты 3.1.10 и 3.1.12) допускается полная передача всего комплекта поставки шрифта третьему лицу на условиях уничтожения всех имеющихся копий цифрового шрифта и сопроводительных материалов к нему с обязательным письменным уведомлением правообладателя. Worry-free лицензия шрифтового супермаркета FontSpring допускает временную передачу цифровых шрифтов от лицензиата другим лицам: дизайнерам, препресс-бюро или типографиям. Помимо временного характера передачи файла шрифта необходимо письменно подтвердить намерение его использовать лишь для выполнения работ для лицензиата и удалить файлы шрифта после их окончания. Лицензионное соглашение на сайте Paratype временной передачи файла шрифта не предусматривает.

Какие ещё ограничения могут упоминаться в текстах лицензий

Часть правообладателей запрещает создание «продуктов, основанных на знаках шрифта», letterform-related products (Contrast Foundry, 6 a; Type.today, 2.4). Обычно под ними подразумеваются наборы знаков, изготовленных в физической форме (набор наклеек с буквами алфавита, цифры для номеров квартир или детские кубики с алфавитом), некоторые трактуют это ограничение как ограничение на создание продуктов, чей дизайн полностью и только (или главным образом) базируется на форме знаков шрифта (например, чайные кружки, оформленные только текстовыми надписями, кулон в виде буквы или майки, содержащие лишь слово, набранное шрифтом). Часть лицензий напрямую ограничивают использование шрифтов в титровании телевизионного эфира, кино и видео (Paratype, 3.1.5; Brownfox, 2.2.1; Type.today, 2.4).

Особенности лицензирования системы подписки Adobe Fonts

Доступ к Adobe Fonts автоматически получают пользователи платформы Adobe Creative Cloud. Главным принципом системы является одна сквозная пользовательская лицензия, распространяющаяся на все доступные по подписке шрифты. Справочник по лицензированию Adobe Fonts является одним из самых простых и понятных и включает в себя ответы на такие вопросы, как «Нужна ли моему клиенту отдельная лицензия на использование дизайна, содержащего шрифт?» или «Могу ли я использовать шрифт для создания логотипов?». Лицензия является довольно либеральной даже для западного рынка и позволяет использовать шрифт широко (в том числе и в логотипах, для создания электронных книг, предназначенных для продажи, или для титрования) без приобретения дополнительных лицензий. Важно отметить, что часть шрифтов Paratype также представлена в Adobe Fonts в рамках базовой подписки под общей лицензией Adobe Fonts.

Особенности лицензирования шрифтового супермаркета FontSpring

В шрифтовом супермаркете FontSpring доступны для лицензирования гарнитуры словолитен из многих стран мира. Часть из них доступны для лицензирования под генеральной лицензией FontSpring worry-free, названной так из-за минимального объёма ограничений, часть — по лицензиям самих производителей. Лицензия worry-free позволяет использовать шрифты для создания логотипов (в том числе и для клиентов), титрования, электронных публикаций, предназначенных для продажи, и даже временно передавать файлы шрифта третьим лицам при выполнении нескольких условий. Лицензия worry-free является всемирной, о чём отдельно указано в её тексте. FontSpring предлагает шрифты Paratype (285 гарнитур) для лицензирования на условиях лицензии worry-free, шрифты Brownfox — под собственной лицензией производителя.

Особенности лицензирования арендной платформы Fontstand

Несмотря на то что платформа представляет шрифты разных производителей, для удобства пользователей все шрифты предлагаются к аренде на одинаковых условиях, отличается лишь стоимость. Возможности и ограничения лицензии Fontstand обобщаются в трёх ответах (раз, два и три) на сайте платформы. Шрифты можно использовать для создания печатных и электронных носителей (PDF), издания книг и журналов, создания логотипов без ограничений на распространение. Для большинства представленных гарнитур Fontstand предлагает также собственный сервис встраиваемых веб-шрифтов, 10 000 показов уже включены в базовую стоимость аренды. Ограничения: титрование эфира и встраивание шрифтов в электронные публикации, предназначенные для продажи (e-books). В таких случаях необходимо связываться с разработчиком шрифта напрямую.

Особенности лицензирования в шрифтовом супермаркете MyFonts

MyFonts работает по принципу торговой площадки со множеством участников, каждый из которых может иметь собственную ценовую и лицензионную политику. Общей лицензии MyFonts не существует, поэтому до приобретения шрифтов необходимо ознакомиться с размещённой на MyFonts лицензией поставщика шрифта. Как правило, на MyFonts шрифты доступны по лицензиям десктоп, веб (для самостоятельного хостинга), E-Pub для электронных книг, App для приложений, серверная лицензия и лицензия для цифровой рекламы. От комбинации лицензий и их лимитов зависит стоимость лицензирования. На MyFonts предлагаются для лицензирования шрифты Paratype, Студия Артемия Лебедева, Brownfox.

На момент выхода этой публикации тексты лицензий упомянутых правообладателей на MyFonts отличаются от текстов на их сайтах, некоторые расхождения между условиями лицензий являются значимыми.

Политика лицензирования Paratype

С момента основания компании принципы лицензирования шрифтовой продукции Paratype претерпели самые значительные изменения из всех обозреваемых участников рынка. Действовавшая до 2011 года лицензия не только позволяла использовать шрифт с минимальными ограничениями и сама по себе была довольно ёмкой, но и допускала модификацию файла шрифта или создание производных шрифтов на его основе без письменного разрешения правообладателя. В 2011 году в базовой лицензии вводилась дополнительная плата за использование шрифта в логотипах или модификации, также появилась веб-лицензия. В 2016 году условия лицензии были значительно пересмотрены, в лицензии было введено понятие цифрового шрифта как объекта графики наряду с ПО и появились дополнительные ограничения, связанные с передачей макетов со шрифтом в кривых и правами третьих лиц, заказчиков дизайна, распоряжаться результатами использования цифрового шрифта (введение в оборот). Текущая версия десктоп-лицензии Paratype выглядит так.

Необходимо обратить внимание на то, что шрифты Paratype до сих пор доступны для лицензирования на различных платформах помимо сайта правообладателя и что условия лицензирования на каждой из этих платформ отличаются между собой (на момент выхода этой публикации). Компания осуществляет системный мониторинг использования своих шрифтов на материальных и электронных носителях на предмет их лицензионности и обладает обширным опытом судебного преследования нарушений. Помимо этого Paratype выступает и как крупнейший в России продавец лицензий на шрифты производителей из разных стран на их собственных лицензионных условиях. Для того чтобы ознакомиться с лицензией на такой шрифт, необходимо добавить его в корзину и скачать соответствующий PDF-файл.

Политика лицензирования Студии Артемия Лебедева

Главной особенностью лицензирования шрифтов Студии до 2016 года было наличие — наряду с обычной — студенческой лицензии, позволявшей приобрести шрифт со значительной скидкой, и корпоративной лицензии, позволявшей использовать шрифт всем сотрудникам той или иной компании без ограничений на количество пользователей. Текст базовой лицензии сводился к нескольким предложениям, обобщающим правила использования шрифта. В 2016 году компания пересмотрела политику лицензирования, ввела ограничения на распоряжение результатами использования цифрового шрифта (введение в оборот) третьими лицами и создала конструктор коммерческих лицензий, позволяющий получить точную информацию о стоимости и ограничениях путем заполнения формы на сайте Студии. На данный момент лицензия может быть личной (для физлиц), студенческой или коммерческой, годовой или бессрочной, покрывать разные виды использования шрифта и тиражи печатных носителей. Текст англоязычной лицензии и англоязычный конструктор на сайте Студии Лебедева соответствуют русской версии. Ряд шрифтов Студии распространяется через супермаркет MyFonts, текст лицензиитам содержит значимые отличия.

Политика лицензирования Brownfox

В базовом лицензионном соглашении первых коммерческих релизов Brownfox, которые продавались на MyFonts, содержалась возможность временной передачи файла шрифта дизайнеру или типографии для выполнения работ для владельца лицензии без уведомления правообладателя, а также ограничение на использование шрифта в логотипах (передачи векторного контура знаков шрифта). В 2016 году базовая лицензия ограничила использование шрифта одним стационарным и одним переносным компьютерами, сняв при этом ограничение на логотипы. В 2018 году в лицензии было введено понятие цифрового шрифта как объекта графики наряду с ПО, введены ограничения на распоряжение результатом использования цифрового шрифта (введение в оборот) третьими лицами. Использование шрифта для создания логотипов, электронных публикаций, предназначенных для продажи и титрования, требует отдельных лицензий. Возможность использования макетов со шрифтами в кривых третьими лицами ограничивается. Тексты лицензии на русском и английском языке содержат значимые отличия. Шрифты Brownfox распространяются и через другие платформы, в частности MyFonts, текст лицензиитам содержит отличия.

Политика лицензирования магазина Type.today

В магазине Type.today предлагаются шрифты нескольких правообладателей, однако все они покрываются общей лицензией продавца. Лицензия содержит упоминание шрифта как объекта графики и как ПО, но не вводит ограничений, связанных с передачей шрифта в кривых, созданием логотипов и распоряжением результатами использования цифрового шрифта (введением в оборот) третьими лицами. Использование шрифта для титрования, электронных книг и журналов, мобильных приложений требует отдельной лицензии. Текст лицензии на английском языке соответствует русскому. Некоторые шрифты, распространяемые Type.today, доступны также напрямую на сайтах производителей (на их условиях), в сервисе Adobe Fonts (есть значимые различия в условиях лицензии) и в арендном сервисе FontStand.

Политика лицензирования Letterhead

Letterhead обобщает все условия использования шрифтов в одном абзаце и приводит три стандартных лицензии. Использование шрифта для мобильных приложений, титрования, книг и журналов, логотипов и упаковки, брендированного товара и сувенирной продукции требует специальной лицензии правообладателя.

Блиц! На примере шрифта конкретного правообладателя

Я — дизайнер (не являющийся сотрудником заказчика), отдаю ему PDF-файл с макетом визиток, набранных шрифтом Pragmatica (в кривых или во встроенном виде). Как мне быть?

Вам необходима десктоп-лицензия Paratype. Вы можете передать макет в кривых или со встроенным шрифтом только в PDF-файле с запретом на редактирование (print & preview). Предупредите клиента, что для изготовления и распространения визиток ему нужна своя лицензия.

Я — заказчик. Дизайнер передал мне PDF-файл с макетом визиток, набранных шрифтом Pragmatica. Как мне быть?

Вы можете хранить и просматривать этот файл. Для изготовления и распространения визиток вам нужна десктоп-лицензия Paratype.

Я — заказчик. Дизайнер создал для меня логотип, используя шрифт Pragmatica. Могу ли я его использовать?

Чтобы использовать логотип, вам нужна лого-лицензия Paratype. После её приобретения вы получите право на неограниченное воспроизведение логотипа на любых носителях и возможность установить шрифт на своих компьютерах (с учетом ограничений).

Я — дизайнер, проектирующий веб-страницу для заказчика, на которой будет использоваться встраиваемый веб-шрифт Pragmatica. Какие лицензии нужны?

Для создания макетов и графических прототипов веб-страницы, содержащих шрифт, вам нужна десктоп-лицензия Paratype. Чтобы встроить шрифт в веб-страницу, вашему заказчику нужна веб-лицензия Paratype.

Я — дизайнер. Могу ли я передать файл шрифта Pragmatica заказчику после выполнения работы?

Вы можете передать заказчику право на использование шрифта и сам файл шрифта, предварительно письменно уведомив Paratype о смене лицензиата и удалив весь пакет поставки шрифта со своего оборудования.

Алексей Мурашко, Журнал «Шрифт»

27.08.2019

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.11.2024 - 06:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация