Статьи

Вадим Новиков, Элла Панеях: Что надо исправить в работе ФАС

Вадим Новиков, Элла Панеях: Что надо исправить в работе ФАС

Сотрудники ФАС намного легче своих коллег из развитых стран открывают антимонопольные дела

В эту пятницу ФАС внесет в правительство «четвертый антимонопольный пакет», который в очередной раз расширит круг действий бизнесменов, за которые ведомство будет их преследовать.

«Это правда, что вы можете печатать 1200 знаков в минуту?» — «Правда, но, знаете, такая ерунда получается!» Сегодня ФАС похожа на эту соискательницу: служба «печатает» дела неправдоподобно быстро. На ФАС приходится 7% совокупного бюджета участников рейтинга 40 ведущих антимонопольных ведомств мира, 23% совокупного персонала и 76% дел по наиболее активно применяемой антимонопольной статье — злоупотреблению доминированием. Средний срок расследования в ФАС в 27 раз меньше, чем в ЕС. Статистические техники и свидетельства экспертов упоминаются в 5% судебных дел против 31% в США. Очевидно, сотрудники ФАС намного легче своих коллег из развитых стран открывают антимонопольные дела и удовлетворяются меньшими доказательствами вины предпринимателей. Чтобы стать хотя бы середнячком по дотошности, количество дел нужно сократить раз в десять (и даже тогда оно останется большим, чем в любой другой стране мира). Это даст пусть и не американские, но хотя бы польские показатели.

Доклад «Анализ системы стимулов и мотивации Федеральной антимонопольной службы», который вскоре выйдет в Институте проблем правоприменения, мы подготовили по результатам интервью с сотрудниками службы, а также анализа внутренних документов ФАС и статистики. Исследование показывает, что существенно сократить число дел и тем самым создать определенные гарантии от необоснованного преследования предпринимателей можно, только если одновременно ликвидировать три препятствия для роста качества расследований: палочную систему, обязательность ответа на жалобы, низкую оплату сотрудников.

«Палочная» система. «Сонное царство», — вспоминает глава ФАС Игорь Артемьев 2008 год, когда количество дел составляло 1600 и было больше, чем в США, на два порядка. Решить эту проблему была призвана новая система мотивации, которая основывалась, по словам Артемьева, «на количественных оценках» по принципу «кто на первых местах, получает все, последний увольняется». Однако уже через год (2700 дел) глава ФАС объявил, что служба «уходит от “палочной” системы отчетности». И действительно: удельный вес качественных показателей неуклонно увеличивался.

Впрочем, как мы убедились в ходе интервью, качественные показатели оказались неработоспособными. Баллы за «лучшие дела территориальных управлений», по общему мнению сотрудников этих управлений, центральный аппарат распределяет в лучшем случае непредсказуемо, в худшем — субъективно. Не лучше и с показателями судебной проверки решений ФАС. Решения судов для сотрудников ФАС также малопредсказуемы и малопонятны, как решения центрального аппарата. «Нету нормальных, качественных решений, которые принимаются судами. Нету. Там идет ссылка, ссылка, ссылка на какие-то нормы, и всё — отказать. Или поддержать. А на каком основании? Ты распиши, в чем прохлоп-то!» — сетует сотрудник службы на известный недостаток арбитражных судов.

В результате качественные показатели в глазах сотрудников оказались чем-то вроде «погоды»: от нее зависит их благополучие, их место в рейтинге, но она мало зависит от их действий — в отличие от количества «успешно» завершенных, т. е. закончившихся санкциями против предпринимателей, дел. Поэтому в глазах сотрудников ФАС система остается «палочной».

Работа с жалобами. Чтобы расшевелить «сонное царство», руководители ФАС использовали не только «палочную» систему. Не менее важным оказалось стимулирование жалоб в ФАС. Интервью руководителей ФАС в Москве и на местах постепенно убедили многих в том, что в службу можно обращаться почти с любой проблемой. Количество жалоб на предположительные антимонопольные нарушения выросло более чем в 2 раза. За своевременностью реакции на жалобу следят прокуратура и суды, причем следят гораздо строже, чем за качеством принимаемых решений. В прошлом году суд обязал ФАС ответить даже на письмо, подписанное графом Дракулой. В этих условиях сотрудники очень боятся отказов. Уже этого одного даже без «палочной» системы могло хватить для роста количества дел и, соответственно, уменьшения ресурсов для разбирательства в каждом из них.

Низкая оплата сотрудников. Сотрудники ФАС — одни из самых молодых и, соответственно, наименее опытных в мире: средний сотрудник ФАС на 10 лет моложе среднего сотрудника ФТК США. Показатель текучести кадров — 35% в год, больше, чем у любого другого участника рейтинга антимонопольных ведомств. Проблема в заработной плате. Сотрудники службы получают существенно меньше, чем даже их коллеги в госсекторе: меньше, чем в федеральных министерствах, и меньше, чем в органах власти регионов. В свете этого работа на поток рутинных дел при низкой глубине анализа — это все, чего сейчас в принципе можно ожидать от существующих кадров: если даже сократить количество дел в 10 раз, это не означает, что сотрудники ФАС смогут воспользоваться высвободившимся временем для построения регрессий.

Таким образом, останься хотя бы одна из трех названных проблем — и положение дел существенно не изменится: ФАС продолжит стрелять вслепую и зачастую по своим. От борьбы с картелями будут страдать индивидуальные предприниматели, установившие на прокат батутов одинаковую цену, а защита производителей на основе закона о торговле будет оборачиваться преследованием молокозавода, якобы дискриминирующего ни на что, кстати, не жалующийся «Перекресток».

Авторы — старший научный сотрудник РАНХиГС при президенте РФ, член Экспертного совета при Правительстве РФ; ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге

Сотрудники ФАС намного легче своих коллег из развитых стран открывают антимонопольные дела

Вадим Новиков, Элла Панеях
Vedomosti.ru
Advertology.Ru

22.10.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.04.2024 - 12:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация