Статьи

Контроль склада по остаткам OOS

Контроль склада по остаткам OOS

Конкретный товар представлен в ассортименте, но физически отсутствует на полке и на складе. Явление, называемое out-of-stock (OOS), разочаровывает покупателей, когда они не находят желаемое, и приводит к недополучению прибыли торговой точкой. По данным исследований, в России показатель OOS в два раза выше, чем в Европе. Это повод для беспокойства всех участников процесса торговли – потребителей, поставщиков и ретейлеров. О причинах возникновения OOS (out-of-stock) на полке и способах решения проблемы, рассказывают эксперты агентства мерчандайзинга Планограмма.

Что считается out-of-stock (OOS)

Понятие out-of-stock – это случаи, когда в торговой точке, на складе ретейлера или поставщика нет в наличии  конкретного SKU (единица складского хранения). При этом часто по документам он проходит, как имеющийся, но потребитель его не видит.

OOS – это еще и тот случай, когда покупатель не находит нужный товар, или, если есть похожий, но с другими качествами. Он может быть другой формы, вкуса или, вообще, другого бренда. Третий вариант – если товар есть в наличии, но он испорчен, и его нельзя употреблять. Есть случаи, когда продукт выложен в непривычном для покупателей месте, и это снижает количество потребителей, которые могли бы его купить.

Если продукт поступил на склад недавно и информация о нем еще не внесена в систему, то это не считается OOS.

Почему возникает OOS

Ошибочное прогнозирование спроса – самая распространенная проблема в работе торговых точек. Какие-то позиции были проданы быстрей, чем планировалось, а запасы не успели восполнить. Как пример, продажи цитрусовых в предновогодние дни.

Причиной OOS может стать отсутствие четкой координации действий работников склада и зала торговой точки. Например, товар поступил на склад, но персонал не торопится выкладывать его полки.

Неточности при учете, когда товары в систему занесены, но на полке отсутствуют, также могут стать причиной OOS. Иногда продукт просто похищен или повреждена часть ассортимента, это тоже приводит к появлению OOS. Оut-of-stock может стать следствием фантомной инвентаризации, когда система показывает конкретную учетную единицу, но фактически ее нет.

Причиной появления OOS могут быть ошибки в логистике поставщика. Ретейлер при заказе оговаривает график доставки и рассчитывает, что в назначенный срок продукция прибудет и будет выложена на полки. Если поставщик опоздал, то полки некоторое время будут пустовать, что повлияет на ожидаемую прибыль и поставщика и ретейлера.

Очень часто при раскрутке новой марки не учитываются производственные мощности. Продукт так активно продается, что производитель не успевает его изготовить. И как следствие – появление OOS в торговой точке. При этом обмануты ожидания уже покупателя и ретейлера.

Как решать проблемы отсутствия товара

Прежде всего, необходимо определить SKU, по которым есть out-of-stoc, время его возникновения и периодичность. Понять, имеет ли влияние на отсутствие товара промо или OOS по какому-то другому SKU.

Анализируя эти данные, можно исправить ситуацию, увеличив, к примеру, объем и частоту заказа и создав «страховой» запас наиболее востребованных SKU. Если есть необходимость, то скорректировать прогноз продаж. Следует обратить внимание на «человеческий фактор» и проверить отчеты и итоги ревизий – ошибка может найтись там. Проверка выкладки на соответствие планограмме и корректность ценников также может выявить недостатки, влияющие на возникновение OOS.

Если проблемы не решать, то со временем они проявятся в потере лояльности покупателей к магазину или к конкретному бренду. Исследования показали, что даже при трех случаях возникновения OOS риск потерять покупателя достигает 20%. При трехкратном повторении он увеличивается до ощутимых для торговой точки 70%.

Покупатель, сталкиваясь с OOS, может предпочесть другой бренд, а это потеря у производителя. Если он покупает этот же товар в другой сети, то здесь теряет ретейлер.

Логику покупателя предугадать сложно. Она может зависеть от приверженности к бренду, от желания купить именно здесь и сейчас, или от невозможности купить в другом магазине по причине его отсутствия поблизости.

Данные исследований показывают, что для поставщиков самые большие потери из-за OOS в тех категориях товаров, к которым лояльность покупателей очень высока, то есть в зоне риска – лидеры продаж, востребованные товары.

Повысить эффект «последней мили»

Чаще всего OOS появляется, когда активность покупателей возрастает, и персонал не успевает выкладывать товар. Как правило, это происходит в пятницу, субботу, воскресенье.

Уровень OOS зависит и от формата магазина. Если взять универсамы и супермаркеты, то качество обслуживания в них выше чем, в гипермаркетах. Объясняется это меньшим ассортиментом и большим числом сотрудников в торговом зале. Интересен тот факт, что огромный ассортимент и большой запас не решают проблему OOS. Напротив, из-за затоваривания склада и замедления операций по выкладке, ведущей к низкой доступности товаров, OOS увеличивается.

Товар идет по цепочке «производитель – склад магазина – полка». Но по мере продвижения продукта к покупателю, качество обслуживания ухудшается. Особенно это чувствуется в торговом зале. И оказывается, что даже полная и своевременная доставка товара совсем не гарантирует его доступность для покупателя. Именно эффект «последней мили», то есть уровень сервиса в зале, является основным показателем эффективности (KPI) работы производителя и ретейлера.

Как сократить OOS

Главное в этом вопросе все-таки – это осознание проблемы руководителями торговой точки. Только они могут мотивировать персонал на сокращение OOS. Принято считать, что достичь успеха можно, применяя простые решения. Оптимизировать, к примеру, график поставок, усовершенствовать процесс пополнения полок, установить необходимые бизнес-процессы и т.д. Иногда даже повышение дисциплины персонала может помочь сократить OOS.

И все-таки методы по сокращению OOS – это систематические измерения. Мировая практика предлагает два способа измерений OOS – физический аудит и электронные отчеты о продажах. Данные предоставляются аудиторам, которые анализируют всю цепочку от момента загрузки до корзины покупателя: заказы, поставки, продажи, потери, и находят слабые места.

Применение этой, так называемой, методологии ECR (Эффективная реакция на запасы потребителей), опирающейся на данные системного аудита, становится основой успешного сотрудничества поставщика и ретейлера.

OOS – достаточно распространенная проблема, характерная для всех форматов магазинов. Она становится причиной потери части прибыли ретейлом и ухудшения отношения к бренду покупателей. Избежать ее непросто, но можно уменьшить риски возникновения out-of-stock, если размещать товар на полке вовремя и успевать заказывать новые поставки.

27.07.2022

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Исследование "Управления пониманием": что изменилось в...Исследование "Управления пониманием": что изменилось в...
Исследование коммуникационного агентства «Управление пониманием» «Российский корпоративный PR в условиях постоянно меняющейся внешней среды» проводилось совместно с HR4PR Executive Search. Цель исследования – анализ подхода PR-специалистов к выстраиванию внешних коммуникаций в последние полгода. В рамках исследования респондентам были заданы 13 вопросов о произошедших и планируемых изменениях в коммуникационных практиках компаний.
Эксперты прокомментировали ребрендинг иностранных компанийЭксперты прокомментировали ребрендинг иностранных компаний
По мнению генерального директора КРОС Екатерины Мовсесян, смена графической айдентики и названия не оказывает никакого влияния на ДНК бренда.
Поправки в закон "О рекламе": маркировка digital-рекламыПоправки в закон "О рекламе": маркировка digital-рекламы
1 сентября вступил в силу закон №347-ФЗ о маркировке и учете рекламы в Рунете. Переходный период будет длится до 31 октября, после чего маркировка рекламы будет работать в штатном режиме. Закон охватывает все виды digital-рекламы и затрагивает всех участников цепочки ее размещения. Как новые правила изменят рынок рекламы в Интернете?
Все готовы? Запуск системы учета интернет-рекламыВсе готовы? Запуск системы учета интернет-рекламы (1)
Пояснения РКН и мнения участников рынка.  С 1 сентября вступают в силу поправки к закону «О рекламе». Все участники рынка будут обязаны передавать сведения о рекламных кампаниях в единую систему учета рекламы в рунете. Остается совсем мало времени. РКН публикует новые пояснения, но становится ли работа системы прозрачнее? Что нового сообщил РКН и насколько представители отрасли готовы к изменениям в работе, выяснила команда Motive agency&production.
Наберут по объявлениям. В России могут окончательно прикончить...Наберут по объявлениям. В России могут окончательно прикончить...
События 2022 года сильно поменяли рекламный рынок в России: помимо общей ситуации в экономике, изменения вносит и государство. Правила игры в индустрии могут кардинально поменять два новых закона: масштабные изменения коснутся как наружки, так и рынка интернет-рекламы. Рассказываю, почему любого пользователя соцсетей могут оштрафовать за посты с рекомендациями брендов и что грозит популярным сайтам с объявлениями.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

26.09.2022 - 07:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация