Интервью

Сергей Шнуров: надо находить новые формы коммуникации

Сергей Шнуров: надо находить новые формы коммуникации

Предводитель группировки «Ленинград» – о том, почему он считает себя скоморохом, а свою деятельность – искусством.

– В советские годы ходило выражение «утром в газете, вечером в куплете». Если «куплет» заменить на «интернет», выходит похоже на твой сегодняшний метод – ты как будто стараешься не пропустить ни одного злободневного события. Олимпиада, покемоны и прочее моментально отмечаются твоим комментарием, стишком, песенкой...

– Неправда. Я могу на что-то вообще не реагировать. Например, мы сейчас с тобой сидим, разговариваем, передо мной компьютер. Может, в эту секунду что-то интересное в мире происходит. А я вот не реагирую (улыбается). Все зависит от того, есть ли у меня свободное время. Вот недавно в отпуске в Америке мне не фига было делать и я написал про покемонов и Олимпиаду. Не потому, что очень хотел отреагировать, просто сложилось так. Сидел, смотрел новости и что-то сочинил.

– Если тебе в Америке делать было нечего, почему не поехал отдохнуть поближе – скажем, в Сызрань?

– В Сызрани то же самое было бы. Кроме Австралии, Северного и Южного полюсов, я почти везде в мире был. И в принципе везде делать не х… Но моей жене в Сызрани вряд ли бы понравилось. А в Америке ей нравится. Туда мы и ездим, поскольку я – бабский угодник (улыбается).

– Сейчас эра социальных сетей. Без них «Ленинград» достиг бы, или, скажем так, удержал бы нынешний уровень популярности?

– Меня не интересуют рассуждения в сослагательном наклонении. Все эти разговоры: «А если бы вы не ругались матом, вы бы не были таким популярным…» и т.п. Так можно обо всем сказать. Если бы у вас не было рук, вы бы не играли на гитаре. А без ног вы не станете бегуном… Что есть, то и есть.

Просто я человек, выросший на улице, и понимаю принципы уличной драки. А в ней как? Вот лежит кирпич – так бери его и мочи. Главное, чтобы не замочили тебя. Правил нет. Так же и в продвижении своих проектов и песен – мне по фигу, чем пользоваться: интернетом, телевидением, прессой. Делай, что можешь, – и всё.

– Но результат при этом может получаться разный. Сейчас тебе, выражаясь уличным языком, прет: успех, востребованность, достаток. А если перестанет переть?

– Возможно такое.

– И ты озлобишься, станешь реагировать на мир без иронии и нарочитого пофигизма. Жена уйдет…

– Жена вряд ли уйдет, потому что она меня любит. А разлюбить меня сложно. Это первое. Второе: в принципе я группу «Ленинград» закрыл в 2008 году. И всё, что сейчас происходит, я рассматриваю как деятельность пенсионера, который по какой-то причине вернулся в свою прежнюю трудовую сторожку. Я – трудящийся пенсионер. Мне уже все до лампочки, на опрятную старость я себе заработал. А сегодня продолжаю интенсивно вкалывать исключительно для собственной радости.

– Кроме «Ленинграда» у тебя был «Рубль». Почему ты его закрыл? Выступал бы периодически, как Ник Кейв с Grinderman.

– Мне неинтересно находиться в одном жанре. С «Рублем» я решил задачу мажорного рок-н-ролла на русском языке, хотя столько разговоров было о том, что русский для подобной формы не годится. Я показал, что могу и так. А песни «Ленинграда» не играл ровно два года и тем самым повышал стоимость его акций. Об этом тоже не стоит забывать.

– Ты понимаешь, почему тебе, образно говоря, всё прощают – от твоей индивидуалистской позиции до лексики и манер? Скажем, Макаревич, Шевчук, Арбенина, Нойз МС и некоторые другие твои коллеги сталкивались с различными проблемами. А с тебя как с гуся вода. Потому что считают тебя за шута?

– Макаревич занимает жесткую позицию. А у меня позиции нет, я – не определившийся, беспартийный и всё такое прочее. Я в эти игрушки не играю. Ни либеральный, ни патриотический дискурсы меня не интересуют. Это всё – не о главном разговор. И потом, я действую абсолютно в рамках закона. А прощают, не прощают… Кого-то нужно обидеть, чтобы тебя прощали. Я же человек добрый. Пытаюсь всех понять. 

У меня нет к кому-то сугубо негативного отношения. Даже к тем депутатам и православным активистам, которые что-то произносят в наш адрес. Они – несчастные люди, как и все мы, заложники непонятной, абсурдной ситуации. Нет тех, кто стопроцентно выигрывает в этом казино.

Хотя согласен, что я – скоморох. Выступаю преимущественно для народа – занимаюсь, по сути, площадным искусством. То, чем на Руси занимались скоморохи. У меня и медведи в принципе уместны на сцене. Я этого не боюсь и не стесняюсь. И к року не имею никакого отношения. Мне интересен площадной цирк. Приехало наше шапито, и мы показали вам представление. В наших спектаклях (наверное, лучше их так называть) кукольный петрушка побивает кукольного полицейского. Вот и всё.

Я отношусь к тому, что делаю, как к искусству. Помнишь манифест футуристов – «Пощечина общественному вкусу». Но это же не пощечина, а форма выражения. Плевать на общественные вкусы невозможно. Вот и я раздаю такие «пощечины». Но они не болезненные. Без хамства, издевательства и какого-то негатива. Я никого не считаю хуже себя. Мы все существуем на равных. У меня нет отношения к людям, как к дебилам. Что присутствует, кстати, у довольно многих артистов. Я вижу в человеческих проявлениях какие-то смешные, очаровательные моменты. И та же «телка на лабутенах» не является ужасом. Она прекрасна по-своему (улыбается).

– Без малого десять лет назад появилась книга Максима Семеляка об истории «Ленинграда». Не поторопились? Ты действительно считал тогда, что о группе уже пора слагать биографический труд?

– По-моему, Семеляку просто издательство заказало такую книгу. И, кстати, удачно получилось. Вышла книга, и вскоре «Ленинград» закрылся. Довольно красиво. Она заканчивалась многоточием. Сейчас он пишет продолжение.

– Костя Кинчев мне не раз говорил, что не хочет книгу о себе, об «Алисе», поскольку книга – некий итог жизни, а его история еще продолжается.

– Я очень легко отношусь к таким ритуальным вещам. Не вижу в них каких-то символов. Книга и книга. В ХХI веке вообще всё это мало значит. Книги сейчас и Плющенко пишет. Так что к этому нужно проще относиться.

– Заметил, что у «Ленинграда» после «лабутенов» прибавилась немалая аудитория, которая по этому хиту вас и меряет, слабо представляя предшествующий путь группы.

– Меня это не смущает. 99% населения земли группу Eagles знают по одной песне. Ну и что? Есть группы, которые тот же процент населения вовсе не знает (смеется). А вообще не стоит переоценивать песни и вызываемые ими рефлексии. Это разные вещи. 

Я, например, стараюсь делать песни так, чтобы их было удобно выть. Вот тяжело тебе, тащишь ты 50-килограммовый мешок с сахаром или цементом, вдруг запел «лабутены», и стало чуть полегче. Вот функциональное назначение любой, блин, песни.

– Дебютный альбом «Ленинграда» в конце 1990-х продюсировал гениальный «аукцыонщик» Леня Федоров, который вообще-то «сам себе я» и по сторонам особо не отвлекается. Как повлияло на тебя его внимание?

– Он дал нам правильное понимание того, чем мы занимаемся. Показал, что дело не в словах и не в нашей так называемой музыке, а в энергии. Если она есть – мы существуем.

– Ты хотя бы иногда спорил с ним в тот период?

– Какое там! Где тогда были мы, и где Леня? О чем спорить? Можно было только внимать. Что я и сделал. Внял. И вот теперь, собственно, результат. Кстати, когда в 2002-м я впервые хотел закрыть «Ленинград», именно Федоров убедил меня это не делать. У нас была судьбоносная встреча в ресторане поезда Москва – Санкт-Петербург. Пьяная вечеринка на двоих, где я ему жаловался, что всё задолбало, группа зашла в тупик. Но он нашел какие-то слова, изменившие мое настроение.

– До «Ленинграда» ты играл совсем другую музыку в команде «Ухо Ван Гога». Если бы затея со ска-панковской веселухой так эффективно не сработала, мог бы вернуться туда, откуда начинал, – к тому же «Уху»?

– Не думаю. В «Ухе Ван Гога» был этакий отстраненный постмодернизм. Очень много игры. Тогда же вообще Петербург воспринимался как столица декаданса. А сейчас в нем, наоборот, много витальности. 

Я посмотрел какие-то репортажи с нынешних молодежных питерских вечеринок, и там вполне такой Нью-Йорк 1980-х – по стилю, атмосфере. Напоминает фильм «Жидкое небо». Хотя этот фильм тоже декадентский, но жизнеутверждающий – во всяком случае, в нем нет ощущения увядания.

– Есть несколько знаковых и одновременно трагичных фигур русского рока: Александр Башлачев, Майк Науменко, Егор Летов. Кто из них тебе ближе всего?

– Науменко я очень много слушал в детстве. Даже бывал на его концертах. Наверняка он на меня сильно повлиял – своим подходом к песням, простотой, бытописательством. Летов, на мой взгляд, недооценен. Думаю, пройдет время, и отношение к нему изменится. Он действительно фигура знаковая, большая, мощная. А Башлачева я как-то никогда особо не слушал. Он мне не близок, вероятно, по тем же причинам, что и группа «Калинов мост». Мне чувствуется тут попытка спеть на языке, которого уже нет. Эта «русскость», поход в старину – не мое кино.

– А как ты различаешь в жизни и искусстве стилизацию и естество? Это ведь принципиально и для тебя, и для Питера?

– Всё зависит от качества исполнения. Классная стилизация становится естеством. Хорошая копия иногда превосходит оригинал (улыбается). Петербург, конечно, город искусственный – в широком смысле этого слова. И искусства в нем много, и искусственности. Типа Северная Венеция, итальянская архитектура и всё такое… Или Ленинградский рок-клуб, где команды играли вполне себе английскую музыку. Всё это – подражания. В Петербурге естественность искать не нужно. Просто искусственность и есть наша естественность, вот! (Улыбается.)

– И еще теперь всем известно, что «В Питере – пить». Как раз накануне нашей встречи прокуратура города на Неве закончила проверку данного твоего опуса и постановила, что это не пропаганда алкоголизма, а сатира. Проверяли по запросу местного депутата, с привлечением психологов, педагогов, терапевтов и философов. Сколько уже вокруг «Ленинграда» и Шнура таких гротескных разбирательств... Не сам ли ты порой генерируешь подобный резонанс? Или вокруг действительно немало тех, кто всерьез сражается с твоим творчеством?

– Как-то так случилось, что моя фигура стала выявлять абсурд окружающей действительности. Абсурд этот вялотекущий, его какое-то время можно и не замечать. А потом он вдруг проявляется в виде каких-то официальных документов, заявлений и становится очевидным. Мне это нравится и вполне устраивает. Осознание того, что мы живем в абсурде, очень важно. Я эту тему педалирую, этим дышу и живу. Но бучи вокруг себя не инспирирую. Боже упаси!

К счастью или нет, весь шум вокруг «Ленинграда» происходит сам по себе. Будь я Люцифером, мощной демонической фигурой, я, конечно, специально вызывал бы такую реакцию. Но, к сожалению, это не так. 

Вот скажем клип «В Питере – пить». Я выложил его в интернет, совершенно не ожидая той отдачи, которая получилась. Обычная песня. Предполагал, что у нее будет достаточное количество просмотров, но не более того. Как я мог заранее знать, что кто-то из депутатов увидит там пропаганду алкоголизма? И статьи-то такой нет в УК РФ. Это говорит о том, что у нас есть юридически необразованные депутаты. Но я же не виноват. Не я их посадил в Думу (смеется).

– Ты сейчас снимаешься в ток-шоу «Про любовь» на «Первом канале». Это – тоже ради собственной радости?

– На самом деле меня сильно и долго уговаривали. Не то чтобы я туда рвался – так сложилось. Производители программы решили, что это будет интересно. Сейчас я понимаю, что, наверное, действительно интересно. Хотя никаких смыслов в телевизоре искать не стоит. Шоу и шоу – жвачка для глаз.

– Не интересовался, зачем именно тебя позвали?

– Задавал подобный вопрос. Мне объяснили, что таким образом хотят «немного оживить картинку». У меня, слава богу, нет написанного текста – несу полную отсебятину. Понятно, что половина из нее в эфир не пойдет. Тем не менее это позволяет мне чувствовать себя в кадре и в этой программе довольно раскованно. Зачем им это нужно? Они же правду мне всё равно не скажут. А мне это нужно по нескольким причинам. 

Во-первых, я люблю заниматься непрофильными делами. Чтобы просто разгрузить голову и отыскать новые идеи. Во-вторых, любое свое занятие воспринимаю как возможность чему-то научиться. Теперь пойму, как устроено ток-шоу. Если бы я не снимался в сериалах, не участвовал в телепроектах, то вряд ли бы додумался до тех клипов, которые ныне делает «Ленинград».

– А новые альбомы, судя по некоторым твоим высказываниям, «Ленинграду» больше выпускать незачем?

– Я давно воплю: перестаньте записывать альбомы! Их никто не слушает. Нет носителей – нет альбомов. Всё же элементарно. А все эти контракты с рекорд-лейблами – по инерции, по затухающей идет. Но находиться впереди инерционного процесса – значит всё равно падать вниз. Ничто уже не будет так, как раньше. Нужно придумывать новые формы. Это самое интересное. Мы живем в очень крутое время.

– Почему?

– Потому что всё меняется.

– А что меняется, кроме технологий?

– Форма, конечно. Надо находить новые формы коммуникации. Если раньше ты мог ограничиться квартирником и на следующий день проснуться знаменитым, то сейчас это не сработает. Нужно нечто иное. В общем, надо в рамках возможностей делать невозможное, и это время предоставляет нам такую возможность. Извини за каламбур. А если следуешь трендам, то всегда приходишь вторым.

Михаил Марголис ("Известия")
Advertology.Ru

23.08.2016

на печать


Комментарии

Александр
24.08.2016 10:22 | сообщение #1
 

Шнурок - АМОРАЛЬНЫЙ ПОКЕМОН!!! Ни какого отношения к искусству он не имеет, как бы не рисовал он свои опусы! Что он хорошего несёт людям? Грязь, мат, уродливые слюнепускания, пошлый негатив, хамство, бескультурье! ПОДУМАЙТЕ, вы или ваши дети, хотели бы быть похожими на этого ублюдка? Ответили себе?

antcom
30.08.2016 15:58 | сообщение #2
 

Быдло- шнур нашел прекрасную форму коммуникации со своими слушателями,
когда зрителей на концерте посылал в "женский половой орган". Когда народ начал недоумевать, где собственно солистка, об уходе которой никто не предупредил перед концертом) Шнур - он и есть самое настоящее быдло, хоть пару предыдущих лет косит под интеллектуала.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.04.2024 - 23:23
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация