Статьи

Новые хозяева газет и телеканалов

Новые хозяева газет и телеканалов

Как закон «об иностранцах в СМИ» изменил российский медиа-рынок.

К 15 февраля 2016 года иностранные владельцы российских СМИ должны были продать или отдать большую часть своих активов местным партнерам. В соответствии с законом, принятым в прошлом году, зарубежным компаниям и бизнесменам разрешено владеть не более 20% долей в российских медиа. Роскомнадзор уже заявил, что получил 821 уведомление от учредителей СМИ о том, что они исполнили закон. Как к середине февраля изменилась структура собственности в крупнейших российских медийных компаниях? Во многих из них новые владельцы еще не успели повлиять ни на редакционную политику, ни на состав редакции; случаи, где это произошло, отмечены в тексте особо.

Новые хозяева газет и телеканалов.

Холдинг СТС-Медиа

  • Активы: телеканалы СТС, «Домашний», «Че» и СТС Love
  • Выручка: 27,2 миллиарда рублей
  • Чистая прибыль: 3,7 миллиарда рублей
  • Прежние владельцы: MTG (Швеция, 38% акций), миноритарные акционеры (37% акций), Telcrest (кипрский оффшор, акции которого принадлежат в том числе банку «Россия» бизнесмена Юрия Ковальчука; 25% акций).

Как изменилась структура собственности: 75% акций холдинга было продано за 193 миллиона долларов компании ЮТВ бизнесмена Алишера Усманова и его партнера, гендиректора «Мегафона» Ивана Таврина. Последний транш был получен в начале февраля 2016 года. Теперь 75% акций холдинга принадлежит ЮТВ, 25% остаются у Юрия Ковальчука через кипрскую Telcrest (у оффшоров по закону есть еще год на то, чтобы снизить свою долю до 20%).

ИД Hearst Shkulev Media (HSM)

  • Активы: HSM издает журналы Maxim, Elle, Marie Claire, Psychologies и другой глянец, которым владеет в России с 2011 года. Совокупная аудитория всех изданий ИД – 18,2 миллиона человек. HSM также принадлежит сеть городских и региональных сайтов с суммарной аудиторией 19 миллионов человек. 
  • Выручка (здесь и далее – по итогам 2014 года): 10 миллиардов рублей
  • Чистая прибыль в 2014 году: н. д.
  • Прежние владельцы: американский холдинг Hearst (50%), Виктор Шкулев (50%)

Как изменилась структура собственности: летом 2015-го были зарегистрированы две компании – Hearst Shkulev Publishing и Hearst Shkulev Digital Media. Обе стали учредителями всех СМИ, входящих в ИД. В обеих компаниях доля американцев из Hearst составляет уже только 20%, остальное – у Виктора Шкулева. Формально контролировать издательский дом стал Шкулев; у Hearst больше нет права согласовывать кандидатуры главных редакторов и влиять на редакционную политику. Американцы могут заниматься только вопросами получения и распределения прибыли.

Что изменилось в редакционной политике: ничего. Более того, мужской журнал Maxim продолжает троллить политиков. В январском номере появился материал, рассказывающий про 16 типов самых колоритных патриотов, где высмеиваются известные политические и телевизионные деятели. Например, про типаж телеведущего Дмитрия Киселева сказано: «Глаза стеклянные, умеет лгать без малейшего напряжения, так как аналитические способности давно атрофировались за ненадобностью».

Группа компаний MTG

  • Активы: кабельные каналы Viasat (History, TV1000, «Русское кино» и другие).
  • Выручка: 448 миллионов шведских крон (январь–сентябрь 2015 года), это 4,08 миллиарда рублей по современному курсу
  • Чистая прибыль: н. д.
  • Прежние владельцы: медиакомпания Modern Times Group (Швеция)

Как изменилась структура собственности: MTG продала активы семейству иностранных фондов Baring Vostok (20%) и партнеру этих фондов Анатолию Карякину (80%), который занимается рекламным бизнесом. В конце декабря он продал свою долю Национальной медиа группе. 

Телесеть Discovery

  • Активы: 11 кабельных телеканалов включая Discovery Channel, Animal Planet, TLC и Eurosport. 
  • Выручка: 3,3 миллиарда рублей
  • Чистый убыток: 15,4 миллиона рублей
  • Прежние владельцы: Discovery Networks (США)

Как изменилась структура собственности: 80% акций «Дискавери коммьюникейшн» были проданы американцами «Национальной Медиа Группе», которую, по неофициальным данным, контролируют Юрий Ковальчук, Алексей Мордашов и «Сургутнефтегаз». Осенью 2015-го для вещания каналов Discovery была создана компания «Медиа альянс». На 20% она принадлежит Discovery Networks, на 80% – «Национальной Медиа Группе».

ИД «Burda»

  • Активы: более 80 периодических журналов, в том числе сам Burda Style, «Лиза», Playboy и другие, плюс около 60 их специальных выпусков. Лидер российского рынка периодики по продажам журналов и охвату аудитории. Общая аудитория – 34 миллиона человек. 
  • Выручка: 2,8 миллиарда рублей
  • Чистый убыток: 75,4 миллиона рублей
  • Прежние владельцы: Burda Verlag Osteuropa (Германия)

Как изменилась структура собственности: по данным источников на рынке, издательский дом разделился на коммерческую и издательскую части. Всю издательскую часть сперва передали во владение главному бухгалтеру ИД Александру Ефимову. После того как Роскомнадзор «выразил озабоченность» этой сделкой, Ефимов уволился и стал просто владельцем изданий. Таким образом, коммерческие активы и продажа рекламы полностью принадлежат Burda Verlag Osteuropa. Периодическими изданиями ИД на 90% владеет Ефимов; у Burda Verlag Osteuropa – 10%.

ИД «Фэшн пресс»

  • Активы: журналы Cosmopolitan, Esquire, «Популярная механика», Harpers Bazaar и «Домашний очаг», онлайн-версии этих журналов, а также издание Robb Report. 
  • Выручка: 2,7 миллиарда рублей
  • Чистая прибыль: 207 миллионов рублей
  • Прежние владельцы: Sanoma Magazines (Финляндия), Hearst (США)

Как изменилась структура собственности: консорциум инвесторов во главе с венчурным предпринимателем Сергеем Азатяном создал новую компанию Inventure Partners, в которой 80% принадлежат россиянам. Среди них – владелица дома Rusmoda Оксана Лаврентьева и глава Disney в России Марина Жигалова-Озкан. Также в консорциум входит управляющая компания «Апрель Капитал». У Hearst остался 20-процентный пакет, российским инвесторам была продана доля Sanoma Magazines.

ИД Conde Nast

  • Активы: Журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler, Allure, AD Russia. 
  • Выручка: 2,7 миллиарда рублей
  • Чистая прибыль: 356 миллионов рублей
  • Прежние владельцы: Advance Publications (США)

Как изменилась структура собственности: учредителем издательского дома стало новое юридическое лицо ОАО «Лайфстайл Медиа» (98% его акций принадлежат ЗАО «Конде Наст», 2% – у американской Conde Nast Russia LLC). При этом американский Conde Nast Russia LLC – единственный собственник ЗАО «Конде Наст». Генеральным директором ОАО «Лайфстайл Медиа» и ЗАО «Конде Наст» является один и тот же человек – Анита Гиговская. Получается, что издательским домом владеет российское юридическое лицо, почти полностью принадлежащее американской компании.

ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа»

  • Активы: газета «Ведомости»
  • Выручка: 955 миллионов рублей
  • Чистый убыток: 203 миллиона рублей
  • Прежние владельцы: Sanoma Magazines (Финляндия), Pearson (Великобритания), Dow Jones (США) – в равных долях

Как изменилась структура собственности: Демьян Кудрявцев выкупил издательский дом с помощью своих друзей – Владимира Воронова и Мартина Помпадура. Financial Times и The Wall Street Journal полностью вышли из проекта.

ИД Axel Springer Russia

  • Активы: журналы Forbes, ОК, GEO, «GEOленок», «Gala Биография».
  • Выручка: 872 миллиона рублей
  • Убыток: 155 миллионов рублей
  • Прежние владельцы: Axel Springer International (Германия)

Как изменилась структура собственности: произошла прямая продажа всего издательского дома предпринимателю Александру Федотову, владевшему ИД Artcom Media. Издательский дом переименован в «АС Рус Медиа»

Что изменил новый владелец в редакции: журналы GEO, «Gala Биография» и «GEOlenok» закрыты. Ушел весь предыдущий топ-менеджмент, в том числе гендиректор «Аксель Шпрингер Раша» Регина фон Флемминг, которую заменила Наталья Гандурина. Уволился главный редактор журнала Forbes Эльмар Муртазаев. Его сменил Николай Усков, работавший в журнале GQ и в проекте «Сноб». После прихода Ускова заявления об увольнении написали еще несколько ключевых сотрудников, включая шеф-редактора сайта Forbes.Ru Максима Товкайло.

ИД United Press

  • Активы: журналы Harvard Business Review, Menʼs Health, National Geographic, газета The Moscow Times. 
  • Выручка: 2,5 миллиона евро (I квартал 2015 года), это 215 миллионов рублей по современному курсу
  • Чистая прибыль: н. д.
  • Прежние владельцы: Sanoma Magazines (Финляндия)

Как изменилась структура собственности: произошла прямая продажа прав на бренд известному медиаменеджеру Демьяну Кудрявцеву, который был, в том числе, одним из гендиректоров ИД «КоммерсантЪ».

Что изменил новый владелец в редакции: из ежедневной газеты The Moscow Times стал еженедельником. Из-за разногласий в сфере финансов и управления редакцией ушел главный редактор The Moscow Times Наби Абдуллаев. Его сменил Михаил Фишман. Редакционным директором The Moscow Times стал Юрий Сапрыкин. 

Сеть кабельных каналов Turner

  • Активы: кабельные телеканалы, среди которых русская версия CNN, Cartoon Network и Boomerang
  • Выручка: 224 миллиона рублей (только ООО «Тернер детские программы»)
  • Чистый убыток: 10 миллионов рублей
  • Прежние владельцы: Turner Broadcasting System (США; владелец – американский медиамагнат Тед Тернер).

Как изменилась структура собственности: В декабре 2015 года Тернер продал бизнес в России компании «Медиа альянс», на 80% принадлежащей «Национальной Медиа Группе». 20% акций принадлежат американцам из Discovery Networks.

Илья Жегулев (meduza.io)
Advertology.Ru

19.02.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

10.12.2025 - 23:36
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация