Новости

Банкам разрешат кредитовать россиян по шариату

Банкам разрешат кредитовать россиян по шариату

В Госдуме разрабатывают законопроект о создании правовых основ для внедрения в России исламского банкинга.

Зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев разрабатывает законодательные поправки, устраняющие препятствия для внедрения в России исламского банкинга. Среди прочего предполагается отменить действующий сейчас запрет на торговую деятельность для банков: ислам запрещает предоставление денег в долг под проценты, в связи с этим исламские банки не кредитуют клиента, а продают ему напрямую нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку. В Центробанке позитивно оценили перспективы экзотической финансовой концепции в России.

Изменения планируются главным образом в закон «О банках и банковской деятельности», где определен перечень операций и сделок, которые вправе осуществлять банки. Закон запрещает банкам заниматься производственной и торговой деятельностью за исключением случаев, когда она необходима для их собственных нужд (например, разрешена продажа имущества, реализуемого в случае обращения взыскания на предмет залога и т.п.). Это исключает работу классических исламских банков, которые заключают с клиентом соглашение о сотрудничестве и становятся партнерами по тем или иным видам сделок.

Например, банк предоставляет компании финансирование на развитие ее бизнеса, а она отдает ему оговоренную часть полученной прибыли в течение оговоренного срока. В этом случае прибыль банка не является фиксированной, как в классическом банкинге. В рознице операция кредитования заменяется куплей-продажей: банк продает гражданину нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку, но по цене, которая несколько выше рыночной. Депозитов в исламском банке тоже не существует. Вместо этого клиенту предлагается дать свои деньги банку в управление и разделить с ним доходы от инвестирования.

Ранее в Госдуму не вносились законопроекты об исламском банкинге. Как сообщил «Известиям» Дмитрий Савельев, по разным оценкам, мировой объем активов исламского банкинга составляет $1–2 трлн. Исламские банки открыты более чем в 40 странах мира.

— В России традиционно проявляли интерес к исламскому банкингу в Татарстане при активном содействии коллег из Малайзии. Поэтому перспективы вполне реальные, — указал депутат.

В августе 2014 года Ассоциация российских банков направила письмо в ЦБ, описав необходимость внесения поправок в законодательство, для того чтобы в России могли работать исламские банки. ЦБ в настоящее время изучает возможность таких изменений и, как сообщил «Известиям» зампредседателя Банка России Александр Торшин, оптимистично смотрит на идею:

— Приход в Россию исламских банков может пойти на пользу нашей банковской системе, поскольку следование банка религиозным принципам естественно повышает доверие к нему со стороны верующих. В России более 20 млн мусульман, и это значимый фактор развития банковской системы в этом направлении, — сказал Торшин. — Вообще в международных финансовых центрах, таких как Франкфурт или Лондон, есть исламский банкинг, а Россия не отказывалась от идеи создать в Москве международный финансовый центр, и для нас приход исламских банков был бы вполне логичен. Поэтому мы идею исламского банкинга не отвергаем, главное, чтобы это было на благо, в рамках законодательства, способствовало развитию банковской системы, повышению доверия к банкам.

О разработке законопроекта, посвященного внедрению исламских принципов финансирования, сообщал ранее президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. По его словам, изменения предполагается внести в закон «Об инвестиционных фондах».

Исполнительный секретарь и член координационного совета Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию Мадина Калимуллина указала, что существуют концептуально разные подходы к изменению законодательства. Есть предложение о создании правовой основы для работы специальных финансовых организаций, которые выполняют функцию исламского банка, так как по сути исламский банк — это финансово-инвестиционная компания. Второй подход — обязательное предоставление исламским банкам лицензии Центробанка. Для этого в закон «О банках и банковской деятельности» потребуется внести раздел, который будет регулировать их работу. Третий подход предполагает создание в банках «исламского окна». В этом случае необходимо будет прописать в закон положения о специальном филиале банка, который не попадает под действие отдельных норм банковского законодательства.

Калимуллина добавила, что о своем инвестиционном интересе к России в настоящее время заявляют в ОАЭ, Кувейте, Бахрейне и в других странах, где есть большой инвестиционный потенциал.

— Но этим странам нужны некие политические гарантии сохранности инвестиций. В стране огромное количество интересных проектов, которые могли бы заинтересовать инвесторов из стран Персидского залива, но не созданы предпосылки для привлечения инвестиций. Наличие в России законодательства об исламском банкинге будет являться еще одним гарантом того, что страна открыта для инвестиционного и финансового сотрудничества, — уверена эксперт. — К тому же отсутствие необходимой правовой основы не позволит реализовать, например, такую схему финансирования, как выпуск исламских облигаций — сукук, которые являются целевыми и обеспечивают негарантированный доход за счет прибыли финансируемого мероприятия.

Аналитик Национального рейтингового агентства Егор Иванов говорит, что контроль за исламскими банками в странах, где они действуют наряду с классическими организациями, как правило, осуществляет специализированное подразделение центробанка соответствующего государства. Также, по словам эксперта, в ряде классических банков действуют так называемые исламские окна, позволяющие клиентам получить банковскую услугу в соответствии с нормами шариата.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий отметил, что введение исламского банкинга потребует существенного изменения не только банковского, но, например, и налогового законодательства. Ведь процентный доход по вкладам до определенной процентной ставки не облагается налогом, а по исламским финанансовым инструментам, аналогичным депозиту, такой льготы не предусмотрено.

Осенью 2014 года о своем намерении оказывать услуги согласно мусульманским финансовым традициям в России заявил Международный банк Азербайджана (МБА). Правлением банка принято решение об открытии в своем российском дочернем банке отдела по исламскому банкингу, но о деталях и конкретных планах неизвестно. В МБА затруднились оперативно ответить на запрос «Известий».

Впрочем, в России есть структуры, оказывающие исламские финансовые услуги. C 2011 года работают по меньшей мере две таких компании — «ЛяРиба-Финанс» (Махачкала) и «Амаль» (Казань). Они не имеют не имеет лицензии Центробанка, соответственно на них не распространяются запрет на торговую деятельность. Предлагаемые ими исламские финансовые продукты не подпадают под определение таких классических банковских услуг, как кредит и вклад, которые вправе оказывать только банки.

По словам директора финансового дома «Амаль» Рашида Низамеева, спрос на услуги исламского банкинга проявляют также представители других конфессий и атеисты. Гендиректор «ЛяРиба-Финанс» Мурад Алискеров в разговоре с «Известиями» указал, что отличием исламских банков является отсутствие страховки, комиссий, штрафов и иных сборов. Кроме того, долги не продаются коллекторам. При вложении клиентами в компанию «ЛяРиба-Финанс» своих средств в договоре с ним прописываются пропорции распределения будущей прибыли или убытков: 50:50 или 60:40 в зависимости от суммы и срока вклада. Средства инвестируются банком только в бизнес, отвечающий нормам шариата, говорит Алискеров. Что касается кредитных продуктов, то, например, компания покупает на 100 тыс. рублей товар и продает его за 120 тыс. рублей в рассрочку на год, каждый месяц клиент приносит по 10 тыс. рублей.

Татьяна Ширманова (Известия)

Advertology.Ru

05.03.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 09:52
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация