Анализ рынков

Доля пустующих площадей в торговых центрах утроилась

Доля пустующих площадей в торговых центрах утроилась

В этом году, по оценке аналитиков, из-за проблем с заполняемостью на рынок инвесторы смогут вывести только половину заявленных площадей, да и те будут полупустыми.

Торговые центры не могут найти арендаторов и вынуждены открываться полупустыми, заявили «Известиям» в международной компании Cushman & Wakefield, которая занимается консалтингом и подбором арендаторов. В специализирующейся на коммерческой недвижимости брокерско-исследовательской компании «Магазин магазинов» посчитали, что доля свободных площадей в сегменте торговых центров почти утроилась до 8,5%.

— Cейчас это реальность рынка — большая часть открытий ТЦ происходит при большом количестве неработающих магазинов галереи. Статистика следующая: на конец 2014 года общая площадь пустующих секций в ТЦ — около 400 тыс., 8,5% от объема рынка. Это очень много, почти в три раза больше, чем на конец 2013 года, — говорит Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов».

Зачастую в торговых центрах работают только якорные арендаторы — гипермаркеты, и встает вопрос, считать их открытыми или еще нет, отметила Лада Белайчук, начальник отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield. Так, в Москве в 2015 году открылся ТЦ «Кунцево Плаза», в котором работали только «Ашан» и «Эльдорадо». Как уточнила Белайчук, при общей площади торгового центра в 65 тыс. кв. м площадь двух гипермаркетов составляет максимум 10 тыс. квадратов.

— В «Авиапарке» (один из крупнейших ТЦ в Европе, площадью 390 тыс. кв. м, открылся в ноябре 2014 года) пока очень много пустых помещений. Собственники говорят, что там подписаны договоры, просто арендаторы еще не заехали, но он открылся пустой. Та же история с ТЦ «Водный» на Водном стадионе в Москве — пустует половина площадей, если не больше. Аналогичная ситуация в регионах. «Галерея Новосибирск» открылась, когда в ней работал только якорный арендатор, не заполнен «Космомол» в Иркутске, в Иваново открылся ТЦ «Ясень» площадью 25 тыс. кв. м, но там работает только продуктовый ритейлер «Лента». В «Ритейл-парке 007-М7», площадью 77,4 тыс. кв. м (Ногинск) открылось только Metro и скоро откроется OBI, — приводит примеры Белайчук.

В этом году ситуация не изменится: по оценкам Cushman & Wakefield из заявленных к вводу 3,7 млн кв. м (это около 60 торговых центров), реально выйдет на рынок только половина площадей. Часть этих моллов (где-то на 800 тыс. кв. м), планировали открыть еще в 2014 году, но открытие отложено. Далее, в тех торговых центрах, что откроются, скорее всего, площади вряд ли будут заполнены более чем на 50%, — считает Белайчук.

Васюткин подтвердил этот негативный прогноз. По его словам, арендаторы сейчас берут мораторий на выход на отделку и открытие в практически готовых ТЦ. 

— Надеемся, что будут и исключения: в 2015 году в Москве запланировано открытие нескольких знаковых объектов, ситуация с заполняемостью по которым будет лучше, чем у остальных. Речь не идет про докризисные 80–85%, но 50% уже будет неплохо, — описывает дальнейший ход событий Васюткин.

По оценке Константина Ковалева, управляющего партнера компании Blackwood, суммарная доля функционирующих магазинов на момент открытия объектов в 2014 году составляла не более 30–50%. Открытие торговых центров с неработающими магазинами, как он считает, позволяло девелоперу не нарушать обязательства по срокам открытия перед арендаторами.

— Техническое открытие торговых центров в ситуации стагнации рынка — необходимая процедура, поскольку позволяет выполнить обязательства сторон по инвестиционному контракту. То обстоятельство, что ТЦ при этом практически пуст или арендаторы покидают его, как поле боя, вскоре после открытия, не является де-юре подсудным делом и регулируется форс-мажорными обстоятельствами, — согласна с ним Екатерина Крылова, директор московского представительства Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД). — Сложившаяся ситуация связана с тем, что инвесторы не готовы рассматривать в качестве арендаторов кого-либо, кроме, например, fashion-операторов, сетевых супермаркетов, традиционно снимающих крупные площади. Но список таких мегабрендов ограничен и разобран уже существующими ТЦ.

— Всё больше арендаторов еще со II-III квартала 2014 года начали в неофициальных беседах сообщать о пересмотре планов по развитию. К концу года крупные якорные арендаторы тоже стали более тщательно подходить к вопросу выбора площадей, — рассказал Павел Анисимов, замдиректора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci. — Связано это с тем, что покупательская способность населения падает, в след за ней и обороты ритейлеров, в то же время стоимость аренды, эксплуатации и прочих расходов в лучшем случае остаются неизменными.

Представители собственно торговых центров, как правило, уходят от ответов или отказываются комментировать сложившуюся ситуацию. Так, в ЗАО «Авиапарк», занимающемся управлением одноименного торгового комплекса, сообщили, что количество арендаторов является конфиденциальной информацией. В компании Jones Lang LaSalle, которая оказывает «Авиапарку» услуги по брокериджу, «Известиям» заявили, что ТЦ уже заполнен на 85%.

Павел Чернышов (Известия)

Advertology.Ru

02.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Красавицы и воины. Тиканобу

Красавицы и воины. Тиканобу
Красавицы и воины. Тиканобу. Погрузиться в жизнь японских красавиц и воинов можно листая книгу "Красавицы и Воины. Тиканобу". Ёсю (Тоёхара) Тиканобу можно назвать одним из последних признанных мастеров японской гравюры. Исторический слом пришёлся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи низкого ранга, Хасимото Наоёси (имя, данное художнику при рождении) в юности начал учиться у мастеров укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг и стать участником сражений войны Босин между сторонниками сёгуната Токугава и императора Муцухито. После войны Хасимото Наоёси вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу. На одной из первых страниц книги расположена подробная карта города Эдо (современного Токио), но в самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть все детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей Японии, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено по требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, все женщины (члены семьи сёгуна, наложницы и фрейлины) жили там затворницами, а наемным служанкам под страхом по-настоящему сурового наказания было запрещено разглашать любую информацию о происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно на карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший судьбу жителей замка Тиёда. В течение всего периода правления сёгунов Токугава художники изображали только внешние стены неприступной крепости. Все происходящее внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан Эдо абсолютной загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных жизни правящего военного сословия и традициям, соблюдавшимся в самурайских замках, – «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1896) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, один из последних великих мастеров гравюр периода Мэйдзи. В книге разобраны сюжеты гравюр Тиканобу из серий полиптихов «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1897) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), отдельные гравюры серии «Зеркало эпох» (1897), а также ряд печатных листов художника разных лет. Из описаний сюжетов гравюр можно узнать о том, как попала в Японию игра в поло; какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; каким образом готовилось горячее сакэ, которым старшие угощали младших в первый день Нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличается от европейского футбола; когда появились считающиеся традиционными японские причёски с длинными шпильками кандзаси. Книга является своеобразным путеводителем по японским традициям, истории, литературным и театральным сюжетам, деталям быта. Большая часть гравюр публикуется в России впервые. Перед Вами настоящая энциклопедия японской жизни эпохи Эдо, иллюстрированная одним из лучших мастеров укиё-э – прощальным подарком ушедшей великой эпохи. Книга превосходно издана и, несомненно, займет достойное место на полке каждого любителя японского искусства. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся японской культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.05.2025 - 17:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация