Новости

В российском небе выживет сильнейший

В российском небе выживет сильнейший

Для стабилизации финансового состояния российских авиакомпаний нужно 75 млрд руб. только в ближайший год. Но даже если они получат помощь, например, от государства, кризис только сдвинется на пару лет, не будучи преодолен. К таким выводам пришли эксперты ГосНИИ ГА, привлеченные РСПП для анализа ситуации на рынке. По их мнению, поддерживать отдельных игроков не нужно вовсе — банкротство даже крупной компании рынку не повредит. Другие эксперты опасаются репутационных рисков для отрасли в целом, но согласны, что кризис в ней неизбежен.

Вчера на заседании подкомиссии по авиаперевозкам комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП обсуждались проблемы в гражданской авиации в условиях западных санкций. Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП ГосНИИ ГА Александр Фридлянд представил доклад о финансовой устойчивости авиакомпаний, на основании которого сделал несколько неожиданных выводов и предложений. Главным стало заключение, что поддерживать авиакомпании, ряд из которых уже обратились к государству за помощью, не нужно.

В ГосНИИ ГА отмечают, что банкротства перевозчиков в ходе кризиса 2008–2009 годов и затем в 2011–2013 годах «вызвали большой публичный резонанс», но почти не оказали влияния на развитие рынка, хотя только за последние три года с него ушли авиакомпании, обслуживавшие более 3,5 млн пассажиров. Рост объемов перевозок продолжался, опережая мировые темпы более чем вдвое, а тарифы снижались. На ключевых маршрутах, поясняется в презентации господина Фридлянда, представлены более пяти авиакомпаний, то есть конкуренция в отрасли развита.

Запланированные на 2015 год поставки самолетов обеспечат потребности роста авиаперевозок на ближайшие годы, считают в ГосНИИ ГА. Но у отрасли есть и другие возможности — занятость кресел на регулярных рейсах составляет 76,9%, что ниже среднемировой на 2,6%. Это резерв для перевозки около 4 млн пассажиров в год. Поэтому «ликвидация даже крупной авиакомпании не окажет негативного влияния на рынок».

Между тем, по расчетам ГосНИИ ГА, для стабилизации финансового состояния перевозчиков с высокой кредитной нагрузкой и общим пассажиропотоком 22 млн человек нужно только в ближайший год 75 млрд руб. Эта сумма почти на порядок превышает годовой объем госсубсидий для отрасли и вдвое больше, чем планирует получить из бюджета ОАО РЖД. Возможных адресатов госпомощи господин Фридлянд не называет, но отмечает высокий уровень долга «ЮТэйр» и «Трансаэро» (по неофициальным данным, они уже начали диалог о поддержке с правительством). По оценкам ГосНИИ ГА, этим двум перевозчикам в течение года нужно погасить или рефинансировать краткосрочный долг более чем на 73 млрд руб. Но даже если государство поможет авиакомпаниям, подчеркивает эксперт, без смены модели развития бизнеса ситуация повторится через 1,5–2 года.

В то же время в ГосНИИ ГА считают возможным поддерживать отрасль в целом, а не отдельных перевозчиков. Этот вывод совпадает с мнением главы той же подкомиссии, председателя совета директоров ЗАО «Группа компаний С7» (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус») Наталии Филевой (см. “Ъ” от 26 сентября). Презентация ГосНИИ ГА стала «независимым подтверждением» позиции «Сибири», но с более резкими выводами о том, что агрессивно развивающиеся игроки, неспособные справиться с долгами, российскому рынку просто не нужны.

В «ЮТэйр» отказались от комментариев. В «Трансаэро» не стали обсуждать свою модель развития и долги, но не преминули обратить внимание на слабые места конкурентов, которые в презентации ГосНИИ ГА названы среди стабильных игроков. «Мы согласны с мнением о том, что выборочная поддержка перевозчиков нарушает принципы конкуренции и стимулирует неэффективность как субсидируемых компаний, так и отрасли в целом,— передал “Ъ” первый заместитель гендиректора “Трансаэро” Дмитрий Столяров.— Особенно рельефно это видно на примере огромных средств, получаемых некоторыми авиакомпаниями за пролеты зарубежных перевозчиков по транссибирским маршрутам (то есть «Аэрофлотом».— “Ъ”). Использование этих средств в конкурентном рынке приводит к его искажению и должно быть прекращено. Средства должны быть направлены на решение общеотраслевых задач, а получающие их компании должны конкурировать на равных с другими».

Однако не все эксперты согласны с выводами ГосНИИ ГА. Замгендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский полагает, что уход с рынка крупного перевозчика «в той или иной степени почувствуют все остальные»: будет подорван кредит доверия, что может сказаться на стоимости капитала. Да и в «автоматическом перераспределении пассажиропотока» нельзя быть уверенным, добавляет он. Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий считает, что ситуацию на рынке уже невозможно исправить простыми мерами, поэтому отрасли в любом случае придется пережить кризис.

Елизавета Кузнецова (Коммерсантъ)

Advertology.Ru

15.10.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

18.12.2025 - 03:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация