Новости

Конкуренция пересохла

Конкуренция пересохла

ФАС предлагает отрегулировать рынок duty free

Рынок duty free в России монополизирован и закрыт для новых участников, считает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Из всех проверенных ею пунктов пропуска конкуренция обнаружилась только в терминале F аэропорта Шереметьево. Выходом, по мнению ФАС, может стать введение регулирования рынка в части определения платы за помещения и требования проведения конкурсов на право их аренды для магазинов duty free.

ФАС проводила исследование рынка беспошлинной торговли в 2012–2013 годах по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Объектами исследования стали 44 воздушных, 33 автомобильных, девять морских, два железнодорожных и один речной пункт пропуска через границу. Служба установила, что в 2013 году объем реализации товаров через магазины duty free составил 35,6 млрд руб., из которых основной объем — 28,9 млрд руб. (81%) — пришелся на аэропорты. Наименьший объем продаж беспошлинных товаров отмечен на объектах железнодорожного транспорта — только 4,9 млн руб.

Как установила ФАС, конкуренция на рынке duty free в России не развита: в 67 пунктах был обнаружен лишь один оператор беспошлинной торговли, в 14 пунктах — два оператора, в трех пунктах — три оператора, четыре и более оператора были найдены в пяти пунктах. Нормальный уровень конкуренции ФАС отметила только в терминале F столичного аэропорта Шереметьево — ни у одной из восьми организаций, занимающихся там беспошлинной торговлей, не было доминирования (более 50%) в продажах алкоголя, табачной продукции, продуктов питания, парфюмерии и косметики.

«В целом рынки услуг беспошлинной торговли являются закрытыми, вход новых участников на рынок значительно затруднен из-за непреодолимости отдельных барьеров (ограниченное количество площадей для организации магазинов беспошлинной торговли и их неприспособленность к торговле теми или иными товарами)»,— пришла к выводу ФАС. Причины доминирования отдельных хозяйствующих субъектов служба видит в недостаточном количестве пригодных для организации магазинов duty free помещений в пунктах пропуска, притом что собственники таких помещений предоставляют их в аренду без проведения конкурсов или аукционов.

В ФАС считают, что стимулировать развитие беспошлинной торговли нужно путем регулирования законодательства. Это подразумевает, в частности, определение платы за аренду помещений для организации магазина duty free, а также введения обязательных конкурсов и аукционов на право аренды.

По словам топ-менеджера одного из крупных операторов duty free в столичном регионе, отдельные российские аэропорты уже сейчас проводят конкурсы по аренде площадей. «Например, Домодедово такие конкурсы организует уже лет пять по собственной инициативе. Кто дал больше — тот и выиграл. Честнее этого быть ничего не может»,— рассуждает собеседник “Ъ”. Другие аэропорты, по его словам, также стремятся в последнее время переходить на конкурсную основу при определении арендаторов помещений под магазины duty free. Начальник Центра общественных связей Шереметьево Анна Захаренкова сказала, что аэропорт проводит конкурсы на аренду площадей под магазины duty free с 2010 года. «Срок минимальной аренды таких площадей — пять-семь лет»,— уточнила госпожа Захаренкова. Начальник пресс-службы Внуково Елена Крылова, в свою очередь, сообщила, что у аэропорта сейчас есть договоры с пятью операторами duty free, которые работают в двух терминалах, обслуживающих международные рейсы. Заключались ли эти договоры на основе конкурса, госпожа Крылова не уточнила.

По словам одного из участников авиарынка, проблема отсутствия конкуренции в секторе duty free касается больше региональных аэропортов. «В отличие от аэропортов Московского авиаузла, они строились давно и не предполагали большого количества некоммерческих помещений»,— говорит собеседник “Ъ”.

Олег Трутнев, "Коммерсант"
Advertology.Ru

30.05.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

11.12.2025 - 07:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация