Талант или навык? Название для бизнеса
Всякому адекватному человеку ясно, что лучшее название для магазина одежды – «Одежда», строительной фирмы – «СМУ» или «Стройтрест», а для кафе-мороженого – «Кафе-мороженое». Но главное – это понятно и неймеру, если он тоже адекватен и не сформировался эстетически и ментально, гуляючи по томным приморским бульварам в шикарном костюме с золотым отливом.
К сожалению, никакой возможности назвать съестную лавку магазином «Продукты», овощную – «Овощи-Фрукты», а алкомаркет «Вино» давно уже нет. Все простые и вкусные слова куплены-перекуплены, страждущих толпы, да никто, собственно, и не позволит на законодательном уровне.
Стремление же к красоте с брюликами – отличительный признак глухой диковатой провинции, столь характерный для разного рода субъектов нашего с вами Отечества.
Кстати, нейминг для них дело далеко не последнее. Бесконечные плазы, паласы, ривьеры как нельзя явственней отражает вкусы состоятельной или стремящейся стать и выглядеть таковой публики.
Причём срабатывает загадочный механизм: нравится тебе это или нет, но, выходя на определённый уровень потребления, вынужден отказаться от чувства вкуса (если таковое имело место) и подчиниться строгим сословным кич-требованиям.
Или же с достижением всё того же уровня проявляется сокровенное, то, что сидело внутри всегда и боялось выйти? «Райкин Плаза» хрестоматийный тому пример. А ведь казался в советские времена тонким пластичным мальчиком с развитым эстетическим чувством.
Видимо самоощущение себя, как элиты, развязывает самое непотребное. Если оно, конечно, имеется изначально.
Но это вечная категория «Сделайте мне красиво». Есть, однако, и несколько других категорий, вполне преходящих.
1. К счастью, несколько последних лет начинает рассасываться топорная ностальгия по СССР. Почему, к счастью? Потому что слабеет она не по естественной и прискорбной убыли свидетелей того самого СССР, а вследствие явного перебора, бросающейся в глаза неаутентичности и агрессивной безвкусицы как в оформлении самих объектом и товаров, так и в их именовании.
Первое дело – засандалить «СССР» везде, где только можно. Чебуречная СССР, Пельменная СССР, Рюмочная СССР, что там ещё осталось? Или, допустим, «Советские традиции» или чего-нибудь ГОСТ. Мороженое ГОСТ, Пирожное ГОСТ и прочее, причём с непременной визуальной мимикрией под усы тов.Сталина и брови тов.Брежнева. И всё это с качеством, скажем так, от тов.Ельцина.
Народ у нас долго запрягает, но едет потом быстро. Так, разуверившись в своё время в достоинствах продуктов с иностранными и псевдоиностранными названиями (кто помнит теперь лопоухого упырька Вимм-Билль-Данна или Херши-Сидорова?), потребитель начинает уже потихоньку чураться и «советских» наименований, не без оснований чуя под ними бессовестный антисоветский фальшак.
2. Кстати, точно также, стараниями вороватых эффективных менеджеров, которым в своё время отдалась на откуп строительная отрасль, девальвированы все без исключения СМУ, СУ и Тресты, за которыми давно уже видятся километры недостроя и очереди обманутых дольщиков.
3. Следующая категория – «Натурель». Это когда без ГМО, прямо с экогрядок, из экокоровников, с заповедных староверческих скитов или прямиком с предгорий Анд где-нибудь у Замбези. Стерлиговщина, одним словом, но без обязательного крестного знамения. Есть такие особые магазины и особые заведения. Когда в меню вес блюда – это именно вес блюда, то есть явно с тарелкой, а количество нулей в ценнике совершенно произвольно.
Недавнее непреднамеренное посещение одного из таких заведений, кстати, в тот вечер почему-то совершенно пустого, сразило гордым наличием в меню таинственного Каширского петуха, стоившего непомерно и наводящего на мысли то ли о петухе гамбургском, то ли даже о коте чеширском.
Как бы то ни было, нейминг такого рода премиум заведений и лавок вполне приличен, но, увы, шаблонен и пошловат. Это всегда что-то пасторально-фермерское или же само до глубин души поражённое собственной ясностью, простотой и правдивостью, что-то вроде Простой еды, Честной кухни, Натуральной пищи т.п.
Из всего вышесказанного можно вывести одно только правило: нет никаких правил.
Говорят, система Станиславского незаменима для обнесённых большим талантом. С её помощью весьма посредственный актёр сможет не ударить в грязь лицом на каком-нибудь торжественном утреннике, вырулив на твёрдую четвёрку с минусом, а то даже сорвав жидкие аплодисменты.
Но Актёр-Актёрычу система не нужна. Он и так собирает полные залы.
С неймингом примерно то же самое. Не получается – смотри, что делают другие, иди в фарватере пока актуальный на данный момент подход-приём окончательно не замылили, пока модно это, а не другое. И держи нос по ветру: потом, когда речка обмелеет, ищи новый фарватер.
Но можно и по-другому. Не как все. Получается занятно. У непрофессионала, правда, не получится. Талант нужен и навык. Наверное, всё же талант. Или навык.
Так, к примеру, в подмосковном городе Шатуре периодически открываются сетевые магазины товаров для животных. Хорошие магазины. С большим ассортиментом и почти доступными ценами. Открываются и, просуществовав совсем недолго, закрываются. Потому, что народ ходит в один маленький магазинчик со смешным и запоминающимся названием – «Рогатый заяц». Почему заяц и чего вдруг рогатый? А бес его знает.
Мимо московского магазина модной женской одежды WUUDUU тоже не проходят. Смотрят сначала на вывеску и видят странное – шестибуквенное слово написано при помощи одного знака, повторенного семь раз – сначала сдвоенное «U», потом два «U», потом «U», повернутое на 270 градусов и еще два «U». Всматриваются и прочитывают «Вуду». Любопытствуют и заходят первый раз. Дальше – вопрос маркетинга – ассортимента, ценовой политики и сервиса.
Так талант или навык?
07.02.2018
Еще статьи по теме
- На высокой вибрации: бренд интерьерного бюро Space 528 от Fabula Branding - 14.09.2024
- С заботой: нейминг и айдентика для социальных программ сети "Пятёрочка" - 04.09.2024
- hideOUT: стратегия, нейминг, айдентика и креативная концепция продвижения жилого комплекса - 07.08.2024
- ЕЎ&ЕЎ. Разработка названия, платформа бренда, дизайн логотипа, упаковки, брендбук: кейс от PRIMARY - 04.08.2024
- В Scorpydesignstudio придумали уникальное название и концепцию айдентики агентства событий "Череда" - 04.08.2024
- "Добра", по-другому никак: ТМ мясных продуктов от Fabula Branding - 11.07.2024
- Кейс Depot: нейминг и дизайн-система для бренда бытовой химии Dimplax - 26.06.2024
- Брендинговое агентство "Отличности" разработало айдентику для сервиса автопутешествий - 22.06.2024
- Бренд с нуля и рост х3 за пару месяцев, новый кейс рекламного агентства Salmon Graphics - 04.06.2024
- BrandLab разработал пять СТМ по заказу сети "Четыре лапы" - 31.05.2024
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий