Анализ рынков

Общепит в ритейле: нарастающий тренд

Общепит в ритейле: нарастающий тренд

Активное развитие форматов общепита – основной тренд мирового рынка ритейла, набирающий силу и в России. Общепит становится важной составляющей торгового предприятия. Несмотря на кризис, в России наблюдается увеличение затрат потребителей на питание вне дома как альтернативу более дорогих удовольствий, а также переключение на форматы продуктового ритейла с традиционного общепита и фастфуда.

Развитие общепита в ритейле – мировой и российский тренд. Форматы общепита становятся изюминкой, конкурентным преимуществом магазина, точкой притяжения потока покупателей, позволяют более эффективно использовать площади магазина, загрузить кулинарное и кондитерское производство, увеличить торговую наценку. Кафе может стать площадкой для демонстрации и дегустации новых блюд кулинарии. Традиционные для западных магазинов форматы – кафетерий, булочная, кондитерская – интенсивно осваиваются российскими ритейлерами и имеют высокие перспективы. Наблюдается новый тренд – формат in store-кафетерий, активно развиваемый супер- и гипермаркетами, постепенно оттягивающий трафик традиционных ресторанов, кафе, столовых и фастфуда.

Самые динамичные

Неожиданно, но общепит в кризис демонстрирует меньшее падение, чем ритейл. Если в 2015 году торговая розница снизилась на 10%, то рынок общественного питания сократился на 6% (по данным Росстата). Для сравнения: в прошлый кризис ситуация была обратная – в 2009 году оборот продуктовой розницы к предыдущему году упал на 2%, а общепита – на 13%. Почему так сложилось?

«Во-первых, изменилась структура рынка общепита, – поясняет руководитель направления Фудсервис агентства The NPD Group Наталия Аристархова. – Ключевым каналом сегодня является фастфуд, который в 2009 году был гораздо слабее. Фастфуд достаточно устойчив к кризису, так как представлен крупными международными операторами, которые продолжают открывать рестораны и развивать экспансию в регионы; характеризуется достаточно низким средним чеком, поэтому доступен для потребителей, прекративших ходить в традиционные рестораны. Вторая причина – новая формация потребителя. За эти годы вырос и экономически развился сегмент потребителей, для которых питание вне дома – не роскошь, а элемент повседневной жизни».

Общепит в ритейле: нарастающий тренд.

В ритейле даже при сокращении оборота растет продажа готовых к употреблению еды и напитков. Этот сегмент, по данным компании NPD Group, в 2015 году вырос на 4% по отношению к 2014 году. Тем не менее, его доля в структуре оборота продуктового ритейла все еще крайне мала – около 1%, а значит, здесь имеется большой потенциал для роста.

Рынок общепита начал снижаться еще в конце 2014 года (-2% в IV квартале), продолжил падение в 2015 году (-5% в I и II кварталах, -3% – в III, -6% – в IV квартале). Но в 2016 году падение снизило темпы: в I квартале рынок сократился уже на 3%.

В 2015 году единственными растущими каналами общественного питания были фастфуд (+1%) и ритейл, включая заправки) (+4%). При этом ритейл оказался самым динамично растущим сегментом рынка. Средний чек в рознице ниже, чем на рынке общепита (средний чек в рознице – 160 руб., в общепите – 265 руб.), но растет быстрее (прирост среднего чека в рознице составил +7%, в общепите +3%). «Ритейл привлекает потребителей, которые в кризис при снижающихся доходах начинают переключаться с ресторанов и даже фастфуда на готовую еду в торговой рознице», – поясняет Наталия Аристархова.

Форматы и мотивы

В ритейле развиваются два основных формата общепита – питание на вынос и питание на месте, так называемый in store-кафетерий, который составляет уже 16% от всех покупок готовой к употреблению еды.

Заказ в in store-кафетерии отличается от заказа на вынос: если в заказ на вынос входят, в основном, блюда для перекуса (снеки, выпечка, йогурт, фрукты), то при питании в зале чаще приобретаются горячие напитки, десерты и салаты. Средний чек в кафетериях составляет 204 руб., что на 35% выше, чем средний чек при заказе на вынос – 152 руб.

Формат in store-кафетерия также активно развивается на заправках (10% от всего ритейла). Практически все операторы заправок оборудовали зоны, где предлагают горячие напитки, хот-доги, сэндвичи, десерты.

Постепенно меняется мотивация потребителя питаться вне дома. В России ключевым фактором питания вне дома остается удобство (обед на работе, перекус во время прогулки или шопинга, а также нежелание или отсутствие времени приготовить дома) и общение (отметить событие, провести время с семьей, друзьями). Но значимость этих факторов постепенно снижается. Яркий тренд 2015 года на рынке общественного питания – рост фактора удовольствия в мотивации питания вне дома.

«В кризис потребитель отказывает себе в дорогих удовольствиях, компенсируя это «маленькими радостями» в кафе, – говорит Наталия Аристархова. – При снижающихся расходах, упавших впервые в 1999 года, потребитель не может себе позволить дорогие покупки и поездки, перераспределяет траты в пользу немедленного потребления. Общепит оказывается доступным способом побаловать себя и детей, собрать друзей в комфортной обстановке».

В ритейле мотивациив целом схожи с общепитом: основные причины покупки еды в ритейле – удобство и желание поесть. За последний год в ритейл приходит потребитель, которому даже фастфуд становится не по карману.

В Европе ритейл привлекает потребителя удобным расположением, качеством и разнообразим еды, доступной ценой. В России основным фактором выбора пока является лояльность, привычка ходить в определенную точку продаж, однако и здесь наблюдается рост фактора «доступная цена». При выборе ресторана или кафе потребители все больше ориентируются на скидки и промоакции. В 2015 году 41% всех заказов на рынке общепита включал промопредложение или скидку.

Отличительные черты потребителя

Прирост ритейла в кризис обеспечивает самая экономически активная аудитория в возрасте 25-34 года (+21% в 2015 году по сравнения с 2014 годом). Эта группа переключается с традиционных ресторанов на покупку готовой еды. На рынке общепита в целом тренд немного другой – потребитель становится старше, а молодежь сокращает свои визиты, переходя на питание дома: посещения возрастной группы младше 25 лет упали на 9%, 25-34 лет – на 5%. Сокращение аудитории старше 35 лет было самым незначительным (-3%).

Общепит в ритейле: нарастающий тренд.

В Европе и России немного разнится список товаров, покупаемых в ритейле для немедленного потребления. В России на 1 месте находятся продукты для перекуса (снеки, йогурт, фрукты, выпечка, сэндвич), тогда как в Европе в топ-5 попадают также и готовые блюда и десерты. «Связано это с тем, что в Европе сегмент in store-кафетерия более развит, чем в России, – поясняет Наталия Аристархова. – Треть всех покупок готовой еды в ритейле происходит в формате посещения заведения, являющегося прямым конкурентом традиционному рынку общественного питания».

Доля продажи готовой еды в ритейле у нас уже сопоставима с Европой и составляет 13% от всего рынка общественного питания. При этом общие затраты россиян на питание вне дома в разы меньше европейских. В 2015 году среднедушевые расходы на общепит в год в России составили 298 евро, а средний чек – 3,8 евро. Для сравнения – в Великобритании расходы одного человека на питание вне дома в среднем составляют 731 евро, средний чек – 4,7 евро, в Германии – 822 и 6,4 евро (соответственно). Значительная разница связана с тем, что россияне питаются вне дома в 2-3 раза реже, чем жители европейских стран. Средний чек еще недавно в России был сопоставим с Европой, но с обвалом рубля в 2015 году разрыв увеличился. Все это говорит о том, что в России имеется огромный долгосрочный потенциал для роста рынка общепита в целом и развития продуктовой розницы в частности.

Факторы роста

Как именно реализовать этот потенциал? В Европе успех продуктового ритейла на рынке питания вне дома обеспечивается удобным предложением для питания на ходу, доставкой блюд и корпоративными обедами, созданием комфортных зон для питания и общения внутри магазина. Стимулируют продажи специальные зоны с продуктами на вынос у кассы, комплексные меню, горячие готовые блюда, свежая выпечка

Тренд развития доставки и питания на вынос актуален и для российского рынка. В прошлом году оба сегмента показали прирост на падающем рынке (питание на ходу +2 пп, доставка +1 пп). Эти форматы открывают ритейлу новые возможности роста на ближайшие годы.

Помимо доставки у ритейла огромный потенциал в привлечении дневного потребителя – пока доля дневных посещений в ритейле гораздо ниже (37%), чем в традиционных каналах общепита (48%), это свидетельствует о том, что обеденные визиты ритейл генерирует не достаточно хорошо, и здесь есть над чем работать. А помочь тут может именно развитие in store-кафетерия. Сюда на обед будут приходить те, кому не по карману пойти даже в столовую (по данным The NPD Group таких 60% среди регулярных клиентов ритейла). Ключевой фактор для такого потребителя и, соответственно, основная коммуникация ритейлера – привлекательная цена.

Резюмируя перспективы российского ритейла, выделим основные направления развития и рекомендации.

  • В ближайший год продолжится общее увеличение затрат россиян на питание вне дома, вызванное инфляцией, а сокращение доходов будет и дальше стимулировать потребителя переключаться с традиционных на более доступные и современные форматы, в частности, на ритейл.
  • Точки роста продуктового ритейла в России – развитие in-store кафетерия, увеличение присутствия готовых блюд в ассортименте, развитие доставки, создание в магазине комфортной атмосферы для общения и удовольствия.
  • Имеет смысл сделать фокус на возрастную аудиторию 35+, обладающую самой высокой покупательской способностью, но пока не достаточно охваченную. Самым высоким потенциалом тут обладают дневные посещения.
  • Для привлечения потребителя коммуникация должна подчеркивать основное преимущество ритейла по сравнению с традиционными каналами – более доступные цены, выгодные промо и интересные акции.
Валерия Миронова, журнал «Точка продаж»
Advertology.Ru

17.08.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

реклама

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.02.2024 - 07:30
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация