Есть мнение ...

Как англичане делают навигацию для метро и что о ней думают русские

Как англичане делают навигацию для метро и что о ней думают русские

Директор английского агентства City ID о том, как они придумывают транспортную навигацию в Москве, и мнение российских экспертов.

Заниматься системой навигации в метро в октябре 2013 года мэрия пригласила City ID – английскую компанию, которая специализируется на так называемых Wayfinding Systems, «системах поиска пути» в городе. На счету City ID к тому времени уже были готовые проекты пешеходной навигации для Лондона, Нью-Йорка, Бристоля и Бирмингема. Одним из условий работы был переезд в Россию – и на год команда из десяти человек поселилась в Москве. Результатом работы City ID должна была стать единая система навигации на двух языках.

В прошлом году на пяти станциях метро появились первые элементы новой системы – новый знак «метро» на стойке возле станций, новые панели со схемой метро и картами города. В центре станции «Кузнецкий Мост» установили двухметровую стелу, вызвавшую споры в архитектурном сообществе: некоторые сочли ее чересчур броской для исторического интерьера. Полностью навигация в метро заработает к середине 2016 года.

Директор City ID Майк Роулинсон: «Московское метро – иконический бренд, но он недостаточно хорошо продается. Если построить для Москвы бренд такой же силы, как, например, для Лондона, он будет приносить в городской бюджет миллионы долларов. Московское метро имеет потрясающую архитектуру, его станции очень красивы, это настоящие дворцы и памятники определенной эпохи. Но ориентироваться, перемещаясь от одной станции метро к другой, очень сложно. Метро строилось без карт, и схемы московского метро начали появляться только в последние 50 лет. Если в Нью-Йорке и Лондоне архитектура занимает вторичное место относительно графической системы информации, то в Москве мы наблюдаем обратную историю.

Для Москвы критически важно поставить во главу угла в дизайне людей, простых пассажиров. Люди – это настоящие герои, люди занимаются бизнесом, они формируют и развивают Москву. Им нужно помочь в этом, предоставить все необходимые инструменты, услуги. В большинстве случаев наши объекты располагаются вторично по отношению к среде станции – как молчаливый друг, который говорит с тобой, только если он нужен, но все время находится рядом и поддерживает тебя во время твоего пути. Но вместе с тем мы совершили достаточно сильное высказывание, поставив большую стелу в центре станции «Кузнецкий Мост». Мы решили, что этот знаковый продукт подойдет к архитектуре как более современных, так и исторических станций. Он может перезагрузить систему метро и вместе со всей новой информационной системой со временем стать символом Москвы.

Стела в центре станции «Кузнецкий Мост».

Навигация в московском метро – один из самых больших проектов в мире в информационном дизайне. Если система будет работать и у Департамента транспорта будет достаточно амбиций и сил, чтобы использовать наши разработки, чтобы улучшить не только систему московского транспорта, но также систему улиц и публичных пространств, то новая система сможет полностью заменить тот хаос информационных продуктов и сервисов, которые сейчас существуют в Москве.

Мы решили предложить собственный графический язык для Москвы, который отражал бы личность города. Каждый элемент проекта был разработан создан специально для новой системы навигации, в том числе и шрифт – можно сказать, шрифт отражает ДНК города. Графический язык Нью-Йорка произошел из мира метро – позитивное и негативное, черное и белое. Ограниченный спектр черного, белого и серого подходит для этих целей и органично подходит для Нью-Йорка, но это решение не подошло бы для Москвы. Мы захотели предложить более позитивную, легкую версию, даже немного женскую. У Москвы есть богатство архитектурных деталей, город имеет как мужские, так и женские черты, здесь есть определенный уровень мягкости. А еще часть системы навигации была создана для того, чтобы использовать под землей, в пространствах, где нет естественного света. Поэтому мы и подумали, что легкое, светлое цветовое решение окажется лучше. 

В визуальной культуре Москвы нет никого порядка – здесь очень много рекламы, а информация на указателях едва ли сможет кому-нибудь помочь: она, как правило, неполная и некачественная, а иногда и совершенно бесполезная. Множество указателей здесь создавалось без любви, заботы и уважения к людям. Все тратят миллионы на архитектуру, миллионы на строительство дорог, покупку автобусов и трамваев, но не тратят практически ничего на самые важные вещи – чтобы рассказать, как использовать город. Это должно измениться, система должна стать удобной и ориентированной на пользователя. В дальнейшем информационная система может расшириться – чтобы включить в себя культурные институции, музеи, университеты. Важно заниматься дизайном всех этих вещей одновременно – и тогда в результате получится новый информационный бренд Москвы».

Указатель на станции Кузнецкий мост.

Мнение экспертов

Франческо Мария Серрони, урбанист в транспортном консалтинге MIC (работает в Москве и Милане): «Меня немного смущает в работе City ID следующий момент: почему нужно использовать единый метод и стиль для таких городов как Нью-Йорк, Москва и Лондон? City ID – отличная команда, но в работе с совершенно разными городами они повторяют одну и ту же успешную систему навигации. Примерно то же случилось с международными аэропортами со всего мира. Но город это не только транспортный хаб – каждый город имеет собственный язык (в случае Москвы это еще и собственный алфавит). Хорошая навигационная система должна подчеркивать, раскрывать специфическую идентичность места. City ID не делает этого в полной мере для Москвы, а предлагает скорее стандартизированный глобальный язык. Их проект замещает специфические черты московской системы нахождения пути универсальными, вместо того чтобы адаптировать то, что уже есть, для глобальных пользователей. Какой пример я могу привести? Я думаю, мы будем скучать вот по таким вот уникальным решениям». 

Антон Мейк, редактор сайта «Партизанинг», создатель Партизанской карты метро и первой велокарты Москвы: «Новая навигация мне нравится, как и многое другое, что сейчас делает Департамент транспорта в Москве. У нас принято все ругать, так что круто, когда есть что-то, за что можно похвалить. Меня много лет бесила табличка при входе на станции «Чеховская» и «Пушкинская» около первого эскалатора: при первом взгляде стрелка указывала на названия обеих станций сразу, и я много раз уходил не на ту, что мне было нужно. Я даже думал залезть и исправить эту табличку самому, но так этого и не сделал. В прошлом году в метро появилась напольная навигация и теперь, когда я приезжаю в Москву и спускаюсь на «Чеховскую», то я смотрю вниз и радуюсь тому, что меня ничего больше не путает.

Новые таблички выглядят хорошо, но нужно оценивать каждую отдельно, опрашивая пассажиров. Круглый стенд с картой выглядит немного громоздко, активно внедряясь в архитектурную композицию станции. Возможно на некоторых станциях это может быть эффектным решением, но явно не на всех. Картой выходов я ни разу не пользовался, потому что слишком хорошо знаю центр города. Эх, если бы такие карты были в Петербурге, где я живу только пять месяцев! Когда Лебедев выиграл конкурс на разработку карты метро, в проекте была большая карта для вестибюлей с нарисованными парками и большей привязкой к реальной географии города (с неправильно размещенным Измайловским парком). Эта карта так нигде и не появилась. И мне ее не хватает, как и многим другим пассажирам». 

Указатель на станции Кузнецкий мост.

Карина Ивлева, руководитель отдела исследований и проектирования навигационной компании Signbox: «У проекта нет аналогов в России. Уникален он для нас в первую очередь правильным подходом к проектированию системы. Единая система навигации – это прежде всего планирование, а не графический дизайн, как зачастую у нас принято думать. Грамотные исследования и качественный анализ выливаются в удобные и понятные решения. Удачными решениями стали карта с главными достопримечательностями, развернутая по направлению движения человека, нумерация входов и выходов из метро (что, несомненно, облегчит нам жизнь), указание на карте метро схемы движения наземного транспорта для дальнейшего планирования маршрута. 

Что же касается минусов системы, здесь я их вижу в основном в графической части – например, маленький размер шрифта. Верно выстроенная стратегия проекта включает в себя этап пользовательского тестирования и показывает моменты, которые стоит доработать для финальной реализации. Но все это детали по сравнению с грамотно спланированной единой концепцией».

Елена Быкова, главный архитектор проектов архитектурного бюро «Резерв», защитила исследование туристической навигации в институте «Стрелка»: «Круглая светящаяся стойка на «Кузнецком Мосту» сразу бросается в глаза – привычная атмосфера станции стала немного другой. С историческими станциями я бы работала по тому же принципу, что и с рекламой на фасадах исторических зданий в центре Москвы – общий вид интерьера не должен быть нарушен. Сама карта на стойке не очень информативна. Я хорошо знаю этот район, но даже мне было сложно по ней ориентироваться. С одной стороны, много лишней информации – круги, зелень, детализация домов. С другой стороны, можно было бы сильнее выделить дороги и отметить то место, где я нахожусь в данный момент, а главные здания определить скорее общими формами. Достоинство проекта в том, что каждому отрезку пути (переход, выход в город, остановка и т.д.) соответствует отдельный тип стойки. Но при этом не вполне понятно, как они будут работать на переполненных станциях метро в часы пик».

Нонна Хисматуллина, арт-директор коммуникационного агентства «Ясно»: «Стенды выглядят чисто и лаконично, могу отметить качественную шрифтовую работу с той самой буквой М. Ориентация карт по принципу автомобильного навигатора (когда карта ориентирована по ходу движения и в перспективе смотрящего) – очень интересный ход, хотя, конечно же, не новый, как это заявлено. На мой взгляд, это логичнее и удобнее, чем стандартное «север-юг». И показать «трехмерные» архитектурные ориентиры – тоже правильный ход.

При этом качество исполнения кажется ученическим: нет единства элементов в макете, нет гармонии между линиями дорог, подписями, псевдотрехмерными и плоскими иконками. Нет единой толщины линии, нет единой степени детализации объектов. Цветовое решение я бы сделала более определенным – да, оно нежное, легкое и женское, но в условиях визуальной какофонии московских улиц будет выглядеть нечетко, размазанно, невнятно.

Не вполне понятно, как строились мелкие иконографические формы (пиктограммы и стрелки) – где-то есть намеки на принадлежность к новому бренду Мосгортранса, но в основном это стандартные иконки из разных наборов. Общий корень, то есть единый бренд города, – это отдельный, больной вопрос, и, вероятно, в его нерешенности и скрыты многие проблемы.

Круглый стенд мне кажется интересным решением. Возможно, если бы оно было грамотно вписано в панораму «местности» и не единично (то есть все инфостенды были бы круглой формы), это обеспечило бы дополнительный уровень узнаваемости и стало бы действительно «новым московским решением». Сейчас это выглядит декоративно и избыточно, с претензией на архитектурность. Как и в случае с остальными элементами проекта, идея интересная, но реализацию нельзя назвать точной».

Марина Анциперова (daily.afisha.ru)
Advertology.Ru

03.06.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.
Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими...Поколение Z. Смогут ли его представители стать хорошими... (1)
Поколение Z — люди, рожденные после 1995-ого года. Уже сейчас «зетовцы» составляют почти четверть всего населения РФ и, судя по подсчетам прогнозистов, к 2020-ому штат каждой российской компании на 40% будет состоять именно из сотрудников этого поколения. Насколько компетентными и квалифицированными PR-специалистами могут стать эти пока еще очень молодые и даже совсем юные ребята? О перспективах поколения Z в PR рассуждает Дарья Субоч, СЕО коммуникационного агентства SlavaPR.
PR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованиюPR-бюджет в 50 тысяч рублей приводит московский бизнес к разочарованию
Коммуникационное агентство «Со-общение» провело исследование удовлетворенности компаний Москвы и Санкт-Петербурга результатами использования PR как инструмента продвижения своих товаров и услуг.
Как видео помогает сайтам улучшать позиции в поискеКак видео помогает сайтам улучшать позиции в поиске
Специалисты сервиса Rookee провели эксперимент и выяснили, влияет ли видео на ранжирование сайта в поисковых системах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

20.06.2019 - 15:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация