Как англичане делают навигацию для метро и что о ней думают русские

Дата публикации: 03.06.2016
Раздел: Есть мнение ...

Директор английского агентства City ID о том, как они придумывают транспортную навигацию в Москве, и мнение российских экспертов.

Заниматься системой навигации в метро в октябре 2013 года мэрия пригласила City ID – английскую компанию, которая специализируется на так называемых Wayfinding Systems, «системах поиска пути» в городе. На счету City ID к тому времени уже были готовые проекты пешеходной навигации для Лондона, Нью-Йорка, Бристоля и Бирмингема. Одним из условий работы был переезд в Россию – и на год команда из десяти человек поселилась в Москве. Результатом работы City ID должна была стать единая система навигации на двух языках.

В прошлом году на пяти станциях метро появились первые элементы новой системы – новый знак «метро» на стойке возле станций, новые панели со схемой метро и картами города. В центре станции «Кузнецкий Мост» установили двухметровую стелу, вызвавшую споры в архитектурном сообществе: некоторые сочли ее чересчур броской для исторического интерьера. Полностью навигация в метро заработает к середине 2016 года.

Директор City ID Майк Роулинсон: «Московское метро – иконический бренд, но он недостаточно хорошо продается. Если построить для Москвы бренд такой же силы, как, например, для Лондона, он будет приносить в городской бюджет миллионы долларов. Московское метро имеет потрясающую архитектуру, его станции очень красивы, это настоящие дворцы и памятники определенной эпохи. Но ориентироваться, перемещаясь от одной станции метро к другой, очень сложно. Метро строилось без карт, и схемы московского метро начали появляться только в последние 50 лет. Если в Нью-Йорке и Лондоне архитектура занимает вторичное место относительно графической системы информации, то в Москве мы наблюдаем обратную историю.

Для Москвы критически важно поставить во главу угла в дизайне людей, простых пассажиров. Люди – это настоящие герои, люди занимаются бизнесом, они формируют и развивают Москву. Им нужно помочь в этом, предоставить все необходимые инструменты, услуги. В большинстве случаев наши объекты располагаются вторично по отношению к среде станции – как молчаливый друг, который говорит с тобой, только если он нужен, но все время находится рядом и поддерживает тебя во время твоего пути. Но вместе с тем мы совершили достаточно сильное высказывание, поставив большую стелу в центре станции «Кузнецкий Мост». Мы решили, что этот знаковый продукт подойдет к архитектуре как более современных, так и исторических станций. Он может перезагрузить систему метро и вместе со всей новой информационной системой со временем стать символом Москвы.

Стела в центре станции «Кузнецкий Мост».

Навигация в московском метро – один из самых больших проектов в мире в информационном дизайне. Если система будет работать и у Департамента транспорта будет достаточно амбиций и сил, чтобы использовать наши разработки, чтобы улучшить не только систему московского транспорта, но также систему улиц и публичных пространств, то новая система сможет полностью заменить тот хаос информационных продуктов и сервисов, которые сейчас существуют в Москве.

Мы решили предложить собственный графический язык для Москвы, который отражал бы личность города. Каждый элемент проекта был разработан создан специально для новой системы навигации, в том числе и шрифт – можно сказать, шрифт отражает ДНК города. Графический язык Нью-Йорка произошел из мира метро – позитивное и негативное, черное и белое. Ограниченный спектр черного, белого и серого подходит для этих целей и органично подходит для Нью-Йорка, но это решение не подошло бы для Москвы. Мы захотели предложить более позитивную, легкую версию, даже немного женскую. У Москвы есть богатство архитектурных деталей, город имеет как мужские, так и женские черты, здесь есть определенный уровень мягкости. А еще часть системы навигации была создана для того, чтобы использовать под землей, в пространствах, где нет естественного света. Поэтому мы и подумали, что легкое, светлое цветовое решение окажется лучше. 

В визуальной культуре Москвы нет никого порядка – здесь очень много рекламы, а информация на указателях едва ли сможет кому-нибудь помочь: она, как правило, неполная и некачественная, а иногда и совершенно бесполезная. Множество указателей здесь создавалось без любви, заботы и уважения к людям. Все тратят миллионы на архитектуру, миллионы на строительство дорог, покупку автобусов и трамваев, но не тратят практически ничего на самые важные вещи – чтобы рассказать, как использовать город. Это должно измениться, система должна стать удобной и ориентированной на пользователя. В дальнейшем информационная система может расшириться – чтобы включить в себя культурные институции, музеи, университеты. Важно заниматься дизайном всех этих вещей одновременно – и тогда в результате получится новый информационный бренд Москвы».

Указатель на станции Кузнецкий мост.

Мнение экспертов

Франческо Мария Серрони, урбанист в транспортном консалтинге MIC (работает в Москве и Милане): «Меня немного смущает в работе City ID следующий момент: почему нужно использовать единый метод и стиль для таких городов как Нью-Йорк, Москва и Лондон? City ID – отличная команда, но в работе с совершенно разными городами они повторяют одну и ту же успешную систему навигации. Примерно то же случилось с международными аэропортами со всего мира. Но город это не только транспортный хаб – каждый город имеет собственный язык (в случае Москвы это еще и собственный алфавит). Хорошая навигационная система должна подчеркивать, раскрывать специфическую идентичность места. City ID не делает этого в полной мере для Москвы, а предлагает скорее стандартизированный глобальный язык. Их проект замещает специфические черты московской системы нахождения пути универсальными, вместо того чтобы адаптировать то, что уже есть, для глобальных пользователей. Какой пример я могу привести? Я думаю, мы будем скучать вот по таким вот уникальным решениям». 

Антон Мейк, редактор сайта «Партизанинг», создатель Партизанской карты метро и первой велокарты Москвы: «Новая навигация мне нравится, как и многое другое, что сейчас делает Департамент транспорта в Москве. У нас принято все ругать, так что круто, когда есть что-то, за что можно похвалить. Меня много лет бесила табличка при входе на станции «Чеховская» и «Пушкинская» около первого эскалатора: при первом взгляде стрелка указывала на названия обеих станций сразу, и я много раз уходил не на ту, что мне было нужно. Я даже думал залезть и исправить эту табличку самому, но так этого и не сделал. В прошлом году в метро появилась напольная навигация и теперь, когда я приезжаю в Москву и спускаюсь на «Чеховскую», то я смотрю вниз и радуюсь тому, что меня ничего больше не путает.

Новые таблички выглядят хорошо, но нужно оценивать каждую отдельно, опрашивая пассажиров. Круглый стенд с картой выглядит немного громоздко, активно внедряясь в архитектурную композицию станции. Возможно на некоторых станциях это может быть эффектным решением, но явно не на всех. Картой выходов я ни разу не пользовался, потому что слишком хорошо знаю центр города. Эх, если бы такие карты были в Петербурге, где я живу только пять месяцев! Когда Лебедев выиграл конкурс на разработку карты метро, в проекте была большая карта для вестибюлей с нарисованными парками и большей привязкой к реальной географии города (с неправильно размещенным Измайловским парком). Эта карта так нигде и не появилась. И мне ее не хватает, как и многим другим пассажирам». 

Указатель на станции Кузнецкий мост.

Карина Ивлева, руководитель отдела исследований и проектирования навигационной компании Signbox: «У проекта нет аналогов в России. Уникален он для нас в первую очередь правильным подходом к проектированию системы. Единая система навигации – это прежде всего планирование, а не графический дизайн, как зачастую у нас принято думать. Грамотные исследования и качественный анализ выливаются в удобные и понятные решения. Удачными решениями стали карта с главными достопримечательностями, развернутая по направлению движения человека, нумерация входов и выходов из метро (что, несомненно, облегчит нам жизнь), указание на карте метро схемы движения наземного транспорта для дальнейшего планирования маршрута. 

Что же касается минусов системы, здесь я их вижу в основном в графической части – например, маленький размер шрифта. Верно выстроенная стратегия проекта включает в себя этап пользовательского тестирования и показывает моменты, которые стоит доработать для финальной реализации. Но все это детали по сравнению с грамотно спланированной единой концепцией».

Елена Быкова, главный архитектор проектов архитектурного бюро «Резерв», защитила исследование туристической навигации в институте «Стрелка»: «Круглая светящаяся стойка на «Кузнецком Мосту» сразу бросается в глаза – привычная атмосфера станции стала немного другой. С историческими станциями я бы работала по тому же принципу, что и с рекламой на фасадах исторических зданий в центре Москвы – общий вид интерьера не должен быть нарушен. Сама карта на стойке не очень информативна. Я хорошо знаю этот район, но даже мне было сложно по ней ориентироваться. С одной стороны, много лишней информации – круги, зелень, детализация домов. С другой стороны, можно было бы сильнее выделить дороги и отметить то место, где я нахожусь в данный момент, а главные здания определить скорее общими формами. Достоинство проекта в том, что каждому отрезку пути (переход, выход в город, остановка и т.д.) соответствует отдельный тип стойки. Но при этом не вполне понятно, как они будут работать на переполненных станциях метро в часы пик».

Нонна Хисматуллина, арт-директор коммуникационного агентства «Ясно»: «Стенды выглядят чисто и лаконично, могу отметить качественную шрифтовую работу с той самой буквой М. Ориентация карт по принципу автомобильного навигатора (когда карта ориентирована по ходу движения и в перспективе смотрящего) – очень интересный ход, хотя, конечно же, не новый, как это заявлено. На мой взгляд, это логичнее и удобнее, чем стандартное «север-юг». И показать «трехмерные» архитектурные ориентиры – тоже правильный ход.

При этом качество исполнения кажется ученическим: нет единства элементов в макете, нет гармонии между линиями дорог, подписями, псевдотрехмерными и плоскими иконками. Нет единой толщины линии, нет единой степени детализации объектов. Цветовое решение я бы сделала более определенным – да, оно нежное, легкое и женское, но в условиях визуальной какофонии московских улиц будет выглядеть нечетко, размазанно, невнятно.

Не вполне понятно, как строились мелкие иконографические формы (пиктограммы и стрелки) – где-то есть намеки на принадлежность к новому бренду Мосгортранса, но в основном это стандартные иконки из разных наборов. Общий корень, то есть единый бренд города, – это отдельный, больной вопрос, и, вероятно, в его нерешенности и скрыты многие проблемы.

Круглый стенд мне кажется интересным решением. Возможно, если бы оно было грамотно вписано в панораму «местности» и не единично (то есть все инфостенды были бы круглой формы), это обеспечило бы дополнительный уровень узнаваемости и стало бы действительно «новым московским решением». Сейчас это выглядит декоративно и избыточно, с претензией на архитектурность. Как и в случае с остальными элементами проекта, идея интересная, но реализацию нельзя назвать точной».

Марина Анциперова (daily.afisha.ru)
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article136964.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100