Анализ рынков

Потребители реагируют на нынешний кризис не так, как на предыдущие

Потребители реагируют на нынешний кризис не так, как на предыдущие

Жители России жертвуют качеством потребляемых товаров и услуг, а в первую очередь – качеством продуктов питания, на которые в условиях нынешнего кризиса у большинства жителей России приходятся основные расходы. В этом коренное отличие потребительского поведения россиян в нынешний кризис от поведения в кризисы 1998 и 2008-2009 годов. Таков основной вывод исследования, проведенного агентством стратегических коммуникаций ProAct Media.

В прежние кризисы россияне пытались сохранить верность привычному рациону и любимым брендам. Отправляясь за продуктами, потребитель покупал на 100 граммов меньше колбасы или сыра, а также экономил на отказе от «излишеств» в виде разнообразных лакомств, экзотических продуктов, напитков и т.п.

Общим же для прежних и нынешнего кризисов является стремление оптимизировать расходы за счет обращения к услугам более «демократичных» сетей, покупок продуктов по акциям и т.д.

«Один из маркеров кризиса 1998 года стало уменьшение потребления россиянами картофеля в 2 раза, - говорит Глеб Котов, креативный директор ProAct Media. – Причем после кризиса потребление картофеля так и не вернулись на прежний уровень. Россияне открыли для себя новые виды круп, риса и т.п. По сути, тот кризис сделал рацион россиян разнообразнее и способствовал росту культуры потреблений продуктов питания. Кризис 2008-2009 годов особых изменений в структуру и культуру потребления не внес. Нынешний же кризис способствует разрушению культуры потребления, с которой в России и без того было не очень. Помимо обнищания населения тому способствуют «антисанкции». Например, импортный сыр заменил непонятного происхождения отечественный сыроподобный продукт со странным вкусом, под непонятными, порой просто нечитаемыми названиями на иностранный манер. О том, что это преимущественно фальсификат признавать отказывается даже министерство сельского хозяйства. Что и понятно. Это означало бы признание полного провала «импортозамещения». При этом в условиях, когда доверие системе надзора за продуктовым рынком крайне низка, нет доверия и производителям. Основным критерием при выборе продуктов становится цена. В итоге добросовестные производители, в том числе сыров, чьи издержки гораздо выше новоявленных участников рынка, оказываются на грани выживания. Некоторые решают эту проблему просто - начинают «бадяжить».

Потребители реагируют на нынешний кризис не так, как на предыдущие.

Согласно соцопросам, в марте 2015 года почти 58% россиян считали цену определяющим фактором выбора мясной гастрономии. Сейчас, по мнению авторов исследования, этот показатель еще выше. В 2009 году при покупке колбасы ценником руководствовались лишь 44 % россиян.

Анализ потребительского поведения проведен агентством ProAct Media через призму потребления мясной гастрономии не случайно. Мясопереработка – в числе крупнейших секторов пищевого рынка России. До кризиса ежегодный объем его доходил до $20 млрд. Колбаса продукт «понятный» всем россиянам и присутствующий в продуктовых корзинах разных социальных групп, несмотря на то, что именно колбасные изделия чаще всего ассоциируются в массовом сознании с понятием «бадяжить», а производители мясной гастрономии чаще прочих обвиняются в недобросовестности.

В исследовании отмечается, что наиболее популярная маркетинговая стратегия производителей продуктов питания – работа на сиюминутную прибыль. Поведение производителей подобно поведению потребителей. Стратегию сиюминутного выживания наиболее востребованной делают отсутствие уверенности в завтрашнем дне, а главное - отсутствие понимания, когда и чем закончится кризис.

Пока происходящее не вызывает серьезных социальных протестов и массового возмущения бизнеса. Нынешний кризис – это расплата за амбиции России во внешней политике. На фоне доминирующих патриотических настроений, россияне готовы поддерживать политику государства и готовы (во всяком случае, пока) жертвовать ради реализации этих амбиций своим благополучием.

Это еще одно отличие нынешнего кризиса от предыдущих. Неготовность россиян отказываться от привычных продуктов в кризис 2008-2009 годов отчасти была связана с тем, что он был спровоцирован ситуацией в США. Россиянам казалось несправедливой необходимость расплачиваться за ошибки американских заемщиков и их кредиторов. 

28.01.2016

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.
Как в кино: принципы голливудского маркетингаКак в кино: принципы голливудского маркетинга
За пару недель создать ажиотаж вокруг фильма, чтобы все писали о смелом промо, а зрители сметали билеты на премьеру? Маркетинг впечатлений — это искусство, которым Голливуд владеет в совершенстве. Как использовать его принципы в рекламе, рассказывает генеральный директор Mera (by Okkam) Мария Силкина.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

10.10.2024 - 08:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация