Apple Watch сделали ставропольский "Монокристалл" мировым лидером
Ее искусственные сапфиры используются, в частности, для производства Apple.
Российская компания «Монокристалл» признана крупнейшим поставщиком искусственных сапфиров в мире, сообщило на прошлой неделе агентство Sputnik (бывшее «Россия сегодня») со ссылкой на исследование французской компании Yole Development. «Ведомости» ознакомились с копией исследования: «Монокристалл» действительно упомянут в нем как крупнейший по выручке в 2014 г. мировой производитель сапфиров. Этот статус компания сохраняет и сейчас, говорится в исследовании. По данным Yole Development, 20% искусственных сапфиров, которые выпускаются в мире, потребляет Apple: они используются в объективах встроенных в устройства Apple камер, считывателях отпечатков пальцев и экранах часов Apple.
Ставропольский «Монокристалл» – «дочка» многопрофильного холдинга «Энергомера». Владелец холдинга – Владимир Поляков, состояние которого в 2015 г. Forbes оценил в $400 млн (192-е место в рейтинге бизнесменов Forbes). Де-факто, по данным того же издания, «Монокристалл» возник в 1999 г., когда Поляков приобрел банкротившийся ставропольский завод «Аналог», в советское время производивший кремниевые подложки для микросхем. Взявшись за его санацию, Поляков начал изучать направления деятельности «Аналога». Наиболее жизнеспособными ему показались два: производство алюминиевых паст (применяются в солнечных батареях) и подложек из монокристаллического сапфира, которые используются в электронике и служат основой для производства светодиодов.
«Монокристалл» дважды готовил IPO, последний раз – в 2014 г. Разместить планировалось 25% акций: предполагалось, что часть продадут нынешние акционеры, а часть выпустит сама компания. Сейчас процесс приостановлен, говорит Зубова, но в будущем выход на биржу не исключен.
В 2010 г. миноритарным акционером «Монокристалла» стал инвестфонд United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича; в марте 2011 г. он увеличил долю в компании, а в феврале 2012 г. продал ее. Инвестиция была выгодная, говорит близкий к UCP человек, но подробности не уточняет. Представитель UCP от комментариев воздержался.
Другим инвестором «Монокристалла» стала государственная «Роснано»: в 2011 г. она вложила в ставропольский завод 1,18 млрд руб., стремясь помочь ему расширить производство искусственного сапфира и сапфировых подложек для светодиодов и микросхем, а также серебросодержащих и алюминиевых паст для солнечных батарей.
Директор по маркетингу «Монокристалла» Людмила Зубова и инвестиционный директор «Роснано» (инвестирует в том числе вложения в «Монокристалл») Вячеслав Плындин подтвердили «Ведомостям» данные Yole Development. Выручка «Монокристалла» только от производства и обработки сапфиров в прошлом году составила $87 млн, уточняет Зубова, а с учетом продаж алюминиевых паст – $108 млн.
Агентство Sputnik называет «Монокристалл» еще и одним из крупнейших поставщиков сапфиров для Apple Watch. Два года назад о сотрудничестве ставропольского производителя с Apple рассказывал инвестбанкир, готовивший размещение акций «Монокристалла» на бирже. Сейчас факт поставок сапфиров «Монокристалла» для Apple Watch подтверждает один из акционеров компании: более того, «Монокристалл» – один из крупнейших поставщиков Apple в этом сегменте, добавляет он. Например, «Монокристалл» много лет поставляет Apple сапфиры для изготовления линз в камере iPhone, добавляет собеседник «Ведомостей».
Собеседник «Ведомостей», близкий к акционерам «Монокристалла», говорит, что завод рассчитывал поставлять Apple сапфиры и для экранов, но Apple вовсе отказалась делать их на сапфировой основе.
По данным сайта «Монокристалла», 40% его поставок приходится на двухдюймовые пластины (для Apple Watch нужны как раз такие) и 60% – на четырехдюймовые. Партнеров производитель не раскрывает, но 98% продукции идет на экспорт, говорит Зубова. Отрасли, в которых сапфир используется наиболее часто, – производство светодиодов, потребительская электроника, оптика, умные часы, швейцарское часовое производство, перечисляет она.
Представители Apple не ответили на запрос «Ведомостей».
Изначально предполагалось, что главным поставщиком сапфиров для Apple станет американская компания GT. В 2013 г. она заключила масштабный контракт с Apple, а год спустя объявила о банкротстве. Суд постановил, что GT должна выплатить Apple более $439 млн, и компания до сих пор продает оборудование, чтобы расплатиться по этим обязательствам.
Advertology.Ru
24.08.2015
Еще статьи по теме
- Реклама новых продуктов Apple - 23.09.2016
- На глобальном рынке умных часов зафиксировано первое снижение - 01.08.2016
- Семь новых роликов Apple Watch (1) - 12.04.2016
- Геннадий Головкин снялся в рекламе Apple Watch - 06.10.2015
- В России поступили в продажу посвященные Путину Apple Watch - 06.08.2015
- С "Яндекса" снимают Apple Watch - 27.07.2015
- Apple Watch могут появиться в России 31 июля - 21.07.2015
- Apple Watch теряют популярность - 09.07.2015
- Россия не войдет во вторую волну стран, где будут продаваться Apple Watch - 05.06.2015
- Продажи Apple Watch в России стартовали почти одновременно с мировыми - 29.04.2015
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий