Новости

В России начнут выпускать легальные зерновые дистилляты

В России начнут выпускать легальные зерновые дистилляты

С 1 июля в России можно легально производить зерновые дистилляты: виски и самогон. Российские компании, которые раньше не выпускали эти напитки или делали их за рубежом, сейчас договариваются о начале производства в РФ.

С 1 июля в России вступил в силу ГОСТ 55799-2013 «Дистиллят зерновой. Технические условия», легализующий производство любых дистиллированных напитков из зерна — будь то изобретенный в  Британии виски либо традиционный русский самогон. Хотя виски и самогон широко распространены на российском рынке, до сих пор не существовало государственного стандарта для их легального производства в России. Поэтому виски у нас почти полностью импортный (существует только один пример производства виски в России, разрешение было получено еще до создания Росалкогольрегулирования), а самогон — кустарный или импортный (есть примеры промышленного производства российскими компаниями за рубежом). Кто теперь будет производить виски и самогон в России, когда легальные российские напитки появятся на полке и сколько они будут стоить, выяснил РБК.

Самогон из Польши и Прибалтики

Крепкие алкогольные напитки производятся из спиртов, которые можно получить двумя способами: ректификацией или дистилляцией. Ректификация дает спирт более чистый — он хорошо подходит для изготовления водки. Дистилляция дает спирт менее чистый, зато она сохраняет ароматы и вкусы исходного сырья. За эти вкусы и ароматы и ценят виски, коньяк, ром, самогон и проч.

До сих пор в России существовали лишь ГОСТы на производство дистиллятов из винограда — коньяков и бренди. Государственных стандартов на производство зерновых дистиллятов не существовало. Конечно, на нелегальном рынке было много кустарного самогона: по оценке директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, годовой оборот кустарного самогона в России составляет порядка 150–170 млн л. Для сравнения: легальное производство водки в России в 2014 году составило 666 млн л.

Российские предприниматели начали проявлять интерес к промышленному производству самогона с начала 2000-х годов. Например, в 2003 году сотрудники издательского дома «Коммерсантъ» Павел Преженцев, Николай Полуэктов и Алексей Ходорыч основали ООО «Самогон» для промышленного производства самогона. Партнеры планировали выпускать несколько видов напитков под брендом «Косогоров самогон», в том числе и зерновой дистиллят, однако из-за отсутствия ГОСТа не смогли договориться об организации его производства ни с одним предприятием. «Так как ни ГОСТа, ни технических условий на производство зерновых дистиллятов не было, а заявка на разработку необходимой документации по истечении оговоренного законом срока — полугода — могла быть не удовлетворена, мы решили сосредоточиться на выпуске самогона на базе виноградного дистиллята», — вспоминали партнеры в книге «Самогонные хроники». Позже компания «Самогон» стала производить зерновой «Косогоров самогон» в Болгарии. Сейчас этим проектом занимаются уже не основатели: ООО «Самогон» принадлежит Никите Михайлову. В одном из российских интернет-магазинов пол-литра ржаного или пшеничного «Косогорова самогона» сейчас предлагают за 832 руб.

Производство «традиционного русского напитка» за рубежом наладили и другие компании. Компания «Родионов и сыновья» (бренды «Полугар», «Кривач» и др.) делает свои зерновые дистилляты в Польше, компания «Русские оригинальные напитки» (РОН; бренд «Деревенский самогон»)  — в Литве.

Единственный прецедент, когда компания смогла вывести на рынок зерновой дистиллят, произведенный в России, — это виски «Прасковейское». Его с 2008 года выпускает одноименное предприятие в Ставропольском крае, специализирующееся на производстве коньяка. «Производить виски теоретически можно было и без ГОСТа, — рассказывает председатель совета директоров РОН Сергей Чемерисов. — Для этого предприятию достаточно было разработать свои технические условия (ТУ) на напиток». «Прасковейское» зарегистрировало ТУ на напиток в Минсельхозе, тогда еще не существовало Росалкогольрегулирование, и порядок согласования был проще. После того как в конце 2008 года было основано Росалкогольрегулирование, разрешение на выпуск по ТУ нужно было получать уже там. «Эта структура, получая подобные запросы, как правило, сравнивает их с какими-либо существующими нормативами, каковыми, в частности, являются ГОСТы. Пока их не было, и сравнивать было не с чем, и получить разрешение не представлялось возможным», — заключает Чемерисов.

В «Прасковейском» инвестиции в запуск виски в 2008 году оценивали в 10 млн руб. Выводя продукт на рынок, компания сравнивала свой напиток с ирландским виски Jameson (принадлежит Pernod Ricard) и заявляла, что планирует постепенно выйти на выпуск 1 млн л виски в год. Хотя новый продукт был дешевле большинства импортных аналогов, выполнить этот план не удалось. Как рассказал РБК главный экономист предприятия Сергей Авакуменко, сейчас годовые продажи виски не превышают 200 тыс. л, а выручка — около 20 млн руб. Для сравнения: импорт виски в Россию в 2014 году, по данным Федеральной таможенной службы, составил 41,3 млн л, а в деньгах Дробиз оценивает российский рынок виски в 70–75 млрд руб.

Пошло, странно, дорого

Чемерисов из РОН говорит, что готов начать производство самогона в России. По его словам, на выставке «Продэкспо» в феврале этого года РОН вела переговоры с четырьмя компаниями: две из них могут производить спирт-дистиллят, другие две — продукцию на его основе. Чемерисов не называет партнеров, для официальных объявлений о планах нужно сначала получить разрешение РАР. «Родионов и сыновья» не ответили на запрос РБК, связаться с «Самогоном» не удалось.

Единственная компания, заявившая о планах выпустить в России собственный виски по принятому ГОСТу, — Восточно-Европейская дистрибьюторская компания (ВЕДК) Василия Анисимова. ВЕДК — крупный дистрибьютор водки («Путинка», «Столичная», «Московская»). По словам бренд-директора ВЕДК Станислава Кауфмана, компания планирует за счет виски расширить бренд Stoli (принятое за рубежом сокращение для «Столичной»). Главной площадкой для производства виски Stoli может стать московский завод «Кристалл» (производственная площадка находится в поселке Корыстово Каширского района Подмосковья). Сейчас на заводе идет модернизация, после завершения которой, через год, на «Кристалле» можно будет начать производить собственные коньяки и виски, рассказал Кауфман. Получить комментарий на заводе «Кристалл» РБК не удалось.

По словам Кауфмана, ВЕДК планирует размещать на «Кристалле» заказы на производство «напитка на основе виски» и оригинального виски. «Напиток» будет стоить в рознице около 400 руб. за 0,5 л, бутылка виски 0,7 л — около 630 руб. Такая цена должна быть интересна российским покупателям. Из-за девальвации рубля в конце прошлого года цена на импортный виски существенно выросла: если сравнить июнь этого года с июнем прошлого, розничные цены на импортный крепкий алкоголь выросли на 20–25%, оценивал Дробиз. Падение импорта виски за первые пять месяцев этого года по сравнению с прошлым годом составило 35,5%. И популярность стали набирать более дешевые «висковые напитки», писал РБК 10 июля.

Однако российский виски Stoli появится на полках магазинов не раньше чем в 2019 году. Согласно утвержденному ГОСТу, спирты для виски должны быть выдержаны в дубовых бочках не менее трех лет. «Мы хотим делать честный напиток, поэтому наши спирты для виски будут выдерживаться три года, затем купажироваться, — соглашается Кауфман. — Все это не быстрый процесс».

Кауфман хочет создать широкую линейку крепких напитков под зонтичным брендом «Столичная»/Stoli — от классической водки и «вкусовых водок» (с разным цветом и вкусовыми добавками) до коньяка и виски. «Выводя виски Stoli, мы будем делать упор на принадлежность продукта к линейке бренда, а не на стране происхождения, — поясняет Кауфман. — Другие российские производители, которые решат попробовать сделать виски, скорее всего, станут «играть в шотландцев» — то есть придумывать бренд, имитирующий оригинальные напитки. Ведь виски «Завалинка», например, звучит совсем комично. В этом будет их слабость — потребитель настороженно относится к имитации, а нам ничего имитировать не придется».

РБК опросил других крупных российских производителей крепкого алкоголя, не собираются ли они запускать производство виски, но желающих пока не нашлось. «У нас в портфеле есть шотландские марки виски наших партнеров, оригинальные напитки, — сказал вице-президент компании Roust (водка «Русский стандарт», «Зеленая марка») Игорь Косарев. — Российский виски? На мой взгляд, это звучит как-то пошло». «Мы собирались делать собственную марку виски в Шотландии, — рассказал РБК представитель Алкогольной сибирской группы (водка «Пять озер», «Хаски» и др.) Денис Боровик. — Но сейчас все эти планы несколько сдвинулись по срокам. Еще нам предлагали выпускать собственный виски в Белоруссии, но нам показалось это довольно странным проектом: торговать белорусским виски — это репутационные риски, с нашей точки зрения. В ближайших планах мы собираемся запустить линейку традиционных сибирских крепких настоек, но виски не планируем». В «Синергии» (водка «Беленькая», Beluga и др.) на запрос РБК не ответили.

Есть еще один потенциальный производитель виски в России. «Уверен, что инициатором разработки и принятия всех этих ГОСТов был государственный «Росспиртпром», — рассуждает директор школы сомелье Эркин Тузмухамедов. — Этой компании принадлежит почти половина спиртзаводов в России. Если немного по-другому настроить ректификационные колонны, производящие 96-процентный спирт, служащий сырьем для водки, то можно получать спирты меньшей крепости, которые будут соответствовать стандартам спиртов, использующихся при производстве так называемого зернового виски. В «Росспиртпроме» РБК подтвердили, что теоретически ректификационные колонны на спиртзаводах можно «перенастроить» на виски. «Однако таких планов у нас и в помине нет», — говорит источник в компании.

«У нас такое тоже возможно»

Возможно, российских производителей останавливает необходимость крупных вложений. «Запуск подобного производства — это большие инвестиции, — рассказывает источник в крупной алкогольной компании. — Большим игрокам, учитывая затянувшийся спад на алкогольном рынке, сейчас не до инвестиций. Для непрофильных инвесторов это тоже сомнительное вложение: слишком долгий инвестиционный цикл и большие риски». Строительство с нуля завода для производства зерновых дистиллятов потребует больше $10 млн. Самый свежий сопоставимый пример на глобальном рынке — запуск вискокурни компании William Grant & Sons в Ирландии в 2014 году. В длившееся два года строительство вискокурни с производственной мощностью 13,5 млн л в год британская компания вложила 35 млн фунтов ($54,5 млн).

Дробиз из ЦИФРРА считает, что легальные зерновые дистилляты, произведенные в России, не смогут занять большую долю рынка. «Из-за стоимости производства это все равно будут недешевые напитки — от 500 руб. за 0,5 л на полке, — говорит эксперт. — С моей точки зрения, их потолок — 10 млн л, не больше».

Чемерисов из РОН отмечает, что рынок промышленного самогона пока в зачаточном состоянии и конкурентная среда на нем не сформировалась. Кауфман из ВЕДК уверен, что со временем русский виски может составить конкуренцию более привычным в России напиткам. «ГОСТ приняли довольно неожиданно, рынок не был к этому готов, — говорит он. — Пока нет качественной аналитики, нет статистики, и инвестиции кажутся излишне рискованными. Но вполне могу допустить такой сценарий, как во Франции, где местные производители виски, например компания La Martiniquaise, производит качественный французский продукт и его потребление уже на уровне потребления традиционного французского коньяка. У нас такое тоже возможно».

20.07.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 08:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация