Новости

Госдума просит Роскомнадзор проверить шпионские возможности Google

Госдума просит Роскомнадзор проверить шпионские возможности Google

Счетчики посещаемости сайтов дают возможность сторонним компаниям видеть запросы и персональные данные интернет-пользователей.

Персональные данные россиян, материалы обращений граждан в госорганы оказываются доступными для сторонних фирм. Утечка данных может происходить, если на страницах официальных сайтов используются счетчики посещаемости от сторонних производителей — Google, «Яндекса» и др. Об этом говорится в письмах члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, направленных генпрокурору РФ Юрию Чайке, главе Роскомнадзора Александру Жарову и министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Депутат просит проверить защищенность данных граждан от несанкционированного сбора через интернет-счетчики, а также запретить использование на государственных сайтах счетчиков от компаний из недружественных к России стран.

Сейчас многие государственные и муниципальные власти вставляют на свои официальные сайты фрагменты программного кода (от «Яндекса», Google, Liveinternet и др.), которые позволяют увидеть посещаемость отдельных страниц, популярность ссылок (на какую кликают редко, на какую часто), пути движения посетителей по сайту и др.

Согласно данным аналитического портала index.ru из 264 госсайтов счетчики «Яндекса» есть на 52%, Liveinternet — на 35%, Google — на 21% (можно использовать сразу две или более). Эти счетчики можно настроить так, что пользователь их не видит на сайте, их можно увидеть, только посмотрев программный код страницы.

При этом на серверы компаний уходит не только статистика посещений. «Собираются не только параметры запроса пользователя к посещаемому сайту или адрес сайта, с которого произошел переход, но и информация, получаемая от браузера, в том числе о данных, введенных в поля форм, о нажатии на кнопки клавиатуры, кликах «мышки», перемещении курсора, выделении и копировании текста», — отмечает в своем письме депутат.

— Владельцы сайтов с удовольствием ставят счетчики, чтобы знать, кто заходит к ним на страницы и что делает. Происходит взаимный обмен данными, — рассказал «Известиям» Костунов. — Но подобные интернет-счетчики собирают информацию о поведении граждан, которые зашли на портал госоргана и отправляют на удаленный сервер — например, компании Google. Считаю абсолютно недопустимым сбор и отправку на удаленный сервер данных, которые граждане сообщают, например, при получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Также в обращениях россиян в госорганы содержится личная и семейная тайна. 

Костунов приводит пример: на портале госуслуг Москвы в разделе, где идет работа с персональными данными, стоят счетчики «Яндекса» и Google. В департаменте информационных технологий Москвы эту информацию подтвердили.

— Установка этих счетчиков необходима для анализа переходов между страницами, а также с других ресурсов, учета потребностей пользователей, помогает оперативно выявлять проблемы, — рассказывает официальный представитель ДИТ Москвы Елена Новикова. — Никакие персональные данные никуда не передаются, вся аналитика деперсонализирована и доступна только в обобщенном виде. Использование счетчиков — совершенно стандартная практика, которая позволяет лучше понимать посетителей ресурса и подстраиваться под их нужды.

По словам основателя аналитического сервиса index.ru Леонида Филатова, от счетчиков исходит потенциальная угроза, а используют они полученную информацию или нет — это вопрос другой.

— Счетчики Google и «Яндекса» позволяют получать доступ ко всем данным на странице, — рассказывает Филатов. — Например, у «Яндекса» есть функционал, которой делает скриншот страниц и передает его в систему аналитики. Такой же функционал есть у Google. Компании могут заявлять, что не используют эти данные, но они имеют к ним доступ.

По словам директора по информационным технологиям Mail.Ru Group Александра Горного, счетчики могут использовать код двух типов: либо он полностью помещается на страницу сайта, либо его часть подгружается с сервера счетчика. 

— В первом случае данные, передаваемые в систему статистики, строго ограничены и обычно не позволяют персонифицировать пользователя — обычно передается IP-адрес, браузер, разрешение монитора и тому подобное. Если же код подгружается с сервера счетчика, он потенциально может собирать практически всё что угодно, включая и содержимое форм, — говорит Горный. — Что касается нашей системы аналитики — рейтинга Mail.Ru, мы даем возможность установить код обоими способами и надеемся, что в закрытой части сайтов органов госвласти используется первый.

По словам основателя сервиса статистики Liveinternet Германа Клименко, от подгруздки кода с сервера они отказались еще на этапе проектирования своего сервиса. 

В пресс-службе компании «Яндекс» отметили, что вся информация, собираемая счетчиками, хранится на сервера в обезличенном виде.

— Установить по этим данным, кто именно заходит на сайт, невозможно, — отметили в пресс-службе. — Статистику сайта сделать общедоступной может только владелец ресурса, но не владелец счетчика.

В Google не ответили на запрос «Известий».

В своем письме депутат просит Генпрокуратуру провести проверку и дать правовую оценку доступа негосударственных интернет-компаний к указанной информации, а Роскомнадзор и Минэкономразвития — провести проверку госсайтов на предмет защищенности данных. Кроме того, Костунов просит «с учетом известных сообщений Эдварда Сноудена рассмотреть возможность запрета размещения «интернет-счетчиков» на государственных порталах от компаний, находящихся под юрисдикцией стран, проводящих явно недружественную политику по отношению к Российской Федерации».

— На сайте Минэкономразвития России персональные данные пользователей не обрабатываются и не хранятся, соответственно, ни один сервис для создания статистики посетителей получить к ним доступ не может. Виджеты на страницах сайта министерства не используются, — сообщила «Известиям» помощник министра Елена Лашкина. — Всё, что может фиксировать счетчик статистики на сайте Минэкономразвития, — это откуда приходят посетители (с какого сайта или с какой ссылки), как долго они остаются на сайте, где они находятся географически, какие страницы просматривают, к каким разделам обращаются. 

В Роскомнадзоре не стали комментировать обращение Костунова. В Генпрокуратуре не ответили на звонок «Известий».

Владимир Зыков (Известия)

Advertology.Ru

26.05.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.12.2024 - 17:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация