Новости

Насколько велик табачный бизнес Кесаева и Кациева

Насколько велик табачный бизнес Кесаева и Кациева

Megapolis, крупнейший оптовый продавец сигарет в России, приносит $12 млрд выручки в год, следует из оказавшейся у РБК отчетности компании. При этом в 2014-м продажи росли, несмотря на антитабачную политику государства.

Больше «Дикси»

Выручка группы «Мегаполис» в 2014 году выросла на 15,14%, до 506,96 млрд руб. (более $13,1 млрд по среднему курсу ЦБ за прошлый год), говорится в отчетности зарегистрированной в Нидерландах головной компании Megapolis Distribution (копия есть у РБК). Основу выручки — 92,1% всех поступлений, или 466,9 млрд руб. (около $12,1 млрд), — составили доходы от торговли табачными изделиями, этот показатель вырос год к году еще больше — на 16,42%.

Помимо сигарет «Мегаполис» продает целый набор продуктов, включая пиво (например, продукцию компании Carlsberg), чай и кофе («Милагро» и Dilmah), энергетические напитки (Red Bull и Bullit), зажигалки (Cricket, Clippers, Amatti), батарейки (Energizer, Samsung, Kodak), презервативы (Reckitt Benckiser).

Компания ведет операционную деятельность через 330 региональных офисов во всей стране, поставляя продукцию в 160 тыс. торговых точек, говорится в отчетности. Число сотрудников «Мегаполиса» превышает 15 тыс. человек.

Журнал Forbes включал «Мегаполис» в топ-10 частных компаний в России по итогам 2013-го: тогда выручка дистрибьютора была оценена изданием в 442,2 млрд руб. (примерно $13,9 млрд по среднему курсу ЦБ за 2013-й), что соответствовало 8-му месту между «Татнефтью» и «Северсталью».

Масштабы бизнеса «Мегаполиса» ранее можно было оценить с помощью аналитики Nielsen, которая подсчитывала доли производителей на рынке табачных изделий в натуральном выражении. «Мегаполис» является эксклюзивным дистрибьютором двух крупнейших табачных компаний — Japan Tobacco Int (JTI, марки — Winston, Camel, Mevius и др.) и Philip Morris Int. (Marlboro, Parliament, Chеrsterfield и др.), а также занимающего 5-е место Imperial Tobacco Group (Gauloises, West и др.). В марте 2015-го на трех производителей приходилось 67,76%, следует из отчетов Nielsen. В материалах «Мегаполиса» отмечается, что в 2014-м его доля, согласно данным Nielsen, составляла 68,4%.

В 2014-м «Мегаполис» получил чистую прибыль в размере 12,692 млрд руб. против чистого убытка 1,99 млрд руб. по итогам предшествовавшего года, следует из отчетности дистрибьютора. Убыток в 2013 году был «бумажным» — сформировался из-за того, что компания отразила сделку по продаже 40% инвесторам как «выплаты на основе акций», то есть засчитала эту операцию в разделе убытков, оценив в 11,6 млрд руб.

Эти 40%, как сообщала компания в декабре 2013-го, были проданы JTI и Philip Morris (каждой по 20%) за $1,5 млрд (то есть вся компания была оценена в $3,75 млрд) . Владельцем оставшихся 60% акций в отчетности указана Megapolis Investments B.V., контролируемая Игорем Кесаевым и Сергеем Кациевым — их доли равны 66% и 34% соответственно.

Другие активы бизнесменов (см. справку) приносят им гораздо меньшие деньги. Для сравнения, выручка группы «Дикси» (управляет 2338 магазинами «Дикси» и «Виктория»), четвертого по величине продуктового ретейлера в России, в 2014-м была более чем вдвое меньше, чем у дистрибьютора сигарет, — 229 млрд. руб., чистая прибыль — 4,49 млрд руб.

По итогам прошлого года владельцы «Мегаполиса» получили дивиденды в размере около $299 млн. Как следует из отчетности, $88,2 млн достались Philip Morris, $63,3 млн — JTI (акционеры владеют акциями разного класса, поэтому распределение дивидендов на акцию производится с учетом класса акций), $147,5 млн — Кесаеву и Кациеву.

Законы не помешали

«Бизнес «Мегаполиса» — это, главным образом, логистическая составляющая, — рассказывает бывший сотрудник крупной табачной компании, ранее отвечавший за взаимодействие с дистрибьютором. — Они загружают свои фуры на фабриках и развозят сигареты на собственные распредцентры в регионах. Сотрудники табачных компаний отправляют в «Мегаполис» информацию, сколько надо везти сигарет и куда, после чего продукция развозится по точкам». По словам собеседника РБК, производителям очень удобно работать с «Мегаполисом» как с единственным дистрибьютором, потому что тот сразу оплачивает крупные партии сигарет и берет на себя все риски расчетов с розницей.

Продажи сигарет Megapolis Dis­tri­bu­tion в натуральном выражении в 2014-м снизились на 9% к аналогичному показателю 2013-го — это стало реакцией на антитабачную политику государства, говорится в материалах компании. В денежном выражении продажи не сократились из-за роста цен на табачные изделия, подчеркивает дистрибьютор. Из-за принятия «антитабачного закона» «Мегаполису» даже пришлось отказаться от IPO, запланированного с 2011 года.

Первая часть запретов на курение, заложенных в законе № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вступила в силу 1 июня 2013-го, вторая — год спустя. Теперь нельзя курить в большинстве общественных мест — в барах и ресторанах, в поездах дальнего следования, на вокзалах и в аэропортах и т.д. Запрещена реклама табачных изделий в СМИ и открытая выкладка на прилавках, а продажа возможна только в магазинах и специальных павильонах. Все эти меры вкупе с ростом акцизов (в 2014-м ставка увеличилась сразу на 42%, до 800 руб. за тысячу штук плюс 8,5% от розничной цены) привели к падению рынка в натуральном выражении.

Как сообщал РБК в феврале со ссылкой на отчетность Philip Morris, потребление сигарет в России в 2014 году снизилось на 9,2%, до 310,6 млрд штук, или 15,53 млрд пачек. Минздрав еще в октябре 2014-го объявил о сокращении числа курящих людей на 7 млн после введения «антитабачного закона». Данные опроса ВЦИОМ показали, что курит только четверть опрошенных, а в предыдущие годы таких было более 40%.

19.05.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

19.12.2025 - 15:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация