Анализ рынков

Кризис расширил торговые площади

Кризис расширил торговые площади

На рынке продовольственного ритейла ускорилась консолидация.

К концу I квартала 2015 г. торговые площади, занимаемые российскими розничными сетями, расширились на 496 000 кв. м по сравнению с показателем годичной давности. Такая статистика приводится в «Рейтинге крупнейших торговых сетей FMCG» аналитической компании Infoline. Аналитики Infoline отслеживают динамику развития 130 крупнейших продовольственных ритейлеров с оборотом от 3 млрд руб.

За последние несколько лет это рекордный квартальный прирост, констатируют авторы рейтинга. В январе – марте этого года продовольственные магазины ввели почти вдвое больше новых торговых площадей, чем в этот же период прошлого года (подробнее динамику торговых площадей см. в таблице).

Почти весь прирост площадей пришелся на десятку крупнейших российских продовольственных ритейлеров (подробнее см. график ). А два лидера рынка – «Магнит» и X5 Retail Group (владелец сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») – за три месяца этого года открыли вдвое больше торговых площадей, чем вся десятка крупнейших ритейлеров в I квартале 2014 г. Площади двух крупнейших ритейлеров расширились за квартал на 251 600 кв. м, а торговые пространства 10 лидеров рынка год назад – лишь на 118 900 кв. м.

Это реакция крупных участников рынка на экономический кризис, не сомневается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Инвесторы ждут от ритейла не высокой маржи, а сохранения роста бизнеса, считает он. Крупнейшие сети сделали выводы из кризиса 2008–2009 гг. – тогда такого расширения торговых площадей не было, вспоминает он.

Наиболее активно расширяются сети магазинов «у дома» и дискаунтеры. Гендиректор и основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий еще в начале года обещал, что рост сети этой краснодарской компании будет в 2015 г. рекордным – появится более 2090 новых магазинов разных форматов. Это сопоставимо со всей сетью группы «Дикси» (2195 магазинов «Дикси» и супермаркетов «Виктория» на конец 2014 г.). За январь – март «Магнит» успел расширить сеть на 409 магазинов, а торговые площади – на 21,6% до 3,73 млн кв. м. Сеть X5 Retail Group приросла за это время на 156 магазинов (все вновь открытые минус закрытые), нарастив торговые площади на 20,1% до 2,68 млн кв. м.

«Дикси» в течение I квартала открыла 143 магазина в формате «у дома», ее торговая площадь выросла на 26% до 788 000 кв. м. За весь год ритейлер намерен открыть не менее 500 новых магазинов, говорит представитель «Дикси» Екатерина Куманина: «Мы не меняли планы, результат I квартала подтверждает их реалистичность». В частности, компания воспользовалась кризисной ситуацией на рынке аренды, рассказывает Куманина, хотя «нельзя сказать, что аренда существенно подешевела или что резко выросло предложение помещений, особенно в столицах».

«Ашан» за первые три месяца почти выполнил годовой план, открыв семь гипермаркетов из 10 планируемых. Его торговые площади расширились за это время на 9,4% до 812 700 кв. м, говорит представитель «Ашан России» Мария Курносова.

Продовольственные сети, а особенно те, что работают в нижнем ценовом сегменте, чувствуют себя увереннее всех прочих ритейлеров и активно развиваются, констатирует начальник департамента торговых площадей консалтинговой компании JLL Татьяна Ключинская. Площади, освобождающиеся после выезда других ритейлеров, зачастую забирают себе именно продуктовые сети, отмечает она.

«Крупнейшие компании не испытывают финансовых сложностей, и мы, регионалы, все это ощущаем на себе», – говорит председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (возглавляет калининградскую торговую сеть «Семья»). У покупателей стало меньше свободных денег, падают продажи высокомаржинальных товаров, так как потребитель выбирает товары по акции и это снижает маржу ритейлера, перечисляет он. Рентабельность небольших сетей в этом году снизилась в среднем на 2 п. п., говорит Пономарев, и, учитывая, что их средняя рентабельность по чистой прибыли составляет около 4%, эти 2 п. п. «очень болезненны».

В рознице резко ускоряется консолидация рынка, говорит Бурмистров. До сих пор аналитики, наоборот, называли российский розничный рынок фрагментированным: доля его пяти крупнейших участников в общем обороте – всего 20%, тогда как, например, в США – 45%, а в Германии – 69% (данные отчета X5 Retail Group за 2014 г.). «Пока ужесточение конкуренции на рынке не привело к массовым закрытиям небольших розничных сетей, но к концу года мы уже можем увидеть это», – прогнозирует Бурмистров.

Небольшие региональные сети вне зоны риска, если они не закредитованы, возражает Пономарев: «Совсем трудно компаниям с оборотом 1–2 млрд руб. в год, а игрокам с оборотом от 5 млрд руб. ничего не угрожает: поживут на маленькой марже год-два, ничего страшного».

Тем не менее некоторые региональные торговые сети уже столкнулись с серьезными проблемами, исками о банкротстве и были вынуждены закрыть торговые точки. Например, пермская торговая сеть «Добрыня» к началу 2015 г. закрыла 10 из 17 магазинов, а еще в конце 2014 г. один из ее поставщиков подал иск о ее банкротстве. В начале февраля стало известно о закрытии 14 магазинов сети «Посадский» в Тольятти, а к концу марта компания, управляющая этой сетью, запустила процесс самоликвидации. В начале апреля один из арендодателей подал иск о признании банкротом ООО «Элемент-трейд» – головной компании уральской сети «Монетка».

Сложности с выплатами партнерам возникают и у крупного регионального ритейла. В начале апреля судебные приставы арестовали 54 единицы техники сибирской розничной сети «Компания Холидей» в обеспечение иска на 4,6 млн евро от «МАН трак энд бас рус» (официальный дилер MAN в России). 17 апреля суд утвердил мировое соглашение между сторонами.

Наталья Ищенко (Ведомости)

Advertology.Ru

24.04.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Эффективность рекламы: что продает и что произойдетЭффективность рекламы: что продает и что произойдет
За многие годы существования рекламы как индустрии, у рекламщиков сложился ряд убеждений, которые считаются истинными и принимаются, по умолчанию, при разработке кампаний. Некоторые из этих убеждений существуют давно, а некоторые, совсем “молодые”, рождаются с появлением и развитием новых форматов и технологий. Но сегодня всё так быстро меняется, что и они могут уже очень скоро потерять свою актуальность. И это, кстати, также еще одно новое убеждение. Попробуем разобраться в истинности расхожих рекламных установок и в том, как они работают в коммуникации.
Сдуло шлюпку, как скорлупкуСдуло шлюпку, как скорлупку
Пресс-служба спасателей Ставрополья три года пишет заголовки в рифму.
Чего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumphЧего действительно хотят женщины? Исследование #TogetherWeTriumph
Ведущий бренд нижнего белья Triumph, более 130 лет поддерживающий женщин во всем мире благодаря своим функциональным бра, провел глобальное исследование среди женщин, чтобы узнать, что придает им уверенность в себе, вдохновляет и открывает возможности каждый день.
Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...Кейс салона "Амрита": как запустить программу лояльности за...
Принято считать, что запуск программы лояльности — долгий и затратный процесс. Для крупного бизнеса это действительно так: нужно закупить сканеры, изготовить пластиковые карты, установить программное обеспечение на сервера, обучить кассиров, системных администраторов и аналитиков.
Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...Сервисам контекстной рекламы хотят запретить отслеживать запросы в...
Госдума может рассмотреть возможностьзапрета для сервисов контекстной рекламы и агрегаторов новостей отслеживать пользовательские запросы в интернете. С таким предложением выступил зампредседателя Комитета Госдумы по информполитике Андрей Свинцов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.
ДИЗАЙН и РЕКЛАМАДИЗАЙН и РЕКЛАМА (1)
Выставка рекламной индустрии "ДИЗАЙН и РЕКЛАМА" проходит 22-й раз с 12 по 15 апреля 2016 года в Центральном Доме художника на Крымском Валу. 
Художник-археологХудожник-археолог
ГЦТМ имени А. А. Бахрушина открылась выставка «Кирилл Данелия. Новая археология» — проект, в центре внимания которого Кирилл Данелия, как художник и коллекционер. 

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

23.09.2018 - 12:44
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация