Новости

Дистрибуторы электроники договорились обелить импорт

Дистрибуторы электроники договорились обелить импорт

Это не приведет к заметному росту цен, уверяют участники рынка.

Около 10 крупнейших российских IT-дистрибуторов в пятницу подписали хартию о переходе на прозрачные схемы импорта электроники в Россию, сообщил президент Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев. Подписание хартии «Ведомостям» подтвердили вице-президент группы компаний «Ланит» Филипп Генс (дистрибуторы diHaus, «Треолан» и CompTek), президент OCS Distribution Алексей Калинин и старший вице-президент компании «Марвел-дистрибуция» Константин Шляхов. Представитель Merlion отказалась от комментариев. Запрос в DNS остался без ответа.

АПКИТ несколько лет призывала рынок обелить импорт, процесс ускорился в конце 2014 г., когда к делу подключилась Федеральная налоговая служба (ФНС), говорит Комлев (см. врез).

Козырная карта

Некоторые крупные дистрибуторы IT, бытовой техники и электроники представляют собой «облако из маленьких фирм с колоссальными потоками, с низкими ценами импортируемой продукции, сомнительными схемами ввоза оборудования и его растаможивания», объяснял Егоров. Из-за занижения цен ввоза бюджет недополучал НДС и импортную пошлину, потом товар проходил через цепочку фирм, одна из которых не платила НДС, а затем цена «восстанавливалась» в рознице. Изучив схему работы одного из дистрибуторов, налоговики осенью 2014 г. встретились с его руководителями и разложили огромную карту: на ней была нарисована схема из «облака» фирм, через которые шли поставки и финансовые потоки. Изучив ее, собственники дистрибутора согласились изменить схему работы, а также поработать со всем рынком, чтобы он «прошел некую очистку», рассказывал Егоров. Самому дистрибутору доначислено более 1 млрд руб.

Из-за серого импорта бюджет ежегодно недополучал миллиарды рублей, говорит замруководителя ФНС Даниил Егоров. Руководитель одного из дистрибуторов оценивает экономию от схем в 5–15% отчислений.

Дистрибуторам придется платить больше, зато будет создана «новая налоговая среда и культура уплаты налогов» и рухнет баррикада между налоговой и налогоплательщиками, отмечает Егоров: появится понимание того, «что у ФНС нет и не может быть к тебе никаких вопросов, позволяет абсолютно законно спрашивать у контролера, почему кто-то ведет себя недобросовестно».

Государству не всегда хватало ресурсов контролировать рынок, поэтому компании приняли решение о саморегуляции, говорит Комлев. Нельзя было перейти на прозрачные схемы, если бы об этом договорились всего несколько компаний, остальные получили бы конкурентное преимущество в виде более низких цен, объясняет он. Хартия позволит выявлять компании, пытающиеся получать конкурентные преимущества за счет уклонения от «прозрачного» декларирования товаров при импорте или за счет уклонения от уплаты налогов, соглашается Шляхов. Большие игроки поведут за собой остальных и рынок самоорганизуется, говорит Калинин. Не принявшие хартию компании столкнутся с двойными проблемами – со стороны подписавших ее компаний и со стороны ФНС, предупреждает он.

Таможенная служба (ФТС) получит список согласившихся с хартией компаний, и те, кого в нем не окажется, будут пользоваться повышенным вниманием таможенников – такая идея известна Генсу. Подписанты также смогут сообщать о серых схемах комитету АПКИТ по этике, чтобы принимать решение о воздействии на нарушителя.

Легальный импорт предполагает уплату таможенного НДС (18%) и таможенной пошлины (для смартфонов – 5%), объясняет директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. По ее данным, в 2014 г. в Россию ввезено 25 млн смартфонов общей стоимостью 245 млрд руб., 5,3 млн ноутбуков на 115 млрд руб. Полное обеление импорта не вызовет роста конечных цен товаров на сумму таможенных платежей, поскольку у серого импорта тоже есть своя себестоимость, в том числе связанная с коррупционными издержками, уверен Гуськов.

Велика вероятность, что цены не вырастут вовсе, особенно на товары китайских производителей, продолжает Гуськов. После легализации компании вынуждены будут уменьшить свою маржу – в сравнении с привычной маржей серого импорта.

Конечные цены на продукцию вряд ли вырастут, поскольку значительная часть рынка и так работала по-белому, соглашается Генс. Они намного больше зависят от курса доллара, чем от схемы импорта, говорит Шляхов: цены могут измениться незначительно либо совсем не измениться.

Сотрудник одного из вендоров знает, что лишь 7% повышения с декабря конечных цен на гаджеты его компании пришлось на обеление схем импорта дистрибуторами.

Действующие с этого года новые правила электронного декларирования НДС позволяют эффективно администрировать сбор налогов, отмечает Шляхов. ФНС может проследить изменение цены по каждой единице товара от границы до конечного покупателя и увидеть уплаченные налоги и потерянную добавленную стоимость и прибыль, говорит Калинин. «Нам положили на стол всю схему потоков компании за многие годы, дальше вопрос был только во времени, которое нужно было ФНС для сбора документов, чтобы доначислить НДС. Если бы они пришли, имея сегодняшнюю систему отчетности, то закончили бы проверку за неделю», – говорит человек из крупной IT-компании. Он уверен, что после крупных игроков ФНС переключится на более мелкие компании и на заказчиков.

Месяц назад на встрече с дистрибуторами Егоров говорил, что разрабатывающаяся ФНС модель поведения не ограничивается рынком электроники и бытовой техники – она будет действовать на всех рынках России, сообщается на сайте ФНС.

«Эти ребята из налоговой действительно сделали умную систему, которую будут масштабировать на другие рынки, они нацелены на фармацевтическую и ювелирную отрасли, а потом и на остальных», – знает человек из крупной IT-компании.

Павел Кантышев, Анастасия Голицына (Ведомости) Advertology.Ru

06.04.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Уже 42% москвичей полностью игнорируют телевизорУже 42% москвичей полностью игнорируют телевизор
За последние семь лет каждый десятый москвич перестал включать телевизор. По данным свежего опроса Superjob, в 2025 году почти половина горожан его уже полностью игнорируют.
Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...Личный бренд - это тренд: публичный имидж развивают 40% российских...
Развитие личного бренда постепенно превращается в неотъемлемую характеристику успешного руководителя. Как выяснили эксперты hh.ru и коммуникационного агентства FAVES Communications, сразу 40% управленцев разного уровня уделяют внимание своей публичности и имиджу в профессиональной среде. Еще 28% хотели бы это делать, однако пока к этому не приступили по разным причинам.
Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...Медиаинфляция в fashion-индустрии: за последний год стоимость клика...
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе фешн-направления (одежда, обувь, аксессуары).
Бьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламуБьюти-рынок столкнулся с ростом затрат на рекламу
E-Promo Group представила ежеквартальный отчет по динамике уровня медиаинфляции в performance-каналах в разрезе косметики и парфюмерии.
ИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламыИИ-видео: как искусственный интеллект меняет производство рекламы
ИИ-видео революционизируют рекламу! Узнайте, как нейросети создают низкобюджетные ролики с высоким качеством

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

18.12.2025 - 13:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация