Анализ рынков

Россияне стали лучше одеваться

Россияне стали лучше одеваться

При этом в прошлом году ухудшилось восприятие россиянами качества своего питания.

Известный тезис Светланы Курицыной («Мы стали более лучше одеваться») подтвердили многолетние исследования Института социологии РАН. Так, в 2014 году зафиксировано рекордно низкая с 1994 года доля россиян, не удовлетворенных своей одеждой и обувью — 8,1%. В то же время доля тех, кто позитивно оценивает свой внешний вид, — максимальная с 2003 года, 33%. При этом в прошлом году максимальные оценки россиянами в целом своей жизни (36–37% счастливы), при этом немного ухудшилась ситуация с питанием.

Масштабное исследование Института социологии РАН «Российское общество и вызовы времени» об удовлетворенности россиян своей жизнью, с которым ознакомились «Известия», охватило два российских мегаполиса, 19 иных субъектов РФ, крупные города и села. В опросах приняли участие 4 тыс. россиян в возрасте 18 лет и старше. В 2014 году проводилось два среза — в феврале и октябре, после присоединения Крыма и с участием жителей полуострова. Среди факторов удовлетворенности жизнью социологи выделили семейные отношения, наличие друзей, оценки ситуации с питанием, одеждой, удовлетворенность жилищными условиями, социальным статусом и материальным положением. «Хребты» исследования строились на двух полярных группах: отрицательных и положительных ответах, остальные респонденты за скобками. Для анализа использованы собственные данные Института социологии РАН и Центра социального прогнозирования Франца Шереги.

Среди базовых потребностей краеугольными учеными признаны потребности в питании и одежде — причем одежда даже важнее, указывают социологи. Социологи поясняют, что в последние годы в нашем обществе началась «стигматизация» бедных — формирование их портрета как портрета андеркласса, отличающегося от остального населения страны не только уровнем доходов, но даже внешне. То есть сейчас «встречают по одежке» — куда более тщательно ее разглядывая, чем, например, лет 20 назад.

— Большинство бедных, считающих, что им приходилось сталкиваться с дискриминацией, связывают ее именно со своим внешним видом и «бедной одеждой», — пишут социологи. — Самоощущение своего статуса в обществе очень важно для россиян. Для активной неудовлетворенности своей жизнью в сегодняшней России необходимо, чтобы человек считал плохим и свой статус в обществе, и материальное положение, и ситуацию с наиболее наглядным их маркером — одеждой, и ситуацию на работе, и свои возможности проведения досуга и отпуска, и возможности самореализации в профессии для получения необходимых знаний.

Ситуацию с одеждой и обувью, несмотря на позитивный тренд последнего десятилетия, россияне оценивают скорее умеренно, нежели эйфорично. Доля населения, оценивающая свою ситуацию с одеждой и обувью как хорошую, в современной России относительно невысока (30,1%), а доля оценивающих ее как плохую даже в 1,5 раза выше, чем активно недовольных своим питанием. Как отмечается в исследовании, перелом в области ситуации с одеждой и обувью произошел у россиян не в 2001 году, как в ситуации с оценками своего питания и жизни в целом, а лишь в последние годы, перед кризисом 2008–2009 годов. Второй перелом пришелся на 2010–2011 годы, затем ситуация законсервировалась на достаточно низких уровнях удовлетворенности. Доля россиян, которые высоко оценивают свою ситуацию с одеждой и обувью, с 1994 года выросла с 13,1% до 30,1%, а процент недовольных своим внешним видом россиян упал с 27% до 8,1%. 

— Для категории питания характерно заметное повышение негативных оценок над хорошими в 1990-е годы, качественное изменение ситуации с 2001 года, устойчиво высокие показатели в последние годы хороших и устойчиво низкие показатели плохих оценок. — отмечают социологи. Так, с 1994 года доля тех, кто оценивал свою ситуацию с питанием как хорошую, выросла с 22% до 40,90%, а доля тех, кто считал ситуацию плохой, снизилась в четыре раза, с 20% до 5%.

Директор ФГБНУ НИИ питания Виктор Тутельян сказал «Известиям», что за последние 25 лет существенных изменений рациона питания россиян не произошло. Он отмечает, что единственные изменения коснулись доступности продуктов.

— Главная проблема питания россиян — в потреблении продуктов с избыточной долей жира. Мы, к сожалению, много едим, как и раньше, колбасных изделий (сосиски, сардельки), которые содержат много жира. Это тянет за собой избыточную массу тела и ожирение. В среднем от общей калорийности рациона жир составляет 33–34%, а в Центральном регионе до 37%, а нужно меньше 30%. Кроме того, едим недостаточно растительного масла, заменяя его сливочным, — говорит Тутельян. Также за последние 15 лет резко упало потребление фруктов и ягод.

— Реальные доходы населения росли до самого последнего времени. Потребление одних продуктов питания растет, других падает, но это не тот уровень проблем, который всерьез способен изменить восприятие населением своей жизни, — сказала в беседе с «Известиями» один из авторов исследования Наталья Тихонова. — К тому же эти тенденции начали активно развиваться уже после октября 2014 года, когда проходил опрос. Правда, четверть века работая с массивами данных, я уверена, что показатели удовлетворенности и сейчас не изменились в худшую сторону.

Тихонова и ее коллеги пишут, что «для оценок своей жизни в целом играет значительно большую роль не уровень доходов, а субъективная удовлетворенность человека своим материальным положением». Эта удовлетворенность складывается из базовых факторов: питание, одежда и обувь, жилищные условия, отношения с друзьями, в семье и пр.

 Доля россиян, позитивно воспринимающих свою жизнь, за 20 лет выросла с 14% до 36,2%, а негативно — сократилась с 20% до 5%. Более того, удовлетворенность россиян жизнью в последние годы держалась как никогда ранее на высоком уровне.

— Период с февраля по ноябрь 2014 года характеризовался резким ростом цен, курсов валют, нагнетанием международной напряженности, возникновением в обществе ощущения высокой вероятности дальнейшего ухудшения экономической ситуации, — поясняют авторы ухудшение показателей в течение прошлого года. — Однако на деле изменения в этой области оказались незначительными. Оценки «хорошо» превышали у россиян по распространенности оценки «плохо» по большинству аспектов их повседневного бытия, и лишь 5,3% наших сограждан оценивали осенью 2014 года свою жизнь как плохую.

Отношения в семье и с друзьями в течение прошлого года, например, не менялись. По мнению социологов, за ростом удовлетворенности отношений с друзьями стоит общий рост интегрированности россиян в социум. Так, с 1994 года доля тех, кто оценивал свои отношения с друзьями как хорошие, выросла с 42% до 55%, а доля тех, кто считал ситуацию плохой, снизилась с 10% до 4%.

С 1994 года доля довольных своим жилищем выросло с 26% до 33,9%, а доля недовольных снизилась с 25% до 11,6%.

— Последние годы характеризовались как никогда высоким показателем довольства россиян жилищными условиями, который, однако, присущ лишь трети населения. Под хорошими условиями россияне подразумевают обычно отдельное благоустроенное жилье, где на каждого человека приходится более 12 кв. м общей площади, а под плохими — отсутствие отдельного жилья или его тесноту (менее 10 кв. м общей площади на человека), — отмечается в исследовании. 

Число неудовлетворенных своим социальным статусом россиян в последние 15 лет, несмотря на некоторые колебания, показало нисходящий тренд. С 2001 года их число сократилось с 17% до 7%. Более трети россиян (35%) довольны своим положением в обществе. Их число с 2001 года выросло вдвое.

Профессор РГГУ, доктор психологических наук Александр Булгаков подчеркнул, что на позитивные оценки россиян оказали существенное воздействие средства массовой коммуникаций и масса внешних факторов, которые в этом году были очень сильными.

 — Ментальность, культура, религия; в последний год все прикованы к войне, которая идет на границе с Россией. Она сильно мобилизовала людей. А дальше нужно раскрывать особенности каждого из нас. Люди по-разному определяют счастье. Для кого-то это равновесие, а для кого-то счастье — это движение. Кто-то умеет формулировать цель в задачи и решать их, а большинство просто течет по волнам своей памяти и не чувствуют необходимости использовать возможности, которые им дает среда, — считает Булгаков.

Руководитель сектора социальной мобильности Института социологии РАН Михаил Черныш считает, что высокие оценки удовлетворенностью своей жизнью люди делают исходя из памяти о 1990-х годах.

— Показатели кризиса начинают работать на сознание людей по прошествии времени. Обычно россияне сравнивают обобщенные показатели своей жизни по отношению к обобщенным показателям отдаленного прошлого или предшествующего периода. Это может быть период 1990-х годов или начало 2000-х годов. По сравнению с той эпохой, конечно, стало лучше. Даже сейчас, когда мы переживаем кризис, ситуация лучше той, что была в 1990-х годах. Тогда был полный развал, нищета, а в некоторых регионах были признаки голода. Люди это запомнили и фиксируют нынешнее относительное благополучие на фоне неблагополучных времен, — говорит социолог. — Внутренний, исторический фактор является более важным для оценок россиян, чем внешний. Страны, с которыми граничит Россия, очень разные. На Востоке есть Китай, экономика которого растет по 7,5% в год. В Финляндии, Польше, Прибалтике на общем фоне тоже все относительно благополучно. А есть Украина, которая находится на грани банкротства. Это очень разные показатели для сравнения. Поэтому временная протяженность в этом случае важнее. Важнее то, кем мы были и кем мы стали сейчас. Благополучие в момент не потерять. Например, накануне Нового года, в разгар кризиса, люди скупали по несколько плазменных телевизоров. Расхватывали не макароны и соль, а айфоны, телевизоры, сложную технику, кухонное оборудование. Это совсем другой уровень потребления по сравнению с 1990-ми и началом 2000-х годов.

Александр Колесников (Известия)

Advertology.Ru

30.03.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 22:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация