Новости

Министр связи предложит правительству взять рунет под контроль

Министр связи предложит правительству взять рунет под контроль

Как стало известно "Ведомостям", Николай Никифоров подготовил доклад о суверенитете российского интернета.

В апреле министр связи Николай Никифоров выступит в правительстве с докладом, посвященным суверенитету российского интернета, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с содержанием этого доклада, и подтвердил близкий к Минкомсвязи источник. Никифоров предложит правительству ряд мер, цель которых – защитить рунет от внешних атак и сделать так, чтобы государство могло более серьезно регулировать эту сферу. Часть описанных в докладе мер должны быть реализованы до декабря 2015 г., другая часть – до середины 2016 г.

Один из источников «Ведомостей» говорит, что выступление министра назначено на 2 апреля. Знакомый министра это подтверждает, но не исключает, что доклад может быть снова перенесен. Оба собеседника знают, что 24 марта доклад Никифорова рассматривался на закрытом заседании у заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича и был одобрен к рассмотрению в правительстве. Представители Дворковича и Минкомсвязи отказались от комментариев.

Меры, которые предлагает Никифоров, разделяются на технические и регуляторные. Например, Минкомсвязи предлагает государству более серьезно регулировать работу коммерческих компаний, управляющих критическими элементами инфраструктуры связи. Это может быть сделано «путем их перехода под прямое государственное управление», следует из доклада министра.

О каких именно компаниях идет речь, неясно: теоретически под это определение попадает любой крупный оператор. Человек, близкий к авторам доклада, говорит, что критерии того, что является критической инфраструктурой и какие компании попадают под такое определение, еще предстоит выработать. Но вряд ли это коснется коммерческих операторов, считает он.

Никифоров предлагает передать под контроль государства точки обмена трафиком (это площадки, организующие соединение сетей разных операторов и обмен трафиком между операторами) и внедрить на них систему мониторинга трафика. Близкий к авторам доклада источник объясняет: речь идет не о мониторинге контента, а о системе, которая могла бы оперативно отслеживать неисправности сетей.

В докладе упоминается, что для устойчивого функционирования рунета и контроля трафика важны четыре компании – точка обмена трафиком MSK-IX в двух юрлицах (ЗАО и АНО), Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ, администратор доменов .ru и .рф) и Технический центр Интернет (обслуживает реестр и систему регистрации доменов .ru, .рф и .su, поддерживает DNS-инфраструктуру рунета).

MSK-IX с недавних пор принадлежит госкомпании – «Ростелекому». А вот КЦ – пока независимая организация, хотя в состав ее совета входит представитель государства (Минкомсвязи).

В прошлом году чиновники уже обсуждали передачу государству функций КЦ: они могли быть переданы Россвязи. Но этого до сих пор не произошло. Тема актуальна и сейчас, она время от времени обсуждается, но конкретных шагов государство пока не предпринимает, говорит человек, близкий к КЦ. Чиновники почему-то считают, что будет безопаснее, если российскими доменами будет распоряжаться госкомпания, удивляется он.

Речь не идет об ограничении свободы в интернете

«Нужно продолжать очищать российское интернет-пространство от незаконных, преступных материалов, более активно использовать для этого современные технологии, участвовать в формировании системы международной информационной безопасности», заявил президент Владимир Путин на коллегии ФСБ (цитата по «Интерфаксу»). При этом он подчеркнул, что "речь не идет о том, чтобы ограничивать свободу в интернете».

Еще одно предложение Никифорова – запретить коммерческим компаниям эксплуатировать линии связи, проходящие через государственную границу. На практике это может означать следующее, объясняет один из собеседников «Ведомостей», видевший доклад: например, у «Яндекса» есть дата-центр в Финляндии и прямой канал связи с ним. «Яндексу» не следует разрешать пользоваться этим каналом, поскольку проходящую по нему информацию нельзя контролировать.

Среди технических мер, которые должны обеспечить устойчивую работу рунета, в докладе упоминается необходимость резервирования системы корневых DNS-серверов, а также дублирующего реестра IP-адресов. DNS – это система доменных имен в интернете: с ее помощью числовые IP-адреса преобразуются в имена сайтов. Управляет DNS американская корпорация ICANN, а выделением IP-адресов занимается голландская RIPE NCC.

Дублирование этих систем необходимо для того, чтобы российский сегмент интернета работал без перебоев – в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций (например, военных действий или внешних атак), считает Никифоров.

На первый взгляд предложенная министром связи система похожа на так называемую китайскую модель, то есть жесткий контроль государства над всеми ключевыми элементами инфраструктуры, говорит сотрудник одной из интернет-компаний. Но вопрос в реализации и деталях: при хорошем раскладе, все останется как есть, с незначительным усилением контроля государства; при плохом – произойдет существенный передел рынка в пользу огосударствления интернета в России. Что касается технических деталей, то создать дублирующую систему DNS вполне можно, а вот создание своего реестра адресов в любом случае потребует одобрения ICANN, которая сейчас курирует международную систему раздачи адресов и авторизует региональные центры – аналоги RIPE в России, говорит собеседник «Ведомостей».

Осенью прошлого года бывший министр связи, а сейчас помощник президента Игорь Щеголев говорил, что проведенные Минкомсвязи учения показали, что рунет недостаточно устойчив к внешним угрозам. В интервью изданию d-russia.ru Щеголев заявил, что все ключевые элементы интернета находятся за пределами России, поэтому доступ к любому сайту, да и рунету в целом, может быть заблокирован извне. Правда, чтобы защитить рунет, Щеголев предлагал не дублировать существующие системы, а создать собственные: всю свою «ключевую инфраструктуру интернета, включая национальные корневые серверы, национальную систему маршрутно-адресной информации, осуществлять мониторинг и контроль целостности сети».

Топ-менеджер интернет-компании объясняет разницу между подходом Щеголева и Никифорова: в России работают корневые DNS-серверы, но они управляются ICANN – так происходит во всех странах. Возможно, Щеголев имел в  виду независимую от ICANN систему: технически это означает автономный интернет, независимый от глобального. Никифоров говорит не о создании, а о дублировании ключевых функций, то есть фактически о повышении надежности и устойчивости работы системы в целом, объясняет собеседник «Ведомостей»: важно какими способами и методами это будет достигнуто.

Итоги учений и вопросы автономной работы рунета обсуждались в октябре прошлого года на заседании Совета безопасности. В частности, участники совета обсуждали минимизацию рисков для рунета и, в том числе возможность временного отключения его от внешнего мира в случае чрезвычайных ситуаций. Впрочем, представители Минкомсвязи и Кремля позже заявили, что само государство не планирует отключать рунет от глобального интернета и что речь идет лишь о его защите.

Анастасия Голицына, Елизавета Серьгина (Ведомости) Advertology.Ru

27.03.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.04.2024 - 22:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация