Новости

Акцизы – пьющим

Акцизы – пьющим

Государство может разрешить в России интернет-торговлю алкоголем и изменить распределение акцизов между Москвой и регионами. Обе новации входят в план реформирования алкогольного рынка, с которым ознакомился РБК.

Проблемный рынок

Осенью прошлого года недавно назначенный куратором алкогольной отрасли вице-премьер правительства Александр Хлопонин признавался РБК, что не готов говорить о конкретных мерах по наведению порядка на алкогольном рынке. «Проблемы отрасли достаточно серьезные, необходимо тщательно изучать ситуацию, проводить встречи и консультации как с регулятором, так и с участниками рынка», – рассказывал вице-премьер, пообещав представить план действий в начале 2015 года.

РБК удалось ознакомиться с ключевыми шагами, которые государство намерено предпринять для «стабилизации ситуации на алкогольном рынке и повышения конкурентоспособности легально произведенной алкогольной продукции». К предстоящему в марте заседанию правительственной комиссии по госрегулированию алкогольного рынка подготовлен проект «дорожной карты» (есть в распоряжении РБК), в которую включено 17 пунктов – главным образом поправок к федеральным законам, которые будет вносить правительство в целях наведения порядка на алкогольном рынке. Подлинность документа РБК подтвердили несколько участников предстоящего совещания. В аппарате Хлопонина РБК рассказали, что до совещания в проекте «дорожной карты» могут произойти изменения. «Мы проводим консультации», – рассказал РБК помощник вице-премьера. Точная дата совещания будет известна позже.

Главной проблемой отрасли является наличие на рынке огромного объема нелегальной алкогольной продукции, признают в правительстве. Основной объем нелегальной водки производится промышленным способом, зачастую на легально действующих заводах. Однако при помощи криминальных схем производитель не уплачивает государству акциз, чья доля в цене конечного продукта достаточно велика. По данным Росстата, в 2014 году в России было произведено 66,6 млн дал водки, а продано через легальные магазины более чем в 1,5 раза больше – 103,9  млн дал. Разница в 37,3 млн дал водки соответствует объему нелегального рынка, уверены в Росалкогольрегулировании (РАР).

Сейчас ставка акциза на крепкий алкоголь составляет 500 руб. за 1 л чистого спирта, что соответствует 100 руб. в стоимости стандартной бутылки водки объемом 0,5 л. То есть в минимальной розничной цене пол-литровой бутылки водки, установленной РАР с 1 февраля, доля акциза больше половины – 100 руб. из 185 руб.

Другими проблемами, о которых говорят участники рынка, являются поборы со стороны торговых сетей: по данным Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), выплаты производителей торговым сетям порой достигают 100% от суммы поставки. Кроме того, водочников беспокоят проявления «регионального сепаратизма», когда федеральным брендам затрудняют вход на региональные рынки, устраивая дополнительные проверки качества или используя административное давление на местных торговцев.

Что делать

Среди мер, которые государство намерено принять в ближайшие полгода, планируется внесение в Госдуму проектов пяти федеральных законов.

Один из них призван легализовать онлайн-торговлю алкоголем, запрещенную с 2007 года, но де-факто осуществляющуюся сейчас открыто сотнями интернет-сайтов. По словам источника РБК в РАР, планируется создать реестр онлайн-площадок, которые получат законное право продавать алкогольные напитки дистанционным способом. «К ним будут предъявляться те же требования, что и к офлайн-торговле – то есть подача деклараций, внесение данных в систему ЕГАИС (электронный учет оборота алкогольной продукции), когда ее введут для розницы, наличие лицензии на торговлю алкоголем и т.д.», – пояснил собеседник РБК.

Еще один закон должен будет усилить ответственность за торговлю алкоголем без лицензии. Сейчас ответственность за подобные нарушения незначительна. Согласно ст. 14.16  КоАП, для продающих алкоголь без лицензии предусмотрен штраф от 10 тыс. до 15 тыс. для должностных лиц и от 200 тыс. до 300 тыс. руб. для юрлиц.

Для урегулирования конфликта поставщиков алкоголя с ретейлерами предусмотрено внесение законопроекта об изменении порядка расчета ретробонусов (вознаграждение ретейлеру за объем продаж) сетями. Сейчас ретейлеры рассчитывают свою премию исходя из конечной стоимости поставки. Правительство предлагает снизить расчетную базу премии, вычтя из нее сумму акциза и НДС.

Премия пьющим

Еще одной новацией на алкогольном рынке может стать изменение принципа распределения акцизов на крепкий алкоголь. Сейчас 40% акциза остается у региона, где находится уплачивающий налоги завод-производитель, а 60% направляется в федеральный бюджет. В «дорожной карте», которая будет рассмотрена на заседании правкомиссии у Хлопонина, есть пункт, предусматривающий подготовку законопроекта, кардинально меняющего эту схему.

Акцизы будут целиком уходить в федеральный бюджет, а потом часть будет возвращаться регионам. Но распределяться она будет не в зависимости от производства, как сейчас, а в зависимости от розничных продаж: чем больше продал – тем больше получил, рассказал РБК источник в РАР. Одно из следствий такого изменения: у регионов не будет мотивации закрывать собственные рынки сбыта для продукции, выпущенной в других областях.

О том, что вопрос изменения схемы распределения акцизов прорабатывается на правительственном уровне, осенью 2014 года РБК рассказывал Хлопонин. По его словам, распределение денег от алкогольных акцизов исходя из объемов розничных продаж более справедливо. «Хотя некоторым кавказским республикам такая идея может не понравиться, – признавался Хлопонин. – Там есть республики с большим объемам производства и низким уровнем розничных продаж. Такие регионы потеряют в деньгах».

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктора Звагельского, новая схема распределения акцизных поступлений не только восстановит конкурентную среду в некоторых регионах, куда под разными предлогами не пускают «чужую» водку, но и заставит власти на местах бороться с нелегальной продукцией в рознице. «Если поступления в региональный бюджет будут жестко привязаны к легальным объемам розничных продаж, губернаторы на местах быстро наведут порядок в рознице, – уверен Звагельский. – Сейчас у них нет достаточно мотивации бороться с нелегальной водкой в магазинах, но если они будут знать, что каждая проданная нелегальная бутылка будет оставлять регион без определенной суммы в бюджет, то и отношение к проблеме будет другое». По мнению Звагельского, от подобного перераспределения акцизных поступлений выиграют 85% регионов.

Как следует из данных Росстата, основным бенефициаром нового принципа распределения акцизных поступлений станет Москва. После перевода в Московскую область производственных мощностей завода «Кристалл» в столице осталось по существу только одно крупное предприятие алкогольной отрасли – коньячный завод «КиН». По расчетам РБК, в  2014 году бюджет столицы получит от алкогольных акцизов 566,3 млн руб. В то же время розничные продажи алкогольных напитков в 2014 году в Москве превысили 17 млн дал.

Основными пострадавшими от изменения принципов распределения акцизных денег станут регионы с несколькими крупными производственными предприятиями и низким объемом потребления спиртного. В первую очередь это Татарстан, где находится один из крупнейших производителей водки в стране – «Татспиртпром», и Кабардино-Балкария, где поступления от алкогольных акцизов составляют около трети собственных доходов республики – 2,8 млрд из 10,6 млрд руб.

Денис Пузырев (РБК)

Advertology.Ru

11.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

22.09.2019 - 20:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация