Новости

Акцизы – пьющим

Акцизы – пьющим

Государство может разрешить в России интернет-торговлю алкоголем и изменить распределение акцизов между Москвой и регионами. Обе новации входят в план реформирования алкогольного рынка, с которым ознакомился РБК.

Проблемный рынок

Осенью прошлого года недавно назначенный куратором алкогольной отрасли вице-премьер правительства Александр Хлопонин признавался РБК, что не готов говорить о конкретных мерах по наведению порядка на алкогольном рынке. «Проблемы отрасли достаточно серьезные, необходимо тщательно изучать ситуацию, проводить встречи и консультации как с регулятором, так и с участниками рынка», – рассказывал вице-премьер, пообещав представить план действий в начале 2015 года.

РБК удалось ознакомиться с ключевыми шагами, которые государство намерено предпринять для «стабилизации ситуации на алкогольном рынке и повышения конкурентоспособности легально произведенной алкогольной продукции». К предстоящему в марте заседанию правительственной комиссии по госрегулированию алкогольного рынка подготовлен проект «дорожной карты» (есть в распоряжении РБК), в которую включено 17 пунктов – главным образом поправок к федеральным законам, которые будет вносить правительство в целях наведения порядка на алкогольном рынке. Подлинность документа РБК подтвердили несколько участников предстоящего совещания. В аппарате Хлопонина РБК рассказали, что до совещания в проекте «дорожной карты» могут произойти изменения. «Мы проводим консультации», – рассказал РБК помощник вице-премьера. Точная дата совещания будет известна позже.

Главной проблемой отрасли является наличие на рынке огромного объема нелегальной алкогольной продукции, признают в правительстве. Основной объем нелегальной водки производится промышленным способом, зачастую на легально действующих заводах. Однако при помощи криминальных схем производитель не уплачивает государству акциз, чья доля в цене конечного продукта достаточно велика. По данным Росстата, в 2014 году в России было произведено 66,6 млн дал водки, а продано через легальные магазины более чем в 1,5 раза больше – 103,9  млн дал. Разница в 37,3 млн дал водки соответствует объему нелегального рынка, уверены в Росалкогольрегулировании (РАР).

Сейчас ставка акциза на крепкий алкоголь составляет 500 руб. за 1 л чистого спирта, что соответствует 100 руб. в стоимости стандартной бутылки водки объемом 0,5 л. То есть в минимальной розничной цене пол-литровой бутылки водки, установленной РАР с 1 февраля, доля акциза больше половины – 100 руб. из 185 руб.

Другими проблемами, о которых говорят участники рынка, являются поборы со стороны торговых сетей: по данным Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), выплаты производителей торговым сетям порой достигают 100% от суммы поставки. Кроме того, водочников беспокоят проявления «регионального сепаратизма», когда федеральным брендам затрудняют вход на региональные рынки, устраивая дополнительные проверки качества или используя административное давление на местных торговцев.

Что делать

Среди мер, которые государство намерено принять в ближайшие полгода, планируется внесение в Госдуму проектов пяти федеральных законов.

Один из них призван легализовать онлайн-торговлю алкоголем, запрещенную с 2007 года, но де-факто осуществляющуюся сейчас открыто сотнями интернет-сайтов. По словам источника РБК в РАР, планируется создать реестр онлайн-площадок, которые получат законное право продавать алкогольные напитки дистанционным способом. «К ним будут предъявляться те же требования, что и к офлайн-торговле – то есть подача деклараций, внесение данных в систему ЕГАИС (электронный учет оборота алкогольной продукции), когда ее введут для розницы, наличие лицензии на торговлю алкоголем и т.д.», – пояснил собеседник РБК.

Еще один закон должен будет усилить ответственность за торговлю алкоголем без лицензии. Сейчас ответственность за подобные нарушения незначительна. Согласно ст. 14.16  КоАП, для продающих алкоголь без лицензии предусмотрен штраф от 10 тыс. до 15 тыс. для должностных лиц и от 200 тыс. до 300 тыс. руб. для юрлиц.

Для урегулирования конфликта поставщиков алкоголя с ретейлерами предусмотрено внесение законопроекта об изменении порядка расчета ретробонусов (вознаграждение ретейлеру за объем продаж) сетями. Сейчас ретейлеры рассчитывают свою премию исходя из конечной стоимости поставки. Правительство предлагает снизить расчетную базу премии, вычтя из нее сумму акциза и НДС.

Премия пьющим

Еще одной новацией на алкогольном рынке может стать изменение принципа распределения акцизов на крепкий алкоголь. Сейчас 40% акциза остается у региона, где находится уплачивающий налоги завод-производитель, а 60% направляется в федеральный бюджет. В «дорожной карте», которая будет рассмотрена на заседании правкомиссии у Хлопонина, есть пункт, предусматривающий подготовку законопроекта, кардинально меняющего эту схему.

Акцизы будут целиком уходить в федеральный бюджет, а потом часть будет возвращаться регионам. Но распределяться она будет не в зависимости от производства, как сейчас, а в зависимости от розничных продаж: чем больше продал – тем больше получил, рассказал РБК источник в РАР. Одно из следствий такого изменения: у регионов не будет мотивации закрывать собственные рынки сбыта для продукции, выпущенной в других областях.

О том, что вопрос изменения схемы распределения акцизов прорабатывается на правительственном уровне, осенью 2014 года РБК рассказывал Хлопонин. По его словам, распределение денег от алкогольных акцизов исходя из объемов розничных продаж более справедливо. «Хотя некоторым кавказским республикам такая идея может не понравиться, – признавался Хлопонин. – Там есть республики с большим объемам производства и низким уровнем розничных продаж. Такие регионы потеряют в деньгах».

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктора Звагельского, новая схема распределения акцизных поступлений не только восстановит конкурентную среду в некоторых регионах, куда под разными предлогами не пускают «чужую» водку, но и заставит власти на местах бороться с нелегальной продукцией в рознице. «Если поступления в региональный бюджет будут жестко привязаны к легальным объемам розничных продаж, губернаторы на местах быстро наведут порядок в рознице, – уверен Звагельский. – Сейчас у них нет достаточно мотивации бороться с нелегальной водкой в магазинах, но если они будут знать, что каждая проданная нелегальная бутылка будет оставлять регион без определенной суммы в бюджет, то и отношение к проблеме будет другое». По мнению Звагельского, от подобного перераспределения акцизных поступлений выиграют 85% регионов.

Как следует из данных Росстата, основным бенефициаром нового принципа распределения акцизных поступлений станет Москва. После перевода в Московскую область производственных мощностей завода «Кристалл» в столице осталось по существу только одно крупное предприятие алкогольной отрасли – коньячный завод «КиН». По расчетам РБК, в  2014 году бюджет столицы получит от алкогольных акцизов 566,3 млн руб. В то же время розничные продажи алкогольных напитков в 2014 году в Москве превысили 17 млн дал.

Основными пострадавшими от изменения принципов распределения акцизных денег станут регионы с несколькими крупными производственными предприятиями и низким объемом потребления спиртного. В первую очередь это Татарстан, где находится один из крупнейших производителей водки в стране – «Татспиртпром», и Кабардино-Балкария, где поступления от алкогольных акцизов составляют около трети собственных доходов республики – 2,8 млрд из 10,6 млрд руб.

Денис Пузырев (РБК)

Advertology.Ru

11.02.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.03.2024 - 05:41
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация