Новости

СМИ накроет второй волной сокращений

СМИ накроет второй волной сокращений

Медиа сократили штат уже на 10-15%, и в 2015 году «под нож» могут попасть еще 25%.

Многие региональные СМИ закрываются, а федеральные медиа урезают штат, чтобы сократить расходы. По оценке главы Союза журналистов Москвы и главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева, в среднем по рынку сокращения составляют 10–15%. Без сокращений пока обходятся те медиа, которые в течение года оптимизировали структуру редакции.

Антикризисные сокращения уже начались в государственных СМИ — федеральная правительственная «Российская газета» сокращает 10% сотрудников (в следующем году запланированы дальнейшие увольнения), а газета московского правительства «Вечерняя Москва» уже сократила 12% коллектива. 

Редакционный и административный штат урезают и частные СМИ. Недавно 10% сотрудников было уволено из интернет-издания Lenta.ru, сокращения прошли и в редакции российской версии журнала Playboy (ИД Burda) и в издательском доме Conde Nast (журналы Vogue, Glamour, Tatler, GQ). В целом рекрутеры считают, что это только первая волна увольнений: в течение года штаты СМИ сократятся на 20–25%.

Назначенный 23 декабря гендиректор «Эхо Москвы» Михаил Демин в первый же день на своем посту пообещал оптимизировать штат радиостанции в связи с бюджетным дефицитом компании. Источник «Известий» в холдинге «Газпром-Медиа» говорит о том, что новый председатель правления Дмитрий Чернышенко также в первую очередь начнет сокращать расходы; не исключено, что за счет сокращения штата сотрудников, который был слишком раздут при предыдущем руководстве.

С новым 20-15-процентным годом

Гендиректор ФГБУ «Редакция «Российской газеты» Павел Негоица рассказал «Известиям», что сокращение затрат на редакцию было плановым, но экономическая ситуация подстегнула оптимизацию. В ФБГУ работает около 900 сотрудников, сокращения в большей степени коснутся административного персонала, говорит заместитель Негоицы Светлана Борисова. Однако опрошенные «Известиями» журналисты РГ говорят о том, что штат издания уже заметно «похудел»: некоторые отделы сократили на треть. Сотрудникам редакции также сообщили о том, что следующую волну увольнений стоит ожидать весной.

— В этом году нам снизили бюджетные ассигнования на 10%, а рекламный доход в ближайшем будущем вряд ли покажет рост, — объясняет Негоица. — Структура любого госпредприятия должна быть эффективной, а не избыточной. В кризис 2008–2009 годов мы проводили более масштабные сокращения, а когда экономические показатели стали улучшаться и рекламодатели стали идти к нам активнее, мы стали опять разрастаться. Тогда мы сократили больше 200 человек, или около 15%. Сейчас сокращения идут только в ФГБУ, но мы также планируем пересмотреть структуру наших дочерних компаний и если поймем, что там тоже есть какие-то излишества, будем также проводить оптимизацию.

Хотя Негоица и рассуждает с точки зрения классической рекламной модели, ежегодно РГ получает из бюджета миллиарды рублей. Конкретную сумму бюджетных ассигнований Негоица назвать отказался. В федеральном бюджете на 2015 год нет прямых указаний на расходы на «Российскую газету». По оценке Негоицы, к концу года внебюджетный доход РГ превысит 1 млрд рублей.

О сокращении штата задумываются и в издательском доме «Комсомольская правда» («КП», «Советский спорт», «Экспресс-газета»), говорит гендиректор ИД и главный редактор «КП» Владимир Сунгоркин — на днях стало известно, что он готов продать свои 4% акций в холдинге. Сейчас в ИД работает около тысячи человек: порядка 600 в регионах и около 400 в Москве.

— Если кризис будет развиваться, мы, вполне возможно, уволим примерно 10% сотрудников. Но это если кризис будет развиваться. У нас точечные сокращения идут постоянно, поэтому запаса для сокращений у нас нет: мы и так весь 2014 год еще до кризиса сокращали людей. За 2014 год мы сократили уже около 15%, — сказал Сунгоркин «Известиям». — Это связано с оптимизацией и, конечно, с финансовым кризисом, ведь он не в одночасье наступил. Под сокращения может попасть как административный персонал, так и журналисты. Там, где мы видим, что человек не тянет или можно без него обойтись, мы его сокращаем.

10% сотрудников до конца года лишится и интернет-издание Lenta.ru (входит в Rambler & Co.). Главный редактор издания Алексей Гореславский объясняет это подготовкой к экономически сложному 2015 году.

В издательском доме Look At Media, объединяющем интернет-издания Look At Me, The Village, Fur-Fur, радио Follow Me и пр., на данный момент явных резервов для оптимизации нет, сказал «Известиям» гендиректор ИД Алексей Аметов. Но если экономические условия продолжат ухудшаться, то, возможно, руководству придется пойти на сокращения, признал он. Аметов также ожидает снижения рекламных доходов в 2015 году. По его мнению, они в долларовом выражении снизятся более чем на 50%.

Главный редактор газеты «Коммерсант» Сергей Яковлев утверждает, что увольнять сотрудников издания в этом году не будут. 

— В «Коммерсанте» до конца года не планируется никаких сокращений. Будем смотреть на то, что будет твориться с экономикой. Самые большие расходы в газете, конечно, на людей. Для нас люди — это самая большая ценность. Планов по сокращению на следующий год пока нет, поскольку реальность может оказаться гораздо богаче всех наших предположений.

Шеф-редактор проектов РБК Елизавета Осетинская говорит о том, что холдинг не ставит цели сократить редакционный состав. На данный момент в редакциях четырех изданий РБК — газета РБК, одноименный журнал и сайт, а также агентстве Quote.ru — работает около 200 журналистов. Однако собеседница признает, что 2015 год для экономики СМИ может оказаться гораздо тяжелее кризисного 2008 года.

По информации «Известий», крупная оптимизация, в том числе и штатная, пройдет и в медиахолдинге «Газпром-Медиа» (телеканалы ТНТ, НТВ, радиостанции «Эхо Москвы», «Сити FM» и проч.). Недавно крупнейший медиахолдинг страны покинул председатель правления Михаил Лесин, его место занял экс-глава оргкомитета Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи и руководитель Volga Group Дмитрий Чернышенко.  При Лесине «Газпром-Медиа» серьезно потратился на покупку компании «ПрофМедиа», объединяющей телеканалы ТВ-3, «Пятница!» и 2×2, радиостанции «Авторадио», «Романтика», «Юмор ФМ», «Энергия» и кинокомпании «Централ Партнершип». Сделка была закрыта в феврале этого года, ее сумма, если верить отчетности Газпромбанка, составила $602 млн. Теперь, по данным «Известий», перед новым предправления поставлена задача максимально экономить.

На днях назначенный генеральным директором «Эха Москвы» Михаил Демин (коллега Чернышенко по оргкомитету) объявил о предстоящей оптимизации штата радиостанции. Зарплатный фонд будет сокращен, но о массовых сокращениях пока речи не идет, заявлял Демин. С редакцией обсуждаются варианты перевода сотрудников из штата на контракт и сокращение ныне существующих вакансий на радиостанции. В ОАО «Гапром-Медиа Холдинг» не комментируют о масштабы сокращений.

Началось всё с внешних санкций

Кризис проявил себя действительно не в одночасье, согласен главред «Московского комсомольца» Павел Гусев. Серьезный удар экономике медиа нанесли запреты рекламы алкоголя табака и лечебных свойств БАДов, а затем и отказ некоторых иностранных компаний от рекламы в российских СМИ, говорит Гусев. Так, в августе Coca-Cola отозвала рекламу на четырех российских каналах — «РЕН ТВ», «Пятом канале», «Домашнем» и телеканале «Звезда». В 2013 году Coca-Cola входила в топ-20 рекламодателей по сумме бюджета, тратящегося на рекламу в России, — 2,5 млрд рублей.

— Кроме того, сеть киосков с прессой сократилась на 30%, а отмена государственных дотаций для «Почты России» спровоцировала 20% рост цен на подписку, — добавляет Гусев. — Еще на 12–15% выросли и расценки на полиграфические услуги. Без масштабных сокращений в конце года обойдутся те, кто уже провел оптимизацию в его начале или середине. Увольнения сотрудников — самый очевидный шаг, позволяющий сократить расходы, однако есть и другие способы уменьшить издержки, сохранив при этом коллектив. Мы еще в начале года начали реформировать структуру прохождения информационных потоков. У нас было 15 отделов и, соответственно, 15 редакторов, а теперь у нас всего 4 направления. Например, у нас есть политико-экономическое направление, по которому работают журналисты, а все оказавшиеся ненужными руководители либо переходили на журналистскую работу, либо мы их оптимизировали.

Столичная газета «Вечерняя Москва» к финансовому кризису на медиарынке готовилась с осени, говорит гендиректор одноименной компании Александр Чекшин.

— «Вечерка» еще в августе-сентябре провела оптимизацию всех затрат, в том числе сократили на 12% персонал как в редакции, так и в дирекции, сократили гонорарный фонд — в общем, подготовились к ухудшавшейся экономической ситуации в стране, — поясняет Чекшин. — Сейчас у нас 80 дирекционных сотрудников (в основном это продавцы) и примерно 120 редакционных, мы продолжаем искать любые возможности экономить с одной стороны и зарабатывать — с другой.

Сейчас в «Вечерке», по словам гендиректора, работает около 200 человек, осенью уволили примерно 25 человек, «антикризисная работа» ведется и сейчас. На вопрос, сколько сотрудников газеты попадут под сокращения во время «антикризисной работы» Чекшин ответил только, что «сокращений больших пока не планируем».

Телеканалы сэкономят на контенте

В экономике телеканалов расходы на зарплату сотрудникам не самые великие, а значит, сэкономить придется на другом, говорит гендиректор канала НТВ Владимир Кулистиков. Например, на контенте.

— Пока в связи с обстановкой в стране у нас сокращений не происходит. Изменения, разумеется, идут постоянно, поскольку одни программы уходят, другие открываются. Кризиса на себе мы пока не ощутили, но к нему готовимся. Зарплаты журналистам для нас не самая значительная статья расходов. Думаю, что в следующем году, если кризис себя проявит, нужно будет договариваться с производителями о том, чтобы они сбавляли свою маржу прибыли, — говорит гендиректор НТВ.

Так было в кризисные 2008–2009 годы, так будет и в следующем году, уверен Кулистиков: поставщикам контента придется идти на уступки. Пока таких переговоров руководство НТВ не планирует, объясняя это достаточным запасом уже готовых программ. Чего не скажешь об «Общественном телевидении России» (ОТР): по словам гендиректора канала Анатолия Лысенко, ОТР постоянно ведет переговоры с производителями на предмет снижения цены.

Лысенко не смог назвать масштабы сокращений на ОТР в этом году. Вероятно, можно будет обойтись и без них, сказал он. В марте этого года ОТР уже покинула львиная доля сотрудников в связи с тяжелым финансовым положением канала. После этого экономическое ситуация ОТР начала налаживаться. Как писали «Известия», ОТР постепенно снижает объем кредитных займов, ежегодно предоставляемых каналу ВЭБом.

На каналах ВГТРК — «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Культура» — штат сохранят даже в случае усугубления экономической ситуации, заверил заместитель гендиректора ФГУП ВГТРК Дмитрий Медников.

— Я себе не представляю ситуацию, в которой мы можем пойти на такой шаг, — говорит он. — Для нас самая важная задача — сохранять людей.

На вопрос, есть ли резервы для сокращения на телеканале «Дождь», гендиректор канала Наталья Синдеева ответить не смогла. «Дождь» сейчас вещает из квартиры, после того как руководство офисного комплекса «Красный Октябрь» отказалось продлить с каналом контракт и попросило освободить занимаемые помещения. Масштабная оптимизация прошла на «Дожде» еще весной: наполовину был уменьшен штат редакции, оставшимся сотрудникам урезали зарплату примерно на 30%.

Журналистам советуют учиться продажам

— На мой взгляд, сокращений именно на рынке СМИ будет гораздо больше 10–15%. На протяжении всего кризиса, я думаю, они составят около 20–25%. Это просто первая волна. Рынок СМИ на данный момент пострадал больше всего, если не считать банки. Из-за кризиса снялись почти все медийные бюджеты, — говорит глава рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская.

Потерявшие работу журналисты раньше могли трудоустроиться в смежных сферах, таких как PR или реклама. Но теперь сокращения коснулись и этих рынков. Вероятно, журналистские кадры перетекут в госсектор, считает рекрутер.

— На рынке пиара с начала 2015 года тоже будут большие сокращения, примерно на 15–20%. В бизнесе сейчас пресс-секретарей и пиарщиков будут увольнять в первую очередь, потому что у бизнеса первостепенной задачей будет выжить. У тех, кого сократят, будет несколько предполагаемых вариантов смены работы. Где-то с февраля-марта будут востребованы специалисты по связям с государственными органами власти: в госсекторе экономики деньги все равно останутся и компаниям крайне необходим будет специалист, который сможет их привлечь. Не у всех журналистов есть этот навык, но те, у кого он есть, будут крайне востребованы.

Журналистам без навыков общения с госорганами Владимирская советует переквалифицироваться в специалистов по продажам.

— Я не имею в виду продавцов, именно специалистов. Сейчас журналисты этим брезгуют, но когда они поймут, что работы нет, им просто придется. Тем более здесь им помогут уже приобретенные качества, например умение общаться, — считает она. — Также стоит отметить, что в мелких СМИ было много журналистов, которые удаленно писали раз от разу, они жили за границей и обеспечивали себя в основном за счет разницы в курсе. Так вот теперь эти люди поедут обратно, следовательно, серьезно возрастет конкуренция.

В следующем году появится новый тип СМИ — медиа, сделанные «на коленках» и освещающие какой-то узкий круг тем, полагает Владимирская. В качестве примера она приводит блоги для молодых мам, которые могут перерасти в СМИ такого типа. Рекламодатели не перестанут вкладывать свои бюджеты в такие нишевые медиа в расчете на таргетированную рекламу, к тому же не все смогут позволить себе продвижение через крупные издания.

Светлана Поворазнюк, Мария Амирджанян (Известия)

Advertology.Ru

26.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 22:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация